ТОП 10:

Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и её влияние на страны Востока.



Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.

Специфический тип контроля, характерный для данной системы, который можно охарактеризовать как эгалитарно-иерархичный. Тогда как в рамках системы существовала определенная иерархия средств и субъектов системного контроля, на практике основные элементы контроля были оформлены в эгалитарный способ (коллективная безопасность, Лига Наций, международно-правовые соглашения универсального характера, и т. п.)…


Выводы

·/. Япония, вступив в 1941 г. во Вторую мировую войну, не была готова к длительному противостоянию с Западом из-за относительной слабости своего экономического потенциала. Расчет делался на кратковременную кампанию.

·В начальный период, казалось, прогнозы оправдываются: японским войскам сопутствует успех, оккупированы огромные территории. Но война продолжалась, сопротивление союзников нарастало. В мае—июне 1942 г. дальнейшее продвижение Японии было остановлено.

·Используя затишье на театре военных действий, США обеспечили подавляющее превосходство в силах, что позволило им в 1944 г. перейти в стратегическое наступление и выйти на ближайшие подступы к Японии.

·На заключительном этапе войны, в 1945 г., США с помощью массированных бомбардировок пытались принудить Японию к капитуляции. Когда это не удалось, было использовано ядерное оружие. Так завершилась Вторая мировая война.

 

II. Движение «4 мая» 1919 г.

Студенческие выступления в Пекине и распространение движения на другие районы Китая

30 апреля 1919 г. Китаю официально было отказано в удовлетворении его требований. Было заявлено, что подобные вопросы будут рассматриваться позже, на других международных форумах, а в Париже подлежат обсуждению главным образом проблемы территориальных изменений в Европе, вопрос о наказании Германии и создание Лиги Наций. Известия из Парижа вызвали крайнее возмущение в Пекине.

4 мая 1919 г. в китайской столице в течение двух недель проходили студенческие демонстрации. Ее участники требовали, чтобы китайская делегация покинула Парижскую конференцию и отказалась от подписания мирного договора. Звучали требования наказать чиновников, имеющих отношение к подписанию «21 требования», население призывалось к бойкоту японских товаров. Так началось это патриотическое движение.

Вскоре бойкот японских товаров охватил всю страну. В Пекине правительство Дуань Цижуя вынуждено было отозвать китайскую делегацию из Парижа. Оно отказалось от подписания мирного договора и сняло чиновников, ответственных за принятие «21 требования».

Центр движения постепенно переместился в Шанхай, где 4 июня 1919 г. началась всеобщая забастовка, которую поддержали торговцы и представители деловых кругов национальных предпринимателей. Они протестовали, в частности, против политики властей сеттльмента в Шанхае.

Движение«4 мая»послужило толчком к активизации крестьян: повсеместно создавались союзы арендаторов, разного рода крестьянские организации, возрождались древние тайные общества («Черные пики», «Желтые пики», «Союз голоштанников», «Общество подтянутых животов» и т. п.). Вновь созданные отряды крестьянской самообороны брали на себя функции защиты населения от милитаристов, от произвола военных.

Крестьяне действовали на клановой, местнической основе. Характерной чертой их мировоззрения всегда была ксенофобия — подозрительное отношение к чужакам. А таковыми считались даже жители соседних деревень, не говоря уже о населении других провинций, а тем более иностранцах, которые на китайском языке назывались варварами, т. е. нецивилизованными дикарями.

В то же время в 1920 г. возникают первые в Китае марксистские кружки.Они появились в Пекине (группа в университете вокруг профессора Ли Дачжао), Шанхае (вокруг Чень Дусю). В столице провинции Хунань — городе Чанша марксистский кружок организовал Мао Цзэдун, были группы марксистов в Ухане и Гуанчжоу. Даже в эмиграции, в университете Сорбонны, возникла группа марксистов, в которую входил, в частности, Чжоу Эньлай.

Созданный в Москве Коминтерн попытался установить контакты с китайскими революционерами через китайцев, принимавших участие в Гражданской войне в России. 1 июля 1921 г. в Шанхае состоялся I съезд Коммунистической партии Китая. Его работой руководил представитель Коминтерна Маринг. Съезд провозгласил создание Коммунистической партии Китая (КПК), хотя численность ее на тот момент была очень мала (53 человека).

