Глава 1 характеристика стрессорных раздражителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 характеристика стрессорных раздражителей



Кафедра анатомии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Биология. Человек»

ТЕМА

«Основная характеристика стрессорных раздражителей: эмоциогенные факторы, физические и биологические раздражители.»

 

Выполнила: студентка 323 группы

Говорова Е.В.

Проверил: к. м.н, доцент

Абдрахманов И.З.

 

 

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОРНЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

1.1 Основные причины и факторы, способствующие возникновению

стресса……………………………………………………………………....5

1.2 Классификации и краткая характеристика стрессовых реакций и

состояний.…………………………………………………………….…...7

1.3 Влияние стресса на живой организм……………………………………..

1.4 Общий адаптационный синдром…………………………………………

 

ГЛАВА 2 Метод исследование эмоциогенного фактора.

2.1 Эмоциогенные факторы………………………………………………….

2.2 Физические раздражители ……………………………………………..

2.3 Открытие Фехнера……………………………………………………..…

2.4 Биологические раздражители………………………………………

2.5 Флора и фауна как раздражители……………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………...……....31

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННИСТОЧНИКОВ ……………………….33

Введение

Актуальность. Раздражение является самым распространенным поглотителем психической энергии человека. Образно говоря, в состоянии раздражения организм человека выделяет «яд», который начинает интенсивно поглощать его психическую энергию и даже энергию окружающих его людей.

Таким образом человек становится беззащитным перед наступлением болезни. При раздражении человек становится неприятным для людей, которые с ним находятся в данный момент, и они начинают также испытывать тревогу, желание скорее уйти от него, раздражение от его присутствия.
Одной из предпосылок противостояния эмоциональному стрессу является присущая некоторым людям высокая эмоционально-волевая устойчивость. Обладая таким свойством, представители ряда сменных операторских профессий (летчики, моряки, операторы АЭС, спортсмены высокого класса и др.) испытывают на себе стрессовое состояние позже других, а преодолевают его быстрее. Напротив наличие низкой эмоциональной устойчивости, повышенной эмоциональной возбудимости способствуют развитию негативных проявлений стресса (возникновению дистресса). При этом сочетание высоких физических и эмоциональных нагрузок может вызывать развитие стресса даже у опытных, хорошо тренированных спортсменов. Это сопровождается снижением иммунной реактивности и негативными физиологическими и биохимическими реакциями, иногда имеющим прямые корреляции с достигнутыми спортивными результатами.

В свою очередь уровень нервно-психического напряжения зависит от характера воздействующих экстремальных факторов, величины их объективных характеристик и субъективной значимости для конкретного человека, и также от особенностей индивидуальной реактивности организма.

Цель работы: изучить и охарактерезовать стрессорные раздражители: эмоциогенные факторы, физические и биологические раздражители.

Задачи:

1. Проанализировать литературные источники по данному направлению;

2. Описать стрессорные раздражители: эмоциогенные факторы, биологические и физические раздражители.

3. Определить условия раждражения и применения их в жизни чловека.

4. Освоить стрессорные раздражители: эмоциогенные факторы, физические и биологические раздражители.

 

 

Глава 1 Характеристика стрессорных раздражителей

Общий адаптационный синдром

Связи организма с внешней средой многочисленны и многогранны. Он постоянно подвергается бесчисленным воздействиям различных по силе и качеству раздражителей. Слабые или кратковременно действующие раздражители вызывают локальные реакции организма, преимущественно воспалительного характера. Значительное по силе и продолжительности действие повреждающего агента, наряду с характерными для данного раздражителя эффектами, порождает ряд общих реакций организма, которые стереотипны и, значит, не зависят от качественных особенностей раздражителей. Стресс по своему характеру – синдром специфический, а по своему происхождению – неспецифический.

Если травмирующий агент настолько силен, что его кратковременное действие не совместимо с жизнью, то животное погибает во время реакции тревоги в первые часы или дни. Если же ему удастся выжить, то реакция тревоги непременно сменится второй стадией адаптационного синдрома – стадией резистентности. В тех случаях, когда действие вредного агента продолжается, достигнутая адаптация утрачивается вновь. Животное переходит в третью фазу – стадию истощения.

