Столыпинская аграрная реформа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Столыпинская аграрная реформа



Центральное место во внутренней политике занимал аграрный вопрос. Борьба крестьян заставила пра-

вительство отменить (ноябрь 1905 г.) выкупные платежи с 1906 г. напо-

ловину, а с 1907 г. - полностью. Но этого было недостаточно. Крестья-

не требовали земли.Правительство вынуждено вернуться к идее

отказа от общинного и перехода к частному крестьянскому землевладению. Она высказывалась еще в 1902 г., но тогда правительство отказа-

лось от ее реализации. П.А. Столыпин настоял на проведении реформы и поэтому ее назвали "Столыпинской".

 

Реформа осуществлялась неск методами. 1) Указ 9 ноября

1906 г. разрешал крестьянину выход из общины, а закон 14 июня

1910 г. сделал выход обязательным. 2) Кр-н мог потребовать объ-

единения надельных участков в единый отруб и выселиться на

отдельный хутор. 3) Создавался фонд из части казенных и императорских земель. 4) Для покупки этих и помещичьих земель Крестьянский банк -денежные ссуды. 5) Учитывая "земельный голод" в центре, поощрялось переселение за

Урал. Переселенцам давали ссуды для обустройства на новом

месте, создавали казенные склады с\х машин, обесп агрономические консультации, мед и вет помощь.

 

Цель реформы состояла в том, чтобы сохранить помещичье земле-

владение и одновременно ускорить буржуазную эволюцию с\х, снять соц напряженность в деревне и создать там

соц опору правительства в лице сельской буржуазии.

 

Реформа способствовала подъему экономики страны. С\х приобрело устойчивый характер. Ув покупательная

спб-ть населения и валютные поступления, связанные с вывозом зерна.

Однако социальные цели, поставленные правительством, не достигнуты.Из общины вышло в разных районах только 20-35% -сохраняло коллективистскую психологию и традиции. Хуторское хозяйство завело 10%. Кулаки

чаще выходили из общины, чем бедняки. покупали землю у

помещиков и обедневших односельчан, заводили рентабельное товарное

хозяйство. Бедняки уходили в города или становились с\х рабочими. 20% крестьян, получивших ссуды Крестьянского

банка, разорились. Около 16% переселенцев не смогли устроиться на

новом месте, вернулись в центральные районы страны и пополнили ряды пролетариев. Реформа ускорила соц\ расслоение - формирование сельской буржуазии и пролетариата. Правительство не обрело в

деревне социальной опоры, тк не удовлетворило нужды в земле.

 

 

59. Складывание русского парламентаризма. Выборы, состав и деятельность ГосДумы первых 4х созывов 1906-17
К началу XX в. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое место в мире по общему уровню промышленной продукции. В начале XX в. промышленный кризис, который усилил революционные настроения.

В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и др. В 1894 г. на престол последний император Николай II. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нес как тяжелый крест, отдыхая от него в кругу семьи.

Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II заявил, что расчеты земств на “участие в делах внутреннего управления” являются “бессмысленными мечтаниями”.[3] В начале века появились первые признаки раскола в государственном устройстве страны.

Современники говорили о потере властью авторитета, о десакрализации самодержавия. Интелегенция являлась наиболее образованной частью общества и была нацелена на инновационную деятельность, выходящую, как правило, за рамки официальной идеологии.

Она была занята в государственном аппарате, в области культуры, в сфере материального производства, в управлении промышленностью, помещичьим хозяйством, частной юридической практикой и др. Получили мировое признание в качестве феномена российской интелегенции: демократизм устремлений, последовательное отстаивание своей независимости от политической власти, самостоятельность мышления, тщательно оберегаемый “кодекс чести”, забота не только о своем благоденствии, но прежде всего о благе тех слоев населения, которые ввиду недостатка образования и культуры имели ограниченные возможности сознательно отнестись к своему историческому творчеству. Хорошо организованным было духовенство.

Деятельность церковников возглавлялась Святейшим Синодом, подчиненным прокурору Синода, и согласовывалась с органами государственной власти. На фоне относительно мирного развития капитализма и рабочего движения на Западе Россия выделялась остротой социальных конфликтов, завершившихся первой российской революцией (1905 г.).

Революция заставила искать компромисы.

Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 гг. В начале XX в.

в России имелись элементы буржуазной государственности, конституционализма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения. Начавшаяся в январе 1905 г.

революция еше более обострила проблему политических реформ в России.

