Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.



Элективный курс

«Мой выбор»

для учащихся 9 классов

общеобразовательных школ

 

 

Авторы:

Гилязетдинова Татьяна Мансуровна,

учитель информатики и ИКТ;

Роженко Виктория Акифовна,

педагог-психолог.

 

 

Набережные Челны

Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

· что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

· что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

· что он может (возможности и способности),

· что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

2. Цели программы:

· Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

· Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;

· Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

Задачи программы.

Образовательные задачи:

1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

 

Воспитательные задачи:

1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;

3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);

5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

 

 

4. Особенности программы:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе Miсrosoft Office Power Point 2007. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.

 

5. Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:

· свободного выражения своего мнения;

· взаимоуважения;

· доверительности;

· обратной связи;

· безоценочности.

Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики.

Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

Продолжительность курса: 18 академических часов.

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.

 

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.

 

7. Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

· знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

· правилами выбора профессии;

· знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

· понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

· понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

· значение творческого потенциала человека, карьеры;

· требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

· понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

· находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

· объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

· ставить цели и планировать действия для их достижения;

· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

8. Критерии и показатели усвоения материала:

1) Информационные:

· сформированность представления о мире профессий;

· знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;

· знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

· знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

2) Исследовательские:

· участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

· изучение путей овладения избранными профессиями.

3) Практические:

· сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

· готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

· определение профессиональных планов и намерений учащихся;

· развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;

· знание функций и задач городского центра занятости.

9. Формы контроля:

· диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

· презентации проектов обучающихся;

· деловые игры;

· профориентационные игры;

· анкетирование;

· выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

 

 

10. Тематическое планирование курса «Мой выбор» (18 часов):

Наименование темы Количество часов
1. Что такое профориентация.  
2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, республике, стране.  
3. Теоретические аспекты профориентации.  
4. Анализ профессий.  
5. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.  
6. Здоровье и выбор профессии.  
7. Профессиональный тип личности.  
8. Профессиональная перспектива.  
9. Деловая игра «Кадровый вопрос».  
10. Секреты выбора профессии.  
11. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры.  
12. Личный профессиональный план.  

 

11. Тематическое содержание курса.

Список литературы.

1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»/ под ред. Н.В. Афанасьевой. – СПб.: Речь. 2007.

2. «Закон о занятости населения». М.: МП «Новая школа», 1992.

3. «Закон об образовании». М.: Про-Пресс, 2004.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2005, №6

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996.

6. Пряжников Н.С. “Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8–11 классы). — М.: ВАКО, 2005.

7. Пряжников Н.С. Направления и методы профориентации.//Директор школы. №2, М., 2006.

8. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профриентация. М.: «Академия», 2005.

9. Основы технологической культуры. Учебник для 10-11-х классов под ред. В.Д.Симоненко. М.: Вентана-Граф. 2007.

10. Образцова Т.Н. Ролевые игры для детей. М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

11. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9–11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.: «Вако», 2005.

12. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М.: ВЛАДОС пресс, 2001.

13. Савченко М.Ю. Профориентация (сценарии занятий, тренинги для учащихся 9-11 классов). М.: «Вако», 2005.

14. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. Ростов/нД: «Феникс», 2005.

15. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. М.: «Просвещение», 1991.

16. Чернов С.В. Азбука трудоустройства. Элективный курс для 9-11 классов. М.: Вита-пресс, 2007.

17. Л.А.Ясюкова Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников (часть 1): Методическое руководство, Спб: «ИМАТОН», 2005

 

Элективный курс

«Мой выбор»

для учащихся 9 классов

общеобразовательных школ

 

 

Авторы:

Гилязетдинова Татьяна Мансуровна,

учитель информатики и ИКТ;

Роженко Виктория Акифовна,

педагог-психолог.

 

 

Набережные Челны

Пояснительная записка.

Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Ранняя юность — единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности обучающихся данного возраста — учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие молодые люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придется заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере; таким образом, выбор профессии осуществляется методом “проб и ошибок”.

Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к возрастанию потребности общества в инициативных, предприимчивых, компетентных и ответственных специалистах. В подготовке таких специалистов важная роль принадлежит общеобразовательной школе, поэтому профессиональное самоопределение школьников - социально-значимый раздел обучения.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания и осознанного профессионального намерения, осознанию интереса к будущей профессии. За краткостью слов «выбор профессии» стоит планирование, проектирование, обдумывание профессионального жизненного пути, «профессионального старта». Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Профессиональное самоопределение является начальным звеном профессионального развития личности.

В психологическом плане самоопределившаяся личность — это субъект, осознавший,

· что он хочет (цели, жизненные планы, склонности),

· что он есть (интеллект, личностные и физические свойства),

· что он может (возможности и способности),

· что от него хочет общество, и что он ждет от общества.

Старшекласснику для принятия решения, выбора «старта в профессию» нужно хорошо знать мир профессий, их требования к человеку и рейтинг на рынке труда, он должен правильно и реально оценивать свои возможности, способности и интересы. По сути дела, он стоит перед решением сложной творческой задачи со многими неизвестными, а подготовить его к успешному решению этой задачи должна система школьной профориентации.