Первая фаза – первичный ответ организма на действие стрессоров – характерны увеличение и повышенная деятельность коры надпочечников, усиленная секреция адреналина, повышение концентрации сахара в крови (гипергликемия), а так же сморщивание тимуса (вилочковой железы, которая отвечает за иммунитет организма). В желудочно-кишечном тракте появляются кровоточащие язвочки. Активация системы гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников (эти железы внутренней секреции связаны между собой, причем гипоталамус является также частью нервной системы) вызывают гормональные сдвиги и обеспечивают мобилизацию защитных сил организма в ответ на действие стрессоров. Происходящие на этой фазе изменения функционально неоднозначны, и не всегда полезны для организма (например, повышение артериального давления – необходимый компонент физиологической мобилизации – при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях может привести к инсульту или инфаркту).

В фазе сопротивления усиливается секреция кортикостероидов (гормоны, обладающие выраженным действием на водно-солевой (минералокортикоиды), углеводный и белковый (глюкокортикоиды) обмен), изъявления исчезают; организм проявляет повышенную устойчивость (адаптируется) к действию стрессора. При длительном и интенсивном действии стрессора фаза сопротивления сменяется фазойистощения, которая сопровождается рез снижением сопротивляемости организма, ухудшением его состояния, возникновением различных заболеваний; вновь появляются язвы в желудочно-кишечном тракте. При продолжающемся воздействии стрессора может наступить гибель. Механизмы, переводящие организм из фазы сопротивления в фазу истощения до сих пор неизвестны.

Стресс может быть вызван как серьезной опасностью, так и творческой удачей. Без некоторого уровня стресса никакая активная деятельность невозможна, и полная свобода от стресса, по утверждению Селье, равнозначна смерти. Таким образом, стресс может быть не только вреден, но и полезен организму (эустресс), он мобилизирует его возможности, повышает устойчивость к отрицательным воздействиям (инфекциям, кровопотере и др.), может приводить к облегчению течения и даже полному исчезновению многих заболеваний (язва, аллергия, бронхиальная астма.

Раздражитель любой материальный агент, внешний иливнутренний, осознаваемый или неосознаваемый, выступающий как условие последующих изменений состояния организма; всякий фактор, воздействующий на организм и способный вызвать некую ответную реакцию. Это понятие — родовое по отношению к понятиям стимула и сигнала.
Физические ощущенистановится стимулом, то есть воздействием, способным возбудить рецептор. Стимул воздействует на определенный орган чувств, анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или на внутренних органах, и специализированный на определенных воздействиях внешней или внутренней среды. Воздействие на рецептор и его раздражение и есть ощущение как физический процесс.

 

Эмоциогенные факторы

Эмоциогенные фактор (от лат. emovere — волновать, колебать и genos— род, происхождение...) — те условия внутренней и внешней среды, которые обусловливают выраженность и знак эмоционального состояния оператора. Внутреннюю эмоциогенную среду составляют две группы факторов. Первая из них непосредственно связана с алгоритмом деятельности и обусловлена степенью специфического и неспецифического напряжения, ценой деятельности, особенно ценой ошибок, длительностью работы. Вторая группа предопределена физиологическими и психическими качествами и состояниями оператора (тип нервной системы, состояние активационных механизмов, волевые качества личности, уровень внушаемости и тревожности, уровень обученности и тренированности и др.) Комплекс Э. ф. этой группы определяет эмоциональную устойчивость Среди внешних Э. ф. в инженерной психологии выделяют четыре группы.

1 Физико-химические факторы среды (микроклимат, давление, радиация,газовый состав воздуха и наличие в нем примесей и т. п.).

2. Информационные факторы (недостаточность или избыточность информации, ее ложность или верность, расслоение информации, ее субъективная вероятность).

3. Семантические факторы: общественно значимые^ индивидуально значимые.

