ТОП 10:

Религиозные системы на территории Казахстана. Распространение ислама в Казахстане. Арслан-баба и Ахмет Яссауи.



Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов.По некоторым данным, первым толчком к расспростанению ислама, стала Таласская битва 751-го года. При которой тюрки Тюргешского каганата, обьединившись с войсками Аббасидского халифата одержали победу над войсками танского Китая. Победа в сражении, остановило экспанисию Таньской империи на запад, и позволило исламу утвердиться среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарье к концу Х века.Ислам был утвержден в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось, так как традиционной религией тюрок было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди всех тюркоязычных народов региона внес основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Зачастую можно услышать как казахи иногда используют слово «Тангри» как синоним слова Аллах.В настоящее время в Казахстане функционируют около 5000 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.

Имя Арыстан - Великий святой был учеником пророка Мухаммеда.Неслучайно имя святого часто упоминается в труде Ходжи Ахмеда Ясави "Дивани Хикмет". Согласно легенде баба прожил около 800 лет и, взяв обязательство у пророка, передал "аманат" (поручение, просьба, которое обязательно надо выполнить) Кожа Ахмеду Яссави. Арыстан баба много путешествовал, объездив весь мир, он по преданию изучил тридцать три религии. Приняв Ислам, баба всю оставшуюся жизнь посвятил изучению и обучению Кораническим заповедям. Казахи искренне и горячо любили и любят степь. Кочевники под угрозой постоянных военных вторжений арабов отказались принять Ислам суннитского толка. Не заинтересовал их и шиизм и исламизм. Они приняли Ислам суффийского толка. Мусульманский философ Мухаммед Икал, говоря о "раскрепощающей роли суфизма", оценивал это религиозное течеение, как "форму свободомыслия и альянса с рационализмом". Вера казахов - Ислам суфийского толка. Мудрые наставники Арыстан баба, Кожа Ахмет Яссауи и многие другиеучили жить в согласии со своей совестью, жить в гармонии с природой и со всеми людьми, независимо от национальности и вероисповедания. Святой Арыстан (аулие) неустанно развивал чувство человеколюбия, высочайшее чувство достоинства и долга человека - любовь к Всевысшему.Арыстан баба жил и умер в 12 веке в окрестностях Отрара, где и похоронен (примерно в 150 км от Шымкента). Мавзолей Арыстан баба является одним из важнейших мест посещения в ходе Малого хаджа.

Ходжа Ахмед Ясави— суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком.Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переместилась в город Яссы (современный Туркестан). Там он стал учеником Арыслан-Баба. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.Ясави похоронен как национальный святой. Он считается национальным святым всех тюркских народов, населяющих Центральную Азию. Гробница, воздвигнутая на его могиле по указанию Караханидов, была разрушена в ходе монгольских походов. А 223 года спустя после его смерти над могилой воздвигнут мавзолей «Хазрет султан» по личному указанию эмира Тимура(1336—1405) в качестве признания, а также в качестве политического шага, направленного на укрепление своей позиции среди степняков-кочевников. Строительство мавзолея началось в 1396 году сразу после после победоносного похода Тимура против хана Золотой Орды Тохтамыша.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.004 с.)