Партия приняла далеко идущую программу, но в тактическом плане заняла позицию отказа от консолидации с Гоминьданом и Сунь Ятсеном. Секретарем ЦККПК был избран Чень Дусю.Так было положено начало коммунистическому движению, сыгравшему затем выдающуюся роль в китайской истории.

Выводы

1. 1. Китай к концу Первой мировой войны стоял перед серьезными проблемами:

2. необходимо было укрепить суверенитет, покончить с дискриминационными ограничениями «неравноправных договоров»;

3. а кроме того, противостоять агрессивным намерениям Японии, освободить Шаньдун от японских войск;

4. предпосылкой к решению этих проблем должно было стать политическое объединение страны.

5. Отклонение державами требований Китая на Парижской мирной конференции 1919 г. вызвало мощный всплеск национального движения (движение «4 мая»), которое имело далеко идущие последствия.

6. К 1924 г. в Китае создались предпосылки к мирному объединению вокруг Сунь Ятсена, укрепившего свои позиции на Юге и имевшего союзника на Севере (в лице Фэн Юйсяна). Однако со смертью Сунь Ятсена в марте 1925 г. эти возможности исчезают.

7. К 1925 г. Китай вновь оказался в состоянии гражданского конфликта: возобновились склоки между генералами-милитаристами, обострились разногласия между политиками на Юге страны

Выступление китайских студентов приняло общенациональный характер, оно вылилось в движение «за новую культуру». Результатом этого движения стало введение в политическую публицистику и литературу нового письменного языка байхуа, соответствующего разговорному. Это была подлинная культурная революция, позволившая приобщить миллионы людей к грамоте и образованию. Движение всколыхнуло весь Китай и имело огромные последствия.

Политические последствия движения «4 мая»

Уже 25 июля 1919 г. последовало обращение Совнаркома Советской России «К правительствам Северного и Южного Китая». В нем содержался отказ от неравноправных договоров с Китаем, выражалось стремление оказать помощь. В самом деле были установлены контакты с правительствами Севера и Юга, но реально помочь Китаю в ту пору для России было затруднительно.

10 октября 1919 г. Сунь Ятсенвозродил в Шанхае партию Джунго Гоминьдан(Китайская национальная партия) и стал бороться за политическую власть на Юге. Партия действовала на основе трех знаменитых принципов: национализма, народовластия, народного благоденствия.Их формулировки были сделаны нарочито туманными, могли толковаться по-разному и имели целью сплотить вокруг Сунь Ятсена различные слои китайского населения.

Непосредственным следствием событий стало свержение в июле 1920 г. в Пекине лидера Аньхойской клики Дуань Цижуя и приход к власти лидера Чжилийской клики У Пэйфу,который опирался на поддержку Англии и США. США вообще проявляли подчеркнутое внимание к Китаю, стремились укрепить его суверенитет. Европейские державы также стали восстанавливать свои позиции в Китае, и на этой почве обострились их отношения с Японией.

Это привело к фактической изоляции Япониина дипломатической конференции в Вашингтоне.Конференция с участием Китая проходила с апреля 1921 г. по февраль 1922 г. Одним из главных результатов стал договор «9 держав о Китае».Все обещали соблюдать суверенитет Китая, признавали его территориальную целостность, Япония отказывалась от пресловутого документа «21 требование» и возвращала Китаю Шаньдун. Вопросы об отмене экстерриториальности иностранцев и таможенной автономии планировалось обсудить позже, но конференция была отложена в связи с инцидентом в Линчене (нападение бандитов на железнодорожный экспресс).

Тем не менее принятие договора и в таком виде означало укрепление международных позиций Китая.Япония, потеряв свои экономические позиции в Китае, пыталась закрепиться в Маньчжурии, по соседству с японской Кореей. Там создавался цельный промышленный комплекс, развивалась сеть коммуникаций. Впоследствии это сыграло важную роль, когда началась широкая агрессия Японии против Китая.

 

III. Африка в 1930-1940-е гг.

В 1920-е гг. в Африке появляются зародыши будущих политических партий. Они еще не выдвигали требования независимости, но добивались смягчения колониальных порядков, облегчения налогового бремени, расширения сети образования.

Одной из форм сопротивления колониальному бремени были афро-христианские движения, главным образом, во французских и бельгийских колониях. Они призывали местное население не платить налоги, не вступать в колониальные войска, переходить из одной колонии в другую, т. е. призывали к гражданскому неповиновению, но использовали, в основном, мирные средства.

