Предмет истории как науки. Цель, задачи и методы ее изучения. Исторические источники. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет истории как науки. Цель, задачи и методы ее изучения. Исторические источники.



Внутренняя и внешняя политика первых русских князей (9 – нач 12 вв.)

У.О.: 1. – Внутренняя политика; 2. – Внешняя политика.

Олег Вещий

Время жизни: IX век – начало X века; годы правления: 882-912 гг.

1.1. Сделал Киев столицей Древней Руси, поэтому некоторые историки считают Олега основателем Древнерусского государства. «Да будет Киев матерью городов русских»

1.2. Объединил северный и южный центры восточных славян, путем завоеваний земель уличей, тиверцев, радимичей, северян, древлян, подчинения таких городов, как Смоленск, Любеч, Киев.

2.1. Совершил успешный поход на Царьград в 907 году.

2.2. Заключил выгодные для страны мирные и торговые договора с Византией.

Князь Олег за годы своего правления значительно увеличил территорию Руси, заключил первый торговый договор с Византией (Константинополем)

Игорь Старый (годы правления: 912-945 гг.)

1.1. Продолжал объединение восточнославянских племен

1.2. Был наместником в Киеве во время правления Олега

2.1. Русско-византийская война 941-944 гг.

2.2. Война с печенегами

2.3. Война с древлянами

2.4. Военный поход на Византию

Распространил свою власть на славянские племена между Днестром и Дунаем, заключил военно-торговый договор с Византией, завоевал древлян.

Ольга (годы правления: 945-962 гг.)

1.1. Укрепление центральной власти путём расправы на племенем древлян

1.2. Провела на Руси первую налоговую реформу: ввела уроки — фиксированный размер сбора дани и погосты — места свода дани.

2.1. Была первой русской княгиней и вообще правительницей, которая приняла христианство.

2.2. Смогла препятствовать вокняжению в Киеве древлянской династии князей.

Ольга укрепила внутреннее положение молодого русского государства, наладила отношения с Византией, повысила авторитет Руси, смогла сохранить русский престол для своего сына Святослава.

Святослав Игоревич (годы правления: 945- 972 гг.)

1.1. Вел дальнейшее укрепление древнерусского государства, как и свои предшественники.

1.2. Попытался создать империю.

2.1. Провел военный поход на Булгарию в 967 году.

2.2. Разгромил Хазарский каганат в 965 году.

2.3. Провел военный поход против Византии.

Завязал дипломатические отношения со многим народами мира, упрочил положение Руси на мировой арене, снял угрозу со стороны Волжской Булгарии и Хазарского каганата, расширил владения киевского князя, хотел создать империю, однако его планам не суждено было сбыться.

После смерти Святослава на киевский престол вступил князь Ярополк (972-980 гг.), который за 8 лет своего правления внес очень небольшой вклад в историю Древней Руси. После его княжения на киевский престол вступил Владимир I, в народе прозванный Красным Солнышком.

Владимир I Святославович «Красное солнышко» (годы правления: 980-1015 гг.)

1.1. Окончательное присоединение земель вятичей, червенских городов, а также земли по обе стороны Карпат.

1.2. Языческая реформа. С целью упрочнения великокняжеской власти и приобщения Руси к остальному миру, в 980 году Владимиром была проведена Языческая реформа, согласно которой во главе пантеона славянских богов ставился Перун. После неудачи реформы Владимиром I принимается решение крестить Русь по византийскому обряду.

1.3. Принятие христианства. После неудачи языческой реформы, при Владимире в 988 году, в качестве государственной религии было принято христианство. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в городе Корсунь. Поводом к выбору христианства как основной религии была женитьба Владимира на Византийской царевне Анне и распространенность этой веры на Руси.

2.1. Защита границ Руси. При Владимире в целях защиты была создана Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения.

2.2. Разгром ополчения радимичей, поход в Волжскую Булгарию, первое столкновение Руси с Польшей, а также покорение Полоцкого княжества.

Результаты деятельности:

1.1. Объединение всех земель восточных славян в составе Киевской Руси.

1.2. Реформа упорядочила языческий пантеон. Побудила князя Владимира обратиться к принципиально новой религии.

1.3. Укрепление княжеской власти, поднятие авторитета страны на мировой арене, заимствование Византийской культуры: фреска,зодчество,иконопись, произвелся перевод Библии на славянский язык...