4. Биологические факторы (голод, жажда, болезнь и др.). Выявление Э. ф., как непосредственно вызывающих эмоции, так и обуславливающих их выраженность (вторая группа внутренних факторов), позволяет провести прогнозирование характера возникающих эмоций и их классификацию.

Физические и биологические рахдражители.В основе всех физиологических реакций лежит способность живых клеток реагировать на раздражитель. Раздражитель – любое изменение внешней или внутренней среды, которое действует на клетку или многоклеточную систему (ткань, организм).

Раздражители. По природе раздражители подразделяют на:

-физические (звук, свет, температура, вибрация, осмотическое давление), особое значение для биологических систем имеют электрические раздражители;

-химические (ионы, гормоны, нейромедиаторы, пептиды, ксенобиотики); информационные (голосовые команды, условные знаки, условные стимулы).

По биологическому значению раздражители подразделяют на:

-адекватные – раздражители, для восприятия которых биологическая система имеет специальные приспособления;

-неадекватные – раздражители, не соответствующие природной специализации рецепторных клеток, на которые они действуют.

Раздражитель вызывает возбуждение только в том случае, если он достаточно силен. Порог возбуждения – минимальная сила раздражителя, достаточная для того, чтобы вызвать возбуждение клетки. Выражение «порог возбуждения» имеет несколько синонимов: порог раздражения, пороговая сила раздражителя, порог силы. Реакция клетки на внешнее воздействие (раздражение) отличается от реакции небиологических систем следующими особенностями:

-энергией для реакции клетки служит не энергия раздражителя, а энергия, образующаяся в результате метаболизма в самой биологической системе;

-сила и форма реакции клетки не определяется силой и формой внешнего воздействия (если сила раздражителя выше пороговой).

В некоторых специализированных клетках реакция на раздражитель проявляется особенно интенсивно. Такую интенсивную реакцию называют возбуждением. Возбуждение – активная реакция специализированных (возбудимых) клеток на внешнее воздействие, проявляющаяся в том, что клетка начинает выполнять присущие ей специфические функции.

Возбудимая клетка может находиться в двух дискретных состояниях:

-состоянии покоя (готовность к реагированию на внешнее воздействие, совершение внутренней работы);

-состоянии возбуждения (активное выполнение специфических функций, совершение внешней работы).

В организме существует 3 типа возбудимых клеток:

-нервные клетки (возбуждение проявляется генерацией электрического импульса);

-мышечные клетки (возбуждение проявляется сокращением);

секреторные клетки (возбуждение проявляется выбросом в межклеточное пространство биологически активных веществ).

Возбудимость – способность клетки переходить из состояния покоя в состояние возбуждения при действии раздражителя. Разные клетки имеют

 

различную возбудимость. Возбудимость одной и той же клетки меняется в зависимости от ее функционального состояния.

Мембрана возбудимой клетки поляризована. Это означает, что имеется постоянная разность потенциалов между внутренней и наружной поверхностью клеточной мембраны, которую называют мембранный потенциал (МП). В состоянии покоя величина МП составляет –60…–90 мВ (внутренняя сторона мембраны заряжена отрицательно относительно наружной). Значение МП клетки в состоянии покоя называют потенциалом покоя (ПП). МП клетки можно измерять, разместив один электрод внутри, а другой снаружи клетки. Уменьшение МП относительно его нормального уровня (ПП) называют деполяризацией, а увеличение – гиперполяризацией. Под реполяризацией понимают восстановление исходного уровня МП после его изменения.

Рассмотрим различные проявления возбуждения на примере раздражения клетки электрическим током.

При действии слабых (подпороговых) импульсов электрического тока в клетке развивается электротонический потенциал. Электротонический потенциал (ЭП) – сдвиг мембранного потенциала клетки, вызываемый действием постоянного электрического тока. ЭП есть пассивная реакция клетки на электрический раздражитель; состояние ионных каналов и транспорт ионов при этом не изменяется. ЭП не проявляется физиологической реакцией клетки. Поэтому ЭП не является возбуждением.

