Анализ кредитоспособности заемщика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ кредитоспособности заемщика.



Кредитоспособность заемщика – способность своевременно и полностью погасить заемное обязательство, оплтить товар или возвратить сумму кредита с процентами.

5 критериев анализа надежности кредита (методика пяти «си»):

1.характер заемщика – репутация, степень ответстственности, желание погасить долг.

2.платежеспособность – способность вернуть кредит.

3.капитал – определение кредитоспособности, состояния дебиторской задолженности и др.

4.обеспечение – активы, которые клиент может предоставить в залог кредита.

5.условия – общие экономические условия, определяющие деловой климат в стране, особенности развития бизнеса в различных секторах и регионах, оказывающие влияние на банк и заемщика.

Эту информацию получают из кредитных досье и отчетов кредитных агентств.

Типовой отчет о кредитоспособности компании содержит: 1) баланс и отчет о прибылях и убытках, 2)коэффициэнты, отражающие тенденцию развития компании, 3) информация от банков и регулярных поставщиков компании о нарушениях условий кредита, 4) описание условий деятельности компании, 5) биография ее владельцев, случаи банкротства, судебные процессы, 6) рейтинг компании, показывающий уровень ее кредитоспособности по шкале А (всегда выполняет обязательства) – Р (невыполнение обязательств). Методика 5-и си дополняется анализом системы финансовых коэффициентов и денежного потока.

Система финансовых коэффициентов – 5 групп коэффициэнтов:

1. 1.ликвидность

2. 2.эффективность (оборачиваемость)

3. 3.финансовый рычаг (леверидж)

4. 4.прибыльность

5. 5.обслуживание долга.

Эти показатели рассчитываются на основе фактических отчетных данных баланса и других финансовых отчетов с использованием данных за ряд последних лет (на практике – минимум 3 года). + отчеты за кварталы текущего налогового периода и данные оперативного учета. Также производится анализ денежного потока (сопоставляется приток и отток средств).

 

26. Балльная система оценки кредитоспособности и порядок расчета рей­тинга заемщика.

Одной из наиболее эффективных методик оценки финансового состояния является балльная (рейтинговая) методика, основанная на определении класса платежеспособности заемщика. Она заключается в расчете системы финансовых показателей, последующей разбивке полученных показателей на категории, и в итоговом расчете суммы баллов на основании веса и значения (категории) каждого из показателей. Каждый коммерческий банк использует свою, в определенной степени оригинальную методику, способствующую адекватной оценке потенциальных заемщиков. Система рейтинга утверждается кредитным комитетом на основе выбранной банком стратегии развития, причем каждому показателю присваивается индивидуальный рейтинг с учетом отраслевой принадлежности клиента и других специфических особенностей его деятельности.

Анализ кредитоспособности заемщика при применении рейтинговой методики должен включать следующие этапы:

· формирование информационной базы анализа кредитоспособности;

· оценка достоверности представленной информации;

· предварительная оценка потенциального заемщика;

· обработка полученной информации;

· сравнительный анализ полученных финансовых коэффициентов с нормативными значениями;

· качественный анализ финансовых коэффициентов;

· определение веса финансовых коэффициентов в рейтинговом показателе;

· расчет рейтингового (интегрального) показателя организации-заемщика;

· присвоение заемщику класса (рейтинга) на основе интегрального показателя;

· заключение (вывод) по итогам оценки кредитоспособности заемщика, определение перспектив его развития для решения вопроса об условиях и возможности предоставления кредита.

Формирование информационной базы анализа кредитоспособности является первым и определяющим этапом рассматриваемой методики. От полноты и достоверности полученной на этом этапе информации будет зависеть правильность и объективность всех последующих расчетов

Источниками информации о кредитоспособности и дееспособности Заемщика могут служить: переговоры с клиентом; инспекция на месте; финансовые и уставные документы; внешние источники.

На данном этапе банку необходимо найти оптимальное соотношение между количеством запрашиваемой у клиента документации и временем рассмотрения кредитной заявки, а также риском выдачи кредита неплатежеспособному заемщику. При анализе и совершенствовании уже существующей методики стоит обратить внимание на то, не дублируется ли необходимая для оценки кредитоспособности информация сразу в нескольких запрашиваемых документах, и возможно ли сокращение их количества. Кроме того, значения показателей кредитной заявки должны быть легко интерпретируемыми и нести достаточный уровень ценности и информативности для пользователей полученного интегрального значения.

Ключевой этап методики – расчет финансовых коэффициентов. Несмотря на существующие различия в современной банковской практике, можно выделить четыре основные группы таких коэффициентов:

· коэффициенты ликвидности (платежеспособности);

· коэффициенты финансовой независимости (рыночной устойчивости);

· коэффициенты оборачиваемости;

· коэффициенты рентабельности.

 

27. Порядок формирования финансовых результатов предприниматель­ской деятельности в сфере производства и в торговле.

Финансовый результат (прибыль или убыток) определяется сопоставлением доходов, полученных по итогам финансово-хозяйственной деятельности, с расходами, обеспечившими эти доходы. Бухгалтерская прибыль – результат превышения доходов над расходами. Убыток возникает в результате неэффективной работы, когда расходы не перекрываются доходами.