2.1. Единая Оборонительная Система от кочевников и Система Оповещения помогала быстро оповестить центр о пересечении границы, а соответственно о нападении, что давало Руси преимущество.

2.2. Расширение границ Руси путем активной внешней политики князя Владимира Святого.

 

Ярослав Мудрый (годы правления: 1019-1054 гг.)

1.1. Установление династических связей с Европой и Византией, путем заключения династических браков.

1.2. Основатель письменного русского законодательства – «Русской Правды»

1.3. Возвел Софийский Собор и Золотые ворота

2.1. Военные походы в Прибалтику

2.2. Окончательный разгром печенегов

2.3. Военный поход на Византию и польско-литовские земли

Во время правления Ярослава, Русь достигла своего расцвета. Киев стал одним из крупнейших городов Европы, авторитет Руси повысился на мировой арене, было положено начало активного строительство храмов и соборов.

Владимир Мономах (Годы правления: 1113- 1125 гг.)

1.1. Остановил распад Древнерусского государства. «Каждый да держит отчину свою»

1.2. Нестором составлена «Повесть Временных лет»

1.3. Ввел «Устав Владимира Мономаха»

2.1. Организовал успешные походы князей против половцев

2.2. Продолжил политику укрепления династических связей с Европой

Смог ненадолго объединить русские земли, стал автором «Поучения детям», у него получилось прекратить половецкие набеги на Русь.

 


 

Предмет истории как науки. Цель, задачи и методы ее изучения. Исторические источники.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, который раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хозяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей.

Предмет истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу — а не людям — при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю “как науку о людях во времени”.

Цели и задачи истории:

1) Изучение закономерностей смены и утверждения исторических концепций и их анализ. Под исторической концепцией понимается система взглядов одного историк или группы учёных, как на весь ход исторического развития в целом, так на его различные проблемы и стороны. Истография изучает, как создавалась и развивалась концепция, какую роль она сыграла в развитии науки и т. д.

2) Анализ теоретико-методологических принципов различных направлений в исторической науке выяснение закономерностей их смены и борьбы. При этом недопустима подмена исследования философских основ того или иного научного течения изучением общественно-политических взглядов его отдельных представителей.

3) Исследование процесса накопления фактических знаний о человеческом обществе, введение в научный оборот ранее неизвестных источников расширения круга исторических памятников, доступных исследователям. Однако в задачи не входит поиск и публикация новых источников.

4) Изучение процесса изменения и совершенствования методов и приёмов историковедческого анализа.

5) Анализ закономерностей изменения проблематики исторических исследований выяснение факторов и направлений этого процесса.

6) Изучение развития и особенностей функционирования исторических научных учреждений, а также системы подготовки кадров для исторической науки всей системы исторического образования в стране.

7) Анализ процесса эволюции средств научной деятельности, органов научной и научно-популярной периодической печати.

8) Исследование международных связей отечественной исторической науки, воздействия зарубежной философской и научной мысли на российских учёных.

9) Изучения объективных условий развития исторической науки и особенно правительственной политики в области исторической науки и образования, ибо от неё во многом зависят, например, условия использования историками архивных материалов, возможности публикации результатов исследований.

Методы истории:

Целью логического метода является рассмотрение изучаемых явлений на высшей стадии их развития. Именно в этот момент они приобретают наиболее зрелую форму, и только это способствует лучшему пониманию предыдущих стадий исторического развития.

Исторический метод способен воспроизводить явления и процессы в их хронологическом развитии со всеми неповторимыми чертами, деталями, особенностями, через которые проявляются общие закономерности.

Хронологический метод, который состоит в изложении явлений в строго хронологическом (временном) порядке

Хронологическо–проблемный метод, заключающийся в изучении и исследовании истории России по периодам (эпохам), внутри периодов – по проблемам

Проблемно–хронологический метод, исследующий какую-то одну сторону жизни и деятельности государства в ее постепенном развитии

Синхронический метод, который применяется реже других и с помощью которого можно установить связь между отдельными явлениями и процессами, протекающими в одно и то же время, но в разных частях страны либо за ее пределами

Исторические источники – все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.

1. По типу фиксации информации:

Письменные – эпиграфические документы, берестяные грамоты, рукописи, печатные материалы.