При действии более сильного подпорогового тока возникает более пролонгированный сдвиг МП – локальный ответ. Локальный ответ (ЛО) – активная реакция клетки на электрический раздражитель, однако состояние ионных каналов и транспорт ионов при этом изменяется незначительно. ЛО не проявляется заметной физиологической реакцией клетки. ЛО называют местным возбуждением, так как это возбуждение не распространяется по мембранам возбудимых клеток.

При действии порогового и сверхпорогового тока в клетке развивается потенциал действия (ПД). ПД характеризуется тем, что значение МП клетки очень быстро уменьшается до 0 (деполяризация), а затем мембранный потенциал приобретает положительное значение (+20…+30 мВ), т. е. внутренняя сторона мембраны заряжается положительно относительно наружной. Затем значение МП быстро возвращается к исходному уровню. Сильная деполяризация клеточной мембраны во время ПД приводит к развитию физиологических проявлений возбуждения (сокращение, секреция и др.). ПД называют распространяющимся возбуждением, поскольку, возникнув в одном участке мембраны, он быстро распространяется во все стороны. Механизм развития ПД практически одинаков для всех возбудимых клеток. Механизм сопряжения электрических и физиологических проявлений возбуждения различен для разных типов возбудимых клеток (сопряжение возбуждения и сокращения, сопряжение возбуждения и секреции).

В механизмах развития возбуждения участвуют 4 вида ионов: K+, Na+, Ca++, Cl – (ионы Ca++ участвуют в процессах возбуждения некоторых клеток, например кардиомиоцитов, а ионы Cl – важны для развития торможения). Мембрана клетки, представляющая собой липидный бислой, непроницаема для этих ионов. В мембране существуют 2 типа специализированных интегральных белковых систем, которые обеспечивают транспорт ионов через клеточную мембрану: ионные насосы и ионные каналы.

 

 

Ионные насосы (помпы) – интегральные белки, которые обеспечивают активный перенос ионов против градиента концентрации. Энергией для транспорта служит энергия гидролиза АТФ. Различают Na+ / K+ помпу (откачивает из клетки Na+ в обмен на К+), Ca++ помпу (откачивает из клетки Ca++), Cl– помпу (откачивает из клетки Cl –).

В результате работы ионных насосов создаются и поддерживаются трансмембранные ионные градиенты:

-концентрация Na+, Ca++, Cl – внутри клетки ниже, чем снаружи (в межклеточной жидкости);

-концентрация K+ внутри клетки выше, чем снаружи.

Ионные каналы – интегральные белки, которые обеспечивают пассивный транспорт ионов по градиенту концентрации. Энергией для транспорта служит разность концентрации ионов по обе стороны мембраны (трансмембранный ионный градиент).Неселективные каналы обладают следующими свойствами: пропускают все типы ионов, но проницаемость для ионов K+ значительно выше, чем для других ионов; всегда находятся в открытом состоянии. Селективные каналы обладают следующими свойствами:пропускают только один вид ионов; для каждого вида ионов уществует свой вид каналов; могут находиться в одном из 3 состояний: закрытом, активированном, инактивированном. Избирательная проницаемость селективного канала обеспечивается селективным фильтром, который образован кольцом из отрицательно заряженных атомов кислорода, которое находится в самом узком месте канала. Изменение состояния канала обеспечивается работой воротного механизма, который представлен двумя белковыми молекулами. Эти белковые молекулы, так называемые активационные ворота и инактивационные ворота, изменяя свою конформацию, могут перекрывать ионный канал.

В состоянии покоя активационные ворота закрыты, инактивационные ворота открыты (канал закрыт). При действии на воротную систему сигнала активационные ворота открываются и начинается транспорт ионов через канал (канал активирован). При значительной деполяризации мембраны клетки инактивационные ворота закрываются и транспорт ионов прекращается (канал инактивирован). При восстановлении уровня МП канал возвращается в исходное (закрытое) состояние. В зависимости от сигнала, который вызывает открытие активационных ворот, селективные ионные каналы подразделяют на: хемочувствительные каналы – сигналом к открытию активационных ворот является изменение конформации ассоциированного с каналом белка-рецептора в результате присоединения к нему лиганда; потенциалчувствительные каналы – сигналом к открытию активационных ению Нернста. Поступление в клетку Na+ и Cl– через неселективные ворот является снижение МП (деполяризация) клеточной мембраны до определенного уровня, который называют критическим уровнем деполяризации (КУД).

