Модуль 5 «Галактическая и внегалактическая астрономия. Космология и космогония» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 5 «Галактическая и внегалактическая астрономия. Космология и космогония»



Апекс Солнца, пространственная скорость звезд, собственное движение звезд, Галактика, эллиптические, спиральные и неправильные галактики, карликовые галактики, взаимодействующие (сейфертовские) галактики, закон Хаббла, звездное население, Метагалактика, туманности, скопления галактик, сверхскопления галактик, квазары, космические лучи, красное смещение, модели Вселенной, Большой взрыв, инфляция, реликтовое излучение

4.2. Критерии оценивания учебной деятельности студента

Рейтинг студента по дисциплине по всем видам деятельности в течение двух семестров является основанием для освобождения студента от сдачи экзамена в 8 семестре. Итоговая оценка зависит от текущего рейтинга студента.

Переход к системе дифференцированных оценок осуществляется следующим образом:

· Оценка «отлично» выставляется, если суммарный рейтинг студента находится в пределах от 90% до 100% от максимального количества баллов.

· Оценка «хорошо» выставляется, если суммарный рейтинг студента находится в пределах от 80% до 89% от максимального количества баллов.

· Оценка «удовлетворительно» выставляется, если суммарный рейтинг итогового контроля студента находится в пределах от 70% до 79% от максимального количества баллов.

Если рейтинг студента по дисциплине находится в пределах от 50% до 69%, или он имеет желание повысить оценку, то он сдает экзамен. Студент может повысить экзаменационную оценку только на 1 балл. По итогам экзамена не может быть понижена оценка студента, полученная по итогам рейтинга.

Если суммарный рейтинг студента составляет менее 50%, то, в соответствии с Положением об итоговой аттестации, ему необходимо отчитаться на экзамене по всем видам невыполненным работ.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

ответов студентов на экзамене по астрономии

 

Оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее систематическое и глубокое знание учебно-программного материала по астрономии, ориентирующийся в основных классах астрономических объектов, усвоивший взаимосвязь основных астрономических понятий, продемонстрировавший прекрасные умения пользоваться подвижной картой звездного неба, проявивший творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала по астрономии, показавший систематический характер знаний по астрономии, способный к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности, продемонстрировавший умения пользоваться подвижной картой звездного неба, допустив при этом незначительные погрешности.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала по астрономии, допустивший ошибки в ответе на теоретические вопросы или при выполнении практического задания.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, затрудняющемуся в систематизации астрономических объектов, а также, если он не понимает смысла своих записей, сделанных при подготовке ответа.

4.3. Вопросы к экзамену

1. Разделы современной астрономии. Основные задачи астрономии.

2. Небесная сфера, ее основное элементы. Системы небесных координат.

3. Теорема о высоте северного полюса мира. Вид звездного неба на различных географических широтах.

4. Высота светила в кульминации. Условия невосходимости и незаходимости светил на данной широте.

5. Видимое движение Солнца в течение года. Эклиптика. Тропический год. Зодиакальные созвездия.

6. Видимое движение планет. Конфигурации и видимость планет.

7. Синодический и сидерический периоды обращения планет, уравнение синодического движения планет.

8. Видимое движение Луны. Лунная орбита, лунные узлы. Синхронное движение Луны. Либрации Луны по широте и долготе.

9. Фазы Луны. Условия видимости Луны. Синодический период обращения Луны.

10. Солнечные затмения (определение, условия наступления затмения, число затмений в году, роль изучения затмений).

11. Лунные затмения (определение, условия наступлений).

12. Звездное небо. Созвездия. Расположение созвездий на определенный день и час.

13. Развитие представлений о строении мира. Первые модели мира. Геоцентрическая система мира Птолемея.

14. Гелиоцентрическая система мира Коперника, роль работ Бруно, Галилео Галилея в распространении и утверждении гелиоцентризма.

15. Законы Кеплера. Уточнение Ньютоном законов Кеплера.

16. Суточный параллакс. Определение расстояния до тел Солнечной системы. Астрономическая единица. Определение линейных размеров планет.

17. Годичный параллакс. Определение расстояния до звезд, единицы измерения расстояний – парсек, световой год.

