Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие сведения о интегрированной Среде Borland Pascal

Поиск

Экраны интегрированных Сред Turbo и Borland Pascal подобны и содержат главное меню, окно редактирования, строку состояния. Для входа в главное меню следует нажать F10.
Главное меню содержит пункты: File(Файл), Edit(Редактирование), Search(поиск), Run(Исполнить), Compile(Компиляция), Debug(Отладка), Tools(Инструменты), Options(Параметры), Window(Окно), Help(Помощь). Из этих пунктов для нас важнейшими будут File, Edit, Compile, Run, Help.
В меню File имеются пункты Open (Открыть), при помощи которого открывается существующий программный файл, New (Создать) - создается новый файл, Save (Сохранить) - сохраняется редактируемый файл, Save as (Сохранить как) - файл сохраняется под новым именем, Change dir (Изменить каталог) - задаются входные и выходные каталоги. Последним пунктом нужно пользоваться, чтобы задать ваш каталог, где хранятся тексты программ. Пункт Quit(Выход) служит для выхода из Среды. В меню File приведены также “горячие “ клавиши (F3), (F2), (ALT+X) для открытия, сохранения файла и для выхода из Среды соответственно.
В меню Edit имеются пункты Cut (Вырезать), Copy (Копировать), Paste (Вставить), Clear (Очистить), которые служат для вырезания, копирования, вставки и очистки выделенного фрагмента текста, как в любом текстовом редакторе.
Выделение фрагмента текста производится установкой курсора в начале фрагмента, отметкой начала блока (CTRL+K+B), передвижением курсора в конец блока и отметкой конца блока (CTRL+K+K). Вырезание, копирование, вставка фрагмента осуществляются с помощью пунктов меню Edit или с помощью горячих клавиш (Shift+Del), (CTRL+INS), (Shift+INS) соответственно.
Меню Compile содержит пункт Compile(Компиляция), горячие клавиши ALT+F9.
Меню Run содержит пункт Run(Исполнить), горячие клавиши CTRL+F9.
Меню Help позволяет обратиться к подсказке (справочной системе), содержит пункты Contents (Содержание), Index (Предметный указатель) - горячие клавиши (Shift+F1), Topic search (Тематический поиск) - горячие клавиши (CTRL+F1). Подсказкой следует пользоваться для быстрого освоения Интегрированной Среды. Нажатие клавиши F1 приводит к открытию окна подсказки. Для получения справки о конкретной функции следует установить курсор на любой символ заголовка функции и нажать (CTRL+F1).

 

 

Условный оператор IF. Оператор варианта Case. Программы разветвляющей структуры

 

Алгоритм разветвляющейся структуры - это алгоритм, в котором вычислительный процесс осуществляется либо по одной, либо по другой ветви, в зависимости от выполнения некоторого условия. Программа разветвляющейся структуры реализует такой алгоритм.

Условный оператор IF

В программе разветвляющейся структуры имеется один или несколько условных операторов. Условный оператор в языке Паскаль имеет формат:
if <условие> then <оператор1> else <оператор2>; (полная форма) или
if <условие> <оператор1>; (сокращенная форма).
Точка с запятой перед зарезервированным словом else не ставится.

При выполнении условия исполняется оператор1, при невыполнении - оператор2 (при полной форме условного оператора). Для неполной формы условного оператора при выполнении условия исполняется оператор1, в противном случае оператор1 пропускается и исполняется оператор, следующий за условным оператором.
Оператор1 и оператор2 могут представлять простые операторы (один оператор), в этом случае они не заключаются в операторные скобки. Если же оператор1 и/или оператор2 представляют составной оператор (несколько операторов), то их нужно заключить в операторные скобки begin … end.

В качестве примера приведем программу вычисления наибольшего из значений функции y1=x*x+1, y2=7-x*x или y=x+1 для любого х.

program razvetvl; {программа разветвляющейся структуры}
var
x, y1, y2, y3, max: real;
begin
writeln (‘Введите x’);
readln (x);
y1:=x*x+1; y2:=7-x*x; y3:=x+1;
if y1> y2 then max:=y1 else max:=y2;
if y3 > max then max:=y3;
writeln (‘ y1=‘,y1: 6:2’ y2=‘,y2: 6:2, ’ y3=‘,y3: 6:2,);
writeln (‘при x=‘,x: 6:2,’ наибольшее значение функций=‘,max: 6:2);
readln;
end.

Оператор варианта Case

Если количество разветвлений программы больше двух, то используется оператор вариантов Case, который является более общим случаем условного оператора. Оператор Case выполняет один из нескольких операторов в зависимости от значения селектора. Если селектор не совпадает ни с одним из значений, то выполняется оператор после else или следующий после case, если else отсутствует.
Селектор может быть целого, символьного, перечислимого, интервального типа или выражением.
Например, определим время года по введенному номеру месяца.

Program case1; { множественный выбор}
Label m;
Var num: integer;
begin
m: writeln (‘Введите номер месяца’);
readln (num);
write (‘Время года: ‘, num);
case num of { выбор значений селектора num}
1, 2, 12: writeln (‘Зима’);
3..5: writeln (‘Весна’);
6..8: writeln (‘Лето’);
9..11: writeln (‘Осень’);
else
begin writeln (‘нет с таким номером месяца!’); goto m; end;
end; {завершение оператора case}
readln;
end.

