Тема 1. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет учета. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет учета.



Бух.учет для ОДО.

 

Информация – Задания на октябрь 2011г.

Октября

Тема 1. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет учета.

Значение, сущность и задачи бухгалтерского учета.

В условиях рыночной экономики возрастает роль б/учета и финансового менеджмента для управления денежными потоками и прогнозирования финансового состояния.

6.03.1998 г. принято Постановление № 283 о реформировании бухгалтерского учета в соответствии с МС финансовой отчетности и переаттестации бухгалтерских кадров.

Реформирование предполагало привести в соответствие учет и отчетность с МС, разработать более 20 национальных стандартов (положений) учета, переработать план счетов. Перейти от постатейного (калькуляционного) принципа учета к поэлементному. Перестроить и подготовить учебные программы и учетные пособия для подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров.

В 1997г. создан институт профессиональных бухгалтеров. К 2010 году разработано 23 стандарта (ПБУ). Работа по аттестации кадров обязательна в организациях, где предусмотрен обязательный аудит т.е. для 60 тысяч АО.

В процессе бухгалтерского учета формируется необходимая финансовая информация для управления и контроля за процессами хозяйственной деятельности и принятия обоснованных решений.

Знание бухгалтерского учета и отчетности необходимо различным специалистам. Данные б/учета используются для составления статистической отчетности, анализа и планирования.

Бухгалтерский учет- это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации об имуществе предприятия, источниках его формирования, обязательств и хоз. Операций хозяйствующего субъекта или юр.лица.

Бухгалтерский учет обязаны вести все юр.лица. Прочие организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью ведут учет и составляют отчетность в порядке, предусмотренном налоговым законодательством.

Бухгалтерский учет – это средство накопления информации и средство контроля за использованием средств и источников.

Задачи б/учета:

1. Формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, кредиторами и иными заинтересованными организациями.

2. Обеспечение контроля за наличием и движением имущества и рациональным использованием производственных ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

3. Своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой деятельности.

4. Выявление внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование.

Требования к б/учету:

· непрерывность учета,

· обособленный учет собственного имущества хозяйства,

· регистрация текущих изменений методом двойной записи,

· тождество данных синтетического и аналитического учета,

· раздельный учет текущих затрат и капитальных вложений.

Учетная политика.

Под учетной политикой понимается выбранная организацией совокупность способов ведения б/учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Организации могут самостоятельно устанавливать:

· форму ведения учета,

· методы б/учета,

· технологию обработки бухг. Информации,

· внутрипроизводственный учет и контроль,

· формировать учетную политику,

Требования к учетной политике:

· полнота отражения фактов,

· осмотрительность при вложениях и приобретениях,

· приоритет содержания перед формой,

· непротиворечивость синтетического и аналитического учета,

· рациональность ведения учета.

Способы учета, подлежащие раскрытию в УП:

· способы погашения стоимости основных и нематериальных активов (методы амортизации),

· способы оценки оборотных активов (материалов, незавершенного производства, ценных бумаг),

· способы признания прибыли от реализации (по оплате, по начислению),

· другие способы.

Оценка имущества:

· покупного – по фактическим расходам,

· безвозмездно полученного – по рыночной стоимости,

· созданного на предприятии – по фактической себестоимости изготовления,

· ин. Валюты – по курсу ЦБ.

 

Виды хозяйственного учета.

· оперативный – в форме различных сводок для оперативного управления.

· Статистический - в форме отчетов.

· Бухгалтерский - основной вид учета, который постоянно регистрирует совершаемые хозяйственные операции.

Предмет учета.

Предметом учета являются объекты учета, т.е. хозяйственные процессы, хозяйственные средства и источники образования средств.

Хозяйственные процессы включают процессы заготовления ресурсов, производство продукции, реализация продукции.

Хозяйственные процессы состоят из хозяйственных операций, которые характеризуют какое-либо хозяйственное действие. Например, получено оборудование, наличные из банка, отпущены материалы в производство и т.п.

Хозяйственные средства организации – это его имущество, активы, основные и оборотные средства.

Источники образования средств (для их приобретения, строительства и др.) – собственные и заемные средства.

 

Контрольные вопросы:

1.Чем определяется роль бухгалтерского учета?

2. Основной вид учета в системе хозяйственного учета?

3. Задачи бухгалтерского учета?.

4. Что включают объекты учета по видам имущества и источникам их образования?

5. Сущность хозяйственных процессов?.

 

Тестовые вопросы:

 

Октября.

Исправление ошибок.

3 способа – корректурный, красное сторно, способ дополнительных проводок. Способ исправления зависит от момента их выявления и характера ошибки.

Корректурным способом исправляют частичные ошибки в течение учетного периода в одном из регистров или документов и не требует исправления корреспонденции счетов.