Разразившийся в начале 1930-х гг. мировой экономический кризисзатронул и Африку. Упавшие цены на сельскохозяйственную продукцию нанесли удар по основной массе населения, занятой в производстве продукции на экспорт. Пострадали даже занятые в традиционном укладе, так как фактически выросли налоги, взимаемые колониальной администрацией со всех.

Произошло падение цен и на промышленную продукцию, и на изделия народных промыслов, поскольку сократился сбыт. Это повлекло сокращение занятости в колониальной промышленности, на строительстве и лесоразработках. Все это вызывало недовольство местного населения и в конечном итоге обращалось против колониальных властей.

В колониях происходили стихийные протесты: люди отказывались от уплаты налогов, от мобилизации на принудительный труд, в городах происходили забастовки; шла эмиграция населения — люди попросту бежали в соседние районы и даже колонии.

Активизировались и националисты, интеллигенция, африканцы, работавшие в колониальной администрации: они выступали с антирасистскими лозунгами. Клерки, учителя, врачи, переводчики, военнослужащие требовали улучшения условий для своей профессиональной деятельности. В колониях формировался костяк национальных политикови публицистов. Оживились эмигрантские организации африканцев в метрополиях — они установили тесные связи с левыми партиями и профсоюзами.

Во второй половине 1930-х гг.в Африке ускорилось экономическое развитие:стали создаваться промышленные предприятия, работавшие на удовлетворение нужд колоний; развивалась инфраструктура, шло интенсивное строительство железных и шоссейных дорог.

Было упорядочено использование принудительного труда местных жителей: согласно, например, официальному декрету президента Франции, любого африканца можно было привлечь к принудительным работам на 8—12 дней в году.

С началом в 1939 г. Второй мировой войныАфрика заняла важное место в стратегических планах ее участников. На территориях африканских колоний велись военные действия,которые повлияли в дальнейшем на весь ход войны (Ливия, Египет, Алжир, Марокко, Тунис, Кения, Сомали, Эфиопия, Эритрея, Судан).

Сотни тысяч африканцев участвовали непосредственно в боевых действиях не только в Северной Африке и Западной Европе, но и в других регионах: на Ближнем Востоке, в Бирме, Малайе. Из африканцев были сформированы национальные воинские контингента, которые затем приобрели большое значение в ходе борьбы за независимость.

Наступая с июля 1940 г., итальянские войска захватили английское Сомали, часть Кении и Судана. Но с января 1941 г. английские, индийские, суданские войска, а также части движения «Свободная Франция», состоявшие главным образом из африканцев, перешли в контрнаступление. Они сумели нанести поражение итальянским войскам в Восточной Африке, освободив Сомали, Эритрею, Эфиопию и вынудив итальянцев капитулировать в мае 1941 г. Тысячи африканцев были переброшены затем в другие районы мира, где они принимали участие в военных действиях.

После капитуляции Франции в июне 1940 г. большая часть ее африканских колоний перешла под контроль правительства «Виши». Попытка овладеть столицей Сенегала Дакаром, предпринятая в 1940 г. силами движения «Свободная Франция» и Великобританией, провалилась. Вплоть до высадки в 1942 г. вооруженных сил США в Марокко и Алжире власть во Французской Северной Африке и Западной Африке находилась под контролем коллаборационистов «Виши».

Однако губернатор Французской Экваториальной Африки Феликс Эбуе в августе 1940 г. выступил на стороне генерала де Голля. Ресурсы этой колонии были поставлены на службу движения «Свободная Франция». Они стали ее главной опорой в борьбе с нацистами, именно оттуда набирались многие бойцы в отряды «Сражающейся Франции».

В годы войны в Экваториальной Африке были проведены впечатляющие социальные и политические реформы. В январе—феврале

1944 г. на конференции в Браззавиле африканцам были обещаны дальнейшие шаги по децентрализации власти и предоставление избирательных прав более широким слоям населения.

В августе 1941 г.правительствами Англии и США была принята так называемая Атлантическая хартия,в которой говорилось о праве народов самим избирать себе форму правления. Державы обещали после окончания войны провести конституционные реформы и предоставить права и свободы населению, учредить повсеместно в колониях органы местного самоуправления. С надеждой на улучшение своего положения и ожидали африканцы окончания Второй мировой войны.

