Андрей Маниченко – 10 законов обучения с пелёнок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Андрей Маниченко – 10 законов обучения с пелёнок



Забудьте, как вас учили в школе

Маленькие дети учатся по другим законам, нежели мы, взрослые. Нам, взрослым, надо всё объяснять. Самостоятельно (т.е. без помощи учителя, наставника, учебника, инструкций) овладеть чем-либо мы не можем.

Кто в школе считается хорошим учителем? Тот, кто хорошо объясняет.
А малышам бесполезно что-либо объяснять! Они ещё ничего не знают, и все наши объяснения для них непонятны. Малышам надо давать факты, а не пытаться их объяснять. Детский мозг способен постигать окружающую действительность только через самостоятельное осмысление голых фактов. Все малыши прекрасным образом находят взаимосвязи между фактами, анализируют, сопоставляют их. Чем больше фактов воспринимает ребёнок, тем больше у него возможностей для размышлений.
Нужно помнить, что школьные методики совершенно непригодны для обучения дошкольников. Малыши делают то, что хотят, и не делают то, чего не хотят. Их бесполезно заставлять что-либо делать.

Поэтому весь процесс обучения нужно строить таким образом, чтобы ребёнок сам хотел в нем участвовать.

Понаблюдайте, как дети играют в школу

Всегда забавно наблюдать, как дети играют в школу. Во всех ролевых играх (в семью, в магазин, школу и т.п.) дети ничего не придумывают, они копируют то, что многократно наблюдали.

И тот ребёнок, который в игре берёт на себя роль учителя, во всех красках обязательно покажет авторитаризм, власть, строгость, а порою – гнев и многогранный комплекс мер по психическому и физическому устрашению и наказанию учащихся, подавлению свободы их личности.

И как бы ни протестовали педагоги, что, мол, это неправда и сейчас такого в школах нет, — не верьте.

Да, всевозможные экзекуции давно приобрели цивилизованные формы, но дух авторитаризма, видимо, никогда не будет изжит из «народного образования». Даже волна педагогов-новаторов (Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Ильин Е.Н., Щетинин М.П., Караковский, Тубельский и др.), поднявших в 80-ые годы знамя «педа­гогики сотрудничества», ничего не смогла сделать в масштабе страны, и мода на «педагогику сотрудничества» быстро прошла.

Официальная педагогика как была авторитарной, так и осталась. И главная причина в том, что наша государственная школа зиждется на «Великой дидактике» Я.А. Коменского, которой скоро исполнится 400 лет.

Любые традиции всегда заключают в себе мощную систему тормозов, где на любой вопрос «а почему?» следует логичный ответ: «А всегда так было!»

«Народное образование» во все времена было наиболее консервативной областью государственного уклада. Мы сами, когда учились в школе, все ученики до нас и после нас, если чему-то и научились, то не благодаря существующему «учебно-воспитательному процессу», а вопреки ему.

Вот очевидное доказательство: в 1-ом классе на любой вопрос учителя – «лес рук», но с каждым годом этот «лес» редеет. Более того, ученики начинают пря­таться за спину впередисидящего – «лишь бы не спросили!».

Изначально мощное детское любопытство в школьных стенах основательно разрушается. Безграничная детская жажда познания за школьные годы у большин­ства учащихся значительно тускнеет.

ЗАКОН РАННЕГО СТАРТА

Кто раньше начинает, тот остаётся впереди

«В год научить ребёнка читать легче, чем в два,
а в два легче, чем в три…»

Глен Доман

Чем младше ребёнок, тем легче его учить в силу двух обстоятельств. Во-первых, только в момент рождения ребёнок имеет самый высокий потенциал гениальности. Сумеет ли он реализовать этот потенциал, зависит от нас, взрослых. Дадим ли мы ему такую возможность? Сможем ли мы организовать его первые дни и месяцы так, чтобы информация интенсивным потоком проникала в его стремительно формирующийся мозг?

Во-вторых, чем старше ребёнок, тем больше вмешивается в обучение его характер. Маленькие дети будут смотреть на всё, что бы им ни показывали. Будут слушать всё, что бы им ни рассказывали. А дети постарше уже имеют свои ярко выраженные пристрастия: что-то они любят, а что-то нет. И договориться с ними бывает достаточно сложно.

И чем старше ребёнок, тем бльшими педагогическими способностями должны обладать родители, если хотят чему-либо обучить своего малыша.