2. Цели программы:

· Сформировать психологическую готовность к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных особенностей, способностей и возможностей;

· Повысить компетентность старшеклассников в области планирования карьеры;

· Развить у обучающихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

 

Задачи программы.

Образовательные задачи:

1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий, ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;

2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.

3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.

4. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

 

Воспитательные задачи:

1. Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения обучающихся;

2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;

3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия;

4. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Развивающие задачи:

1. Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

2. Выявление интересов, склонностей обучающихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;

3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы в экспериментальной ситуации, презентовать себя);

5. Формирование положительного отношения к себе, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;

6. Формирование навыков коммуникативной и управленческой деятельности в процессе коллективной работы.

 

 

4. Особенности программы:

Программа курса даёт многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. Она составлена таким образом, что обучающиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, профориентационных, деловых игр. Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение.

По желанию учащихся ими могут быть выполнены реферативные и исследовательские работы по отдельным темам курса.

Особенностью нашей программы является использование в учебно-практических целях электронного пособия «Мой выбор», разработанного с учётом поставленных целей и задач данной программы авторами курса и созданного в программе Miсrosoft Office Power Point 2007. Пособие построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов, образующих логическую структуру, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия. В текстах установлены необходимые гипертекстовые связи, отражающие ключевые слова, термины, основные понятия, и т.п. Одной из важнейших особенностей электронного учебного пособия является возможность самостоятельного использования электронной базы профессиограмм, работа над которой еще продолжается (она включает в себя не только психологический анализ профессий, но и видеоматериалы). Использование электронного пособия «Мой выбор» определяется значимостью формирования у обучающихся профессионального самосознания, осознанного выбора профессии. Пособие может использоваться как материал для самостоятельного знакомства обучающихся с данным блоком, для сопровождения занятий учителем, в помощь организации профконсультирования. Использование пособия поможет дать обучающимся представление о способах и средствах профессионального самоопределения, развить интерес, выявить особенности будущей профессиональной деятельности.

 

5. Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе “Мой выбор” опирается на использование следующих важных принципов:

· свободного выражения своего мнения;

· взаимоуважения;

· доверительности;

· обратной связи;

· безоценочности.

Место проведения занятий: кабинет профориентации и информатики.

Оптимальное число учащихся: 10-15 человек, т.к. при увеличении количества человек в группе уменьшается возможность включенности каждого в групповой процесс, что снижает эффективность занятий.

Продолжительность курса: 18 академических часов.

Периодичность занятий: 1 час в неделю в течение полугодия.

Организационно-методическое сопровождение курса должен осуществлять специалист, компетентный не только в общепедагогических, но и в информационных, психологических и организационных проблемах профильного обучения.

 

6. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании обучающихся, интеграцию научных знаний и образовательных технологий.

Кроме того ей присуща практическая направленность, а также принципы доступности и гуманизации.

 

7. Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса старшеклассники должны овладеть:

· знаниями о значении профессионального самоопределения, о требованиях к составлению личного профессионального плана;

· правилами выбора профессии;

· знаниями об определении профессии и профессиональной деятельности;

· понятиями об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

· понятиями темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;

· значение творческого потенциала человека, карьеры;

· требования современного общества к профессиональной деятельности человека;

· понятие рынка профессионального труда и образовательных услуг;

Обучающиеся должны уметь:

· находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля и пути продолжения образования;

· объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

· ставить цели и планировать действия для их достижения;

· использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

8. Критерии и показатели усвоения материала:

1) Информационные:

· сформированность представления о мире профессий;

· знание места каждого их градообразующих предприятий в истории города;

· знание основных направлений производств города, особенностей технологий;

· знание о возможностях получения специального профессионального образования в городе.

2) Исследовательские:

· участие в проектной деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

· изучение путей овладения избранными профессиями.

3) Практические:

· сформированность ценностных ориентаций, стойких профессиональных интересов и мотивов выбора профессии;

· готовность к самоанализу своих основных способностей и склонностей;

· определение профессиональных планов и намерений учащихся;

· развитие способностей через углубленное или расширенное изучение отдельных предметов;

· знание функций и задач городского центра занятости.

9. Формы контроля:

· диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;

· презентации проектов обучающихся;

· деловые игры;

· профориентационные игры;

· анкетирование;

· выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе по темам: «Мир профессий и мой выбор», «Мое профессиональное будущее» и др.

 

 

10. Тематическое планирование курса «Мой выбор» (18 часов):

Наименование темы Количество часов
1. Что такое профориентация.  
2. Рынок образовательных услуг и рынок труда в городе, республике, стране.  
3. Теоретические аспекты профориентации.  
4. Анализ профессий.  
5. Основные подходы к индивидуальному выбору профессии.  
6. Здоровье и выбор профессии.  
7. Профессиональный тип личности.  
8. Профессиональная перспектива.  
9. Деловая игра «Кадровый вопрос».  
10. Секреты выбора профессии.  
11. Навыки самопрезентации. Основы технологической культуры.  
12. Личный профессиональный план.  

 

11. Тематическое содержание курса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.30.162 (0.107 с.)