Официальные

Неофициальные

Вещественные – орудия производства и созданные с помощью их материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства — все, что является результатом трудовой деятельности человека.

В отличие от письменных они не содержат прямого рассказа об исторических событиях и чаще всего не содержат никаких надписей.

Кинофотодокументы – документальные кино-, фоно- и фотоматериалы.

Изобразительные – иконы, парсуны, картины, плакаты и др.

2. Сточки зрения изучения какой-либо наукой:

Этнографические — сведения, которые сохранились до настоящего времени: данные быта, нравов, обычаев, которые нередко отсутствуют в письменных источниках. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются этнографией.

Фольклорные – памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т.д. Такие сведения собираются, изучаются и обрабатываются фольклористикой.

Лингвистические – сведения о происхождении географических названий, личных имен, собственных имен кораблей, судов, собственных имен богов и божеств и др. Такие сведения изучаются лингвистикой.

 

 

2. Возникновение государственности у восточных славян. Основные теории образования Древнерусского государства.

Образование Древнерусского государства — длительный процесс. Большинство историков относит начало сложения государства к IX веку. В VI — VII вв. восточные славяне заселили большую часть Русской (Восточно-Европейской) равнины. Границами их обитания на западе были Карпатские горы, на востоке — верховья Дона, на севере — Нева и Ладожское озеро, юге — Среднее Приднепровье.

Согласно «Летописи временных лет» на западном берегу Среднего Днепра (Киев) расположились поляне, к северу-западу от них, по южным притокам Припяти, — древляне, к западу от них, по Западному Бугу, — волыняне, или дулебы; на восточном берегу Днепра жили северяне; по притоку Днепра Сожу — радимичи, а к востоку от них, по Верхней Оке, - вятичи; на верховьях трех рек — Днепра, Западной Двины и Волги — жили кривичи, к юго-западу от них — дреговичи; к северу от них, по Западной Двине, поселилась ветвь кривичей полочане, а к северу от кривичей, у озера Ильмень и далее по реке Волхву обитали ильменские славяне.

Расселившись по Восточно-Европейской равнине, славяне жили родовыми общинами. “Живяху кождо со своим родом и на своих местях, владеюще кождо родом своим”, — пишет летопись.

В VI в. родовые отношения постепенно распадаются. С появлением металлических орудий труда и переходом к пашенному земледелию происходит замена родовой общины соседской (территориальной), которая называлась “мир” (на юге) и “вервь” (на севере).

В VII — VIII вв. у славян активно идет процесс разложения первобытного строя.

Возрастает число городов, власть постепенно концентрируется в руках родоплеменной и военной дружинной знати, появляется частная собственность, начинается разделение общества по социальному и имущественному принципу. К IX — X вв. сложилась основная этническая территория древнерусской народности, определился процесс вызревания феодальных отношений.

Норманская теория:

повествует том, что государство смогли организовать варяги, которые в свое время были призваны на престол. Речь идет о братьях, о которых было сказано выше. Стоит отметить, что эта теория берет свое начало в «Повести временных лет». Почему именно варяги смогли организовать государство? Все дело в том, что славяне якобы поссорились между собой, не сумев прийти к общему решению. Представители норманской теории говорят о том, что русские правители обратились за помощью к иноземным князьям. Именно таким образом варяги установили государственный строй на Руси.

Антинорманская теория:

гласит о том, что государство Древней Руси появилось по другим, более объективным причинам. Многие исторические источники говорят о том, что государственность восточных славян имела место до варягов. На тот период исторического развития норманны находились ниже славян по уровню политического развития. Помимо этого, государство не может возникнуть в один день благодаря одному человеку, это результат продолжительного социального явления. Автохтонная (иными словами, славянская теория) получила развитие благодаря своим приемникам – Н.Костомарову, М.Грушевскому. Родоначальником этой теории является ученый М. Ломоносов

Компромиссная теория:

Иными словами называется славянско-варяжской. Одним из первых приемлиником такого подхода к образованию русского государства стал исторический деятель Ключевский. Историк выделял некую городовую область – раннюю местную политическую форму. Речь идет о торговом округе, которым управлял укрепленный город. Варяжские княжества он называл второй местной политической формой. После объединения варяжских княжеств и сохранения самостоятельности городовых областей получилась еще одна политическая форма, названная великим княжеством Киевским.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-05; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.229.187 (0.029 с.)