В раннем детстве, в период интенсивного физического роста мозга происходит формирование многих его функций, которые, если не будут развиты в своё время, никогда в дальнейшем не сформируются.

Говорят факты
Самый любопытный человек на Земле – это младенец

В науке делались многократные попытки определить хронологические границы формирования тех или иных психических и интеллектуальных функций. Когда именно у человека интенсивно формируются речевые способности, музыкальные, художественные, математические и т.д.?

Известно, что все дети рождаются с потенциально абсолютным слухом. Не зная языка, не умея говорить, они нашу речь воспринимают как музыку, улавливая мельчайшие её оттенки. Любой, даже самый талантливый лингвист и полиглот, не в состоянии избавиться от акцента, научиться фонематически адекватно воспроизводить говор носите­лей языка.
А любой учащийся вспомогательной школы, имеющий диагноз олигофрения в степени выраженной дебильности, будет говорить на родном языке без малейшего акцента.
Вдумайтесь в значение этого факта! Переоценить его невозможно.

Уважаемый читатель, если Вы занимаетесь наукой и ищете тему для диссертации, вот Вам беспроигрышное и неисчерпаемое направление для исследований: формирование психических и интеллектуальных функций головного мозга в раннем детстве. Известно, что если ребёнок до семи лет будет расти в темноте, он навсегда останется слепым. Несмотря на то, что органы зрения у него будут в порядке, функция зрения, которая формируется в мозгу только в период его роста, функционировать не будет.

Если ребёнок до семи лет будет расти в звуковом вакууме, он на всю жизнь останется глухим.

Говорят факты
Если ребёнок до семи лет не будет иметь возможности общаться на языке, то он никогда в дальнейшем не сможет постигнуть тайны языка.

ЗАКОН ПОХВАЛЫ

Ребёнок любит делать то, за что его хвалят

«Ученик должен учиться победно!»
В.Ф.Шаталов

Восхищайтесь успехами своего малыша! Чем восторженнее ваша реакция по поводу какого-либо действия ребёнка, тем большее желание он испытывает вновь и вновь делать то, за что его хвалят. Не только малыши, но и все мы любим делать то, за что нас хвалят.
Этот закон по праву считается волшебным. Если Вы научитесь ему следовать, в Ваших руках окажется мощное средство педагогического воздействия.

Уважаемые родители! Прежде чем Вы начнёте на практике применять этот закон, соберите семейный педагогический консилиум. Пригласите бабушек и дедушек, дядюшек и тетушек – словом, всех, кто имеет к ребенку непосредственное отношение и в повседневной жизни вступает с ним в контакт).

На этом педагогическом консилиуме придите к единому решению: каким должен вырасти Ваш ребёнок:

— гением или бездарем,
— героем или предателем,
— добрым или злым,
— щедрым или жадным,
— созидателем или разрушителем,
— сильным или слабым и т.д.

После того как Ваш консилиум придет к единогласию во взгляде на будущее малыша, смело применяйте данный закон на практике: активно хвалите своего ребёнка за проявление тех качеств, которые хотите у него сформировать, и не замечайте те качества, формирование которых для Вас нежелательно.

У Вас в руках мощное средство педагогического воздействия – средство формирования личности.

Кого Вы хотите вырастить: художника или композитора, математика или конструктора, педагога или врача? Знайте: Ваш ребёнок в момент рождения одарён ко всему!

Говорят факты
Все великие художники выросли в семьях, где никто не умел рисовать!

Случайно это или нет? Давайте рассмотрим под воображаемым микроскопом суть происходящих психологических процессов.

Например, малыш впервые в жизни взял в руку карандаш и что-то нарисовал. Мама в восторге:
— Мы уже карандаш держим! Мы уже рисуем!

Малыш прекрасно чувствует, какие его действия привели маму в восторг. Он снова тянется к карандашу, снова что-то пытается нарисовать.

И если мама каждый раз будет искренне восхищаться его успехами, то он будет хотеть рисовать всё больше и больше.

А чем больше он будет рисовать, тем лучше у него будет получаться.

Придёт в первый класс. Урок рисования. Все рисуют, он рисует. Учительница сразу обратит внимание на работу нашего юного художника. Четкость линий, прорисованность деталей, композиция рисунка – всё уже говорит о юном даровании.

Учительница покажет этот рисунок всему классу:

— Посмотрите, как Сережа нарисовал!

Первоклашки сравнят свои каракули с великолепным рисунком Сережи, и на долгие годы возникнет мнение: «Сережа – лучший художник в классе!»