В приведенном примере программы при вводе номера месяца от 1 до 12 на экране печатается соответствующее время года и выполнение программы заканчивается. Если же номер месяца превышает 12 или меньше 0, то выводится сообщение о неверном вводе месяца, для чего служит зарезервированное слово else и выполняется переход на ввод нового значения месяца с помощью метки m. В данной программе num – селектор.

 

 

Циклы for, while, repeat... until в языке Паскаль

 

Алгоритм циклической структуры - это алгоритм, в котором происходит многократное повторение одного и того же участка программы. Такие повторяемые участки вычислительного процесса называются циклами. Программа циклической структуры содержит один или несколько циклов. Различают детерминированные циклы с заранее известным числом повторений и итерационные циклы, в которых число повторений заранее неизвестно. Изменяющаяся в цикле переменная называется параметром цикла.

Для организации цикла необходимо выполнить следующие действия:
1) задать перед циклом начальное значение параметра цикла;
2) изменять параметр перед каждым новым повторением цикла;
3) проверять условие повторения цикла;
4) управлять циклом, т.е. переходить к его началу, если он не закончен, или выходить из него по окончании.

В языке Паскаль существует 3 вида циклов:

1) цикл с параметром или цикл типа for,

2) цикл с предусловием или цикл типа while,

3) цикл с постусловием или цикл типа repeat... until.

В цикле типа for число повторений известно заранее, в циклах типа while и repeat... until число повторений цикла заранее неизвестно, производится проверка условия повторения цикла: в цикле типа while - перед циклом, в цикле типа repeat... until - после его окончания.
В циклах типов for и while повторяющяся часть (тело цикла) состоит из одного оператора, если требуется выполнить в цикле несколько операторов, они заключаются в операторные скобки begin... end, образуя составной оператор. В цикле типа repeat... until тело цикла помещается между зарезервированными словами языка (лексемами) repeat и until, операторные скобки не требуются, в названии цикла его тело условно обозначается тремя точками.
С помощью цикла типа for удобно находить суммы, произведения, искать максимальные и минимальные значения и т.п. При нахождении суммы некоторой переменной, например S присваивается значение 0, затем в цикле к этой переменной прибавляется соответствующий член заданной последовательности. При нахождении произведения переменной присваивается значение 1, затем в цикле эта переменная умножается на общий член последовательности.

Пример цикла типа for

Вычисление n чисел Фибоначчи:
F1=1; F2=1;…; Fn=Fn-1+Fn-2,
например F3=F2+F1=1 + 1 = 2; F4 = 2 + 1 = 3 и т.д.

program fib; {Нахождение чисел Фибоначчи}
var x, y, z, i, n: integer;
begin
writeln (‘Введите n’); read (n);
x:=1; y:=0;
for i:=1 to n do
begin
z:=x; x:=x+y; y:=z;
write (' ', x);
end;
readln;
end.

Пример цикла типа while

Cоставление таблицы функции y = a3/(a2+x2) для х, принадлежащих отрезку [-1; 1] с шагом 0.1. Так как параметр цикла типа for должен быть целочисленным, удобнее использовать цикл while, в котором значение х можно изменять при каждом шаге на Dх = 0.1

program cycl_while;
uses crt; {вызов модуля Crt для управления режимом экрана}
var
a, x, y: real; i: integer;
begin
clrscr; {процедура очистки экрана из модуля Crt}
writeln ('Введите а ');
readln (a);
x:= -1.; writeln (‘ x ‘, ‘ y ’);
while do x<1.05 begin
y:= sqr(a)*a/ (a*a+x*x);
writeln (x:6:2, y:8:4);
x:=x+0.1
end;
readln;
end.

Условие х<1.05 соответствует каждому значению х плюс половина шага.

Пример цикла типа repeat... until

Определить число n, при котором сумма квадратов натурального ряда чисел от 1 до n не превысит величину K, введенную с клавиатуры. Т.е.
S >= K, где S=

program sum_sq; {Сумма квадратов натурального ряда }
uses crt;
var k, s, n: integer;
begin
clrscr;
writeln('Введите K');
readln (k);
s:=0; n:=1;
repeat
s:=s+n*n;
n:= n+1;
until s > k;
writeln ('N= ', n: 3, ' s= ', s: 5);
readln;
end.

Цикл повторяется до тех пор, пока условие записанное после ключевого слова until, будет ложным (не выполняется). Как только это условие выполнится, происходит выход из цикла. После окончания цикла производится печать результата (оператор writeln). Отметим, что цикл с предусловием (типа while) может не выполниться ни разу, цикл с постусловием repeat... until выполнится по крайней мере 1 раз. Когда число повторений цикла неизвестно заранее, применяются циклы с предусловием или с остусловием. Когда число повторений цикла известно заранее, как правило, применяется цикл типа for. Но любой цикл типа for можно заменить циклом с предусловием или постусловием.

 

 



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.007 с.)