С 1944 г. в колониях возникают политические партии,естественно, на базе народностей, племен, религиозных общин, родовых кланов и т. д. Так, в августе 1944 г. был создан Национальный совет Нигерии и Камеруна, принявший решение бороться за независимость. Именно с того времени из уст африканских националистов начинают звучать все более радикальные требования, вплоть до требования национальной независимости.

Вскоре после завершения Второй мировой войны, в октябре 1945 г., в Манчестере (Англия)состоялся 5-й Панафриканский конгресс. Наряду с У. Дюбуа в нем уже участвовали ведущие африканские политические деятели: К. Нкрума, Д. Кениата, Д. Ньерере, X. Банда, известный вождь Акинтола и др. Именно на этом конгрессе были впервые оглашены требования независимости.

Конгресс принял три резолюции. Перваяобращена к колониальным народам мира и призывает их включиться в борьбу за независимость. Вторая— к правительствам метрополий — призывает их сделать все возможное для предоставления независимости новым государствам. Третьяадресована международному сообществу, Организации Объединенных Наций, всем международным организациям, в ней содержится призыв содействовать в получении независимости африканскими народами.

Так в Африке вскоре началась новая эпоха — период деколонизации, который привел к образованию десятков новых государств.

Выводы

·/. После завершения Первой мировой войны колониальные владения Германии были поделены между победителями — Англия, Франция, Бельгия и Южно-Африканский Союз получили соответствующие мандаты Лиги Наций.

·Заимствование элементов европейской цивилизации не стало определяющей тенденцией в годы колониализма, поскольку в Африке сильны были традиционный уклад жизни, особое мировосприятие и менталитет населения.

·Политика метрополий в африканских колониях диктовалась их стратегическими целями: должны ли они, в конце концов, подготовить африканцев к независимому развитию или все сводится лишь к эксплуатации ресурсов.

·Роль Африки во Второй мировой войне была велика: на ее территории происходили военные действия, метрополии интенсивно использовали ее ресурсы. В конце войны в колониях зарождаются политические партии, которые выдвигают требования предоставления независимости.

Выводы

·Заимствование элементов европейской цивилизации проводилось Японией вы­борочно, с учетом традиций и национальной специфики. Это касалось как экономики, так и политической системы.

·Япония максимально использовала ситуацию, сложившуюся в ходе Первой мировой войны, расширив производство и сбыт своих товаров на опустевших рынках Азии и фактически превратив Китай в сферу своего влияния.

·Возвращение европейских товаров на свои старые рынки вызвало экономиче­ский кризис в Японии. По времени это совпало с изменением международной ситуации, что способствовало росту ксенофобии в Японии.

·После войны Япония оказалась перед дилеммой: развивать демократию или ужесточать традиционные структуры. С начала 1920-х гг. тенденция к де­мократии доминирует, но Японии не хватило времени для экономически ста­бильного развития: в 1927 г. начался очередной спад производства и активи­зировалось наступление консервативно-радикальных сил.

 

 

Выводы

·Экономические трудности конца 1920-х гг. вызвали в Японии серьезные соци­альные потрясения, разочарование в демократии, всплеск ксенофобии и недо­верия к Западу. Это положило конец дальнейшей демократизации общества.

·Активизации ультранационалистических сил в начале 1930-х гг. способство­вала и более агрессивная внешняя политика, проводимая с 1931 г. Постепенно партия Сэйюкай также начинает поддерживать идею ужесточения власти.

·Открытое наступление на либералов началось в 1935 г. в ходе идеологической кампании по «выяснению сущности кокутай». В марте 1937 г. сопротивление гражданских структур было сломлено; правительство князя Коноэ встало на путь подготовки к большой войне.

·Постепенно правящий режим в Японии приобрел все черты тоталитарного: ликвидированы атрибуты парламентской демократии, экономика — под полным контролем государства, идеи «кокутай» служили идеологической подпиткой режима, обеспечивали поддержку населения.

 

 

Выводы

·Гражданские конфликты разразились в Китае по разным причинам как внутренним, так и внешним. Главная политическая разобщенность про­винций, отсутствие единого центра.

·К 1928 г. Гоминьдану удалось завершить политическое объединение, но режим Чан Кайши был слабым. Страну раздирал сепаратизм, доминировали клано­вые и местнические интересы, процветала коррупция, а неэффективность чиновничьего аппарата становилась все очевидней.

·С 1931 г. в дела Китая открыто вмешивается Япония, захватив Маньчжу­рию. С тех пор «японский фактор» постоянно влияет на политическую ситу­ацию в Китае.