Мембранный потенциал покоя образуется главным образом благодаря выходу К+ из клетки через неселективные ионные каналы. Утечка из клетки положительно заряженных ионов приводит к тому, что внутренняя поверхность мембраны клетки заряжается отрицательно относительно наружной.

Мембранный потенциал, возникающий в результате утечки К+, называют вновесным калиевым потенциалом» (Ек). Его можно рассчитать по равн«раионные каналы; при этом поступление в клетку Cl– дополнительно гиперполяризует мембрану, а поступление Na+ – дополнительно деполяризует ее; вклад этих ионов в формирование ПП невелик, так как проницаемость неселективных каналов для Cl– и Na + в 2,5 и 25 раза ниже, чем для К+

Прямой электрогенный эффект Na+ /К+ ионного насоса, возникающий в том случае, если ионный насос работает асимметрично (количество переносимых в клетку ионов K+ не равно количеству выносимых из клетки ионов Na+).

В потенциале действия выделяют несколько фаз: фаза деполяризации; фаза быстрой реполяризации; фаза медленной реполяризации (отрицательный следовый потенциал); фаза гиперполяризации (положительный следовый потенциал). Фаза деполяризации. Развитие ПД возможно только при действии раздражителей, которые вызывают деполяризацию клеточной мембраны. При деполяризации клеточной мембраны до критического уровня деполяризации (КУД) происходит лавинообразное открытие потенциалчувствительных Na+-каналов. Положительно заряженные ионы Na+ входят в клетку по градиенту концентрации (натриевый ток), в результате чего мембранный потенциал очень быстро уменьшается до 0, а затем приобретает положительное значение. Явление изменения знака мембранного потенциала называют реверсией заряда мембраны.

Фаза быстрой и медленной реполяризации. В результате деполяризации мембраны происходит открытие потенциалчувствительных К+ -каналов. Положительно заряженные ионы К+ выходят из клетки по градиенту концентрации (калиевый ток), что приводит к восстановлению потенциала мембраны. В начале фазы интенсивность калиевого тока высока и реполяризация происходит быстро, к концу фазы интенсивность калиевого тока снижается и реполяризация замедляется.

Фаза гиперполяризации развивается за счет остаточного калиевого тока и за счет прямого электрогенного эффекта активировавшейся Na+ / K+ помпы.

Овершут – период времени, в течение которого мембранный потенциал имеет положительное значение.

Пороговый потенциал – разность между мембранным потенциалом покоя и критическим уровнем деполяризации. Величина порогового потенциала определяет возбудимость клетки – чем больше пороговый потенциал, тем меньше возбудимость клетки.

Если принять уровень возбудимости клетки в состоянии физиологического покоя за норму, то в ходе развития цикла возбуждения можно наблюдать ее колебания. В зависимости от уровня возбудимости выделяют следующие состояния клетки.

Супернормальная возбудимость (экзальтация) – состояние клетки, в котором ее возбудимость выше нормальной. Супернормальная возбудимость наблюдается во время начальной деполяризации и во время фазы медленной реполяризации. Повышение возбудимости клетки в эти фазы ПД обусловлено снижением порогового потенциала по сравнению с нормой.

Абсолютная рефрактерность – состояние клетки, в котором ее возбудимость падает до нуля. Никакой, даже самый сильный, раздражитель не может вызвать дополнительного возбуждения клетки. Во время фазы деполяризации клетка невозбудима, поскольку все ее Na+ -каналы уже находятся в открытом состоянии.

