ТОП 10:

Для аспирантов и соискателей



ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

Для аспирантов и соискателей

 

 

Санкт - Петербург

 

 

Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

Планы семинарских занятий по курсу «История и философия науки» для

аспирантов и соискателей. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 13 с.

Составители:д-р филос. наук, проф. И.А. Сафронов, канд. филос. наук, доц. С.И. Тягунов, д-р филос. наук, доц. Г.В. Хомелев, канд. филос. наук., доц. А.А. Рябов, канд. филос. наук, доц. О.Д. Маслобоева.

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский

©Издательство

Санкт-Петербургского

государственного

университета

экономики и финансов,

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе послевузовского профессионального образования важное значение придается изучению истории и философии науки, которая, занимая особое место в формировании культуры человека, является необходимым элементом мировоззрения преподавателя и научного работника.

Поскольку интеллект ( мышление, сознание) становится главной производительной, творческой силой саморазвития социума, постольку одной из глобальных проблем современности является проблема формирования (образования) самого человека, связанная с «расширением» его сознания. Ведь образование вообще, а высшее образование, в особенности, есть способ воспроизводства (производства) человека как мыслящего субъекта. Поэтому система образования должна формировать внутренний мир человека, его мировоззрение, т.е. определенную целостность знаний о мире, смысле нашего бытия и перспективах развития.

Профессионализм должен быть соединен с фундаментальностью высшего образования, с подготовкой специалистов, способных эффективно действовать в условиях интеграционных процессов в сфере науки. Для этого следует обучать методам получения нового знания, повышая философско-методологическую культуру будущих исследователей. Ведь знания, полученные в пределах конкретной теоретической системы, не являются независимыми от фундаментальных положений этой системы, включая и философские. Специалист должен понять философско-научную мысль в качестве существенного фактора своей жизнедеятельности.

История научного знания есть история возникновения и развития множества конкретных наук. У каждой из них свои специфические проблемы, предмет и метод. Но дифференциация научного знания предполагает также и его синтез, основанием которого становятся философские категории, принципы и законы. Именно в силу этого, кроме эрудированности и глубоких специальных знаний, требуется умение оперировать предельно общими понятиями, что возможно благодаря соответствующей практике – в философских беседах и дискуссиях. В этом отношении семинарские занятия по истории и философии науки предоставляют такие возможности.

Семинары (коллоквиумы) проводятся по определенному плану. Подготовка к ним состоит в самостоятельной проработке вопросов, изучении соответствующей литературы по конкретной теме. Вместе с тем для понимания «ключевых» проблем взаимодействия философского и научного знания необходимо обращать внимание на исторический аспект проблемы, поскольку он дает возможность более основательно и целостно выяснить ее. Мастерство научного исследования состоит в умении мысленно выделять (абстрагировать) в философско-научном наследии общее и особенное: то, что объединяет конкретные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе можно понять направление духовной эволюции человечества и особенности исторических уровней развития философско-научного знания.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в историю и философию науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2007.

Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб., 2006.

Зеленов Л.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2007.

Золотухин В.Е. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2004.

Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Введение в философию науки. – М., 2005

Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008.

Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

МамчурЕ.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. – М., 2005.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 1996.

Современная философия науки. Антология. – М., 1996.

Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник. – М., 2006.

Философия науки. Общий курс: Учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М., 2008.

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Наука и искусство.

Этика науки.

Литература

Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.

Барбур И. Религия и наука. – М., 2000.

Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. – М., 1997.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М., 2003.

Вартофский М. Модели: Репрезентация и научное понимание. – М., 1988.

Кезин А.В. Наука в зеркале философии. – М., 1990.

Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.

Лось В.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2006.

Любищев А.А. Наука и религия. – М., 2003.

Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. – М., 2007.

Наука в культуре. – М., 1998.

Островский Э.В. История и философия науки. – М., 2007.

Проблема знания в истории науки и культуры. – СПб., 2001.

Маритен Ж. Знание и мудрость. – М., 1999.

Новая философская энциклопедия. Т. I-IV. – М., 2001.

Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. – М., 2000.