·В середине 1930-х гг., несмотря на японскую угрозу, гражданский конфликт перешел в крайне опасную фазу. Главные силы коммунистов переместились на Север, в район Яньани. Лишь возросшая опасность со стороны Японии способ­ствовала прекращению гражданской войны в 1937г.

 

III. Китай в 1945 г.

Завершение войны в 1945 г.

В начале 1945 г. японцы вновь предприняли попытку договориться с Чан Кайши: они были даже готовы вывести из Китая свои войска, при условии эвакуации войск Англии и США — это предлагали раз­личные посреднические миссии. В марте 1945 г. Чан Кайши дал окон­чательный ответ: война может завершиться только при условии пол­ного вывода японских войск, ликвидации марионеточного режима Ван Цзинвэя и согласия Японии на возмещение Китаю ущерба.

Тем временем война шла к концу: стали проводиться стратегиче­ские бомбардировки японской территории американской авиацией, с апреля 1945 г. начался штурм Окинавы. Завершив войну с Германи­ей, СССР намеревался вступить в войну с Японией.

6 и 9 августа 1945 г. были совершены атомные бомбардировки япон­ских городов Хиросимы и Нагасаки, а в ночь на 10 августа японское правительство приняло решение о полной и безоговорочной капитуля­ции. Буквально накануне, 9 августа, СССР начал военные действия на территории Маньчжурии. 14 августа 1945 г. последовал Указ императо­ра о капитуляции Японии. Так завершилась Вторая мировая война.

Получив известие о готовности Японии капитулировать, 12 авгус­та 1945 г. Чан Кайши издает приказ о переходе в наступление и пол­ном очищении Китая от японцев. Накануне, 11 августа, была разосла­на телеграмма всем командующим японскими войсками в Китае: сдаваться только частям правительственных войск.

В течение августа—сентября 1945 г. с помощью американских транспортных самолетов войска Чан Кайши установили контроль над большей частью территории Китая, в портах высадилась амери­канская морская пехота (около 90 тыс. человек). Таким образом, под контролем правительства оказалось 3/4 территории страны и 70% на­селения: почти все крупные города, практически полностью Цент­ральный и Южный Китай, часть Шанси, север Шаньдуня и частично Маньчжурия.

За короткий срок американцы передали китайской армии трофей­ное оружие, достаточное для полного укомплектования 39 дивизий, да еще все вооружение, конфискованное у марионеточной армии Ван Цзинвэя (на 750 тыс. человек). Всего Чан Кайши было передано ору­жия на сумму 2 млрд. долл.

Советские войска продвинулись в Маньчжурию и Внутреннюю Монголию. Все трофейное вооружение в течение сентября—ноября 1945 г. было передано китайским 4-й и 8-й армиям, т. е. коммунистам, в том числе: винтовок — 250 тыс., пулеметов — 2300, артиллерийских орудий — 5,5 тыс., танков — около 900, самолетов — 840, а также ты­сячи автомашин. Значительная часть этой техники японцами не ис­пользовалась, хранилась в смазке. Китайская Красная армия состав­ляла в то время 300 тыс. человек.

К исходу войны она контролировала территории в Северном Китае: Внутреннюю Монголию, большую часть Маньчжурии, часть Шаньду-ня, «Особый административный район» (Шэньси—Ганьсу), а также не­которые территории в провинциях Аньхой и Цзянси — всего около 2 млн. кв. м с населением около 120 млн. человек.

Позиция СССР в отношении Китая в 1945 г.

Считают, что Сталин с самого начала делал ставку на разжигание в Ки­тае гражданской войны и поддерживал с этой целью КПК. Но есть и другая точка зрения: СССР только что пережил тяжелейшую войну и вряд ли был намерен вмешиваться в дела гигантской страны, рискуя к тому же вызвать международные осложнения.

Кроме того, следует учитывать, что официальные отношения Мос­ква поддерживала именно с правительством Китая, которое возглав­лял Чан Кайши. Именно это правительство играло столь заметную роль в годы антифашистской войны, принимало активное участие в создании Организации Объединенных Наций и даже заняло место постоянного члена Совета Безопасности ООН, т. е. находилось в ран­ге великой державы.