Относительная рефрактерность – состояние, в котором возбудимость клетки значительно ниже нормальной; только очень сильные раздражители могут вызвать возбуждение клетки. Во время фазы реполяризации каналы возвращаются в закрытое состояние и возбудимость клетки постепенно восстанавливается.

Субнормальная возбудимость характеризуется незначительным снижением возбудимости клетки ниже нормального уровня. Это уменьшение возбудимости происходит вследствие возрастания порогового потенциала во время фазы.

Физические раздражители

Физические (звук, свет, температура, вибрация, осмотическое давление), особое значение для биологических систем имеют электрические раздражители;

Физический стресс - это реакции, выраженные резкими сдвигами физиологических функций и вызванные действиями на организм стрессоров, не связанных с каким-либо эмоциональным переживанием. Например, это могут быть тренировочные уроки, протекающие в условиях минимальных психических переживаний (тренировки, в которые входят стереотипизированные, продолжительные по времени упражнения, вызывающие процесс утомления) - в данном случае стресс отличается отсутствием ярко выраженного эффекта усиления активности САМС.

 

 

Открытие Фехнера

Простое, но гениальное открытие Фехнера показало, что количество ощущений (психическое качество) зависит от количества раздражения (телесное или физическое качество). Чтобы измерить изменения в ощущениях, необходимо измерять изменения при разных уровнях раздражения, Таким образом, появилась возможность соотнести психический и физический миры в количественных показателях. Фехнеру удалось эмпирическим способом преодолеть барьер, разделяющий душу и тело.

Хотя в концептуальном плане все было ясно, но как осуществить измерения в реальности? Исследователю надо было точно определить количество субъективных и объективных ощущений, а также физического раздражения. Измерить физическую интенсивность раздражителя - уровень яркости света или, скажем, вес разных грузов - не представляет сложности, но как можно измерить ощущение - то сознательное переживание, которое испытывает субъект в ответ на раздражение?

Фехнер предложил два способа измерения ощущений. Во-первых, можно определять: наличествует раздражитель или отсутствует, ощущается он или нет. Во-вторых, можно установить тот уровень интенсивности раздражителя, при котором испытуемые заявляют о появлении первых ощущений; этоабсолютный порог* чувствительности - та точка в интенсивности раздражения, ниже которой не фиксируется никаких ощущений, а выше которой субъект испытывает некое ощущение.

Абсолютный порог - понятие несомненно важное, но недостаточное, поскольку устанавливается только один аспект ощущения - его нижний уровень. Чтобы определить связь между силами раздражения и ощущения, надо уметь точно квалифицировать весь диапазон значений раздражения и соответствующих им ощущений. С этой целью Фехнер выдвинул идею дифференциального порога чувствительности, то есть наименьшей разницы между двумя раздражениями, вызывающей изменения в ощущениях. К примеру, на сколько следует увеличить или уменьшить вес груза, чтобы испытуемые почувствовали это изменение, чтобы заявили о точно определяемом различии в ощущениях?

Чтобы установить, насколько тяжелым ощущается некий вес (насколько тяжелым он кажется субъекту), нам не удастся воспользоваться физическими способами измерения веса. Но физические методы измерения можно принять за основу для определения психологической интенсивности ощущения. Сначала определяется, на сколько следует уменьшить вес груза, чтобы испытуемый мог просто почувствовать разницу. Затем мы меняем вес груза до этого нижнего значения и снова ищемдифференциальный порог*. Так как в обоих случаях изменение веса едва различимо, Фехнер допустил, что субъективно эти изменения равны.

Этот процесс можно повторять до тех пор, пока объект будет восприниматься испытуемым. Если каждое уменьшение веса субъективно равно каждому другому уменьшению, то количество раз уменьшения веса - число восприятий едва заметной разницы - может рассматриваться как объективный критерий субъективной величины ощущений. Таким образом можно в цифрах оценить раздражение, необходимое для прочувствования разницы в ощущениях.