Стёпин В.С., Горохов В.Г. Введение в философию науки и техники. – М., 2003.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.

Литература

 

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки: Становление и развитие первых научных программ. – М., 1980.

Гайденко П.П., Смирнов Г.А. Западноевропейская наука в средние века. – М., 1989.

Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). - М., 1987

Гайденко П.П. История новоевропейской философии в её связи с наукой. – М., 2000.

Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. – М., 2000.

Койре А. Очерки истории философской мысли: О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. – М., 1985.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. – М., 1991.

Кун Т. Структура научных революций. – М., 1990.

Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М., 1995.

Поппер К. Логика и рост научного знания. – М., 1983.

Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. – М., 1998.

Рожанский И.Д. Античная наука. – М., 1980.

Рожанский И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи. – М., 1988.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. – Новосибирск, 1997.

Современная философия науки. – М., 1996.

Тулмин С.Т. Человеческое понимание. – М., 1984.

Фейерабенд П. Избранные произведения по методологии науки. – М., 1986.

Холтон Д. Тематический анализ науки. – М., 1981.

 

Литература

 

Войтов А.Г. Философское основание теории. – М., 2004.

Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. – М.: 2003.
Гемпель К.Г. Логика объяснения. – М., 1998. Гейзенберг В. Физика и философия. – М., 1989.
Ильин В.В. Критерии научности знания. – М., 1989.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2000.
Ляховицкая Г.Л. Генер. Модель мироздания. – СПб., 2008.
Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания. – М., 1987.
Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. – М., 1990.
Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. – М., 1998.
Петров Ю.А., Захаров А.А. Методологические принципы теорий. - Озерск, 2000.
Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. – М., 2002.
Рута В.Д. Проблема доказательства в философии. – М., 2002.
Сокулер З.А. Проблема обоснования знания. - М., 1988.
Хюбнер К. Критика научного разума. – М., 1994.
Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. – М., 1997.
Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. – М., 1966.

 

ТЕМА IV. Вера, сомнение и знание в социально-гуманитарных науках

Русский космизм.

Литература

Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993.

Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М., 1998.

Грезы о Земле и небе: Антология русского космизма. - СПб., 1995.

Гроф С. Космическая игра. - М., 2001.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - Л., 1990.

Ефимов Ю.И. Философские проблемы теории антропогенеза. - Л., 1981.

Корольков А.А. Духовная антропология. - СПб., 2004.

Марков Б.В. Философская антропология. - СПб., 1997.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. - Киев, 1995.

Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

Русский космизм. - М., 1993.

Сафронов И.А. Человек и космос в истории культуры. - СПб., 1993; он же: Человек. Вселенная. Время. - СПб., 1997; он же: Русский космизм. - СПб., 1998; он же: Философия человека. - М., 2005.

Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. - Л., 1990.

Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1996.

Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987.

Фролов И.Т. Перспективы человека. - М., 1983.

Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии - М., 1991.

Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произведения. – М., 1994.

Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. - М., 1987.

 

Литература

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках.- М., 1977.

Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994.

Буренина О.Д. Символистский абсурд и его традиции в русской литературе и культуре первой половины ХХ века. - СПб,. 2005.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.- М., 1988.

Жижек С. Возвышенный объект идеологии. - М., 1999.

Савельева И.М., Полетаев А.В. Знание о прошлом: Теория и история: В 2 т. СПб., 2003. Т.1. Конструирование прошлого.- 2003.

Очерки социальной философии. - СПб., 1998.

Козловски П. Миф о модерне: Поэтическая философия Эрнста Юнгера. -М., 2002.

Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. - М., 1991.

Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. - СПб., 1998.

Манхейм К. Диагноз нашего времени. - М., 1994.

Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. - СПб., 1999.

Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. - М., 1995.

Слотердейк П. Критика цинического разума. - Екатеринбург, 2001.

Теннис Ф. Общность и общество: Основные понятия чистой социологии. – СПб., 2002.

Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология: Новые перспективы свободы и рациональности. - СПб., 2002.

Уинч П. Идея социальной науки и ее отношение к философии. - М., 1996.

Кассирер Э. Философия Просвещения. - М., 2004.

Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий: Логическое введение в исторические науки. - СПб., 1997.

Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. В 2-х т. - М., 2001.

Литература

Анкерсмит Ф. Нарративная логика: Семантический анализ языка историков. - М., 2003.

Аркан Ю.Л. Очерки социальной философии романтизма. Из истории немецкой консервативно-романтической мысли. - СПб., 2003.

Арон Р. Избранное: Введение в философию истории. - СПб., 2000.

Бердяев Н.А. Смысл истории. - М., 1990.

Букхардт Я. Размышления о всемирной истории. - М., 2004.

Бранский В.П., Пожарский С.Д. Глобализация и синергетический историзм. - СПб., 2004.

Гене Б. История и историческая культура средневекового Запада. - М., 2002.

Губман Б.Л. Смысл истории: Очерк современных западных концепций. - М., 1991.

Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр. соч.: В 6 т. - М., 2000.

Дройзен И.Г. Историка: Лекции об энциклопедии и методологии истории. - СПб., 2004.

Коллингвуд Р.-Дж. Идея истории. Автобиография. - М., 1980.

Мейнеке Ф. Возникновение историзма. - М., 2004.

Рикер П. Память. История. Забвение. - М., 2004.

Рябов А.А. Философия истории и актуальные проблемы русской идеи. - СПб., 2003.

Сергейчик Е.М. Философия истории. - СПб. 2002.

Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории (От Бэкона к Шпенглеру). - Томск, 1997.

Трельч Э. Историзм и его проблемы. - М., 1994.

Шпанн О. Философия истории. - СПб., 2005.

Шпенглер О. Закат Европы. Т.1.- М., 1993. Т.2. М., 1998.

Феллер В. Введение историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории.- М., 2005.

Философия и методология истории. - М., 1977.

Хаттон П. История как искусство памяти. - СПб., 2003.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991.

 

Литература

 

Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. – М., 1998.

Витгенштейн Л. Философские работы. – М., 1994.

Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. – М., 1988.

Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Философия как строгая наука. – Минск, 2000.

Леви-Стросс К. Структурная антропология. – М., 1985.

Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. – М., 1977.

Фуко М. Археология знания. – М., 1996.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. – СПб., 2000.

Чубукова Е.И. Современные концепции философии языка. – СПбГУЭФ, 2001.

Чубукова Е.И. Язык и коммуникация: генезис и тенденции исследования проблемы в западной философии. – СПб., 2003.

Человек, природа и труд.

4. Философские аспекты экономической теории.

 

Литература

Афанасенко И.Д. История русской цивилизации. Кн. 3. Гл. 1. Структура реальности и теория хозяйства. – СПб., 2007.

Афанасенко И.Д. Учение о хозяйстве // Известия СПбГУЭФ. – 2006. - № 2.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства. - М., 1990.

Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении. - М., 1997.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 42.

Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т. 46.

Маркузе Г. Одномерный человек. - М., 1994.

Миропольский Д.Ю., Попов А.И. Экономическая теория и философия хозяйства // Известия СПбГУЭФ. - 2005. - № 3.

Орлов В.В. Философия экономики. – Пермь, 2006

Осипов Ю.М. Очерки философии хозяйства. - М., 2000.

Печерских Н.А. Субъект. Собственник. Хозяин. - СПб., 2003.

Русская философия собственности. - СПб., 1993.

Сафронов И.А., Миропольский Д.Ю. Философия. Человек. Экономика.- СПб., 2001.

Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? – Минск, 1997.

 

Реферат по истории и философии науки является необходимым элементом процесса подготовки к сдаче кандидатского экзамена. Без положительной оценки преподавателя кафедры философии аспирант (соискатель) к экзамену не допускается.

ПЛАНЫ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

для аспирантов и соискателей

 

 

Санкт - Петербург

 

 

Рекомендовано научно-методическим советом университета

 

Планы семинарских занятий по курсу «История и философия науки» для

аспирантов и соискателей. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2016. – 13 с.