Солдатские залпы уже почти полгода разгоняли народ, но проблема реформ так и не была снята.

Под давлением революции самодержавие было вынуждено пойти на уступки.

6 августа 1905манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени мвд Булыгина, разработавшего ее проект. создавалась для “предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Гос совет, к верховной самодержавной власти” Проект законосовещательной думы никого не удовлетворял, тем более что револючия ширилась, на ее сторону стали переходить военные части.

В октябре началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий.

В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склонится политическая чаша весов, Николаю II ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г. подчеркивался конституционный путь страны и предоставление гр свобод. Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России: V Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов; выборы в Госдуму и их демократизации; Госдуме -характер законодательного учреждения, т.е. принцип деления власти и перехода к конст строю.
19 октября 1905 указ “О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений”.
В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать "направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего госуправления” [5] Устанавливалось, что законопроекты не мб внесены в Госдуму без обсуждения в Совете министров, “никакая имеющая общее значение мера управления не мб принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров” [6] 11 декабря 1905 в разгар вооруженных столкновений в Москве - закон о выборах в I Госдуму. [7] По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические.

И все же данный закон расширил избирательные права путем установления 4й курии – рабочей, от кот ок 3% депутатов.

Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое считали опорой государства и престола.

сохранена цензовая система и сословный принцип, ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г.Целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е.

кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными.

Выборы -двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам.

Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, установлено списком по каждой адм единице отдельно. Для собраний выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах. Число членов Госдумы, избираемых выборщиками на собраниях, определено списком по каждой губернии, области, городу. Всего 412 мандатов, в том числе 28 от городов.[9] Р яд ограничений на участие неразумны (отстранение лиц адм-ции и полиции), их социальная направленность: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. -> высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск студентов, ограничение числа членов Думы от городов.

Думается, что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определенной долей условности. 20 февраля 1906 г.-новое положение о ГосДуме- реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере не сделано.

Дума наделялась законодат правами (а не законосовещат, как по Закону от 6 авг 1905 г.), но законопроекты, принятые Думой подлежали утверждению в ГосСовете и императором.Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничило право императ власти бесконтрольно распоряжаться финансами. Как и раньше, Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Осн гос законов.

По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату.Министры обязывались не позднее одного месяца дать ответ. Изменив избир закон и предоставив большие права Думе, правительство осущреформу Гос Совета (царский указ от 20 фев 1906 «О переустройстве учреждения Гоc Совета»). Из совещательного органа -в верхнюю палату, стоявшую над ГосДумой.

Но при формальном равенстве прав Гос Совет имел приоритет: законопроект, обсужденный в Думе и в Совете, представлялся на утверждение императора председателем Гос Совета.Реорганизация ГС, создание верхней палаты, стоявшего над Думой, огр ее права.
23 апреля 1906 «Осн гос законы Росс Имп» (ОГЗ) в новой редакции (изъято определение «неограниченное» самодержавие).
В них устанавливалось, что император осущ законодат власть с Гос советом и Думой.Прерогативы императора объявлялись: пересмотр осн законов, высшее гос управление, руководство внешней п, верховное командование вооруж силами; объявление войны и заключение мира, объявление местности на военном и исключительном положении, право чеканки монеты, увольнение и назначение министров, помилование осужденных и общая амнистия. Фактически после опубликования ОГЗ 1906 г. царь лишился двух важнейших прерогатив: неогр права законодат-вания и автономного распоряжения бюджетом. Изменения, произошедшие в государственном строе России, позволили укрепить позиции буржуазии, но не решали проблем трудящихся.

Первая русская революция со всей очевидностью продемонстрировала, что прежняя форма самодержавия изжила себя и переход к представительным учреждениям во всерос масштабе -необходимость. 4.

Выборы в I ГосДуму в марте-апреле 1906 г. Возникшие многочисленные политические партии в отношении к участию в выборах исходили из оценки ситуации, сложившейся в общественном движении после опубликования Манифеста 17 октября: на фоне четко обозначившегося спада стачечной борьбы широкий размах сохраняло крестьянское движение, вспыхивали восстания в армии и на флоте.