18. Понятие о возмущенном движении. Открытие Нептуна и Плутона.

19. Возмущения, оказываемые Луной на Землю. Приливы и отливы.

20. Прецессия и нутация земной оси. Следствия.

21. Состав Солнечной системы.

22. Происхождение Солнечной системы.

23. Земля. Общие сведения. Определение размеров и формы.

24. Физические особенности Земли. Внутреннее строение. Атмосфера. магнитосфера, гидросфера Земли.

25. Луна. Общие сведения о Луне. Физические условия на Луне. Космические исследования Луны

26. Физические особенности планет Меркурия и Венеры.

27. Марс. Общие характеристики. Результаты исследования космическими аппаратами. Спутники.

28. Планеты-гиганты, их спутники. Отличия от планет земной группы.

29. Карликовые и малые планеты.

30. Кометы. Орбиты комет. Строение комет. Хвосты комет. Гипотезы происхождения комет.

31. Метеоры и метеорные потоки. Болиды. Метеориты.

32. Методы астрофизических исследований. Методы регистрации различных видов излучений. Всеволновая астрономия.

33. Оптические телескопы, их назначение. Виды телескопов, их характеристики.

34. Телескопы для наблюдения в невидимых участках спектра электромагнитного излучения. Радиотелескопы, радиоинтерферометры.

35. Освещенность и видимая звездная величина. Формула Погсона. Шкалы звездных величин.

36. Светимость и абсолютная звездная величина. Связь между абсолютной и видимой звездными величинами.

37. Основные характеристики звезд: масса, радиус и плотность звезд, температура и цвет. Способы их определения.

38. Спектры звезд, их химический состав. Спектральная классификация.

39. Связь между физическими характеристиками звезд. Диаграмма «спектр-светимость».

40. Физическое состояние звездного вещества и процессы внутри звезд Источники энергии звезд.

41. Солнце. Основные сведения о Солнце. Внутреннее строение Солнца.

42. Солнечная атмосфера. Активные образования. Солнечный ветер. Солнечно-земные связи.

43. Эволюция звезд. Конечные стадии эволюции звезд.

44. Двойные и кратные звезды.

45. Переменные звезды. Новые и сверхновые звезды.

46. Наша Галактика. Размеры и форма Галактики, ее строение и состав. Вращение Галактики.

47. Звездные скопления и ассоциации.

48. Межзвездная среда. Газовые и пылевые туманности.

49. Классификация галактик по Хабблу. Галактики с активными ядрами. Радиогалактики. Квазары.

50. Определение расстояний до галактик. Закон Хаббла.

51. Пространственное распределение галактик. Скопления галактик. Метагалактика.

52. Красное смещение в спектрах галактик. Расширение Вселенной. Эволюция Вселенной. "Горячая" Вселенная. Модели Вселенной.

 

В рамках экзамена также осуществляется проверка практических навыков работы с телескопом и подвижной картой звездного неба. При помощи карты выполняется одно из следующих заданий: а) определение вида звездного неба в данный день и час, б) определение времени восхода и захода светил, в) определение времени верхней и нижней кульминаций светил, г) определение экваториальных и горизонтальных координат светил, д) определение положения Солнца, времени восхода и захода Солнца, долготы дня в заданный день, е) определение условий видимости планет.


V. Дополнительные материалы

Текущий контроль осуществляется на основе проверки и оценивания выполнения студентами различных видов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, состоящей из основной и вариативной частей. Основная часть включает все виды самостоятельной работы, предусмотренной государственным образовательным стандартом по данной дисциплине, а также разработанные преподавателем индивидуальные домашние задания (ИДЗ), микрозадания к лекциям, обязательные для выполнения. Вариативная часть, которая позволяет студентам повысить рейтинг, содержит задания для организации дополнительной внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине.

Срок сдачи ИДЗ – 14 дней со дня их выдачи, микрозаданий – 7 дней.

В случае пропуска занятий (лекционных, семинарских или лабораторных), студент обязан их отработать. Отработки принимаются преподавателем на консультациях.