Именно с этим правительством в августе 1945 г. был заключен пер­вый после окончания войны советско-китайский договор о дружбе и союзе. Чан Кайши фактически признал независимость Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики), правда, при усло­вии проведения референдума. Урегулировались и другие вопросы со­ветско-китайских отношений: аренда СССР Порт-Артура и Дальнего, совместная эксплуатация КВЖД.

В конце августа 1945 г., при посредничестве США и СССР, в Чун-цине состоялись переговоры делегаций КПК и Гоминьдана. Было ре­шено прекратить взаимные враждебные действия. 10 октября 1945 г. на переговорах было подписано коммюнике о статусе «Особого адми­нистративного района» и китайской Красной армии.

10 января 1946 г. стороны подписали окончательное соглашение о прекращении военных действий. В стране создавалось коалицион­ное правительство, в котором Гоминьдану принадлежало лишь 20 мест из 40 (остальные предназначались КПК и другим политическим пар­тиям). В соглашении оговаривалась численность вооруженных сил: у КПК оставались 10 дивизий, у Гоминьдана — 50.

В Чунцине начала работу совместная Политическая консультатив­ная конференция. Казалось бы, ничто не предвещало возобновления гражданской войны. На Московском совещании министров иност­ранных дел США, Англии и СССР в декабре 1945 г. говорилось о не­обходимости мирного развития ситуации в Китае, о невмешательстве в его внутренние дела; великие державы договорились о предстоящем выводе своих войск. Но вскоре ситуация в Китае и в мире коренным образом изменилась.

Выводы

/. Япония, начав в 1936 г. большую войну с Китаем, рассчитывала:

а) на низкую боеспособность китайской армии;

б) на отсутствие у Китая возможностей получить помощь извне;

в) на быстрые успехи японских войск и скорейшее завершение войны.

Эти расчеты оправдались лишь частично: Китай получил действенную по­мощь от СССР и, несмотря на поражения, продолжал войну.

·Лишившись советской помощи (в апреле 1941 г.), Чан Кайши переориентиро­вался на США. Однако усилий США оказалось явно недостаточно, чтобы обеспечить рост эффективности вооруженных сил Гоминьдана, что и дока­зали его военные неудачи 1944 г.

·В заключительной стадии войны США и СССР оказали значительную военную помощь своим политическим сторонникам. Так, США перебросили на своих транспортных средствах войска Гоминьдана, попавшие в окружение, а СССР допустил во Внутреннюю Монголию и Маньчжурию силы коммунистов. Обе страны передали Гоминьдану и коммунистам трофейное японское вооружение.

·После завершения войны появилась надежда на мирное объединение Китая, тем более что в августе 1945 г. был заключен советско-китайский договор о дружбе и союзе, а Китай занял столь видное место в послевоенном мире. И США, и СССР посредничали в переговорах, завершившихся к исходу 1945 г. подписанием соглашения о прекращении гражданского конфликта.

 

 

Версальско-Вашингтонская система послевоенного устройства мира и её влияние на страны Востока.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений— мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914—1918 Версальским мирным договором 1919, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921—1922.

Европейская (Версальская) часть этой системы в значительной степени была сформирована под влиянием политических и военно-стратегических соображений стран-победительниц в Первой мировой войне (главным образом, Великобритании, Франции, США, Японии) при игнорировании интересов побеждённых и вновь образованных стран (Австрия, Венгрия, Югославия, Чехословакия, Польша, Финляндия, Латвия, Литва, Эстония), что делало эту структуру уязвимой из-за требований её преобразования и не способствовало долговременной стабильности в мировых делах.

Основу Версальско-Вашингтонской системы международных отношений в Европе составляли:

·Версальский мирный договор (1919) и тесно связанные с ним

·Сен-Жерменский мирный договор (1919),

·Нёйиский мирный договор (1919),

·Трианонский мирный договор (1920),

·Севрский мирный договор (1920).

Отказ США от участия в функционировании Версальской системы, изоляция Советской России и антигерманская направленность превращали её в несбалансированную и неуниверсальную, тем самым увеличивая потенциал будущего мирового конфликта.

Вашингтонская система, распространяющаяся на Азиатско-Тихоокеанский регион, отличалась несколько большим равновесием, но тоже была неуниверсальной. Её нестабильность обусловливали неопределённость политического развития Китая, милитаристский внешнеполитический курс Японии, изоляционизм США и пр.