Большинство левых партий бойкотировали выборы – большевики, национальные социал-дем партии, эссеры, Всерос крестьянский союз. Очень продуманно и умело провели предвыборную кампанию кадеты- привлечь большинство демокр избирателей обязательствами «сосчитаться» в Думе с правительством, провести радикальную кр и раб реформы, ввести законодательным путем комплекс гр прав и п свобод. [10] Тактика кадетов принесла им победу на выборах: получили 161 место в Думе или 1/3 депутатов. Черносотенные партии мест не получили. Серьезное поражение потерпели на выборах октябристы – к началу думской сессии 13 депутатских мест. Заметное место среди депутатов занимала крестьянская трудовая группа (107 мест), в которую входили рабочие и социал-демократы, прошедшие на выборах в тех губерниях, где бойкот не удался.

Председателем Думы -кадет Муромцев. С 1906 по фев 1917 действовали ГосДумы 4х созывов.

Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были при всей их ограниченности выборные народом органы власти, имевшие право контроля за нек сторонами управления гос-вом, которые до этого принадлежали царю-самодержцу. 5.

Открытие в Петербурге 27 апр 1906 I ГосДумы. Оно состоялось вТронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Однако «тронная» речь Николая II, в общем- то тусклая и бесцветная, лишенная глубокого содержания, разочаровала присутствующих [11] Вследствие неодновременности выборов работа I ГосДумы при неполном составе.

первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя включили требование отмены смертной казни и амнистии п заключенным, установления ответств-ти министров перед народным представительством, упразднения Гос совета, реального осущ-я п свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих для ликвидации земельного голода крестьянина.

Думцы надеялись, что царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил.Ответ думцев отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров Горемыкину. 13 мая премьер на все требования ответил «Нет!» Даже консерваторы обескуражены.

19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли законопроект (проект 104-х). Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного кр-ва путем отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах опр «трудовой» или «потребительской» нормы. Трудовики предлагали оставить помещикоам лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков должна компенсироваться вознаграждением.
6 июня радикальный эссеровский «проект 33-х».
Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее со всем недрами и водами общей собственностью всего населения России.
Обсуждение аграрного вопроса в Думе вызвало рост общественного возбуждения в широких массах и революционные выступления в стране.

Желая укрепить положение правительства, его представители – Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман – проект обновления правительства путем включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые читали, что лучше избавиться от Думы, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх. Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки.

За все созывы десятилетней истории таких резолюций было множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий. Теперь, зная настроение царя, нек министры -бойкот Думе, перестали посещать заседания.

Известного рода унижением новоявленных законодателей -присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. руб на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете. Но за стенами Таврического дворца, за пределами России, столкновения депутатов с правительством в Думе не известны.

Появление первого законодательного представительного учреждения в России, за что боролись десятки лет лучшие представители русского общества, вызвало подлинный шквал приветствий от групп россиян, ученых советов университетов, городских дум и земств.

Новый парламент приветствовали парламенты других стран.

Так, 30 июня 1906 г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента – лондонского.

От российской Думы выбрана делегация для посылки в Лондон, но она не успела отбыть, так как I Дума распущена царем.
6 июля председатель Совета министров Горемыкин заменен энергичным Столыпиным (за Столыпиным сохранен пост мвд).
Сделано это было для того, чтобы смягчить «горькую пилюлю», деморализовать оппозицию для проведения в жизнь манифеста о роспуске I Думы.

9 июля 1906 г. Депутаты пришли на заседание -закрытые двери; на столбе манифест о прекращении работы I Думы, тк, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту». I ГосДума просущ 72 дня.

Все это время она находилась под обстрелом реакционных сил, и прежде всего - придворной клики.

В «Правительственном вестнике» печатались «верноподданейшие письма», подписанные группами лиц, Дума называлась «чужеродным изобретением», не суждено «привиться на истинно русской почве», она будет вредным учреждением. При этом предлагалось «пока не поздно» Думу разогнать.Дума сделала запрос, на каком основании в официальном органе правительства -антидумская ПДа. Однако тогдашний министр внутренних дел П.А. Столыпин ответил довольно однозначно: подданные монарха вправе печатать письма где угодно.
Дума распущена, но ошеломленные депутаты не сдались без боя. Около 200 депутатов, и среди них кадеты, трудовики и социал-демократы в Выборге приняли воззвание – “Народу от народных представителей”. В нем говорилось, что правительство сопротивляется наделению крестьян землей, не имеет права без народного представительства собирать налоги и призывать солдат, делать займы. Воззвание призывало к сопротивлению такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну, саботирование призыва в армию. Но на эти акции народ не откликнулся, разочаровавшись в Думе как пустой “говорильне” [15] Против подписавших “Выборгское воззвание” правительство возбудило уголовное преследование. По решению суда все “подписанты” отсидели по 3 месяца в крепости, а затем лишены избирательных и гражданских прав при выборах в новую Думу и на др обществ должности. Эпоха I Думы закончилась.

