Сравнительные цены товаров на внутренних рынках стран 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительные цены товаров на внутренних рынках стран



Сравнительная цена товара Страна
Х Y
Автомобили, т/шт. 2 т 2,5 т
Картофель, шт./т 0,5 шт. 0,4 шт.

 

Таким образом, условия торговли между странами в условиях свободной торговли:

- Автомобили: 2,0 т ≤ 1 автомобиль ≤ 2,5 т.

- Картофель: 0,4 шт. ≤ 1 т картофеля ≤ 0,5 шт.

Условия торговли – это диапазон возможных сравнительных цен производства двух товаров в странах-партнерах.

Объемы производства в странах в год в условиях автаркии и открытой экономики представлены в табл. 4.6 и 4.7.

Таблица 4.6

Объемы производства в условиях автаркии

Производство в год Страна Итого
Х Y
Автомобили, млн. шт.      
Картофель, млн. кг      

 

Таблица 4.7

Объемы производства в условиях открытой экономики и специализации

Производство в год Страна Итого
Х Y
Автомобили, млн. шт.       + 2
Картофель, млн. кг       + 6

 

Если страны будут торговать по цене 1 автомобиль = 2,2 т картофеля, то 20 автомобилей = 20 * 2,2 т = 44 т картофеля.

Таблица 4.8

Объемы производства, экспорта и импорта товаров

Производство в год Страна Итого
Х Y
Автомобили, млн. шт. 10    
Картофель, млн. кг      

 

Страна Х Страна Y

       
   

 


Рис. 4.3. Графики производственных и торговых возможностей

 

Таким образом, ТОРГОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ страны ширеее ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

 

IV. Теория соотношения факторов производства (Хекшер-Олин) - cтрана экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется ее относительно избыточный фактор производства (ресурс), и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.

Условия теории:

- у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;

- развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен (цен на ресурсы), т.е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;

- существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

 

V. Парадокс В.Леонтева

В 1947 г. В.В. Леонтьев предпринял попытку эмпирической проверки выводов теории Хекшера-Олина. В послевоенные годы в США капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень зарплаты был значительно выше, чем в других странах. Предполагалось, что США экспортируют капиталоемкие товары, а импортируют - трудоемкие.

Парадокс состоит в том, что исследуя структуру экспорта и импорта США, В. Леонтьев обнаружил, что в экспорте США преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте – капиталоемкие (то есть наоборот).

В.Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда. То есть большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих. Статистика показала, что США экспортируют товары, требующие более квалифицированного труда, чем импортные.

 

VI. Теория конкурентных преимуществ - yа международном рынке конкурируют фирмы, а не страны. Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе. Главные свойства (детерминанты) экономики, формирующие конкурентную макросреду, в которой действуют фирмы этой страны, можно представить в виде национального ромба (cм. рис. 4.4).Параметры этой макросреды (4 детерминанты, случайные события и действия правительства) – определяют конкурентные преимущества фирм, отраслей и стран на мировом рынке.

 
 

 

 


Рис. 4.4. Ромб конкурентных преимуществ Майкла Портера

 

1. Параметры факторов - это материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей. Факторы бывают:

- Традиционные - труд, земля, капитал, предпринимательские способности.

- Нетрадиционные - ресурс знаний, т.е. сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг, а также инфраструктура (транспортная система, система связи, почтовые услуги, система здравоохранения, обеспеченность населения жилым фондом и др.).

- Общие - сеть автомобильных дорог, персонал с высшим образованием и др., которые создают конкурентные преимущества для широкого спектра отраслей.

- Специализированные - персонал с узкой специализацией, база данных в определенной области знаний и т.д., которые, как правило, применимы в ограниченном числе отраслей или даже в одной отрасли.

2. Стратегия фирм, их структура и соперничество - если отсутствует конкурентная среда или соперничество между фирмами, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то на внешнем рынке у таких фирм конкурентного преимущества обычно не возникает.

3. Параметры спроса — это емкость спроса, динамика его развития, дифференциация на виды продукции, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса должны получать апробацию новые изделия до выхода на мировой рынок.

4. Родственные и поддерживающие отрасли - наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, информацией, выступает необходимым условием создания и поддержания конкурентного преимущества в мировой торговле для фирм соответствующих отраслей.

Дополнительные составляющие конкурентных преимуществ:

А. Случай - это события, которые имеют мало общего с условиями развития экономики страны и влиять на которые часто не могут ни фирмы, ни правительство. Наиболее важные события такого рода:

- новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы);

- резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»);

- значительные изменения на мировых финансовых рынках или в обменных курсах;

- всплески мирового или местного спроса;

- политические решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства.

Случайные события могут изменить позиции соперничающих государств. Они могут свести на нет преимущества старых мощных конкурентов и усилить экспортный потенциал других государств.

Б. Правительство - оказывает значительное влияние на все основные детерминанты «национального ромба» (как положительное, так и отрицательное). Правительство воздействует через:

- денежно-кредитную, налоговую, таможенную политики;

- само правительство является покупателем товаров для армии, транспорта, связи, образования, здравоохранения и других отраслей;

- антимонопольное регулирование для поддержание оптимальной конкурентной среды в ведущих секторах и отраслях национальной экономики;

- содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортными отраслями.

 

VII. Теория эффекта масштаба (Роберт Кругман) – страны начинают специализироваться и обмениваться даже технологически однородной, но дифференцированной продукцией (внутриотраслевая торговля) – Германия экспортирует в США «мерседесы», а США в Германию – «форды».

 

VIII. Теория внутриотраслевой международной торговли (Бела Бласса) – объясняет такую торговлю различиями во вкусах потребителей, близостью стран, несовпадением сельскохозяйственных сезонов и т.д.

 

IX. Стандартная модель международной торговли (Фрэнсис Исидр Эджуорт, Джордж Кэтлетт Маршалл, Готфрид Хаберлер) – для стран не характерна полная специализация на каком-либо товаре, они стремятся к экономической независимости по критическим продуктовым группам. Введено понятие «кривая безразличия» - как иллюстрации выбора потребителем полезности различных благ.

 

X. Теорема Рыбчинского (Тадеуш Рыбчинский) – неравномерный рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров. Пример «Голландская болезнь» - рост реального обменного курса за счет увеличения объемов экспорта одних отраслей (газа), что оказывает негативное воздействие на другие отрасли и на экономику в целом.

 

XI. Теорема Столпера-Самуэльсона (Самуэльсон Пол Энтона) – повышение цены любого товара при неизменных остальных факторах приводит к повышению цен тех ресурсов, которые используются относительно интенсивно в производстве этого товара, и к снижению цен тех ресурсов, которые в его производстве используются менее интенсивно.

 

XII. Теорема Хекшера-Олина-Самуэльсона – перемещение факторов производства ведет к выравниванию цен, точнее к выравниванию соотношения цен на эти факторы в разных странах.

 

XIII. Теория жизненного цикла товара (Т. Левитт, 1956).

Жизненный цикл товара - это период от первой продажи товара с конкретным набором потребительских свойств до его последней продажи на рынке (см. табл. 4.9).

1. Этап выведения товара на рынок -начинается с момента появления нового товара на рынке (первоначально в виде пробных продаж).

2. Этап роста - признание покупателем товара и быстрое увеличение спроса на него.

3. Этап зрелости - постепенное удовлетворение спроса на данный товар.

4. Этап упадка - сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет.

Таблица 4.9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.017 с.)