Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для аспирантов и соискателей↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» Для аспирантов и соискателей
Санкт - Петербург
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Планы семинарских занятий по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 13 с. Составители: д-р филос. наук, проф. И.А. Сафронов, канд. филос. наук, доц. С.И. Тягунов, д-р филос. наук, доц. Г.В. Хомелев, канд. филос. наук., доц. А.А. Рябов, канд. филос. наук, доц. О.Д. Маслобоева. Рецензент: д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский © Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, ВВЕДЕНИЕ
В системе послевузовского профессионального образования важное значение придается изучению истории и философии науки, которая, занимая особое место в формировании культуры человека, является необходимым элементом мировоззрения преподавателя и научного работника. Поскольку интеллект (мышление, сознание) становится главной производительной, творческой силой саморазвития социума, постольку одной из глобальных проблем современности является проблема формирования (образования) самого человека, связанная с «расширением» его сознания. Ведь образование вообще, а высшее образование, в особенности, есть способ воспроизводства (производства) человека как мыслящего субъекта. Поэтому система образования должна формировать внутренний мир человека, его мировоззрение, т.е. определенную целостность знаний о мире, смысле нашего бытия и перспективах развития. Профессионализм должен быть соединен с фундаментальностью высшего образования, с подготовкой специалистов, способных эффективно действовать в условиях интеграционных процессов в сфере науки. Для этого следует обучать методам получения нового знания, повышая философско-методологическую культуру будущих исследователей. Ведь знания, полученные в пределах конкретной теоретической системы, не являются независимыми от фундаментальных положений этой системы, включая и философские. Специалист должен понять философско-научную мысль в качестве существенного фактора своей жизнедеятельности. История научного знания есть история возникновения и развития множества конкретных наук. У каждой из них свои специфические проблемы, предмет и метод. Но дифференциация научного знания предполагает также и его синтез, основанием которого становятся философские категории, принципы и законы. Именно в силу этого, кроме эрудированности и глубоких специальных знаний, требуется умение оперировать предельно общими понятиями, что возможно благодаря соответствующей практике – в философских беседах и дискуссиях. В этом отношении семинарские занятия по истории и философии науки предоставляют такие возможности. Семинары (коллоквиумы) проводятся по определенному плану. Подготовка к ним состоит в самостоятельной проработке вопросов, изучении соответствующей литературы по конкретной теме. Вместе с тем для понимания «ключевых» проблем взаимодействия философского и научного знания необходимо обращать внимание на исторический аспект проблемы, поскольку он дает возможность более основательно и целостно выяснить ее. Мастерство научного исследования состоит в умении мысленно выделять (абстрагировать) в философско-научном наследии общее и особенное: то, что объединяет конкретные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе можно понять направление духовной эволюции человечества и особенности исторических уровней развития философско-научного знания. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение в историю и философию науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2007. Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб., 2006. Зеленов Л.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2007. Золотухин В.Е. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2004. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Введение в философию науки. – М., 2005 Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008. Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2006. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001. МамчурЕ.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. – М., 2005. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 1996. Современная философия науки. Антология. – М., 1996. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник. – М., 2006. Философия науки. Общий курс: Учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М., 2008. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Наука и искусство. Этика науки. Литература Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998. Барбур И. Религия и наука. – М., 2000. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. – М., 1997. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003. Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное понимание. – М., 1988. Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000. Лось В.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2006. Любищев А.А. Наука и религия. – М., 2003. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М., 2007. Наука в культуре. – М., 1998. Островский Э.В. История и философия науки. – М., 2007. Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001. Маритен Ж. Знание и мудрость. – М., 1999. Новая философская энциклопедия. Т. I-IV. – М., 2001. Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000. Стёпин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. – М., 2003. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000. Литература
Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980. Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М., 1989. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987 Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М., 2000. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2000. Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1990. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995. Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998. Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980. Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988. Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997. Современная философия науки. – М., 1996. Тулмин С.Т. Человеческое понимание. – М., 1984. Фейерабенд П. Избранные произведения по методологии науки. – М., 1986. Холтон Д. Тематический анализ науки. – М., 1981.
Литература
Войтов А.Г. Философское основание теории. – М., 2004.
ТЕМА IV. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках Русский космизм. Литература Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1998. Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. - СПб., 1995. Гроф С. Космическая игра. - М., 2001. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990. Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропогенеза. - Л., 1981. Корольков А.А. Духовная антропология. - СПб., 2004. Марков Б.В. Философская антропология. - СПб., 1997. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев, 1995. Проблема человека в западной философии. – М., 1988. Русский космизм. - М., 1993. Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. - СПб., 1993; он же: Человек. Вселенная. Время. - СПб., 1997; он же: Русский космизм. - СПб., 1998; он же: Философия человека. - М., 2005. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1996. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987. Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 1983. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии - М., 1991. Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произведения. – М., 1994. Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1987.