Она вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд, шансов выдержать экзамен на гос зрелость, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма.

Очевидный же парадокс: значение идеи для либералов, мощно представленных в Думе, и отсутствие думских корней в народе объясняется быстрым освобождением общества от веры в Думу, как средство врачевания вопросов времени. Деятельность I Государственной Думы в целом способствовала разрушению «конституционных иллюзий» демократической интеллигенции, не оправдалв надежды крестьянства на решение аграрного вопроса. Но распрощаться с Думой царь и правительство бессильны.

В манифесте о роспуске Думы: закон об учреждении ГоДумы «без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании по выборам во II Думу.

II Дума - обреченная Революция еше продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г.

охватили 32 губернии России, а в августе1906 г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской Россиии. 17 июля 1906 г. восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матроса Кронштата и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж.

После этого царское правительство встало на путь террора в борьбе с рев движением, кот шло на убыль. Выборы во II Думу.

Путем уловок и прямых репрессий правительство -обеспечить приемлемый для себя состав Думы.

От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д.[16] Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц.

Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми. Пpавительство -причина конфликта с Думой – в ее составе.Изменить состав – пересмотрев избирательный закон.

Этот вопрос дважды по инициативе Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сент 1906), но правит -о нецелесообразности, связан с нарушением Осн законов и мог повлечь обострение рев борьбы.Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эссеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов. избрано 518 депутатов.

Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические - 157 мест (трудовики – 104, ср– 37, народные соц-ты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых 222 мандата, или 43% голосов. Усилилось правое крыло: черносотенцы, которые вместе с октябристами 54 мандата (10%). Открытие 20 февраля 1907 г. Председатель Думы -правый кадет Головин.

II Дума более радикально настроена. Депутаты измтактику, действовать в рамках законности и избегать конфликтов.Руководствуясь нормами Положения об утверждении Гос Думы, образовали отделы и комиссии для предвар подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел. Комиссии приступили к разработке законопроектов.

Осн -аграрный вопрос, каждая фракция -проект.

Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала бюджет на 1907, о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать повода для роспуска.По их инициативе Дума отказалась от прений по осн положениям правит декларации, с которой выступил Столыпин, основная идея -в создании «материальных норм», новые общественно-правовые отношения.
Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против рев-ров.Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть инициативу ведения террора против рев-ров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения.

Однако, к чести своей, Дума 17 мая 1907 -против «незаконных действий» полиции. [19] Такое неповиновение не устраивало правительство. Аппаратом мвд подготовлен втайне от Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи.

1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения от участия в Думы и лишения 16 депутатский неприкосновенности, обвинив в подготовке к «ниспровержению гос строя». Николай II 3 июня 1907 о роспуске II Думы.

Депутаты восприняли спокойно и разъехались по домам.

Как и ожидал Столыпин, никакой рев вспышки не последовало.

В целом, население отнеслось индифферентно: без радости любовь, прощанье было без печали.

Более того, считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в революции. [21] 7.

III Дума - недостаточная достаточность. Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ об утверждении нового Положения о выборах в Думу- нарушение манифеста от 17 окт и ОГЗ 1906 г., согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановление о выборах в Совет или в Думу. Этот акт внес существенные изменения в избирательное право подданных Российской Империи.

Усиливалось неравенство между представительством имущих и неимущих слоев населения: один голос помещика равнялся 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих.

Всего активн изб право -15% населения Российской Империи[22] В 28 из 50 губерний европейской части России помещики обладали в избирательных собраниях абсолютным большинством голосов и могли провести своих депутатов в Думу.

В остальных 22 губерниях для этого потребовалась помощь представителей крупной буржуазии.

На территориях (СрАзия, Закавказье, Польша), где «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы временно приостановлены, либо существенно (на 2\3) сокр кол-во мандатов. [23] Таким образом, Дума утратила характер представительного органа власти. Государственная Дума теперь насчитывала 442 депутата, в то время как раньше 524.