А Сережа горд! Он старается рисовать лучше и лучше. Ведь именно это делает его в глазах окружающих особенным.

А как же обстоит дело в семье художника?

Прибежит к папе-художнику малыш со своим рисунком:

— Папа! Смотри, что я нарисовал!

Папа посмотрит рисунок, похвалит ребенка, ещё и по головке погладит:

— Какой молодец! – скажет. – Весь в отца! Художником станешь!

Но после этого папа начнёт анализировать рисунок, советовать, поправлять:

— Знаешь, сынок, вот здесь нужно не так, а вот так сделать… А здесь вот так дорисовать…

Как же поведёт себя маленький художник?

Он не будет долго выслушивать замечания отца. Выхватив свой рисунок, он убежит с ним к себе в комнату, скомкает его или изорвёт и выбросит в корзину. А про себя будет ещё долго негодовать:

«Я так хорошо нарисовал! А тебе не понравилось! Штриховка у меня не такая! Карандаш я неправильно держу! И не буду я вам больше рисовать!»

Да, папа – художник. И как любой профессионал, он сразу видит, как можно работу поправить, улучшить. Из благих побуждений научить сына рисовать лучше папа добивается обратного. А почему?

Да потому, что никто из нас не любит делать то, что получается плохо. И наоборот: все мы любим делать то, что у нас получается лучше, чем у других.

Говорят факты
Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки

Трагедия Страдивари

Страдивари — великий итальянский мастер, сделавший около тысячи скрипок. Все скрипки Страдивари поют, ценятся они на вес золота.

Но Страдивари не был счастлив: гениальный мастер так и не смог передать секреты ремесла своим детям. Никто из многочисленных сыновей Страдивари не сделал ни одной мало-мальски стоящей скрипки. Почему?!

Вспомните кинофильм «Визит к минотавру». Великий актер Сергей Шакуров сыграл в этом фильме сразу две роли: следователя и Страдивари.

Вспомните эпизод, где Шакуров-Страдивари в мастерской обучает своих сыновей делать скрипки.

Вот он с гневом бросается к одному сыну:

— Как ты держишь стамеску! Этой стамеской надо вести вдоль древесного волокна, а не поперек!

Тут же бросается к другому сыну:

— Как ты держишь ножовку?

Гнев, крик, затрещины. Ну кто после этого будет душу вкладывать в изготовление скрипок?

Никто.

Вот и получилось: как ни старался великий мастер передать все секреты своего искусства собственным детям – ничего не получилось.

Уважаемые родители! В Ваших руках волшебное средство!

Если Вы хотите развить у своего ребенка какую-либо одарённость – хвалите его за любое достижение в этом направлении.

А если Вы хотите отбить желание чем-либо заниматься – говорите ему, как плохо у него это получается.

Проведите эксперимент!

После какого-либо действия своего ребёнка, которое можно считать его личным достижением, т.е. он сделал то, чего раньше не делал никогда (впервые пошел, сам надел колготки, что-либо нарисовал и т.п.), попробуйте искренне, восхищенно, ярко его похвалить. И Вы увидите, что будет потом.

ЗАКОН УВАЖЕНИЯ

Чем выше взаимоуважение учителя и ученика, тем легче учеба

Относитесь с уважением к своему ребёнку. Научитесь считаться с его мнением. К сожалению, зачастую дети воспринимают родителей как источник ограничения своих желаний, своей самостоятельности, свободы.

Постоянное «нельзя», которое ребёнок слышит со стороны родителей, пытающихся добиться от малыша послушания, на самом деле вызывает у него стойкое желание не подчиняться.

Только на позициях уважения Вы сможете договориться с ребёнком. Ведь на самом деле, для человека, которого уважаешь, готов сделать что угодно.

ЗАКОН ИГРЫ

(Закон Тома Сойера)
Когда обучение – веселая игра, знания усваиваются сами собой

Во время процесса обучения сохраняйте весёлое настроение. Забудьте весь свой ученический опыт. Никогда в общении с ребёнком не стремитесь уподобляться школьным учителям. Не копируйте их менторскую интонацию и сдвинутые брови.

Какими бы педагоги ни были талантливыми и прекрасными, дети, играя в школу, любому стороннему наблюдателю продемонстрируют суть взаимоотношений «учитель – ученик».
И тот ребёнок, который берёт на себя роль учителя, не затрудняясь, покажет весь арсенал педагогических приемов принуждения, подавления и оскорбления личности.

