Раздел I. Формирование национально-институционального 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел I. Формирование национально-институционального



Рег. № М-3510

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Методические указания к практическим занятиям

для студентов всех форм обучения

Специальность 080103 Национальная экономика

Направление 080100 – Экономика

 

 

Санкт-Петербург

Допущено

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Нещерет Н.В.

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Селищева Т.А.

 

 

Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

© СПбГИЭУ, 2012

 

Содержание

Общие указания. 3

Раздел I. Формирование национально-институционального. 3

направления в экономике. 3

Тема 1. Национальная экономика в системе экономических. 3

наук. 3

Тема 2. Взаимосвязи в национальной экономике. 3

Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем.. 3

Тема 4. Трансформация экономики России: проблемы и. 3

перспективы.. 3

Раздел II. Совокупный потенциал национальной экономики, его. 3

структура и экономический рост. 3

Тема 5. Система потенциалов национальной экономики. 3

Тема 6. Потенциал управления. 3

Тема 7. Межотраслевые комплексы в национальной экономике. 3

7.1. ТЭК, его место и роль в развитии национальной. 3

экономики. 3

Тема 7.2. Производственный аппарат страны.. 3

Тема 7.3. Комплексы сырьевых и конструкционных материалов. 3

Тема 7.4. Агропромышленный комплекс. 3

Тема 8. Потребительский комплекс. 3

План практического занятия. 3

Тема 9. Инфраструктура национального хозяйства. 3

Тема 9.1. Транспортная система. 3

Тема 9.2. Связь и телекоммуникации. 3

Тема 9.3. Сфера услуг: место и роль в национальной экономике. 3

Тема 10. Макроэкономические пропорции и сбалансированный. 3

(равновесный) экономический рост. 3

Тема 11. Инвестиции и формирование благоприятного. 3

инвестиционного климата. 3

Раздел III. Национальная экономика как система взаимодействия механизмов рынка и государства 3

Тема 12. Собственность в системе национальной экономики. 3

Тема 13. Конкуренция и монополия в России. 3

Тема 14. Государственное регулирование. 3

национальной экономики. 3

Тема 15. Денежно-кредитное регулирование. 3

Тема 16. Прогнозирование и стратегическое планирование. 3

как условия эффективного управления. 3

национальной экономикой. 3

Тема 17. Социальная политика России на рубеже тысячелетий. 3

Тема 18. Система социальной защиты: 3

национальные особенности. 3

Раздел VI. Национальная экономика России в мировой. 3

хозяйственной системе. 3

Тема 19. Интеграция национальной экономики. 3

в мирохозяйственную систему. 3

Тема 20. Валютное регулирование. 3

Тема 21. Глобализация и национальная экономика России. 3

Тема 22. Конкурентоспособность национальной экономики. 3

и экономическая безопасность страны.. 3

 

Общие указания

 

Цель методических указаний и заданий к практическим занятиям по национальной экономике состоит в оказании помощи студентам в овладении данной дисциплиной и использовании приобретенных знаний в реальной практической деятельности. Детальная проработка представленных заданий позволит глубоко осмыслить содержание механизмов функционирования национальной хозяйственной системы и получить необходимые практические навыки.

Для достижения указанной цели студент должен

знать:

· цель, задачи и структуру дисциплины;

· критерии социально-экономического развития;

· важнейшие макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики, ее отраслевой и территориальный состав;

· взаимосвязи отдельных составляющих национального хозяйства;

· факторы, определяющие состояние и тенденции развития как экономики страны в целом, так и отделяющих ее сфер, отраслей и регионов;

· сравнительную характеристику национальных моделей хозяйствования стран мира.

Уметь:

· оперативно и грамотно оценивать социально-экономическую ситуацию;

· решать многообразные по масштабам, качеству и сложности задачи анализа, функционирования национальной хозяйственной системы в целом и ее субъектов;

· определять уровни и пороговые значения экономической безопасности; критерии конкурентоспособности национальной экономики;

· рассчитывать показатели социально-экономической эффективности на различных уровнях хозяйствования;

· предвидеть ближайшие и отдаленные социально-экономические последствия принятия решений.

