Чистая конкуренция и чистая монополия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чистая конкуренция и чистая монополия



 

Слово КОНКУРЕНЦИЯ происходит от латинского «concurentia», означающего столкновение, состязание. В пере­воде на экономический язык конкуренция — это борьба между участниками рыночных отношений за получение максималь­ного эффекта, за выгодную сделку.

Слово МОНОПОЛИЯ происходит от двух греческих слов: «монос» — один и «полео» — продаю. Следовательно, я один продаю. Какой-то участник рыночных отношений полностью подчинил себе рынок (монополизировал).

В реальной экономике любой страны, как правило, не удается найти в чистом виде только свободную конкуренцию или только абсолютную монополию. Однако как первое, так и второе понятия в различных сочетаниях являются основой наиболее типичных рыночных структур (моделей рынка). Эко­номисты выделили четыре существенно отличающиеся друг от друга МОДЕЛИ РЫНКА: 1. ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. 2. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. 3. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ. 4. ОЛИГОПОЛИЯ.

Почему предпринимателю важно знать основные черты и различия перечисленных моделей рынка? Потому что одни и те же действия приведут его к прямо противоположным экономическим результатам в зависимости от действующей модели рынка. Следовательно, предприниматель должен УЗ­НАВАТЬ модель рынка, ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ в ней, СТРО­ИТЬ СОБСТВЕННУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ, адаптироваться к условиям конкретного рынка.

Прежде всего исследуем два полюса: чистую конкуренцию и чистую монополию. Основными параметрами анализа вы­ступают:

число фирм; т.е. какое число независимых продавцов пред­лагают свою продукцию на рынке;

тип продукта; иначе говоря, какая продукция предлагается, какова степень ее однородности или стандартизированности;

контроль над ценой; речь идет, во-первых, о наличии конт­роля, во-вторых, о формах контроля над ценой;

условия вступления в отрасль; легко или трудно добавить свое предприятие к уже действующим в отрасли, т.е. что собой представляет вступительный режим;

неценовая конкуренция; имеется ли конкретная борьба, ос­нованная на различиях в качестве продукции, форме упаковки, организации рекламы, сервисного обслуживания и т.д.;

где чаще встречается; указание сферы или отрасли действия модели.

Приступим к анализу ЧИСТОЙ КОНКУРЕНЦИИ, приме­няя перечисленные параметры.

1) Число независимо действующих на рынке фирм очень велико. Столь большое количество фирм препятствует их объединению, все действуют разобщенно, разрозненно, на собственный страх и риск.

2) Продукция, которой фирмы конкурируют между собой, однорбдна (стандартизирована). Больших различий в уровне качества нет. Продукция одной фирмы аналогична продукции другой фирмы. Покупателю при данной цене безразлично, у какого продавца сделать покупку.

3) Каждая фирма производит столь небольшую часть общего объема производства, что возможен лишь очень незначительный контроль над ценой отдельными фирмами. В целом можно сказать, что контроль над ценой отсутствует. Цена стихийно формируется рынком, и производителю остается только «согласиться с ценой». Установить цену выше сложившейся рыночной нельзя, потому что по такой цене ничего не купят, установить цену ниже рыночной тоже нельзя, уменьшатся прибыли фирмы.

4) Для вступления или выхода из той или иной отрасли нет каких-либо серьезных правовых, организационных, финансовых, технологических ограничений. Осуществляется беспрепятственное движение в обе стороны.

5) Преобладает стандартизированная продукция, что не дает возможности развивать неценовую конкуренцию. Различия в качестве продукции, ее подаче, рекламе, сбыте практически отсутствуют.

6) Черты чистой конкуренции характерны в основном для мелкого сельского хозяйства, фондовой биржи, рынка иностранных валют.

Наконец-таки, выпал урожайный грибной год. Вы на­брали столько грибов, что вся семья «отъелась». Заготов­лены грибы сушеные, соленые, маринованные... А грибы все идут. Вам пришла в голову идея — подзаработать на продаже свежих грибов. И вы отправляетесь с утра пораньше с корзиной, полной отборных даров леса, на грибной базар. Продавцов на базаре — тьма! Покупателей — тоже. Грибы у всех, как на подбор, просто глаза разбегаются! Интересно, по какой цене продавать? Вам, конечно, с вашей одной корзиной не изменить ценовую ситуацию, которая стихийно уже сложилась для примерно 500 продавцов свежего грибного товара. Остается только прислушаться к ценам, называемым бабушкой-соседкой, и согласиться с ними.

