Социологические теории криминологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социологические теории криминологии



Теория аномии. Дюркгейм.

У человека существуют биологические и социальные потребности. Он в процессе жизни их удовлетворяет, и любой поступок обусловлен стремлением удовлетворения потребностей. Биологические потребности имеют ограничения в физических свойствах организма.

Однако соц потребности, особенно стремление к роскоши, комфорты не имеют естественных ограничений. Границы д.б. установлены обществом – общественные морали. В успешно функционирующем обществе велика сплоченность людей, большинство солидарно в своих идеалах, представлениях о должном и порицаемом. Однако периодически общественное равновесие нарушается, сплоченность людей ослабевает, общество дезорганизуется. Это происходит во время эк-го бедствия или наоборот при резком возрастании благосостояния страны. В эти периоды времени общество расслаивается (имущественная и соц дифференциация населения), а следовательно расслаивается и мораль. У каждого соц слоя свои представления о должном и порицаемом. В обществе возникает состояние аномии (безнравственность, отсутствие морали в обществе). В этом состояние ослабевает действие морали, общество в течении какого-то времени не способно оказывать воздействие (ограничивающее) на человека. Всё это ведет к росту преступности и такое состояние длится до тех пор пока соц силы не придут в состояние равновесия.

 

Теория соцдезорганизации.

Представитель Мертон

Основные причины преступности это противоречия между ценностями в достижении которых общество нацеливает людей и возможностями достижения их по установленным обществом правилам. Человек не сумевший получить ценности по правилам начинает отрицать эти правила и стремиться получить их любой ценой. Общество прививая подросткам различные ценности мало заботится о том является ли их достижение реальным для большинства молодых людей. В действительности этими ценностями могут овладеть не многие. Когда молодые люди из идеального мира, созданного нравоучениями родителями и учителей попадают в реальную жизнь они начинают испытывать разочарование и фрустрацию (это псих состояние – непреодолимые препятствия при реализации цели). Типичная реакция на это:

1. Создание воровских шаек, где по средствам хищения молодые люди получаю возможность жить в соответствии с теми стандартами поведения которые пропагандируются в обществе;

2. Объединение в агрессивные банды (20-й век). Снимают псих напряжение вызванное социальной несправедливостью совершением актов насилия и вандализма;

3. Вступление в антисоциальные группировки, где молодые люди употребляя наркотики и алкоголь уходят «в себя» и таким образом заслоняются от окружающего лицемерия.

Эта теория произвела большое впечатление на Кенеди, и она приводилась в жизнь.

Теория дифференцированной связи (дифференциальной ассоциации, связи). Сатерленд.

В основу этой теории легла разработанная в 19 веке теория подражания Габриеля Тарда. Он объяснял привыкание к преступному поведению действием псих-го механизма обучения и подражания.

Основные идей, концепции Сатерленда.

1. Преступное поведение ничем не отличается от других форм человеческой деятельности. Подобно тому как другим видам д-ти человек учится и преступником он становится лишь в силу способности к обучению.

2. Преступное обучение включает в себя восприятие криминогенных взглядов, привычек и умений. Именно эти отрицательные качества лежат в основе преступного поведения.

3. Человек обучается к преступному поведению не потому что у него к этому есть природные задатки, а потому что криминальные образцы чаще попадаются к нему на глаза. У него устанавливается тесная связь с теми людьми у которых он может перенять криминогенные взгляды. Если бы тот же самый подросток был включен в другой круг общения он вырос бы другим человеком.

4. Преступные взгляды усваиваются как правила в неформальных группах (в России отдают главную роль семье). Формальный подход родителей и учителей, которые часто не имеют психологического контакта с ребенком не редко имеют нулевой эффект («бьет мимо цели»), а вот подлинными воспитателями ребенка являются участники неформального общения в группе.

5. Лицо становится преступников в результате преобладании у него взглядов благоприятствующих к нарушению закона над взглядами неблагоприятствующими этому.

Таким образом, преступления воспроизводятся в результате связи отдельных людей с моделями преступного поведения, чем более устойчивы и часты эти связи тем более вероятны преступления.

Критика. Основываясь на положениях этой теории никак не объяснить почему некоторые люди, выросшие среди преступников не совершают преступления и наоборот.

Тезис об обучении преступному поведению не подходит к ситуативным преступникам. Не применима эта теория для идейных преступников. Которые совершают преступления на основе, укоренившейся в их сознании идеи.

Эта теория игнорирует свободу воли и присущую человеку избирательность поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 650; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.005 с.)