 

«Стоимость» вида работы (максимальная)

 

Инвариантная часть Балл
1. Лабораторная работа  
2. Индивидуальное домашнее задание  
3. Проверочная работа  
4. Микрозадания к лекциям  
5. Контрольная работа  
  Вариативная часть  
1. Решение дополнительных задач в индивидуальном задании  
2. Участие в вечерних наблюдениях  
3. Выступление на семинаре  
4. Решение задач у доски на практическом занятии  
5. Работа на лекции  
6. Личное призовое место на олимпиаде  

 

«Штрафные» баллы:

o Несамостоятельное решение задач индивидуального задания – 5 баллов

o Пропуск лекций без уважительной причины – введение понижающего коэффициента, определяемого по формуле , где N – число пропущенных лекций.

o Несвоевременная сдача индивидуальных домашних заданий:

 

Количество дней после окончательного срока сдачи Снижение баллов
2 недели Коэффициент 0,8
4 недели Коэффициент 0,6
6 недель Коэффициент 0,4

 


5.1. Критерии оценивания индивидуальных заданий и выполнения лабораторных работ

Лабораторная работа Индивидуальное домашнее задание (за задачу)
Операции Кол-во баллов Операции Кол-во баллов
Во время работы · самостоятельность · активность · оформление отчета о работе · собеседование (если необходимо)   Запись условия, грамотный чертеж (если необходимо) Запись формул, необходимых для решения данной задачи 0,5  
Выполнение дополнительных (домашних) заданий   Вывод формулы, правильные вычисления 0,5
ИТОГО (МАХ)   ИТОГО (МАХ)  

5.2. Виды выполняемых работ инвариантной части с возможным максимальным количеством баллов

№ темы Наименование разделов и тем Распределение баллов
По индивидуальным заданиям (1 задача – от 1 до 3 баллов) По лабораторным работам (1 работа – 3 балла) По контролю (Разноуровневые задания – от 1 до 5 баллов за каждое задание)
1. Сферическая астрономия ИДЗ 1 – 15 б. Доклад – 5 б.   Л.р.1 – 5 б. Л.р.2 – 5 б.   Конспект – 5 б. Проверочная работа 1 – 5 б. Проверочная работа 2 – 5 б. Проверочная работа 3 – 5 б. Микрозадания 1-4 х 2б. – 8 б.
2. Небесная механика. Основы астрофизики ИДЗ 2 – 15 б. Л.р.3 – 5 б. Л.р.4 – 5 б.   Конспект – 5 б. Проверочная работа 4 – 5 б. Проверочная работа 5 – 5 б. Микрозадания 5-11 х 2б. – 6 б.
3. Природа тел Солнечной системы   Л.р.5 – 5 б. Л.р.6 – 5 б. Л.р.7 – 5 б. Проверочная работа 6 – 5 б. Проверочная работа 7 – 5 б. Микрозадания 12-14 х 2б. – 6 б. Контрольная работа 1 – 25 б.
4. Солнце и звезды ИДЗ 3 – 15 б. Л.р.8 – 5 б. Л.р.9 – 5 б. Конспект – 5 б. Проверочная работа 8 – 5 б. Проверочная работа 9 – 5 б. Микрозадания 15-19 х 2б. – 10 б.
5. Галактическая и внегалактическая астрономия. Космология и космогония. ИДЗ 4 – 15 б. Доклад – 5 б. Л.р.10 – 5 б. Конспект – 5 б. Проверочная работа 10 – 5 б. Микрозадания 20-24 х 2б. – 10 б Микрозадание 25 – 5 б. Контрольная работа 2 (итоговый тест) – 20 б.
  ИТОГО 70 баллов 50 баллов 160 баллов
  MAX балл 120 баллов 280 баллов

5.3. Примерные задания итогового теоретического контроля по модулям (проверочных работ)

 

Приведенные ниже проверочные работы проводятся в начале лабораторного занятия, следующего за тем, на котором изучалась тема контрольного мероприятия. Для выполнения студентам предлагаются вопросы, которые требуют краткого решения с применением знаний по обсуждаемому на предыдущем занятии материалу. Каждый вопрос, требующий развернутого ответа, оценивается от 1 до 3 баллов в зависимости от сложности задания. В случае неполного ответа на вопрос выставляется часть от максимального балла в зависимости от полноты ответа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-28; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.212 (0.03 с.)