Динамическое панорамирование. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамическое панорамирование.



(Съёмка с движения)

В 1896 году оператор Промино, работавший на фирме Жоржа Мельеса снял несколько пейзажей кинокамерой установленной на гондоле, проплывающей по каналам Венеции. Вскоре появились кадры снятые им из вагона идущего поезда, из окна экипажа, из подъёмника Эйфелевой башни. Так родился приём, который назвали динамическое панорамирование (съёмка с движения).

Динамическое панорамирование создаёт эффект перемещение съёмочной точки, вследствие чего содержание кадра становится похожим на пространственно – временное восприятие мира, свойственное нашему сознанию в реальной жизни.

Непрерывность смены положения камеры, а следовательно, и точек зрения зрителя – это главное достоинство приёма.

Наезд.

а) На картинной плоскости следует оставлять только то, что отражает акцент, главную мысль эпизода.

б) Разница между движением камеры и изменением фокусного расстояния.

Отъезд.

Наезд выводит за рамки кадра всё, что сопутствует главному объекту, и предлагает обратить особое внимание на конкретную ситуацию или предмет, отъезд, наоборот, постепенно вводит в поле зрения камеры всё новые и новые элементы, которые показывают, где и в каком окружении существует главный объект, и даёт посыл к дальнейшему развитию смысловой линии повествования. Выполняя отъезд от героя, от детали обстановки, от фрагмента пейзажа, оператор призывает ослабить внимание к предыдущему предмету разговора, разрывая прямые связи с ним, предлагая новые, которые возникают по мере удаления камеры от сюжетно важного центра композиции. По закону «единства противоположностей» такая схема ослабляет внимание к главному объекту, но в тоже время характеризует его более широко и подробно. Отъезд доказательно связывает центральный участок композиции со всеми деталями общего плана. В этом и заключается своеобразие приёма. При отъезде главный сюжетный объект превращается в деталь фона.

Если оператор действует по знакомой профессионалам и зрителям схеме, то это вовсе не значит, что он повторяет чью – то творческую находку, подражая признанным мастерам и работая по шаблону. Главное не форма, главное – соответствует ли внешне оформление факта тому, что составляет сущность этого факта. Схема приёма может повторяться так же, как повторяются жизненные ситуации. Но т.к. каждая жизненная ситуация абсолютно уникальна, так же уникален и кадр, который ее отражает. Важно, чтобы оператор уловил причину, которая лежит в основе жизненного факта, который он снимает.

Отъезд, как и наезд, является миниатюрой, но вполне законченной драматургической формой, у которой есть завязка, развитие и кульминация, которая совпадает с финалом.

Отъезд – это не простое изменение масштаба изображения, это изменения смысла, и, стало быть, также и эмоций, получаемых зрителем, и во многом эти эмоции зависят от темпоритма выполняемого приема. Отъезды и наезда не редко оказываются удачными монтажными переходами между двумя эпизодами. Такой переход может выразительно выявить авторскую мысль.

Отъезд и наезд, как и всякий операторский прием, выразителен и интересен только в том случае, когда он несет конкретную смысловую нагрузку.

Проезд. Обзорные проезды обычно монтируются с планами, где действует сам герой, который может появится до или после проезда, но появляется обязательно, т.к. именно его присутствие определяет необходимость показа окружающей обстановки. Разнобой в скоростях и в направлении движения плана, где снят герой, и плана среда разрушает единство монтажной фразы. В обзорных проездах, снятых с точки зрения героя, уместно брать в качестве переднего плана деталь транспортного средства, с которого велась съемка. Такое композиционное построение служит связующим звеном с кадром, где снят человек, точку зрения которого имитирует проезд. Выполняя обзорный проезд, оператор должен учитывать, что, помимо скорости движения камеры, динамический эффект впрямую зависит от фокусного расстояния оптической системы: При движении камеры перпендикулярно оптической оси короткофокусные объективы менее выразительно передадут динамику движения, чем длиннофокусные, при использовании которых усиливается эффект «смазки» отдельных предметов находящихся вблизи траектории проезда. Таким образом, изменяя дистанцию до объектов переднего плана, применяя различную оптику, выбирая скорость проезда, оператор может влиять на характер изображения, получаемого в результате обзорного проезда.

Проезд параллельно объекту съёмки в одном с ним направлении и с одинаковой скоростью – сопровождающий процесс, при котором камера может двигаться впереди объекта, рядом с ним или, отставая на какое – либо расстояние, разворачивая события во времени. Когда оператор следит за перемещающимся объектом, сюжетный центр кадра, скорость и траектория движения камеры диктуется самим объектом. Один из вариантов при сопровождении движущегося объекта по параллельному пути с равной скоростью позволяет получить эффект, называемый «приведение к статике». Он заключается в том, что съемочная камера и объект двигаются в одном направлении с одинаковой скоростью, вследствие чего масштаб объекта, взятого в кадр, все время остается неизменным, а движение заметно за счет каких – либо ориентиров, изображение которых перемещается по картинной плоскости кадра.

Проезд параллельно объекту съёмки в одном с ним направлении, но с различной скоростью. Основным отличием такой съемки является возможность, не прерывая съемки, показать объект с разных точек зрения. Это позволяет во время проезда переходить с одного масштаба изображения на другой, менять композицию кадра, что делает снятый кадр чрезвычайно ёмком по изобразительной информации. Обычно в кадре помимо основного движущегося объекта имеется статичный фон, и поэтому общий характер изображения зависит не только от относительной скорости проезда и сопровождаемого панорамой объекта, но и от движения камеры по отношению к фону. Чтобы обеспечить четкость изображения основного объекта, оператор во время проезда может компенсировать неравенство скоростей перемещения камеры и объекта простой панорамой, следящей за положением объекта в поле зрения объектива. Такое действие устранит возможность слишком быстрого перемещения изображения объекта в кадровом окне, которое может привести к появлению «смазки» сюжетно важного объекта, что, как правило, нежелательно.

Проезд по параллельным направлениям камеры объекта, но в противоположные стороны.

Этот вариант проезда применяется тогда, когда необходимо усилить впечатление скорости движения объекта или подчеркнуть эффект встречного движения.

Следует помнить, что в таких случаях скорость перемещения объекта относительно съёмочной точки равна сумме их абсолютных скоростей. Поэтому по сближения камеры и объекта, видимая скорость движения объекта увеличивается, хотя действительные скорости остаются постоянными.

Камера и объект перемещаются по пересекающимся траекториям.

При этом различные сочетания перемещений съёмочной камеры в пространстве и действующих лиц в кадре позволяют расширить зону действия, плавно переходить с планов одной крупности к другой, тем самым, фиксируя сложные мизансцены с большой глубиной активно используемого пространства. В результате создаётся возможность снимать не отдельные монтажные планы, а сложные монтажно – законченные эпизоды, что повышает художественное качество материала и придаёт ему жизненную достоверность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.60.192 (0.004 с.)