В условиях рынка размер прибыли отчетного года зависит в основном от соотношения полученных доходов и понесенных при этом расходов. Сегодня на величину прибыли оказывают не только усилия трудового коллектива, немаловажная роль отводится умению администрации (в первую очередь финансовых менеджеров-бухгалтеров) квалифицированно использовать заложенные в действующих нормативных документах возможности регулирования учетных процедур.

К числу таких регулирующих процедур относятся:

• применяемые методики амортизации долгосрочных активов (основных средств, нематериальных активов);

• стоимостные границы отнесения объектов бухгалтерского наблюдения к основным средствам;

• порядок оценки вкладов участников в уставный капитал;

• выбор метода оценки товарных запасов;

• порядок создания оценочных резервов (по сомнительным долгам и под обесценение ценных бумаг;

• выбор метода признания дохода (кассовый или по переходу права собственности);

• порядок отнесения на расходы отчетного периода отдельных видов издержек;

• состав и способы распределения накладных (косвенно распределяемых) издержек.

Каждое такое уменьшение приводит к получению нового показателя финансовых результатов; значимость каждого из них, как видно из схемы взаимоувязки доходов и расходов, различна для тех категорий лиц, которые заинтересованы в деятельности данной коммерческой организации.

Укрупнено алгоритм распределения совокупного текущего дохода таков: полученная коммерческой организацией выручка от реализации последовательно «расходуется» в следующем порядке: а) оплата затрат труда и материалов (материальные расходы); б) оплата процентов за пользование кредитами и займами (финансовые расходы); в) выплата налогов и обязательных платежей; г) распределение остатка между собственно предприятием (реинвестирование прибыли) и его владельцами.

 

28. Анализ балансовой прибыли и ее важнейшего составляющего эле­мента - прибыли от реализации продукции.

Анализ балансовой прибыли предприятия начинается с оценки выполнения плана по факту и в сравнении с предыдущим отчетным периодом. Оценка дается общая и составная, в последней проводится анализ составных частей показателя прибыли по элементам.

Главными задачами анализа балансовой прибыли являются:

 выявление причин и факторов невыполнения плана прибыли;

 определение слабых сторон хозяйственной деятельности, убыточных звеньев;

 нахождение источников образования убытков;

 формирование списков резервов для дальнейшего увеличения прибыли/снижения убытков.

В процессе анализа изучают структуру балансовой прибыли, ее состав, динамику выполнения плана в течение отчетного периода. При изучении показателей в динамике учитываются инфляционные факторы изменения ее итога, выручку корректируют на индекс средневзвешенного роста цен продукции по отрасли, а себестоимость реализованных товаров, работ, услуг, как правило, уменьшают на разницу цен потребленных и задействованных в производстве ресурсов за анализируемый период.

Балансовая прибыль предприятия состоит из трех элементов:

 прибыль/убыток от реализации продукции;

 прибыль/убыток от прочей реализации;

 прибыль/убыток от внереализационных операций.

Основным из них является прибыль (убыток) от реализации продукции, его удельный вес в структуре балансовой прибыли обычно превышает 85 %. Формирование показателя связано с особенностями процесса хозяйственной деятельности.

Например, на предприятиях торговли, снабженческих и сбытовых услуг выручка приравнена к валовому доходу от продажи товаров и исчисляется как разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров.

Строительные организации имеют право отражать выручку только после подписания ряда документов, подтверждающих, что заказчик работу принял.

Производственный цикл может превосходить отчетный период по срокам, прибыль определяется по фактической себестоимости.

Прочая реализация подразумевает финансовый результат от продажи различных видов имущества, списание их с баланса предприятия. Сюда может быть включена реализация основных фондов, сырья, материалов, топлива, нематериальных активов.

Перечень внереализационных операций может содержать: доходы от сдачи в аренду имущества, результат финансовых вложений, сальдо оплаченных и полученных штрафов, пени, неустоек, курсовые разницы, судебные издержки, выявленные недостачи либо дооценка активов

Балансовая прибыль предприятия рассчитывается по следующей формуле:

БП=ПРП+ППР+ПВО,

где БП – балансовая прибыль (убыток); ПРП – прибыль от реализации продукции; ППР – прибыль от прочей реализации; ПВО – прибыль от внереализационных операций.

Убыток при расчете показателя обозначается знаком «-».

В свою очередь прибыль/убыток от реализации товаров, работ услуг определяется по формуле:

ПРП = ВД-Зпр-Н,

где ВД – валовой доход (выручка) от реализации продукции; Зпр – затраты на реализацию и производство продукции (иначе – полная себестоимость продукции);

Н – сумма всех налогов, включающая налог на добавленную стоимость, акцизы на определенные группы товаров, экспортные тарифы и т.д.

Прибыль дает возможность выполнять обязательства перед бюджетом, банками, контрагентами, а значит внушать доверие для потенциальных клиентов и кредиторов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.58 (0.017 с.)