Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плюрализм методов в экономической науке

Поиск

Постмодернизм оформился в 70-80-е годы 20 века как метод исследования в условиях неопределенности. В качестве доминантных он использует понятия случайности, локальности, фрагментарности, нестабильности, множественности, дискретности, игры, дисконсенсуса, анархии (а не иерархии), рассеивания (а не концентрации), движения к поверхности явлений (а не к сути). Постмодернизм - это деконструкция традиционного, рассеивание устоявшегося, стремление к пустоте. Он нацелен на постоянный пересмотр всего.

Ядром концепции постмодернизма является процесс деконструкции, который включает в себя следующие моменты:

Формулировка бинарных оппозиций (противоречивых суждений) и придание ей характера апории, противоречия.

Разрешение противоречия не через синтез, а через дробление сторон противоречия. Делается это с помощью придания правилу возвратного характера, т.е. происходит применение правила одной стороны апории к другой его стороне (контрправило тоже правило), в результате происходит обессмысливание противоречия.

Абсолютная заменяемость всего.

Выворачивание понятий и игра с ними.

Отрицание реализма (ибо он убегает от сомнений).

Использование метода постмодернизма в экономических исследованиях достаточно ограничено, поскольку на получение конструктивного, позитивного знания этот метод не нацелен. Но и у него есть определенные преимущества, позволяющие занять достойное место в арсенале методов экономической науки.

Во-первых, постмодернизм способствует выработке новых идей, отрицает террор одной теории, провозглашает новаторство критерием научности.

Во-вторых, постмодернизм предусматривает тотальную критику всего и вся, что способствует не только выработке нового знания, но и четче определяет границы предмета исследования, не допускает догматизации и фетишизации знаний.

В русле постмодернизма можно рассматривать и плюрализм, который трактует все существующее как множество равнозначных изолированных сущностей, не сводимых к единому началу. В результате, нет и не может быть общих законов и общих методов. Научную и практическую ценность приобретают все теории, что делает их абсолютно равноправными. Плюрализм выступает как своеобразный принцип реализации исследовательского поиска, используя в качестве инструментальных основ познания скепцитизм, эксперимент, инновации, терпимость (ложь тоже объяснима), равенство. Считая, что любой вопрос или проблема имеет множество ответов, плюрализм признает при одной реальности множество ее описаний.

В качестве общей характеристики плюрализма можно отметить следующие его особенности:

онтологические, в рамках которых плюрализмом признается сложность и многообразие мира;

гносеологические, предусматривающие множество способов, подходов, методов познания мира и провозглашающие свободу научного поиска;

аксиологические, основанные на оценке и познании в соответствие с потребностями, желаниями, знаниями познающего; праксеологические, состоящие в признании множества практик освоения мира (покорение, подчинение, сотрудничество, сотворчество).

Плюрализм как исследовательский метод привнес в познание определенные позитивные моменты:

Во-первых, нацеливает на переход от человека вообще к человеку как индивидуальности.

Во-вторых, проблематизирует достигнутый уровень знаний и эффективность средств его освоения.

В-третьих, усиливает рефлексию и саморефлексию ученого, что дает более глубокое обоснование позиций исследования. В-четвертых, способствует совершенствованию искусства диалога, дискуссии. В-четвертых, обеспечивает свободу выбора метода исследования (т.е. провозглашает принцип: "метод для исследователя", - а не наоборот), что стимулирует выработку нового знания на стыке различных наук и парадигм. В качестве ограничений использования плюрализма как метода исследования следует отметить его неспособность обеспечить целостное, системное познание.

В целом, плюрализм - лишь предварительный исследовательский метод, он обеспечивает ученому свободу выбора, не предоставляя ни критериев этого выбора, ни раскрывая его содержательной стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.7.253 (0.006 с.)