Как работает мозг во время чтения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как работает мозг во время чтения



Библиотерапия

 

О пользе чтения

Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты: рисунок мамонта, тигра, копья, людейначали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придётся еще немного подождать). Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было даже важнее изобретения каменного топора, лука или колеса. Потому что именно тогда человечество сумело овладеть временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрело бессмертие.

 

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.

 

Библиотерапия

 

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния.

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за 100 лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение.

 

Билиотерапия от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:
изменённые - для их нормализации;
нормальные - для их уравновешивания.

 

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии

 

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:
1. Самоподготовка психокорректора.
Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической «рецептуры», т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берётся несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.

В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии её в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров.
Во время очередной беседы с клиентом ему задаётся ряд вопросов. Например: «Назовите пять ваших любимых книг», «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление?», «Почему?», «Какие авторы, по вашему мнению, понимают вас?», «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?».
3. Составление списка.
Далее идёт составление списка литературы. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие такого списка позволяет корректировать другие методы воздействия.
4. Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учёта трёх следующих принципов:
- степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);
- герой книги должен быть клиенту «по плечу»;
- максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

 

Психокоррекционные процессы при библиотерапии характеризуются универсальностью своего воздействия на всю личность в целом. Это успокоение, удовольствие, радость, чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой, общая психическая активность.

1. Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.
2. Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, даёт клиенту необходимое дополнительное удовольствие.
3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.
4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

 

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, клиент может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт клиенту возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.

Читательский дневник

 

После того как клиент прочтёт книгу, проводится беседа: «Что особенно интересно было узнать?»; «Какую пользу он из этого извлёк?»; «Что вызвало сомнение, опасение?»; «Что осталось неясным?»; «Как он относится к отдельным персонажам?».

В ходе библиотерапии клиент ведёт читательский дневник. Клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы (или писать улучшенные варианты глав – моя находка).

Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений и может быть использован в диагностических целях. Клиент, высказывая свое отношение к персонажам, проецирует своё отношение к целому ряду проблем. И это позволяет ему говорить о своих проблемах в опосредованной форме.

 

Чтение отвлекает от экранов

Сегодня можно повсеместно наблюдать картину, когда юноша и девушка на свидании вместо вздохов, поглаживаний и томных взглядов утыкаются в экраны своих гаджетов и обмениваются сообщениями в социальных сетях или играют в компьютерные игры. Примерно так же проходят и семейные вечера у множества уже состоявшихся пар.

Смартфоны, планшеты и ноутбуки — могильщики романтических и семейных отношений.

Книга является лучшей заменой электронным гаджетам, которая не разъединяет людей, а наоборот, сближает.

Библиотерапия

 

О пользе чтения

Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты: рисунок мамонта, тигра, копья, людейначали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придётся еще немного подождать). Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было даже важнее изобретения каменного топора, лука или колеса. Потому что именно тогда человечество сумело овладеть временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрело бессмертие.

 

Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.

 

Как работает мозг во время чтения

Во время чтения мозг «полыхает» как новогодняя ёлка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, всё равно как зависающий ролик просматриваем), в голове кипит работа. Нейронные сигналы мечутся по всем уголкам гигантского храма разума, перетряхивая запасы памяти и спешно разыскивая значения расшифрованных символов.

 

 

Звуковую информацию мы воспринимаем по-другому, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Рычание тигра или медведя в далёких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили крейсерскую скорость сорок километров в час.

С чтением всё иначе. Тексты не мелькают перед нами чёрно-жёлтыми полосами, не рычат и не облизываются плотоядно. Это просто мелкие чёрные значки, сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбуждённости и увлечённости, а графические символы не дают и этого.

 

 

Когда мы читаем, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике*. «Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идёт активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В. М., Коротько Г. Ф. и др.).

Чем больше и лучше мы читаем, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.

Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать? А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например риск развития болезни Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль). Но улучшение качества работы мозга - вовсе не главный профит от чтения. Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают вашу речь намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.

 

Библиотерапия

 

Библиотерапия - специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации и оптимизации его психического состояния.

Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за 100 лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение.