Почему Закон «Об образовании» ограничивает ученический возраст, начиная отсчёт с 7 лет? Да просто потому, что именно к этому возрасту ребёнок достигает такого уровня социализации, что способен подчиниться учителю и выполнять его требования. До семи лет ребёнок своеволен и не поддается какому бы то ни было принуждению.

Иными словами, малыша невозможно заставить что-либо делать против его воли. И если мы хотим побудить его к какому-либо действию, нужно сделать так, чтобы ребёнок сам этого захотел.

ЗАКОН ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ

При хорошем настроении обучение идет в сотни раз эффективнее

Педагогическая мудрость
Обучайте ребёнка лишь тогда, когда не только у Вас, но и у него хорошее настроение

Этот закон продолжает предыдущий. Но его смысл гораздо глубже.

Мамы иногда в импульсивном восторге пытаются растормошить хнычущего ребёнка и с зажигательной интонацией призывают его обратить внимание на интересный материал нового урока. Но малыш начинает хныкать ещё больше, нисколько не желая менять своего настроения.

Не нужно в этом случае вообще приставать к ребёнку с чем-либо, тем более с уроками.
Существует строгое правило: если ребёнок болен или голоден, если у него режутся зубы или болит животик, если он с утра плаксив — то в такие дни лучше вообще никаких уроков не проводить. Не нужно ставить под угрозу срыва всю учебную программу.

Иногда бывают особые дни, когда ребёнок, что называется, не с той ноги встал. С самого утра он слезлив, постоянно хнычет: эти колготки он не наденет, эту кашу есть не будет, гулять не пойдёт. И вообще, всё, что Вы ни предлагаете, он, не задумываясь, отвергает.
Кстати говоря, у каждого ребёнка бывает период негативизма. Это объясняется тем, что он рано или поздно, но всё настойчивее и требовательнее пытается отстоять своё законное право на самостоятельность.

И не нужно в этом случае подавлять его свободу. Подойдите к проблеме разумно! Ведь самостоятельность – это хорошее качество, именно оно позволяет формироваться самодостаточным натурам и лидерам.

Вот когда у малыша всё пройдёт и опять вернётся хорошее настроение, тут сразу включайтесь со своими уроками. Данный закон особенно важно соблюдать в первый месяц занятий, когда формируется определённый режим и уроки для ребёнка ещё не стали ежедневной потребностью.

Случай из практики

Была как-то у нас на курсах одна мама. Из полутора тысяч слушателей, прошедших обучение в нашем Центре, второй такой не встретилось. Все слушатели на курсах ведут себя примерно одинаково: внимательно слушают, задают вопросы, а основные положения быстро записывают. Поскольку я на занятиях ничего не диктую, в основном, идет живой рассказ, то и записывать много ни у кого не получается.

Но эта мама была особенной.

Она строчила, не отрывая ручку от тетрадки. Каждое новое занятие она начинала с вопросов:

— Вот Вы вчера сказали… А если будет такой случай?…

И так минут 15-20 в начале каждого занятия уходило на импровизированный брифинг. Все неискушённые мамы с интересом слушали мои комментарии: «Да, действительно, как быть, если случится такое?…»

Я никогда не скупился в таких случаях на комментарии, зная, что здесь, на занятиях, действительно, всё выглядит легко и красиво, а вот когда мамы приступят к обучению своего ребёнка, то вот тут и начнут возникать многочисленные проблемы.

Теория всегда выглядит проще действительности. Всё кажется легко, пока сам не начнёшь делать. Тем более, что большинство слушателей – мамы молодые, неопытные. А часто встречаются на занятиях беременные женщины, у них вообще ещё нет опыта материнства.

Словом, любой вопрос, касающийся нештатных ситуаций, я не игнорирую, а использую эту возможность для обучения родителей самостоятельно составлять алгоритм решения проблемы.

Но вернемся к нашей слушательнице. Невооружённым глазом было видно, что она отличница до мозга костей и к данной методике относится очень серьёзно.

После курсов я снова с ней встретился через полгода на одном из вечеров встреч, которые мы устраивали достаточно часто. На этих встречах мы имели возможность собирать большое количество фактического материала, отслеживать результаты и совершенствовать методику.

— Андрей Александрович, помните, — обратилась она ко мне, — вы говорили на лекциях, что во время болезни ребёнка проводить занятия нельзя.

— Да, нельзя, — подтвердил я ещё раз этот закон обучения.

И она поведала свою историю.

Полгода назад, когда ребёнку было 2,5 года, они приступили к занятиям. И маме, и малышу эти занятия «жутко нравились».