Составители:д-р филос. наук, проф. И.А. Сафронов, канд. филос. наук, доц. С.И. Тягунов, д-р филос. наук, доц. Г.В. Хомелев, канд. филос. наук., доц. А.А. Рябов, канд. филос. наук, доц. О.Д. Маслобоева.

Рецензент: д-р экон. наук, проф. Д.Ю. Миропольский

©Издательство

Санкт-Петербургского

государственного

университета

экономики и финансов,

ВВЕДЕНИЕ

 

В системе послевузовского профессионального образования важное значение придается изучению истории и философии науки, которая, занимая особое место в формировании культуры человека, является необходимым элементом мировоззрения преподавателя и научного работника.

Поскольку интеллект ( мышление, сознание) становится главной производительной, творческой силой саморазвития социума, постольку одной из глобальных проблем современности является проблема формирования (образования) самого человека, связанная с «расширением» его сознания. Ведь образование вообще, а высшее образование, в особенности, есть способ воспроизводства (производства) человека как мыслящего субъекта. Поэтому система образования должна формировать внутренний мир человека, его мировоззрение, т.е. определенную целостность знаний о мире, смысле нашего бытия и перспективах развития.

Профессионализм должен быть соединен с фундаментальностью высшего образования, с подготовкой специалистов, способных эффективно действовать в условиях интеграционных процессов в сфере науки. Для этого следует обучать методам получения нового знания, повышая философско-методологическую культуру будущих исследователей. Ведь знания, полученные в пределах конкретной теоретической системы, не являются независимыми от фундаментальных положений этой системы, включая и философские. Специалист должен понять философско-научную мысль в качестве существенного фактора своей жизнедеятельности.

История научного знания есть история возникновения и развития множества конкретных наук. У каждой из них свои специфические проблемы, предмет и метод. Но дифференциация научного знания предполагает также и его синтез, основанием которого становятся философские категории, принципы и законы. Именно в силу этого, кроме эрудированности и глубоких специальных знаний, требуется умение оперировать предельно общими понятиями, что возможно благодаря соответствующей практике – в философских беседах и дискуссиях. В этом отношении семинарские занятия по истории и философии науки предоставляют такие возможности.

Семинары (коллоквиумы) проводятся по определенному плану. Подготовка к ним состоит в самостоятельной проработке вопросов, изучении соответствующей литературы по конкретной теме. Вместе с тем для понимания «ключевых» проблем взаимодействия философского и научного знания необходимо обращать внимание на исторический аспект проблемы, поскольку он дает возможность более основательно и целостно выяснить ее. Мастерство научного исследования состоит в умении мысленно выделять (абстрагировать) в философско-научном наследии общее и особенное: то, что объединяет конкретные идеи, концепции, и то, что придает им своеобразие. Лишь при таком подходе можно понять направление духовной эволюции человечества и особенности исторических уровней развития философско-научного знания.

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Введение в историю и философию науки / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2005.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки: Учебник для вузов. – М., 2007.

Джегутанов Б.К., Стрельченко В.И., Балахонский В.В., Хон Г.Н. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов. – СПб., 2006.

Зеленов Л.А. История и философия науки: Учебное пособие. – М., 2007.

Золотухин В.Е. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2004.

Иванов В.Г., Лезгина М.Л. Введение в философию науки. – М., 2005

Лебедев С.А. Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008.

Лебедев С.А. Философия социальных и гуманитарных наук. – М., 2006.

Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. – М., 2001.

МамчурЕ.А., Овчинников Н.Ф., Огурцов А.П. Отечественная философия науки: предварительные итоги. – М., 1997.

Микешина Л.А. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. – М., 2005.

Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. – М., 2002.

Никифоров А.Л.Философия науки: история и методология. – М., 1998.

Печенкин А.А. Современная философия науки. – М., 1996.

Современная философия науки. Антология. – М., 1996.

Стёпин В.С. Философия науки. Общие проблемы: Учебник. – М., 2006.

Философия науки. Общий курс: Учебное пособие для вузов / под ред. С.А. Лебедева. – М., 2004.

Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М., 2008.

ТЕМЫ И ВОПРОСЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.233.221.149 (0.028 с.)