 

Билиотерапия от чтения вообще отличается своей направленностью на те или иные психические процессы, состояния, свойства личности:
изменённые - для их нормализации;
нормальные - для их уравновешивания.

 

Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям. Таким образом, можно ослаблять или усиливать воздействие на чувства клиента для восстановления его душевного равновесия.

Методика библиотерапии

 

Методику библиотерапии можно разделить на несколько этапов:
1. Самоподготовка психокорректора.
Она включает в себя составление собственной библиотерапевтической «рецептуры», т.е. списков литературы и специального ознакомления с книгами с коррекционной точки зрения. Для начала берётся несколько жанров по 2-3 названия. Со временем рекомендуется расширение рецептуры по жанрам и количеству книг. Необходимо составить для себя краткие аннотации с выписками как на отдельные разделы, главы, так и на отдельные книги, в которых фиксируются наиболее важные, яркие темы, мысли, проблемы глав, произведений, личностные особенности авторов.

В начале работы это поможет начинающему библиотерапевту обращать внимание клиента на соответствующие тексты. Желательно иметь большинство книг в отдельной библиотечке для того, чтобы клиенты могли легко найти эту книгу при отсутствии её в собственности. Кроме того, в таких книгах можно разрешать клиенту делать пометки на полях, что облегчает диагностику клиента.

2. Ориентировка в возможностях библиотерапии и её жанров.
Во время очередной беседы с клиентом ему задаётся ряд вопросов. Например: «Назовите пять ваших любимых книг», «Какие книги произвели на вас в жизни наибольшее впечатление?», «Почему?», «Какие авторы, по вашему мнению, понимают вас?», «Персонажи каких книг наиболее похожи на вас?».
3. Составление списка.
Далее идёт составление списка литературы. Даже если библиотерапия используется как вспомогательный метод, наличие такого списка позволяет корректировать другие методы воздействия.
4. Выработка системы чтения.

Определяются жанры, приоритетные направления и количество книг. Рекомендуя клиенту книги в библиотерапевтических целях, А.М. Миллер указывает на необходимость учёта трёх следующих принципов:
- степени доступности изложения (степень сложности предлагаемой книги);
- герой книги должен быть клиенту «по плечу»;
- максимальное сходство ситуации книги с ситуацией, в которой находится клиент.

 

Психокоррекционные процессы при библиотерапии характеризуются универсальностью своего воздействия на всю личность в целом. Это успокоение, удовольствие, радость, чувство уверенности в себе, вера в свои возможности, удовлетворение собой, общая психическая активность.

1. Успокоение. Клиента может успокаивать специально подобранная публицистическая, художественная литература. Чтение такой литературы приводит клиента в состояние покоя, умиротворения.
2. Удовольствие. Люди с проблемами чувствуют себя отделенными от мира своей проблемой и ограничены в получении удовольствия из этого мира. Чтение хорошей книги, особенно если книга достаточно сложная или динамичная, даёт клиенту необходимое дополнительное удовольствие.
3. Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности у клиента возникает при чтении биографии, автобиографии, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации.
4. Большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.

 

Читая книги, героями которых являются яркие неординарные личности, находящиеся в трагических нестандартных ситуациях, клиент может отождествлять переживания героев со своими собственными, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны. Литература даёт клиенту возможность, которую не может дать ни один, даже самый опытный психолог - основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять, научиться анализировать и, следовательно, контролировать своё эмоциональное отношение и свои реакции.

Читательский дневник

 

После того как клиент прочтёт книгу, проводится беседа: «Что особенно интересно было узнать?»; «Какую пользу он из этого извлёк?»; «Что вызвало сомнение, опасение?»; «Что осталось неясным?»; «Как он относится к отдельным персонажам?».

В ходе библиотерапии клиент ведёт читательский дневник. Клиентам рекомендуется резюмировать прочитанные книги, главы (или писать улучшенные варианты глав – моя находка).

Анализ дневниковых записей нередко раскрывает процесс субъективной интерпретации художественных произведений и может быть использован в диагностических целях. Клиент, высказывая свое отношение к персонажам, проецирует своё отношение к целому ряду проблем. И это позволяет ему говорить о своих проблемах в опосредованной форме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.044 с.)