Но вот однажды ребёнок заболел: поднялась высокая температура, которую никак не удавалось сбить. Все доступные медики были подняты по тревоге (положение родителей позволяло обеспечить первоклассную медицинскую помощь), но случай оказался не простым: на протяжении нескольких дней состояние ребёнка оставалось тяжёлым. Ни лекарства, ни процедуры не помогали: только собьют температуру, она опять вверх лезет.

И вот малыш, весь в жару, слабеньким голоском обращается к маме:

— Мама, ты почему перестала показывать мне карточки? Я хочу карточки…

Мама тут же, забыв все законы обучения, «нацепила» на лицо улыбку, схватила первые попавшиеся карточки и приступила к уроку. Спустя некоторое время температура спала.
Свой рассказ мама закончила так:

— Андрей Александрович, что хотите думайте, но я абсолютно уверена, что ребёнка вылечили наши занятия.

Это чудо – вымысел или правда?

У меня нет ни тени сомнения в правдивости этой истории. Я знаю, что человек – явление уникальное.

В нашем организме есть любой яд и любое противоядие. Обиходное выражение, что все болезни на нервной почве, надо понимать буквально.

Это действительно так. Счастливые люди не болеют! Болеют только несчастные люди. Ни одна невеста не заболеет в день свадьбы, даже если она в стужу в босоножках перефотографируется перед всеми памятниками. Не тот день!

А стоит любому человеку столкнуться с серьёзными неприятностями или просто выйти на пенсию – всё! Сразу начинается череда путешествий по врачам и больницам.

Вот простое определение любого заболевания: «Болезнь – это реакция организма на дискомфорт нашей психики». Отсюда формула: «Хочешь быть здоровым – стань счастливым»

А теперь вернёмся к рассказу мамы.

Все занятия до болезни проходили с большим успехом, они нравились и маме, и ребёнку, проходили в душевной комфортной обстановке для обоих.

Во время болезни занятия прекратились. Когда по просьбе малыша мама возобновила занятия, ребёнок, несмотря на болезнь, ощутил себя комфортно: вернулись смех, весёлая возня, улыбающаяся мама. Положительные эмоции подавили болезнь, ребёнок выздоровел!
Но так рискнуть, как это сделала наша мама, т.е. нарушить правило и продолжать занятия во время болезни, можно только при соблюдении двух условий:

1. все занятия до болезни ребёнку очень нравились;

2. ребёнок сам попросил возобновить занятия.

ЗАКОН СКОРОСТИ

Действие гораздо привлекательнее бездействия

Дети обожают действие. Им нравится, когда вокруг них что-то происходит: движется, падает, взлетает, порхает, летает, вертится, прыгает, ударяется, отскакивает, стучит, бренчит, ползёт, шевелится, надувается, сдувается, лопается, разбивается и т.д.

Ещё Корней Чуковский заметил, что в детской речи гораздо больше глаголов, чем в речи взрослых. Поразителен тот факт, что все дети без исключения любят телевизионную рекламу. Более того, они любят её больше, чем детские мультфильмы.

Этот забавный парадокс трудно осмыслить! Ведь мультфильмы целенаправленно делались для детей, а реклама для взрослых. В чём же дело? Объяснение мне кажется простым: груднички, лишённые возможности двигаться, так долго вынуждены были скучать без движения, что любое действие, которое происходит перед ними, доставляет им несказанное удовольствие. И чем стремительнее, неожиданнее действие, тем больше восторг ребёнка.

Если детские мультфильмы содержат какую-то мораль, то у телевизионной рекламы задача проста: в ярких образах, в стремительном действии показать превосходство такого-то продукта. Тем более, что эфирное время дорого, а задача рекламодателей проста: за короткое время дать максимальную информацию, да так, чтобы эта информация запомнилась.

И вот результат: как только наступает время рекламы – взрослые отворачиваются, а дети бегут к телевизору. Попробуйте вспомнить детские мультфильмы, которые были бы интересны самым-самым маленьким.

И Вам несомненно придут на ум те мультики, в которых совсем нет никаких диалогов, рассуждений и морали, а есть стремительное действие.

В мультфильме «Ну, погоди!» через многочисленные серии проходит только одна фраза: «Ну, заяц, погоди!».

А в каждой серии мультика «Том и Джерри» действие ещё стремительнее, а фраз вообще никаких нет. Кстати, эти мультфильмы, где нет никакой речи, а есть одно стремительное действие, интересны и взрослым.