Методическое указания и задания к практическим занятиям включают в себя 27 тем. По каждой теме имеется план практического занятия, вопросы для самостоятельной работы, темы докладов и рефератов, литература. В конце приведены тесты и практические задания по разделам дисциплины.

 

Направления в экономике

Наук

План практического занятия

1. Национальная экономика как отрасль экономических наук.

2. Национальная экономика как многоуровневая хозяйственная система страны.

3. Принципы и критерии национального хозяйствования.

4. Этапы развития национальной экономики России.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит различие предметов дисциплины «Макроэкономика» и «Национальная экономика»?

2. В чем проявляется единство всеобщего, особенного и единичного в формировании национальной модели экономики?

3. Чем должны определяться приоритеты стратегических целей развития национальной экономики?

Темы докладов и рефератов

1. Этапы развития национальной экономики.

2. Историческая школа и генезис национальной экономики.

3. Роль религиозно-этического фактора в развитии национальной экономики.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 1.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 1

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. - М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 1, 2

4. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 1, 2

 

Перспективы

План практического занятия

 

1. Основные составляющие экономических реформ в России начала 1990-х гг.

2. Основные социально-экономические итоги проводимых реформ.

3. Экономическая стратегия и политика России в ХХI веке.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие рекомендации по реформированию мировой торговли получили название «Вашингтонского консенсуса»?

2. С какого года в России наблюдается восстановительный экономический рост?

3. Какие элементы из опыта китайских реформ могут быть позаимствованы Россией?

Темы докладов и рефератов

1. Вашингтонский консенсус.

2. Новая экономика: проблемы и перспективы формирования в России.

3. Вступление в ВТО: плюсы и минусы.

4. Особенности реформ в Китае.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 3, 4, 46.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 4,5, 21.

3. Национальная экономика ник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 3, 4, 24.

4. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 7, 10, 11.

Экономики

План практического занятия

1. Структура топливно-энергетического баланса России.

2. Газовая и нефтяная промышленность: проблемы и перспективы развития.

3. Электроэнергетика: проблемы модернизации.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит различие понятий «вид экономической деятельности» и «отрасль экономики»?

2. Какова структура электроэнергетических мощностей России?

3. Какова роль «Газпрома» на мировом рынке энергоресурсов?

4. Можно ли Россию называть «нефтегосударством»?

Темы докладов и рефератов

1. Нетрадиционные и альтернативные виды энергии.

2. Разведанные и прогнозные запасы энергоресурсов на территории России.

3. Энергоемкость российского ВВП.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 11.

2. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 7.

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 12.

 

План практического занятия

1. Потребительский комплекс: структура и функциональное назначение.

2. Особенности функционирования отраслей (видов деятельности) потребительского комплекса.

3. Факторы и тенденции развития потребительского комплекса.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем состоит функциональное назначение потребительского комплекса национальной экономики?

2. Какие факторы влияют на состояние и развитие потребительского комплекса?

3. Какую роль играет платежеспособный спрос в развитии рынка потребительских товаров?

Темы докладов и рефератов

1. Потребительский рынок в России: доля отечественного производства и импорта.

2. Особенность структуры розничного товарооборота.

3. Легкая и пищевая промышленность: состояние и перспективы развития.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 15.

2. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 7.

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 9 (9.3.).

 

Инвестиционного климата

План практического занятия

1. Динамика и факторы развития инвестиционной деятельности.

2. Показатели инвестиционного процесса.

3. Инвестиционный климат в экономике России.

 

Вопросы для самостоятельной работы

1. Какие тенденции характерны для развития инвестиционной сферы российской экономики?

2. В чем состоят различия между прямыми и портфельными

инвестициями?

3. Что такое «инвестиционный риск»?

4. Что сдерживает привлечение инвестиций в экономику

России?

 

Темы докладов и рефератов

1. Государственное регулирование инвестиционной активности.

2. Стратегия долгосрочной инвестиционной политики.

3. Иностранный капитал в российской экономике.

