Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чистая конкуренция и чистая монополия
Слово КОНКУРЕНЦИЯ происходит от латинского «concurentia», означающего столкновение, состязание. В переводе на экономический язык конкуренция — это борьба между участниками рыночных отношений за получение максимального эффекта, за выгодную сделку. Слово МОНОПОЛИЯ происходит от двух греческих слов: «монос» — один и «полео» — продаю. Следовательно, я один продаю. Какой-то участник рыночных отношений полностью подчинил себе рынок (монополизировал). В реальной экономике любой страны, как правило, не удается найти в чистом виде только свободную конкуренцию или только абсолютную монополию. Однако как первое, так и второе понятия в различных сочетаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур (моделей рынка). Экономисты выделили четыре существенно отличающиеся друг от друга МОДЕЛИ РЫНКА: 1. ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. 2. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. 3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. 4. ОЛИГОПОЛИЯ. Почему предпринимателю важно знать основные черты и различия перечисленных моделей рынка? Потому что одни и те же действия приведут его к прямо противоположным экономическим результатам в зависимости от действующей модели рынка. Следовательно, предприниматель должен УЗНАВАТЬ модель рынка, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в ней, СТРОИТЬ СОБСТВЕННУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ, адаптироваться к условиям конкретного рынка. Прежде всего исследуем два полюса: чистую конкуренцию и чистую монополию. Основными параметрами анализа выступают: число фирм; т.е. какое число независимых продавцов предлагают свою продукцию на рынке; тип продукта; иначе говоря, какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизированности; контроль над ценой; речь идет, во-первых, о наличии контроля, во-вторых, о формах контроля над ценой; условия вступления в отрасль; легко или трудно добавить свое предприятие к уже действующим в отрасли, т.е. что собой представляет вступительный режим; неценовая конкуренция; имеется ли конкретная борьба, основанная на различиях в качестве продукции, форме упаковки, организации рекламы, сервисного обслуживания и т.д.; где чаще встречается; указание сферы или отрасли действия модели. Приступим к анализу ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ, применяя перечисленные параметры.
1) Число независимо действующих на рынке фирм очень велико. Столь большое количество фирм препятствует их объединению, все действуют разобщенно, разрозненно, на собственный страх и риск. 2) Продукция, которой фирмы конкурируют между собой, однорбдна (стандартизирована). Больших различий в уровне качества нет. Продукция одной фирмы аналогична продукции другой фирмы. Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку. 3) Каждая фирма производит столь небольшую часть общего объема производства, что возможен лишь очень незначительный контроль над ценой отдельными фирмами. В целом можно сказать, что контроль над ценой отсутствует. Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только «согласиться с ценой». Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят, установить цену ниже рыночной тоже нельзя, уменьшатся прибыли фирмы. 4) Для вступления или выхода из той или иной отрасли нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений. Осуществляется беспрепятственное движение в обе стороны. 5) Преобладает стандартизированная продукция, что не дает возможности развивать неценовую конкуренцию. Различия в качестве продукции, ее подаче, рекламе, сбыте практически отсутствуют. 6) Черты чистой конкуренции характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют. Наконец-таки, выпал урожайный грибной год. Вы набрали столько грибов, что вся семья «отъелась». Заготовлены грибы сушеные, соленые, маринованные... А грибы все идут. Вам пришла в голову идея — подзаработать на продаже свежих грибов. И вы отправляетесь с утра пораньше с корзиной, полной отборных даров леса, на грибной базар. Продавцов на базаре — тьма! Покупателей — тоже. Грибы у всех, как на подбор, просто глаза разбегаются! Интересно, по какой цене продавать? Вам, конечно, с вашей одной корзиной не изменить ценовую ситуацию, которая стихийно уже сложилась для примерно 500 продавцов свежего грибного товара. Остается только прислушаться к ценам, называемым бабушкой-соседкой, и согласиться с ними.
Вывод 1. ДЛЯ МОДЕЛИ РЫНКА ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ ХАРАКТЕРНЫ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ФИРМ^УЧАСТНИКОВ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЙ ПРОДУКТ, ОТСУТСТВИЕ КОНТРОЛЯ НАД ЦЕНОЙ, СВОБОДНЫЙ ВХОД И ВЫХОД ИЗ ОТРАСЛИ, ОТСУТСТВИЕ НЕ-ЦЕНОВОИ КОНКУРЕНЦИИ.
Антиподом чистой конкуренции является ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей. Проанализируем с помощью уже известных параметров характерные для чистой монополии черты. 1) Отрасль, в которой функционирует одна фирма, это пример чистой (абсолютной) монополии. 2) Производимый продукт является уникальным, его ничем нельзя заменить. Близкие заменители отсутствуют. 3) Контроль над ценой фирма-монополист имеет весьма значительный, по существу, она диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции монополист отвечает изменением предложения товара, чем вызывает изменение объема спроса и цены. 4) Вступление в монопольную отрасль новых предприятий блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами. Иначе монополист потеряет самое дорогое для него — право монополии. 5) Неценовая конкуренция не ведется. В основном проводится работа, рекламирующая лояльность монополии по отношению к общественным организациям и потребителям в целом. 6) Черты чистой монополии в наиболее полном объеме встречаются у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т.д. Допустим, что вам пригодились уроки столярного ремесла в школе. Вы начали изготавливать дома довольно неплохие вещи. Купив досок, фанеры, требующихся деталей и фурнитуры, вы смастерили 50 прекрасных ящиков для инструмента. Ящики можно переносить, весь инструмент разложен по особым местам и закреплен, что очень удобно для домашних и дачных поделок. Воспользовавшись услугами родителей с автомобилем, вы доставили произведенные ящики на действующую ярмарку столярных изделий. Вы заранее обдумали цену продажи — 250 руб. за каждый ящик. На ярмарке после знакомства с выставленными товарами вы убедились, что являетесь монопольным продавцом. Ни у кого больше таких ящиков нет! И покупатели уже выстраиваются к вам в очередь. Пора назвать цену. Вы в уме добавляете еще 50 руб. Берут. Через полчаса вы решаете продавать по 350 руб. А ящики все равно благополучно разбирают. Все продано. Через неделю готова следующая партия ящиков для продажи. Вы хотите продать их по цене не ниже 450 руб. Но покупатели думают, по-видимому, цена великовата. А что, если часть ящиков не выставлять сразу, а оставить в коробках под прилавком. Покупатели, видя, что осталось только 10 таких прекрасных ящиков; забирают их по вашей новой цене. Итак, вы были на ярмарке в роли чистого монополиста по продаже ящиков для инструмента и сумели монопольно повысить цену на свой товар и удержать ее в дальнейшем путем манипулирования с предложением товара.
Вывод 2. ДЛЯ МОДЕЛИ РЫНКА ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ ВСЕГО ЛИШЬ ОДНОЙ ФИРМЫ, ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ПРОДУКТ, БЛИЗКИХ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ КОТОРОМУ НЕТ, Т.Е. УНИКАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ. ФИРМА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЗНАЧИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНОЙ СВОЕГО ПРОДУКТА. РЕГУЛИРУЯ ЦЕНУ ИЗМЕНЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОДУКТА, ФИРМА ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ДОПУСТИТЬ НОВУЮ ФИРМУ В ОТРАСЛЬ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Т.Е. БЛОКИРУЕТ СВОЮ ОТРАСЛЬ. КОММЕРЧЕСКАЯ РЕКЛАМА ПРОДУКТА ПОЧТИ НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.) |