 

Вывод 1. ДЛЯ МОДЕЛИ РЫНКА ЧИСТАЯ КОНКУ­РЕНЦИЯ ХАРАКТЕРНЫ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ЧИСЛО ФИРМ^УЧАСТНИКОВ РЫНОЧ­НЫХ ОТНОШЕНИЙ, СТАНДАРТИЗИРО­ВАННЫЙ ПРОДУКТ, ОТСУТСТВИЕ КОНТ­РОЛЯ НАД ЦЕНОЙ, СВОБОДНЫЙ ВХОД И ВЫХОД ИЗ ОТРАСЛИ, ОТСУТСТВИЕ НЕ-ЦЕНОВОИ КОНКУРЕНЦИИ.

 

Антиподом чистой конкуренции является ЧИСТАЯ МО­НОПОЛИЯ, при которой одна фирма выступает единствен­ным производителем продукта. Причем, как правило, этот продукт не имеет близких заменителей. Проанализируем с по­мощью уже известных параметров характерные для чистой монополии черты.

1) Отрасль, в которой функционирует одна фирма, это пример чистой (абсолютной) монополии.

2) Производимый продукт является уникальным, его ничем нельзя заменить. Близкие заменители отсутствуют.

3) Контроль над ценой фирма-монополист имеет весьма значительный, по существу, она диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции монополист отвечает изменением предложения товара, чем вызывает изменение объема спроса и цены.

4) Вступление в монопольную отрасль новых предприятий блокировано экономическими, финансовыми, правовыми, технологическими и другими преградами. Иначе монополист потеряет самое дорогое для него — право монополии.

5) Неценовая конкуренция не ведется. В основном проводится работа, рекламирующая лояльность монополии по отношению к общественным организациям и потребителям в целом.

6) Черты чистой монополии в наиболее полном объеме встречаются у местных предприятий общественного пользования, в небольших населенных пунктах с одним универмагом, одной телефонной станцией и т.д.

Допустим, что вам пригодились уроки столярно­го ремесла в школе. Вы начали изготавливать дома довольно неплохие вещи. Купив досок, фанеры, тре­бующихся деталей и фурнитуры, вы смастерили 50 пре­красных ящиков для инструмента. Ящики можно перено­сить, весь инструмент разложен по особым местам и за­креплен, что очень удобно для домашних и дачных по­делок.

Воспользовавшись услугами родителей с автомо­билем, вы доставили произведенные ящики на действу­ющую ярмарку столярных изделий. Вы заранее обдума­ли цену продажи — 250 руб. за каждый ящик. На яр­марке после знакомства с выставленными товарами вы убедились, что являетесь монопольным продавцом. Ни у кого больше таких ящиков нет! И покупатели уже выстраиваются к вам в очередь. Пора назвать цену. Вы в уме добавляете еще 50 руб. Берут. Через полчаса вы решаете продавать по 350 руб. А ящики все равно бла­гополучно разбирают. Все продано. Через неделю гото­ва следующая партия ящиков для продажи. Вы хотите продать их по цене не ниже 450 руб. Но покупатели думают, по-видимому, цена великовата. А что, если часть ящиков не выставлять сразу, а оставить в коробках под прилавком. Покупатели, видя, что осталось только 10 таких прекрасных ящиков; забирают их по вашей но­вой цене.

Итак, вы были на ярмарке в роли чистого монополиста по продаже ящиков для инструмента и сумели монопольно повы­сить цену на свой товар и удержать ее в дальнейшем путем манипулирования с предложением товара.

 

Вывод 2. ДЛЯ МОДЕЛИ РЫНКА ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ ХАРАКТЕРНО НАЛИЧИЕ ВСЕГО ЛИШЬ ОДНОЙ ФИРМЫ, ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ПРОДУКТ, БЛИЗКИХ ЗАМЕНИТЕЛЕЙ КО­ТОРОМУ НЕТ, Т.Е. УНИКАЛЬНЫЙ ПРО­ДУКТ. ФИРМА ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ЗНАЧИ­ТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНОЙ СВОЕ­ГО ПРОДУКТА. РЕГУЛИРУЯ ЦЕНУ ИЗМЕНЕНИЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОДУК­ТА, ФИРМА ДЕЛАЕТ ВСЕ, ЧТОБЫ НЕ ДО­ПУСТИТЬ НОВУЮ ФИРМУ В ОТРАСЛЬ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Т.Е. БЛОКИРУЕТ СВОЮ ОТРАСЛЬ. КОММЕРЧЕСКАЯ РЕ­КЛАМА ПРОДУКТА ПОЧТИ НЕ ОСУЩЕСТ­ВЛЯЕТСЯ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 1049; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.008 с.)