4. Структура финансирования инвестиций в основной капитал.

 

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 19, 21-23.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 19

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 15.

 

Национальной экономики

 

План практического занятия

1. Содержание и задачи антимонопольной политики.

2. Механизмы бюджетного регулирования, «бюджетный федерализм».

3. Государственная налоговая политика.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Каковы функции бюджетного регулирования?

2. Что такое субвенции?

3. Каким образом осуществляется управление движением финансовых потоков?

4. Что понимается под «бюджетным федерализмом»?

Темы докладов и рефератов

1. Проблемы перехода на прогрессивную систему налогообложения; аргументы «за» и «против».

2. Внешний долг России, размеры и структура.

3. Бюджетный дефицит и государственный долг.

4. Бюджетный процесс: основные стадии и процедуры.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 28, 29.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 14, 15.

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 16,17, 20.

4. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 18, 21, 22.

 

Национальной экономикой

План практического занятия

1. Задачи и принципы прогнозирования национальной экономики.

2. Взаимосвязь стратегического планирования с прогнозированием.

3. Стратегическое планирование. Формы и виды планов.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Что представляет собой прогнозная модель?

2. Что показывает коэффициенты эластичности в производственной функции?

3. Отражается ли технический прогресс в производственной функции Кобба-Дугласа?

4. Каковы основные методы прогнозирования коэффициентов прямых затрат?

5. Что такое инновационный цикл?

Темы докладов и рефератов

1. МОБ в прогнозах национальной экономики.

2. Методы и модели прогнозирования демографических процессов.

3. Макроэкономическое прогнозирование в зарубежных странах.

4. Прогнозирование инновационного развития.

5. Планирование как основная функция управления.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 37-41.

2. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 14.

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 32.

 

Национальные особенности

План практического занятия

1. Эволюция систем защиты от безработицы.

2. Российская модель защиты от безработицы.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Как рассчитываются экономические издержки безработицы?

2. Чем характеризуется государственная политика занятости в переходной экономике России?

3. Чему равен уровень безработицы в России в 2010 г.?

Темы докладов и рефератов

1. Этапы развития национальных систем защиты от безработицы.

2. Либеральная и социальная модели защиты от безработицы.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 36.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 13.

 

Хозяйственной системе

В мирохозяйственную систему

План практического занятия

1. Изменение положения России в МРТ.

2. Участие России в международных интеграционных процессах.

3. Структура российского экспорта и импорта.

Вопросы для самостоятельной работы

1. В чем заключаются проблемы вступления России в ВТО?

2. Что понимается под «открытой экономикой»?

3. Что такое сравнительное преимущество?

4. Что такое таможенный режим?

5. Почему применяются различные формы поддержки экспорта?

Темы докладов и рефератов

1. Россия и региональная интеграция.

2. Структура российского экспорта и импорта.

3. Прямые и портфельные иностранные инвестиции в России.

Обязательная литература

1. Национальная экономика: Учебник / Под ред. В.П. Савченко. – М.: Экономистъ, 2011. Гл. 42-44.

2. Основы национальной экономики: Учебн.пособие/ Руков.авт. коллектива и научн. ред. А.В.Сидорович. – М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2009. Гл. 21-24.

3. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. В.И.Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. Гл. 21-24.

4. Национальная экономика: Учебник/ Под общ. ред. Р.М.Нуреева. – М.: ИНФРА, 2010. Гл. 26-28.

 

Рег. № М-3510

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

 

Методические указания к практическим занятиям

для студентов всех форм обучения

Специальность 080103 Национальная экономика

Направление 080100 – Экономика

 

 

Санкт-Петербург

Допущено

Редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве методического издания

Составитель

канд. экон. наук, доц. Нещерет Н.В.

 

Рецензент

д-р экон. наук, проф. Селищева Т.А.