Мы ошибочно предполагаем, что детям нужно всё разжёвывать, методично, медленно, доступно. И наше заблуждение основано на том, что двигательная активность ребёнка ещё не развита, он всё делает медленно, неуклюже.

Когда ещё ребёнок сможет взять в руку карандаш? Когда сможет самостоятельно вытереть сопли, когда – завязать шнурки? А когда – вдеть нитку в иголку?

Не скоро! Но это не значит, что мозг ребёнка работает так же медленно, как и его тело. Двигательная активность формируется у ребёнка гораздо медленнее интеллектуальной.

Всё, что проникает в мозг ребёнка через зрение и слух, приводит мозг в интенсивное движение. И чем выше скорость информационного потока, тем активнее работает мозг.
С той скоростью, с которой Вы показываете ребёнку карточки со словами, с такой же скоростью ребёнок научится их опознавать. И чем выше скорость показа, тем выше скорость чтения.

У Вас есть уникальная возможность вывести своего ребёнка в беглое чтение и даже в скорочтение. Карточки со словами специально сделаны из плотной бумаги, чтобы Вы, родители, имели возможность стремительно показывать их ребёнку.

Грудничок ещё не скоро научится говорить, но воспринимать письменную речь он может научиться, причем воспринимать её с высокой скоростью. А скорочтение – это не что иное, как скоромыслие.

При таком обучении Вы можете развить у своего малыша качественно иное мышление. Мы можем мыслить только со скоростью говорения, поскольку тогда, когда формировался наш мозг, мы имели возможность воспринимать только устную речь.

Наши дети имеют возможность с рождения воспринимать письменную речь. А для её восприятия не нужно приводить в движение весь свой, пока ещё неуклюжий, речевой аппарат. Поэтому скоромыслие как качественно иное мышление вполне доступно нашим детям.

С какой же скоростью нужно показывать ребёнку карточки со словами?

Начинайте с низкой скорости, не спеша. В первые дни вообще не следует делать резких движений, чтобы не напугать ребёнка. Но с каждым разом увеличивайте скорость демонстрации карточек. Помните: чем выше скорость, тем больше весь процесс нравится малышу. И наоборот: чем медленнее Вы показываете карточки, тем больше у него возможности успевать смотреть по сторонам, да и сам медлительный процесс обучения мало ему нравится.

Случай из практики

Одна мама, студентка университета, успешно обучала своего восьмимесячного малыша. Занятия нравились и маме, и ребёнку. Но вот мама вышла на сессию и передоверила процесс обучения своей бабушке, прабабушке ребёнка. Обучив прабабушку бесхитростным приемам демонстрации карточек и составив расписание занятий, мама-студентка почти месяц не видела, как идут уроки. Прабабушка оказалась хорошей няней: ребёнок всегда был здоров, чист и накормлен.

Обучение, по словам бабушки, тоже шло «очень хорошо». Но, когда мама, благополучно закончив сессию, вернулась к занятиям, она столкнулась с нежеланием ребёнка смотреть на карточки со словами. Причина оказалась проста: прабабушка своему правнуку очень медленно показывала карточки. Когда я услышал эту историю, то предположил, что старческие руки прабабушки просто физически не могли быстро показывать карточки. Но старушка оказалась сравнительно молодой, подвижной и способна была достаточно проворно перебирать в руках карточки со словами. Причина оказалась глубже.

Как только внучка исчезала за порогом, отправляясь на сессию, прабабушка сразу чувствовала себя хозяйкой положения в воспитании правнука и рассуждала примерно так:

— Иди-иди на свою сессию. Не волнуйся, всё сделаем в лучшем виде. Мы жизнь прожили, так небось знаем, как малюток баюкать. Ишь, умные какие нашлись: где это видано так шибко махать карточками. Он же малютка совсем.

И стала бабушка показывать карточки:

— Смотри, милок, здеся написано «яблоко», смотри: «я-бло-ко». Ребёнок отворачивается, ползёт в другую сторону, а бабушка опять ему ту же карточку тычет в глаза: — Видишь: «Я-бло-ко». Ребёнок отмахивается от этой карточки, как от преграды, выросшей на его пути, но бабушка, желая окончательно закрепить слово в памяти малыша, ещё несколько раз покажет карточку, проводя пальцем по слову: «Я-бло-ко».

