Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительные цены товаров на внутренних рынках стран ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Таким образом, условия торговли между странами в условиях свободной торговли: - Автомобили: 2,0 т ≤ 1 автомобиль ≤ 2,5 т. - Картофель: 0,4 шт. ≤ 1 т картофеля ≤ 0,5 шт. Условия торговли – это диапазон возможных сравнительных цен производства двух товаров в странах-партнерах. Объемы производства в странах в год в условиях автаркии и открытой экономики представлены в табл. 4.6 и 4.7. Таблица 4.6 Объемы производства в условиях автаркии
Таблица 4.7 Объемы производства в условиях открытой экономики и специализации
Если страны будут торговать по цене 1 автомобиль = 2,2 т картофеля, то 20 автомобилей = 20 * 2,2 т = 44 т картофеля. Таблица 4.8 Объемы производства, экспорта и импорта товаров
Страна Х Страна Y
Рис. 4.3. Графики производственных и торговых возможностей
Таким образом, ТОРГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ страны ширеее ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
IV. Теория соотношения факторов производства (Хекшер-Олин) - cтрана экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства (ресурс), и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Условия теории: - у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов; - развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен (цен на ресурсы), т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора; - существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
V. Парадокс В.Леонтева В 1947 г. В.В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина. В послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют - трудоемкие. Парадокс состоит в том, что исследуя структуру экспорта и импорта США, В. Леонтьев обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие (то есть наоборот). В.Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. То есть большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Статистика показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.
VI. Теория конкурентных преимуществ - yа международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. Главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны, можно представить в виде национального ромба (cм. рис. 4.4).Параметры этой макросреды (4 детерминанты, случайные события и действия правительства) – определяют конкурентные преимущества фирм, отраслей и стран на мировом рынке.
Рис. 4.4. Ромб конкурентных преимуществ Майкла Портера
1. Параметры факторов - это материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей. Факторы бывают: - Традиционные - труд, земля, капитал, предпринимательские способности. - Нетрадиционные - ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).
- Общие - сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др., которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей. - Специализированные - персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д., которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной отрасли. 2. Стратегия фирм, их структура и соперничество - если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает. 3. Параметры спроса — это емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок. 4. Родственные и поддерживающие отрасли - наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей. Дополнительные составляющие конкурентных преимуществ: А. Случай - это события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. Наиболее важные события такого рода: - новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы); - резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»); - значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах; - всплески мирового или местного спроса; - политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства. Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств. Б. Правительство - оказывает значительное влияние на все основные детерминанты «национального ромба» (как положительное, так и отрицательное). Правительство воздействует через: - денежно-кредитную, налоговую, таможенную политики; - само правительство является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей; - антимонопольное регулирование для поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики; - содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.
VII. Теория эффекта масштаба (Роберт Кругман) – страны начинают специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (внутриотраслевая торговля) – Германия экспортирует в США «мерседесы», а США в Германию – «форды».
VIII. Теория внутриотраслевой международной торговли (Бела Бласса) – объясняет такую торговлю различиями во вкусах потребителей, близостью стран, несовпадением сельскохозяйственных сезонов и т.д.
IX. Стандартная модель международной торговли (Фрэнсис Исидр Эджуорт, Джордж Кэтлетт Маршалл, Готфрид Хаберлер) – для стран не характерна полная специализация на каком-либо товаре, они стремятся к экономической независимости по критическим продуктовым группам. Введено понятие «кривая безразличия» - как иллюстрации выбора потребителем полезности различных благ.
X. Теорема Рыбчинского (Тадеуш Рыбчинский) – неравномерный рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Пример «Голландская болезнь» - рост реального обменного курса за счет увеличения объемов экспорта одних отраслей (газа), что оказывает негативное воздействие на другие отрасли и на экономику в целом.
XI. Теорема Столпера-Самуэльсона (Самуэльсон Пол Энтона) – повышение цены любого товара при неизменных остальных факторах приводит к повышению цен тех ресурсов, которые используются относительно интенсивно в производстве этого товара, и к снижению цен тех ресурсов, которые в его производстве используются менее интенсивно.
XII. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона – перемещение факторов производства ведет к выравниванию цен, точнее к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.
XIII. Теория жизненного цикла товара (Т. Левитт, 1956). Жизненный цикл товара - это период от первой продажи товара с конкретным набором потребительских свойств до его последней продажи на рынке (см. табл. 4.9). 1. Этап выведения товара на рынок -начинается с момента появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж). 2. Этап роста - признание покупателем товара и быстрое увеличение спроса на него. 3. Этап зрелости - постепенное удовлетворение спроса на данный товар. 4. Этап упадка - сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Таблица 4.9
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.017 с.) |