Ошибочная запись зачеркивается одной чертой, чтобы было видно исправленное. Строкой ниже или сбоку вписывается правильное выражение и заверяется «исправленному верить», «вписанному верить», «зачеркнутое не читать», подписью лица, исправившего и датой исправления.

Если ошибка повторяется в нескольких регистрах, то используют способ сторно или дополнительной проводки. Если стоимость занижена – то делается дополнительная запись. Если завышена то неправильная запись сторнируется – уничтожается. Сторно пишется красным цветом или берется в рамочку, если нет красной ручки.

Например отпущены со склада в производство материалы 20- 10- 30000руб.

В бухгалтерии Д 20 К 10 20000руб.

Дополнительная проводка Д 20 К 10 10000 руб.

При сторно. В бухгалтерии прошла запись – начислена з/плата рабочим основного производства 100тыс.руб. Д 20 К 70

При обнаружении повторяется 100тыс.руб. Д 20 К 70

Затем сторнируется 100тыс. руб. Д 20 К 70

Затем правильная запись 70 тыс. руб. Д 20 К 70

 

Инвентаризация имущества

проводится с целью контроля за сохранностью имущества и эффективностью его использования.

Инвентаризация проводится обязательно один раз в году перед составлением годового бухгалтерского отчета, а также в других необходимых случаях – при смене мат-отв. лиц, при стихийных бедствиях, хищениях и недостачах и др.

Инвентаризация проводится инвентаризационной комиссией, которая назначается приказом руководителя предприятия. Инвентаризация проводится по всем материально-ответственным лицам, проверяется количественное наличие ценностей в местах их хранения.

Данные о наличии имущества вносятся в инвентаризационную опись, где указываются данные инвентаризации и данные бухгалтерского учета. При их сравнении выводится разница (результат). Обнаруженные излишки приходуются как внереализационные доходы, недостачи взыскиваются.

Оценка стоимости имущества определяется видом имущества и условиями его создания:

· покупное имущество оценивается по фактическим расходам;

· безвозмездно полученное - по рыночной стоимости;

· созданное на предприятии - по фактической стоимости изготовления;

· инвалюты - по курсу ЦБ.

 

Калькулирование себестоимости готовой продукции и строящихся объектов осуществляется на основе затрат на производство по статьям расходов.

 

Двойная запись и корреспонденция счетов осуществляется на основе плана счетов, строения, содержания счетов и их взаимосвязи.

План счетов содержит таблицу счетов, где указывается номер счета, его наименование и инструкцию по применению плана счетов. Действующий план счетов предусматривает 99 балансовых счетов и 11 забалансовых. Балансовые счета сгруппированы в 9 разделов.

По экономическому содержанию балансовые счета подразделяются на 5 видов (групп).

Первая – счета обобщения имущества (счета 1,2,4 и 5 разделов плана) и их источников (разделы 6,8,9).

Вторая – счета, регулирующие оценку стоимости по счетам первой группы. Они делятся на контрактивные, регулирующие активные счета (счета износов 02,05,) и контрпассивные, регулирующие пассивные счета.

Третья – калькуляционные (счета затрат основного и вспомогательного производства 20,23,08) и собирательно-распределительные (счета общепроизводственных, общехозяйственных, накладных и коммерческих расходов 25,26,44).

Четвертая – счета финансовых результатов (90,91,99,84).

Пятая группа – забалансовые счета.

 

По назначению счета подразделяются на:

· Синтетические счета – счета первого порядка, счета обобщения в денежном измерении;

· Субсчета – счета второго порядка;

· Аналитические счета – счета третьего, четвертого и других порядков открываются для более детального учета, для расшифровки синтетических счетов.

Строение счетов.

Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйственных операций, связанных с изменением средств.

По каждому объекту учета открывается отдельный балансовый счет, на котором отражаются движение средств в течение месяца (поступление, расходование) и выводятся остатки на конец месяца.

Каждый счет имеет две части: левую – дебет и правую – кредит. За месяц определяются обороты (итоги) по каждой части для определения остатка, который называется сальдо. Отражение информации по дебету и кредиту счетов определяется их структурой.

По структуре и принципу частей баланса (актив и пассив) счета различают активные, пассивные и смешанные (активно-пассивные).

Активные счета учитывают хозяйственные средства (имущество) по их составу и размещению.

К ним относятся счета 1-5 разделов (основные активы, производственные запасы, затраты на производство, готовая продукция, денежные средства).

Пассивные счета применяются для учета источников образования хозяйственных средств по их целевому назначению.

К ним относятся счета 8,9 разделов (собственный и заемный капитал).

Активно-пассивные счета применяются для учета расчетов –счета 6 раздела и финансовых результатов – счета 7 раздела.

Схематически строение счетов можно представить:

Активный счет Пассивный счет

Дебет – Д-т Кредит – К-т Дебет- Д-т Кредит – К-т
С-до на нач. м-ца     С-до на нач. м-ца
Приход -поступление Расход- уменьшение Расход- уменьшение Приход -поступление
Об. Об. Об. Об.
С-до на конец м-ца     С-до на конец м-ца

 

Активно-пассивные счета могут иметь сальдо и по дебету и (или) по кредиту.

