Город как социальная система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Город как социальная система



ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ

(для студентов всех форм обучения всех специальностей освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр, 2-3 курсов)

 

 

Харьков –ХНАГХ -2012

 

 

УДК 101.122/129.332.132:116

Город как социальная система: методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ (для студентов всех форм обучения, всех специальностей, освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр, 2-3 курсов)

 

Авт. Радионова Л.А. - Харьков: ХНАГХ, 2012.

 

 

Рецензент: д-р социол.наук, проф.ХНУ им. В.Н.Каразина Л.М.Хижняк

 

 

Введение

Цель модуля «город как социальная система» - формирование у студентов знаний о городе как целостном организме. Проблема анализа развития городов в традиционном понимании - это исследования, охватывающие две градообразующих подсистемы: техническую (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологическую подсистему (естественную среду, включенную в систему города). Наша академия готовит специалистов именно по этим двум подсистемам города, а изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т. е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т. е. всего того, что мы называем городским социумом, остается за рамками учебного процесса. Следовательно, изучение городского социума для нашего вуза не просто актуально, но и органично, ибо демографическая подсистема не может существовать без технической и экологической подсистем, наш курс «город как социальная система», в определенной степени восполняет этот пробел.

Содержание курса структурировано и представлено двумя логически завершенными содержательными модулями и программой «город как социальная система». Здесь же хотелось бы сделать два замеча­ния предварительного характера.

Во-первых, отнюдь не «канонический» подход к построению структу­ры курса позволил автору дать его содержательным компонентам интерпретацию не претендующую на истину в последней инстанции.

Во-вторых, город и как социальный феномен, и как объект исследования более многогранен и многоаспектен, чем его можно охватить и отразить в рамках небольшого пособия, поэтому дается обширный список литературы, где можно найти ответы на многие вопросы.

Изучение курса «город как социальная система» расширяет научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов академии для решения проблем города.

На заочной форме обучения кроме аудиторных занятий большое место в изучении города как социальной системы занимает самостоятельная работа студентов. Одна из форм ее - это выполнение письменной контрольной работы, что одновременно является важным этапом в подготовке к зачету.

Это учебно-методическое пособие включает тематику контрольных робот по каждому содержательному модулю. Целью этого пособия является помощь студентам при изучении теоретических аспектов тем, выполнении практических и тестовых заданий. Во время установочной сесии каждый студент получает вариант контрольной роботы, который он должен выполнить самостоятельно в течении семестра.

Выполнение письменной контрольной работы по модулю «город как социальная система» предполагает: во-первых, изучение рекомендованой литературы (ее список дан в методических рекомендациях), во-вторых, непосредственное выполнение (написание) контрольной работы, в-третьих, ее защита. Оформление контрольной работы должно соответствовать таким требованиям: письменная контрольная работа начинается с титульного листа (образец его оформления см. приложение 1). Дальше идет теоретическое освещение проблем темы каждого содержательного модуля. Объем контрольной работы 20 - 25 страниц школьной тетради. Затем необходимо дать список используемой литературы. В конце работы студент указывает свою подпись, число, месяць, год, когда он сдает работу на кафедру философии и политологии.

Во время сессии студент защищает свою контрольную работу. Защита контрольной работы передполагает:

· Наличие письменной работы, соответствующей вышеуказанным требованиям;

· Умение студента отвечать на контрольные вопросы работы.

Успешная защита контрольной работы является составной частью зачета по модулю «город как социальная система».

Для самостоятельного изучения модуля «город как социальная система» очень важны новые технологии обучения, основанные на применении компьютеров, мультимедиа, аудиовизуальных материалов и т. д., которые позволяют значительно активизировать процесс овладения информацией, способствуют более глубокому освоению изучаемого материала. И все же основным, наиболее эффективным методом обучения была и остается работа с книгой, поэтому в данном пособии к каждой теме дается перечень первоисточников и монографий, отражающий сущностное содержание соответствующей темы.

Чтобы глубоко понять содержание книги, нужно уметь рационально ее читать. Предварительный просмотр (включает ознакомление с титульным листом книги, аннотацией, предисловием, оглавлением) позволит решить вопрос, стоит ли ее читать.

Следующий этап работы с книгой - прочтение параграфов, представляющих для вас интерес, в быстром темпе. Цель быстрого чтения - определить, что ценного в каждой части книги, к какому вопросу контрольной работы имеет отношение информация и что с ней делать, как применить, чем дополнить. Глубже понять содержание книги позволит вступительная статья, послесловие, предисловие, комментарии, списки литературы.