Фехнер предположил, что для каждого из чувств есть некое относительное значение увеличения раздражения, которое всегда вызывает наблюдаемое изменение в интенсивности ощущения. Таким образом, ощущение (мысль, или психическое качество), равно как и раздражение (тело, или материальное качество),поддаются количественному измерению, и соотношение между ними можно выразить в виде логарифма: S = К log R, где S есть величина ощущения, К - экспериментально установленная постоянная, R - величина раздражения. Раздражение нарастает в геометрической прогрессии, а ощущения - в арифметической, и отношение раздражителей к ощущениям может быть представлено в виде логарифмической кривой.

 

Биологические раздражители

Различные изменения состояния внешней или внутренней среды организма, способные при воздействии на биологическую систему (например, на нервную, мышечную или железистые ткани) изменять её исходное состояние, т. Е. Вызывать в ней возбуждение. Человек является одним из организмов. Отсюда следует, что он подчинен силам и условиям, которым подчинены организмы вообще. Такими условиями служат все условия, сохраняющие жизнь организма и данные вместе с последними. Любой организм, чтобы жить, должен удовлетворять свои основные потребности. Таковы: Биологические потребности как раздражителипотребность в пище, в размножении, в самосохранении. Никакое живое существо не может жить, не удовлетворяя этих потребностей. Они даны вместе с организмом и от него неотделимы. Они наследственны. Они бессознательны. Они представляют не личное достояние того или иного отдельного организма, не результат личного научения или опыта, а достояние всех организмов, свойство всякой живой материи. Они получаются вместе с организмом. Все такие потребности: а) получаемые вместе с организмом, b) наследственные, с) не зависящие от сознания и личного опыта, d) свойственные всем живым организмам, представляют собой биологические или жизненные потребности. Их называют еще рефлексами и инстинктами.

Потребности, удовлетворяющие этим признакам, составляют то, что мы называем биологическими факторами поведения и общественной жизни людей. Легко понять, почему они могут считаться факторами. Когда любая биологическая потребность не удовлетворена (напр., голод), она повелительно требует удовлетворения, подобно пару, толкает человека к ряду действий и поступков, направленных на ее удовлетворение. В самом прямом смысле она представляет «двигатель» или «мотор», заставляющий человека действовать, и действовать в определенном направлении. Главнейшими из таких биологических потребностей будут:

1 потребность питания;

2 потребность половая (размножения);

3 потребность индивидуальной самозащиты;

4 потребность групповой самозащиты;

5 бессознательное подражание;

6 потребность движения;

7 другие физиологические потребности: сна и покоя, бесцельного расходования излишней энергии (игры), удаления из организма мочи и кала и т.п.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый раздражитель вызывает проявление определенного рефлекса через свой анализатор, предназначенный для его восприятия. Все раздражители могут действовать на организм как в отдельности, так и в совокупности, одновременно или последовательно, т. е. в пространственно-временных отношениях.

При этом сочетание высоких физических и эмоциональных нагрузок может вызывать развитие стресса даже у опытных, хорошо тренированных спортсменов. Это сопровождается снижением иммунной реактивности и негативными физиологическими и биохимическими реакциями, иногда имеющим прямые корреляции с достигнутыми спортивными результатами.

Таким образом уровень нервно-психического напряжения зависит от характера воздействующих экстремальных факторов, величины их объективных характеристик и субъективной значимости для конкретного человека, и также от особенностей индивидуальной реактивности организма.

 

Кафедра анатомии

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Биология. Человек»

ТЕМА

«Основная характеристика стрессорных раздражителей: эмоциогенные факторы, физические и биологические раздражители.»

 

Выполнила: студентка 323 группы

Говорова Е.В.

Проверил: к. м.н, доцент

Абдрахманов И.З.

 

 

Челябинск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА 1 ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССОРНЫХ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ

1.1 Основные причины и факторы, способствующие возникновению

стресса……………………………………………………………………....5

1.2 Классификации и краткая характеристика стрессовых реакций и

состояний.…………………………………………………………….…...7

1.3 Влияние стресса на живой организм……………………………………..

1.4 Общий адаптационный синдром…………………………………………

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.074 с.)