Версальская система — это система послевоенного устройства мира. Ее характерной чертой была антисоветская направленность. Самую большую выгоду от Версальской системы получили Великобритания, Франция и США. В это время в России шла гражданская война, победа в которой осталась за большевиками. Россия начала устанавливать дипломатические отношения с Афганистаном, Прибалтикой, Финляндией. Пыталась также установить дипломатические отношения с Польшей, но Пилсудский вместо этого подписал соглашение с одним из руководителей Центральной Рады и польские войска вступили на территорию Украины. Россия попыталась вновь присоединить Украину и Польшу, но поляки нанесли ей тяжёлое поражение, в результате которого большевистское руководство вынуждено было пойти на мир с Польшей. Польша также сохранила за собой Западную Украину и Западную Белоруссию.

Вашингтонские соглашения — конференция была созвана для того, чтобы рассмотреть вопросы о послевоенном соотношении сил в Тихоокеанском бассейне и об ограничении морских вооружений. Американская дипломатия стремилась взять реванш за поражение в Париже и добиться усиления своего влияния в решении важных международных проблем. 13 декабря 1921 — «Договор четырёх государств» (Великобритания, США, Франция и Япония) касался взаимных гарантий неприкосновенности островных владений её участников в бассейне Тихого океана (закрепление статус-кво); «Договор пяти государств» (Британия, США, Япония, Франция и Италия) запрещал строительство военных кораблей, тоннаж которых превышал 35 тыс. т., устанавливал соотношение между флотами этих стран за классом линкоров в пропорции 10:10:6:3,5:3,5, закрепив лидерство первых двух. «Договор девяти государств» (США, Британия, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая. Он обязывал всех участников придерживаться принципов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и развитии промышленности на всей территории Китая.

Договоры, заключённые на Вашингтонской конференции, дополняли систему договоров, подписанных в 1919—1920 между странами-победительницами и странами, которые проиграли мировую войну.

В 1919—1922 — сложилась Версальско-Вашингтонская система международных договоров, призванная формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Особенности

Дискриминация положения побеждённых государств и Советской России. Так, Германия потеряла права на свои колонии, сильно ограничивалась во владении вооружёнными силами и подавлялась экономически через механизм репараций. Подобные условия были предусмотрены и для Турции и Болгарии, а Австро-Венгрия в целом прекратила существование. К тому же все побеждённые государства понесли значительные территориальные потери. Побеждённые государства на определённое время были «исключены» из ряда системообразующих элементов и преобразованы исключительно в объекты влияния Версальской подсистемы. Советская Россия, формально не будучи побеждённой, оказалась на начальном этапе также исключённой. Формальным признанием этого факта со стороны России считается Рапалльский договор 1922 года. После заключения договора начинается широкая кооперация между Германией и Советской Россией, которая по своей сути была «блоком оскорбленных», то есть держав, которые больше всего хотели пересмотра статус-кво системы.

Закрепление лидерства США, Великобритании и Франции, в новой системе. Значительное территориальное, политическое и экономическое (в разной степени для этих стран) развитие стран-победительниц дало им фактически право коллегиального изменения характеристик международной системы и формирования ее принципов. Другие победители (наподобие Италии) остались на втором плане.

Политическая изоляция США от европейских дел. США после провала «14 пунктов» В.Вильсона взяли курс на изоляцию от международной политики в Европе, в то же время в качестве приоритетного средства внешней политики в этом регионе избрали экономический фактор. План Дауэса (1924 г.), а также в известной мере план Юнга (1929 г.), продемонстрировали степень экономической зависимости стран Европы от США, которые стали на 1918 год подавляющим кредитором, будучи до начала войны должником европейских стран.

Образование ряда новых суверенных субъектов МО в Европе, внешняя политика которых на более поздних этапах развития системы оказала значительное влияние на развитие кризисных процессов.

Создание Лиги Наций — инструмента сохранения статус-кво в системе МО. Этот инструмент, фактически подконтрольный Франции и Великобритании, оказался неэффективным в исполнении своих стабилизационных функций. Это стало свидетельством отсутствия крепкой договорно-правовой базы системы.

Мир постепенно перестает быть евроцентристским, международная система начинает превращаться в глобальную.

Для Версальско-Вашингтонской системы характерной была определена асинхронность в трансформационных процессах в двух основных подсистемах (европейской и дальневосточной), что в свою очередь приводило к последующей дестабилизации системы, то есть системные изменения в одной из подсистем со временем вызывали новый всплеск трансформаций в другой.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.031 с.)