Помните: медленные действия меньше нравятся детям, чем быстрые, стремительные

Что делают зеваки на пожаре

Говорят, что человек может часами наблюдать за тем, как горит огонь, течет вода и работает другой человек. Исходя из вышесказанного, самая идеальная картина – это пожар. Он заключает в себе все три удовольствия: горит огонь, льётся вода, работают пожарники.
Мы можем не заметить ярких плакатов и лозунгов, поскольку они лишены движения. Но нам трудно оторвать взгляд от любого, даже бессмысленного и однообразного движения.

Вспомните себя: с каким наслаждением Вы часами молча сидели у костра или наблюдали течение реки. Почему именно пламя огня и течение воды способно нас завораживать?
Потому что это непрекращающееся действие, оно не может застыть. Ни на полотне художника, ни на фотографии огонь и течение не имеют реалистичности оригинала.

Только движение способно приковать наше внимание на продолжительное время.
Целыми часами тысячи зрителей смотрят, как на стадионе несколько человек гоняют один мяч или шайбу. А за трансляцией всего этого действа (малоинформативного, низкоинтеллектуального, бессюжетного) с замиранием сердца наблюдают миллионы зрителей, впившись глазами в экраны телевизоров.

ЗАКОН НОВОЙ ТЕМЫ

Новая тема всегда интереснее старой

Педагогическая мудрость
Как можно чаще вводите новый учебный материал

Забудьте школьную капельно-пипеточноую методику подачи новых знаний. На одном уроке одна капелька знаний, на другом уроке следующая капелька и т.д.

Вспомните, к примеру, урок иностранного языка. На одном уроке учитель даёт 5 новых слов. Все 45 минут урока эти слова звучат в различных позициях. На следующем уроке идёт закрепление: те же слова по новому кругу муссируются в тех же самых позициях. И так черепашьими шагами из урока в урок.

Интересный учебник по истории, географии или биологии размазан на 9 месяцев.
Есть ли среди Ваших знакомых кто-нибудь, кто способен чтение интересного детектива растянуть на 9 месяцев?

Лично я за свою жизнь таких людей не встречал. И, скорее всего, их нет вообще. Так почему же в школьной программе новая информация подаётся ничтожно малыми дозами?

Ответ, как всегда, прост: школа ориентирована на то, чтобы каждому ученику дать прочные знания. Поэтому после каждой новой темы, следует неизменное закрепление, потом контрольная работа, далее работа над ошибками и т.д. Школа нацелена на то, чтобы все ученики усвоили определённый объём информации.

Но любая интересная информация, растянутая на несколько месяцев и многократно пережёванная, закреплённая, много раз повторённая (как же без этого: повторение – мать учения), проверенная и оценённая, набившая оскомину и надоевшая, — перестаёт быть интересной.

Во-первых, ни один ребёнок, как, впрочем, и любой взрослый, не любит повторять. Приобретать новые знания, новые впечатления ему нравится, а повторять известное – нет.
А во-вторых, какая Вам разница: будет ли Ваш ребёнок помнить те сотни слов, которые Вы ему покажете, или забудет, если он всё равно научится читать, причём сразу бегло.

Как известно, детская память работает нестабильно. Помните ли Вы, милая мама, как научились ходить? Может быть, Ваш муж помнит, как научился говорить? Вообще, кто-нибудь из Ваших знакомых помнит хоть что-нибудь из первого года своей жизни?

А почему?

Да, человеческая память – большая загадка, она таит много секретов, над которыми бьются учёные. Человек не помнит первых лет своей жизни. Хотя многие специалисты утверждают, что человек помнит всё, даже то, что он ощущал ещё до рождения, находясь в утробе матери. Проблема не в том, что человек не помнит, а в том, что он не может вспомнить.

В состоянии гипнотического транса человек легко вспоминает свои первые годы. Детские рисунки, корявый почерк – всё свидетельствует о том, что из памяти ничего не исчезло.

Природа мудро распорядилась! И, слава богу, что мы, находясь в здравом уме, не помним впечатлений раннего детства. Ведь если бы мы всё помнили, то половина из нас была бы заиками, а другая доживала бы свои дни в сумасшедшем доме. Для каждого ребёнка знакомство с окружающим миром – это величайшее испытание, где на каждом шагу его поджидает масса неведомых опасностей.

Прищемит ли ребёнок дверью палец, расшибёт ли коленку, порежется, стукнется, испугается вспышки молнии – да мало ли что с ним произойдёт! Проплачется, выспится – и напрочь забудет свой страх, испуг, боль, истерику. Психика ребёнка останется сохранной.

