В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в услужении, в других - эти различия отсутствуют.



Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях, ритуалах, за исключением брака. За каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение священных книг - привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных). Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом изучения священных книг.

Еще ниже шудр стояли те слои населения, которые позже ста­ли называться неприкасаемыми, угнетенными сословия­ми или отверженными кастами. Они служили ариям, выполняя самую унизительную и грязную рабо­ту, считались находящимися совершенно вне общества. Им не разрешалось жить в арийском городе или деревне, они должны были обитать в особых кварталах за чертой поселения ариев. Их обязан­ность составляли переноска и кремация трупов; из них про­исходили и палачи, приводившие в исполнение судебные при­говоры.

Законы Ману» (правовое положение населения, собственность, обязательственное право, брак и семья, преступления и наказания, судебный процесс).

Памятник древнеиндийской литературы (II в. до н.э. - II в. н.э.), древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. Является одной из девятнадцати дхарма-шастр, которые входят в литературу смрити. Написаны на санскрите, содержит 2684 стихов (шлок), которые разбиты на 12 глав.

Правовое положение населения

Выделяют четыре варны: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Согласно ЗМ вайшьев следовало побуждать к занятию торговлей, ростовщичеством, скотоводством и земледелием, а шудр — к услужению «дваждырождённым». Также упоминаются лица, «презренные даже для отверженных».

Указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса) — военнопленный, за содержание, рождённый в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и в силу наказания. Рабы были неправоспособны, заключенные ими сделки считались недействительными. Дети рабыни считались собственностью хозяина.

Оружие могли носить только кшатрии, другие «дваждырождённые» могли браться за оружие только когда для них «наступает время бедствий».

Для каждой деревни царю следовало назначить старосту, для десяти, двадцати, ста и тысячи деревень — управителя.

Большое внимание уделяется свидетельским показаниям в суде. Свидетель должен был являться равным по социальному статусу той стороне в процессе, относительно которой он дает показания. Только в случае тяжких преступлений (воровство, насилие и пр.) свидетели не проверялись слишком тщательно на предмет надёжности. При отсутствии надлежащих свидетелей разрешалось принимать свидетельства ребенка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины.

Собственность

Шастры свидетельствуют, с одной стороны, об имущественном расслоении в Древней Индии, а с другой - о довольно строгом сохранении общинных, кастовых, патриархальных, большесемейных связей. В общинном землевладении находились пастбища, ирригационные сооружения, дороги и пр. Нормы древнеиндийского права охраняют земледельческие права общин, деревень, селений, которые имели почти неограниченное право распоряжения землей: продавать, сдавать в аренду, дарить, в частности - храмам.

Частное крестьянское землевладение также было связано с широкими правомочиями: продажей, сдачей в аренду, дарением земли и пр.

Широкие полномочия общинника-земледельца были, однако, ограничены в интересах упрочения общинных связей. Так, собственник не мог свободно продавать землю, ибо сохранялось преимущественное право ее покупки за родственниками или соседями, не мог забросить и не обрабатывать принадлежащий ему участок

Судя по всему, понятие собственности сложилось в Индии еще в первой трети I тысячелетия до н.э..О сложившемся понятии собственности, в отличие от пользования вещью, свидетельствует и появление в ЗМ, норм о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Этот срок по ЗМ составляет 10 лет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.004 с.)