Уменьшение -сокр представительство от нац окраин. Кроме того, закон 3 июня давал министру в дел право изменять границы избир округов и делить изб собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самост избрания выборщиков по произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных депутатов. В III Думу было избрано: правых – 144, октябристов – 148, прогрессистов – 28, кадетов – 54, националистов – 26, трудовиков – 16, социал-дем – 19.

Председателями III Думы октябристыХомяков (1907), Гучков (1910 г.), Родзянко (1911). На первых же заседаниях III Государственной Думы, нач работу 1 ноября 1907 г., сложилось большинство правых и октябристов- 2/3 Думы.

Поскольку черносотенцы против манифеста 17 октября,между ними и октябристами расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов и поправевших кадетов- 2е думское большинство, октябристко-кадетское, -3/5 состава Думы. Наличие 2х большинств опр характер деятельности.

За 5 лет работы (до 9 июня 1912) провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 выдвинуто самой Думой. Основным содержанием деятельности III Думы -аграрный вопрос.

Добившись социальной опоры этого органа, правительство нач его исп в законодат процессе.

14 июня 1910 -одобренный Думой и Гос советом и утвержденный императором аграрный закон, в основу- столыпинский указ от 9 ноября 1906 с изм-ми и доп-ями, внесенными правооктябристским большинством Думы. 1й факт участия Думы в зак процессе.Император и Гос совет приняли поправки Думы тк они отвечали чаяниям тех соц слоев- п опорой самодержавия и не посягали на позиции самодержавия.
След нормативн акт, прин Думой, -закон о гос страховании рабочих: 12-часовой рабочий день, возможность увеличения его за счет сверхурочных.
Попытка Думы вмешаться в процесс рассмотрению бюджета закончилась неудачей; вопрос о военных и морских штатах изъят из компетенции Думы. [26] О характере законотворческой деятельности III Думы можно судить по перечню принятых ею законов: «Об усилении кредита на тюремно-строительные надобности», «Об отпуске средств на выдачу пособий чинам общей полиции и корпуса жандармов», «О распределении между казной и казачьими войсками расходов по тюремной части в области Кубанской и Тверской», «О порядке отопления и освещения мест заключения и отпуске на эти надобности потребных материалов», «О полиц надзоре в Бельагачской степи», «Об утверждении тюрем в Мерве и Красноярске, Закаспийской области и Актюбинске, Тургайской обл», «Об утверждении в С- Петербурге женской тюрьмы» и др.[27] Содержание перечисленных нормативных актов – свидетельство не только реакционности Думы, но и второстепенности вопросов.
Столыпин и третья Дума «провалились» не успокоили страну, которая приблизилась к революции.
Надо иметь в виду то, что III Дума не рассматривалась Столыпиным как средство, ликвидирующее рев, - для этого -больше времени, чем 5 лет. [28] В известном интервью, он говорил о необходимости для России 20летнего покоя, чтобы стала другой страной.

А третья Дума и за отведенный ей срок сделала немало для этого. В механизме функционирования Думы были и сбои (во время конституционного кризиса 1911 Дума и Гос совет были распущены на 3 дня).

[29] Если характеризовать третью Думу «персонально», вне связи с последующими событиями, и в увязке с ними, то ее можно назвать «недостаточной достаточностью»- отражает роль и значение III Думы в российской истории. «Достаточной»: ее состав и деятельность достаточны, чтобы «отслужить» весь срок полномочий. На первый взгляд III Дума – самая благополучная из всех четырех Дум: если две первые скоропостижно “скончались” по указу царя, то III Дума действовала «от звонка до звонка», сподобилась вызвать и слова одобрения.

И все-таки мирное эволюционное развитие страны не менее проблематичным в конце ее деятельности, чем в начале.

Но трагизм этого обнаружился спустя несколько лет после завершения ее работы: только тогда то небольшое, в пору III Думы, «облачко» обратилось в революционную грозу «17 года» Продолжение курса 3Думы в последующих Думах при внешнем и внутр покое снимало с «повестки дня» революцию.

Так вполне здраво судили не только Столыпин и его сторонники, но и их противники и судят многие современные публицисты.

Но все же эта совокупная «достаточность» оказалась недостаточной, чтобы III Дума притушила рев-оппозиционное движение, которое в экстремальных условиях могло выйти из-под контроля, что и произошло во время IV Думы. 8.

IV Дума - парадокс истории В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Думу.

Не смотря на давление правительства, выборы отразили п оживление: соц дем набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики -верх над меньшевиками), октябристы терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.