 

 

Подготовлено на кафедре

экономической теории и национальной экономики

 

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета,

представленного составителем

 

 

© СПбГИЭУ, 2012

 

Содержание

Общие указания. 3

Раздел I. Формирование национально-институционального. 3

направления в экономике. 3

Тема 1. Национальная экономика в системе экономических. 3

наук. 3

Тема 2. Взаимосвязи в национальной экономике. 3

Тема 3. Типы национальных хозяйственных систем.. 3

Тема 4. Трансформация экономики России: проблемы и. 3

перспективы.. 3

Раздел II. Совокупный потенциал национальной экономики, его. 3

структура и экономический рост. 3

Тема 5. Система потенциалов национальной экономики. 3

Тема 6. Потенциал управления. 3

Тема 7. Межотраслевые комплексы в национальной экономике. 3

7.1. ТЭК, его место и роль в развитии национальной. 3

экономики. 3

Тема 7.2. Производственный аппарат страны.. 3

Тема 7.3. Комплексы сырьевых и конструкционных материалов. 3

Тема 7.4. Агропромышленный комплекс. 3

Тема 8. Потребительский комплекс. 3

План практического занятия. 3

Тема 9. Инфраструктура национального хозяйства. 3

Тема 9.1. Транспортная система. 3

Тема 9.2. Связь и телекоммуникации. 3

Тема 9.3. Сфера услуг: место и роль в национальной экономике. 3

Тема 10. Макроэкономические пропорции и сбалансированный. 3

(равновесный) экономический рост. 3

Тема 11. Инвестиции и формирование благоприятного. 3

инвестиционного климата. 3

Раздел III. Национальная экономика как система взаимодействия механизмов рынка и государства 3

Тема 12. Собственность в системе национальной экономики. 3

Тема 13. Конкуренция и монополия в России. 3

Тема 14. Государственное регулирование. 3

национальной экономики. 3

Тема 15. Денежно-кредитное регулирование. 3

Тема 16. Прогнозирование и стратегическое планирование. 3

как условия эффективного управления. 3

национальной экономикой. 3

Тема 17. Социальная политика России на рубеже тысячелетий. 3

Тема 18. Система социальной защиты: 3

национальные особенности. 3

Раздел VI. Национальная экономика России в мировой. 3

хозяйственной системе. 3

Тема 19. Интеграция национальной экономики. 3

в мирохозяйственную систему. 3

Тема 20. Валютное регулирование. 3

Тема 21. Глобализация и национальная экономика России. 3

Тема 22. Конкурентоспособность национальной экономики. 3

и экономическая безопасность страны.. 3

 

Общие указания

 

Цель методических указаний и заданий к практическим занятиям по национальной экономике состоит в оказании помощи студентам в овладении данной дисциплиной и использовании приобретенных знаний в реальной практической деятельности. Детальная проработка представленных заданий позволит глубоко осмыслить содержание механизмов функционирования национальной хозяйственной системы и получить необходимые практические навыки.

Для достижения указанной цели студент должен

знать:

· цель, задачи и структуру дисциплины;

· критерии социально-экономического развития;

· важнейшие макроэкономические показатели и пропорции национальной экономики, ее отраслевой и территориальный состав;

· взаимосвязи отдельных составляющих национального хозяйства;

· факторы, определяющие состояние и тенденции развития как экономики страны в целом, так и отделяющих ее сфер, отраслей и регионов;

· сравнительную характеристику национальных моделей хозяйствования стран мира.

Уметь:

· оперативно и грамотно оценивать социально-экономическую ситуацию;

· решать многообразные по масштабам, качеству и сложности задачи анализа, функционирования национальной хозяйственной системы в целом и ее субъектов;

· определять уровни и пороговые значения экономической безопасности; критерии конкурентоспособности национальной экономики;

· рассчитывать показатели социально-экономической эффективности на различных уровнях хозяйствования;

· предвидеть ближайшие и отдаленные социально-экономические последствия принятия решений.

Методическое указания и задания к практическим занятиям включают в себя 27 тем. По каждой теме имеется план практического занятия, вопросы для самостоятельной работы, темы докладов и рефератов, литература. В конце приведены тесты и практические задания по разделам дисциплины.

 

Раздел I. Формирование национально-институционального

Направления в экономике



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-06; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.73.35 (0.13 с.)