Сальдо на конец месяца = Сальдо на начало месяца + оборот по поступлению средств – оборот по уменьшению средств.

Сальдо на начало всегда суммируют с оборотом этой же части, т.е. дебет с дебетом, кредит с кредитом. В оборот- итог поступлений или расхода средств сальдо на начало не включается, оно суммируется с оборотом для определения сальдо на конец периода.

Принцип баланса (равенство его частей –актива и пассива) или учет средств и источников обуславливают принцип двойной записи на счетах – т.е. сумма каждой хозяйственной операции должна быть записана на двух счетах, по дебету одного и кредиту другого счетов. Это и есть двойная запись или бухгалтерская проводка. Взаимодействие двух счетов называется корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Принцип двойной записи обеспечивает сбалансированность (равенство) итогов по счетам (итог дебета всех счетов = итогу кредита всех счетов) и равенство актива и пассива бухгалтерского баланса. При неравенстве баланса надо искать ошибку в корреспонденции счетов.

 

Для итогового обобщения информации о состоянии имущества организации и финансовых результатах составляют бухгалтерский баланс и другие отчеты (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет о движении капитала и др.).

Бухгалтерский баланс – ф.№1 отражает информацию об остатках и состоянии средств предприятия и результатах хозяйственной деятельности.

По форме – это таблицы, составляемые на определенную дату на основе данных главной книги и оборотно-сальдового баланса.

Бух.баланс состоит из двух частей – актива и пассива, т.е средства и источники, итоги которых равны.

Актив состоит из двух разделов (основные и оборотные активы). Пассив содержит три раздела – капитал и резервы, долгосрочные и краткосрочные пассивы. В составе краткосрочных пассивов основная часть – кредиторская задолженность.

Итог актива и пассива называют валютой баланса. В валюте баланса основные средства и нематериальные активы отражаются по остаточной стоимости (первоначальная стоимость – износ).

В каждом разделе данные показываются по строкам или статьям баланса.

В практике выделяются несколько разновидностей баланса: брутто и нетто балансы, вступительные, отчетные, текущие балансы, консолидированные-сводные, разделительные, ликвидационные балансы.

В течение отчетного года балансы составляются поквартально с нарастающим итогом – на 1.01 – начальный или вступительный баланс, на 1.04 – за 1 квартал, на 1.07 – за полугодие, на 1.10. – за 9 месяцев, на 1.01 – за отчетный год, 12 месяцев.

 

Октября

Октября.

Тема 4.

Учет поступления НМА

Нематериальные активы поступают на предприятие в результате приобретения, создания, безвозмездного поступления, в качестве вклада в уставный капитал. Учет движения объектов осуществляют на активном счете 04.

Затраты на приобретение, создание отражаются как долгосрочные вложения Д 08 К 60,76 или К 02,10,70,69,51 и др.

Уплаченный НДС отражается Д 19 К 60,76. Оприходование и ввод в эксплуатацию объектов НМА отражается Д 04 К 08.

Оплата счетов поставщиков отражается Д 60,76 К 51.

Налоговый вычет оплаченного НДС отражается Д 68 К19.

Поступление в качестве вклада в Уставный капитал отражают Д 08 К 75.1, Д 04 К 08.

Безвозмездное поступление отражают как доходы будущих периодов Д 08 К 98.2, Д 04 К 08. Списание доходов будущих периодов в доходы отчетного периода производится за счет последующего начисления амортизации Д 98.2 К 91.

Учет выбытия НМА

Выбытие НМА связано с их продажей, списанием, внесением в качестве вклада в Уставный капитал другой организации.

При продаже покупателю предъявляется счет-фактура. Стоимость продаваемого объекта отражается Д 62 К 91.

Одновременно отражается начисленный НДС Д 91 К 68.

Далее списывается начисленный износ Д 05 К 04, остаточная стоимость Д 91 К 04.

Передача объекта в счет вклада в Уставный капитал отражается как финансовые вложения Д 58 К 04. Списание начисленного износа Д 02 К 58.

Результат от реализации и списания можно определить разницей оборотов по сч.91.

Амортизация НМА.

Амортизация стоимости НМА определяется исходя из срока полезного использования объектов и списывается на затраты производства.

Для учета износа применяется пассивный счет 05.

По товарным знакам, торговым маркам, деловой репутации производится списание их стоимости непосредственно со счета 04.

Д 20-26, 44 К 04.

По остальным объектам износ отражается на счете 05.

Д 20-26, 44 К 05.

После срока использования списание стоимости происходит за счет начисленного износа - 05 – 04. Счета закрываются.

Бух.учет для ОДО.

 

Информация – Задания на октябрь 2011г.

Октября

Тема 1. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет учета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.17.95 (0.07 с.)