Но в целом IV Дума по партийному составу не слишком отличалась от III Думы. Набрали больший вес по сравнению с тем, чем они были в III Думе правые, прогрессисты и кадеты.

В IV Думе по-прежнему возможно складывание 2 большинств: правооктябристского – 283 депутата и октябристско-кадетского – 225 депутатов.

И по-прежнему исход голосований зависел от фракции октябристов. Несмотря на последующее дробление, оставались решающей «переменной», особенно их центр – группа земцев- октябристов.
Заседания Думы открылись 15 ноября 1912 г.

Председателем до 25 февраля 1917- октябрист Родзянко.
«Прыткими» показали себя в IV Думе прогресисты, основавшие в ноябре 1912 г. партию.В состав предприниматели (коновалов, Рябушинские, Четвертиков, Третьяков), земские деятели (Ефремов, Шипов, Ковалевский и др.).
Прогрессисты требовали отмены положения об усиленной и чрезвычайной охране, изменения закона 3 июня о выборах, расширения прав Думы и реформы Гос совета, отмены сословных ограничений и привилегий, независимости земского самоуправления от административной опеки и расширения его компетенции.

Если кадеты (и октябристы) не выходили «из рамок» конституционной думской деятельности, иногда позволяя «расслабиться» в смелых оппоз речах, то прогрессисты, и прежде всего депутат Коновалов (поддержку у нек левых октябристов и левых кадетов), -объединить рев и оппоз силы для совместных выступлений. По мнению Коновалов: правительство «обнаглело до последней степени, потому что не видит отпора и уверенно, что страна заснула мертвецким сном». [30] В атмосфере растущего общественного напряжения в март 1914 2 межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эссеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов: вопросы координации левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. в 1914 г. мировая война притушила оппоз движение.

На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) -за доверие правительству и отказ от оппоз деятельности.

24 июля 1914 г. Совету министров предоставлены чрезвычайные полномочия, право решать большинство дел от имени императора. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций - сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Но неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обесп-ть управление страной стимулировали активность п партий, оппоз-ть, поиск тактических шагов. Нараставший п кризис - вопрос о включении в состав правительства представителей буржуазной оппозиции и увольнение дискредитировавших себя министров.

В июне 1915 г. Николай II -уволить сначала мвд Маклакова, министра юстиции Щегловитова и военного министра Сухомлинова. Однако во главе Совета министров по-прежнему оставался назначенный в январе 1914 Горемыкин.
19 июля открылась сессия IV Думы, на которой октябристы и трудовики поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция -работу по созданию межпартийного блока.
В августе 1915 г. на совещании членов Думы и Гос совета образован Прогрессивный блок: кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и 3 группы ГС. Председателем бюро Прогрессивного блока -октябрист Шидловский, а фактическим руководителем Милюков.Декларация
блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915 г., носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия» (из царских сановников и членов Думы). Однако вступление Николая II в верховное командование - отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.
Первая мировая война.
Экономика страны уже не могла содержать многомиллионную армию, в которую было мобилизовано 11% сельского населения и свыше 0.5 млн. кадровых рабочих. Положение усугубляли огромные потери русской армии, превысившие в 1917 г. 9 млн.человек, в том числе до 1.7 млн.– убитыми. В февралю 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде, где сложилось критическое положение с продовольствием (снежные заносы не позволили своевременно подвести в столицу вагоны с мукой).

23 февраля недовольство переросло в стихийные митинги, демонстрации и забастовки, охватившие 128 тыс рабочих. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и др социальные парт -рев ПДу, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.

25 февраля - всеобщую п стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград. В ночь на 26 фев аресты, а днем на Знаменской площади расстреляна демонстрация.

Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу. Родзянко 26 фев телеграфировал Николаю II о необходимости “немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство”, а на следующий день возглавил Временный комитет Гос Думы, от имени кот обратился с воззванием к населению. В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление гос и обществ порядка, население и армию помочь “в создания нового правительства” В этот же день, 26 фев 1917 император -указ о перерыве в занятиях думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». [34] После этого в полном составе Дума уже не собиралась. 27 февраля -заседание Временного комитета Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление госи и общ порядка».

Однако уже 2 марта Вр комитет -о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил существование. Юридически IV Дума распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 в связи с началом изб кампании по выборам в состав Учредительного собрания. Практически у Думы был шанс взять гос власть и стать законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось. Заключение Русская революция породила Думу и она же вынес



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.154.106 (0.069 с.)