Литература Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.- М., 1977. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994. Буренина О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. - СПб,. 2005. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.- М., 1988. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М., 1999. Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: Теория и история: В 2 т. СПб., 2003. Т.1. Конструирование прошлого.- 2003. Очерки социальной философии. - СПб., 1998. Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера. -М., 2002. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998. Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994. Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб., 1999. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. - М., 1995. Слотердейк П. Критика цинического разума. - Екатеринбург, 2001. Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. – СПб., 2002. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб., 2002. Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. - М., 1996. Кассирер Э. Философия Просвещения. - М., 2004. Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. - СПб., 1997. Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х т. - М., 2001. Литература Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. - М., 2003. Аркан Ю.Л. Очерки социальной философии романтизма. Из истории немецкой консервативно-романтической мысли. - СПб., 2003. Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - СПб., 2000. Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990. Букхардт Я. Размышления о всемирной истории. - М., 2004. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. - СПб., 2004. Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. - М., 2002. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерк современных западных концепций. - М., 1991. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр. соч.: В 6 т. - М., 2000. Дройзен И.Г. Историка: Лекции об энциклопедии и методологии истории. - СПб., 2004. Коллингвуд Р.-Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980. Мейнеке Ф. Возникновение историзма. - М., 2004. Рикер П. Память. История. Забвение. - М., 2004. Рябов А.А. Философия истории и актуальные проблемы русской идеи. - СПб., 2003. Сергейчик Е.М. Философия истории. - СПб. 2002. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру). - Томск, 1997. Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994. Шпанн О. Философия истории. - СПб., 2005. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1.- М., 1993. Т.2. М., 1998. Феллер В. Введение историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории.- М., 2005. Философия и методология истории. - М., 1977. Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.
Литература
Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. – М., 1998. Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Философия как строгая наука. – Минск, 2000. Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – М., 1977. Фуко М. Археология знания. – М., 1996. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000. Чубукова Е.И. Современные концепции философии языка. – СПбГУЭФ, 2001. Чубукова Е.И. Язык и коммуникация: генезис и тенденции исследования проблемы в западной философии. – СПб., 2003. Человек, природа и труд. 4. Философские аспекты экономической теории.
Литература Афанасенко И.Д. История русской цивилизации. Кн. 3. Гл. 1. Структура реальности и теория хозяйства. – СПб., 2007. Афанасенко И.Д. Учение о хозяйстве // Известия СПбГУЭФ. – 2006. - № 2. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М., 1997. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 46. Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994. Миропольский Д.Ю., Попов А.И. Экономическая теория и философия хозяйства // Известия СПбГУЭФ. - 2005. - № 3. Орлов В.В. Философия экономики. – Пермь, 2006 Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. - М., 2000. Печерских Н.А. Субъект. Собственник. Хозяин. - СПб., 2003. Русская философия собственности. - СПб., 1993. Сафронов И.А., Миропольский Д.Ю. Философия. Человек. Экономика.- СПб., 2001. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Минск, 1997.
Реферат по истории и философии науки является необходимым элементом процесса подготовки к сдаче кандидатского экзамена. Без положительной оценки преподавателя кафедры философии аспирант (соискатель) к экзамену не допускается. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ» для аспирантов и соискателей
Санкт - Петербург
Рекомендовано научно-методическим советом университета
Планы семинарских занятий по курсу «История и философия науки» для аспирантов и соискателей. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 13 с. Составители: д-р филос. наук, проф. И.А. Сафронов, канд. филос. наук, доц. С.И. Тягунов, д-р филос. наук, доц. Г.В. Хомелев, канд. филос. наук., доц. А.А. Рябов, канд. филос. наук, доц. О.Д. Маслобоева. Рецензент: д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский © Издательство Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, ВВЕДЕНИЕ
В системе послевузовского профессионального образования важное значение придается изучению истории и философии науки, которая, занимая особое место в формировании культуры человека, является необходимым элементом мировоззрения преподавателя и научного работника. Поскольку интеллект (мышление, сознание) становится главной производительной, творческой силой саморазвития социума, постольку одной из глобальных проблем современности является проблема формирования (образования) самого человека, связанная с «расширением» его сознания. Ведь образование вообще, а высшее образование, в особенности, есть способ воспроизводства (производства) человека как мыслящего субъекта. Поэтому система образования должна формировать внутренний мир человека, его мировоззрение, т.е. определенную целостность знаний о мире, смысле нашего бытия и перспективах развития. Профессионализм должен быть соединен с фундаментальностью высшего образования, с подготовкой специалистов, способных эффективно действовать в условиях интеграционных процессов в сфере науки. Для этого следует обучать методам получения нового знания, повышая философско-методологическую культуру будущих исследователей. Ведь знания, полученные в пределах конкретной теоретической системы, не являются независимыми от фундаментальных положений этой системы, включая и философские. Специалист должен понять философско-научную мысль в качестве существенного фактора своей жизнедеятельности. История научного знания есть история возникновения и развития множества конкретных наук. У каждой из них свои специфические проблемы, предмет и метод. Но дифференциация научного знания предполагает также и его синтез, основанием которого становятся философские категории, принципы и законы. Именно в силу этого, кроме эрудированности и глубоких специальных знаний, требуется умение оперировать предельно общими понятиями, что возможно благодаря соответствующей практике – в философских беседах и дискуссиях. В этом отношении семинарские занятия по истории и философии науки предоставляют такие возможности. Семинары (коллоквиумы) проводятся по определенному плану. Подготовка к ним состоит в самостоятельной проработке вопросов, изучении соответствующей литературы по конкретной теме. Вместе с тем для понимания «ключевых» проблем взаимодействия философского и научного знания необходимо обращать внимание на исторический аспект проблемы, поскольку он дает возможность более основательно и целостно выяснить ее. Мастерство научного исследования состоит в умении мысленно выделять (абстрагировать) в философско-научном наследии общее и особенное: то, что объединяет конкретные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе можно понять направление духовной эволюции человечества и особенности исторических уровней развития философско-научного знания. УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА Введение в историю и философию науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2007. Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб., 2006. Зеленов Л.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2007. Золотухин В.Е. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2004. Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Введение в философию науки. – М., 2005 Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008. Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2006. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001. МамчурЕ.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997. Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. – М., 2005. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998. Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 1996. Современная философия науки. Антология. – М., 1996. Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник. – М., 2006. Философия науки. Общий курс: Учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М., 2008. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.231.160 (0.013 с.) |