От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От феноменологии к экзистенциализму и герменевтике.



Феноменология — это учение о бытии сознания, которое несводимо к «практическим последствиям», к иррациональному потоку бытия или образу культуры, к практической деятельности, к индивидуальному или коллективному бессознательному, к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры, к логическому и лингвистическому анализу. Основатель этого направления — немецкий философ Эдмунд Гуссерль.

Исходный пункт феноменологии как философского учения — возможность обнаружения и описания интенциональной жизни сознания. Существенная черта феноменологического метода — отказ от любых непроясненных предпосылок. Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости сознания и предметного мира.Принципиальным для феноменологии является разработка онтологического понимания истины. Истиной называют, во-первых - определенность бытия, то есть единство значений, существующее независимо от того, усматривает ли его кто-то или нет, а также само бытие, понимаемое как «предмет, свершающий истину». Во-вторых, истина — это структура акта сознания, которая создает возможность усмотрения положения дел именно таким, каково оно есть, то есть возможность тождества мыслимого и созерцаемого; очевидность как критерий истины является переживанием этого совпадения.

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни.

Смысл учения об экзистенции раскрывается в экзистенциалистских концепциях личности и свободы. Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов. Роль общества являет отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, это «свобода от» — свобода экономическая, политическая и т. п. Подлинная же свобода, «свобода для», начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются как экзистенции.

В целом экзистенциализм представляет собой умонастроение человека XX века, утратившего веру в разум исторический и научный, недаром он находится в оппозиции как к рационализму и классическому идеализму, верившим в разумную необходимость исторического процесса, так и к позитивизму. Не возлагая надежд ни на божественное провидение, ни на логику истории, ни на всесилие науки и техники и не доверяя природной мощи, экзистенциализм обращается не к силе, а к слабости — к самому человеку в его конечности. Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти. Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя — вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.

Под герменевтикой в широком смысле понимают теорию и практику толкования текстов.

Как научный метод герменевтика формируется с развитием филологии и других гуманитарных наук. В ходе долгой истории этих наук в них складываются особые методы постижения их предмета, к которым можно отнести исторический, психологический, феноменологический, логико-семантический, герменевтический, структуралистский и некоторые другие. Герменевтика как изначально ориентированная на постижение смысла текста, причем постижение его как бы "изнутри", исходя из него самого, отвлекаясь от социально-исторических, психологических и иных факторов, занимает особое положение в гуманитарном познании. Ведь специфическим предметом исследования в гуманитарных науках, что отличает их от других наук, является именно текст, как особая система знаков, связанных между собой определенными отношениями. Иначе говоря, отражение действительности в гуманитарном исследовании опосредовано текстом.

Герменевтика нужна там, где существует непонимание. Если смысл как бы «скрыт» от субъекта познания, то его надо дешифровать, понять, усвоить, истолковать. Понимание и правильное истолкование понятого — таков в общем плане герменевтический метод получения гуманитарного знания. Отсюда постижение, усвоение смысла текста являются процедурами, качественно отличными от метода объяснения природных и общественных закономерностей. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, то мощным средством его анализа выступает язык, слово как существенный, системообразующий элемент культуры. Отсюда герменевтическая методология гуманитарных наук тесно связана с анализом культуры, ее феноменов.

В XIX веке герменевтика становится важнейшим методом исторического познания. Общие теории интерпретации были заложены немецким философом и богословом Фридрихом Шлейермахером. Его герменевтика была, прежде всего, искусством понимания чужой индивидуальности. Основной процедурой являлось «вживание» герменевта в душевный мир автора.В середине XX века работы европейских филосо­фов М. Хайдеггера и Г. Гадамера превратили герменевтику из метода гуманитарных наук в философское учение. Понимание рассматривалось не только как способ познания, но и как способ бытия. По их мнению, герменевтика не ограничивается методологическими вопросами толкования произведений прошлой культуры, она имеет отношение к фундаментальным структурам человеческого существования, отношению к действительности и к базисным моментам коммуникации с другими людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.80 (0.006 с.)