Да, мы, взрослые, не помним, как научились ходить и говорить, но мы прекрасно умеем делать то и другое, потому что, научившись, мы никогда не прекращали этих занятий. Недаром говорят, что раз научившись ездить на велосипеде, никогда не разучишься.

При обучении малыша чему угодно (чтению, математике и т.д.) не нужно ориентироваться на прочное усвоение знаний, как это принято в школе, а нужно смело идти вперёд и вперёд.

Дети с удовольствием воспринимают новое, но они не желают повторять старое. А количество всегда переходит в качество.

Активное общение с ребёнком посредством письменной речи неизбежно сформирует у него умение разбираться в ней. Не будет общения – не будет и умения. И здесь не нужно топтаться на одном месте, как это принято в школьной практике, а нужно смело идти вперёд и в хорошем темпе.

Ребёнок способен усваивать новые знания со скоростью, определяемой его собственным познавательным голодом. А оценить нам, взрослым, информационный голод любого малыша очень трудно.

Мы склонны недооценивать этот голод, чем переоценивать. По степени любопытства ни один взрослый не сравнится с ребёнком. Даже жажда познания Леонардо да Винчи ничтожна в сравнении с познавательной активностью любого малыша.

Но с какой скоростью нужно удовлетворять познавательный голод крохи? Этот вопрос, касающийся дозировки занятий, на самом деле очень важен.

С первой лекции родители одолевают меня вопросами:

— Сколько карточек показывать на одном занятии?
— Сколько уроков должно быть ежедневно?
— Сколько раз показывать одну карточку?
— Сколько карточек добавлять каждый день?
— Когда начинать показывать словосочетания?

Ответы на все эти вопросы в принципе не могут быть однозначными. Никакого универсального расписания занятий для малышей не может быть вообще! Каждая мама и каждый папа, организуя занятия для своего малыша, должны научиться составлять такое расписание сами.

Овладев общими законами обучения с пеленок, Вы научитесь составлять идеальное расписание занятий для своего ребёнка. Но Ваше расписание будет идеальным только для Вашего малыша. Для другого ребёнка нужно будет другое расписание.

Проблема расписания занятий встаёт очень остро в семьях, где идёт обучение сразу нескольких детей, имеющих незначительную разницу в возрасте. Даже обучение двойняшек редко идёт по общему графику.

Эффективное обучение детей возможно только по индивидуальным программам. Те мамы, которые верно чувствуют познавательный голод своего малыша и, сообразуясь с этим, увеличивают темп обучения, – неизменно добиваются успеха.

При составлении программы и определении скорости обновления информации Вы, родители, должны учитывать познавательный голод своего ребёнка. А поэтому Ваша роль при этом – роль ведомого. Роль ведущего всегда остаётся за Вашим малышом.

Единственное, за чем Вы должны следить – это за тем, чтобы на каждом уроке остановиться раньше, чем этого захочет Ваш малыш.

Не бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы ведомым. Дети в состоянии усвоить во много раз больше, чем вы им будете предлагать. Из многочисленных наблюдений за практическим обучением детей по этой методике у нас сложилось убеждение: чем выше темп обучения, тем ближе и реальнее результат.

ЗАКОН РЕЖИМА

Регулярные занятия дают больше, чем хаотичные

Вы поставили этот закон на 9-ое место. Но надо иметь в виду: чем старше ребёнок, тем важнее для него режим занятий.

Иными словами: чем старше ребёнок, тем значимость этого закона повышается.
Приступив к занятиям, идите вперед, не останавливаясь, а наоборот, постоянно стремитесь повысить темп прохождения программы. Чем выше темп, тем быстрее Вы придёте к конечному результату.

Однако иногда бывает необходимо отложить выполнение программы на несколько дней. Во время таких пауз лучше полностью прекратить занятия, а не пытаться проводить их урывками.

Когда у ребёнка режутся зубы, и он всё время раздражителен и плаксив, когда он болен или когда в Вашей семье наступает самая настоящая чехарда в связи с какими-либо праздниками или непредвиденными событиями, т.е. в тот период, когда наступает сбой в планомерных занятиях, лучше всего в этот период занятия прекратить совсем.

Когда Вы будете готовы вернуться к постоянному выполнению программы, начните её прямо с того места, на котором остановились. Не стоит возвращаться назад и повторять всё сначала.

Даже если Ваше чадо основательно всё забыло, лучше не повторять пройденное, а давать совершенно новый материал. А ещё лучше этот новый материал давать и в новой форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.118 с.)