Отдельный этап изучения книги - ведение записи прочитанного. Существует несколько форм ведения записей - план, выписки, тезисы, аннотация, резюме, конспект. Написание контрольной работы, понимаемое как изложение в письменной форме ответов на поставленные вопросы, создает возможность комплексно использовать приобретенные навыки работы с книгой, развивает самостоятельность мышления, умения анализировать явления действительности. При ответе на вопросы контрольной работы необходимо:

n разъяснять непривычные термины и символы при первом упоминании в тексте.

n иллюстрации и таблицы использовать только в тех случаях, если они помогают раскрыть содержание вопросов и сокращают объем материала.

n следует избегать длинных, запутанных предложений, общих фраз, повторений.

n соблюдать единообразие терминов, обозначений, условных сокращений и символов.

n все приводимые факты или цитаты должны иметь ссылку на источник.

n в заключении работы делаются общие выводы.

n в конце контрольной работы приводится список использованной литературы.

Для получения быстрых и оперативных справок необходимо пользоваться энциклопедиями, справочными изданиями, словарями. Самостоятельное изучение модуля «город как социальная система» ставит задачу не только решения уже сформулированных преподавателем проблем, но и выработки у студентов проблемного видения в понимании города как целостной системы. А для этого прежде всего необходимы глубокие, постоянно обновляющиеся знания, умение самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке информации.

Первая часть пособия содержит традиционные компоненты для организации учебного процесса: тематику содержательных модулей, программу кур­са, тематику и вопросы практических занятий, темы рефе­ратов и эссе, контрольные вопросы, а также указатель реко­мендуемой литературы.

Вторая часть пособия отражает авторское видение со­держания курса. Поскольку сама дисциплина «город как социальная система» нахо­дится на этапе становления, построение курса имело поисковый харак­тер.

 

Городской социум

Город в эпоху постмодерна

Программа курса

Тема 1.Город как феномен социокультурного развития

Социокультурный подход базируется на принципе диалога - между общностями, институтами, между прошлым и современностью, настоящим и будущим. Этот диалог включает в себя и делает предметом своего внимания и понимания сферу отношений человека с природой, экономикой, политикой, т.е. весь социум города. Участники диалога как соавторы единого процесса - формирования городского социума, ибо город как социокультурная общность подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих общей культуре.

В теории культуры город как определенная культурная рефлексия, где человек осознает себя в пространственно-архитектурных формах, семантике городов, улиц, площадей, храмов и т. д. Город, как и любой социальный организм, прежде чем возникнуть в реальном социальном пространстве, проходит легитимизацию в сфере культуры. Культура, выступая активным формообразующим фактором в социуме, репрезентирует эту идею, являясь стимулом для действия различных субъектов. Идея, понятие, образ, а в целом – город, трансформируясь в результате исторического развития, специфики национальной культуры и менталитета людей, оказывается активной формообразующей силой, окультуривающей социальное и географическое пространство.Недостаточность традиционных подходов в определении понятия и сущности города. Необходимость дополнить количественные признаки в определении города качественными характеристиками специфики взаимодействия и поведения в городской среде. М. Вебер - город как особый тип социальных отношений, социокультурные предпосылки появления города. Ф. Тённис - город как «общественная» социальность, как идеальный тип нового, городского общества. Чикагская школа социальной экологии. Социокультурные и теоретические предпосылки формирования взглядов социологов Чикагской школы.

Тема 2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Выполняя интегративную функцию в развитии исторического процесса на протяжении нескольких тысячелетий, цивилизация связывалась с развитием многоплановых, но определенных по своим сущностным характеристикам систем отношений, важнейшим средством интеграции которых выступал город - как особый социокультурный организм и пространственная организация людей разделенного общества. Город на стадии перехода от индустриальных к постиндустриальным отношениям, новый смысл города как конструкта перехода. Город как социопрограмма, кодирующая и транслирующая смыслы и содержание урбанизированных форм жизни. Человек современного города выходит за его пределы и одновременно структуирует совершенно новое урбанизированное пространство, вырабатывает новые формы связей, порождаемые в нем, но интегрируемых уже над городом. Факторы системного развития современного этапа цивилизации: технологические изменения, связанные с развитием средств телекоммуникации, с компьютеризацией; общая глобализация экономики, где ведущую роль играет переход к новым методам организации производства; социальные изменения, в первую очередь связанные со сферой потребления. Рост доходов и возрастание роли досуга, изменения образа жизни и системы ценностей горожан.

Тема 3. Городской социум

Город как социальная система включает такие аспекты теории города: 1) территориально-поселенческий, 2) экономический, 3) градостроительный, 4) психологический, 5) историко-культурный, 6) семиотический, 7) философско-методологический, 8) социологический. Исходя из логики нашего анализа, предметное ядро города как социальной системы образуют: генезис города иоснования его определения; понятие города как социальной системы и понятие социального пространства города; причины возникновения, факторы и тенденции изменения города как системы; структура и особенности города как среды обитания; специфика города как пространства взаимодействия; особенности городского образа жизни; последствия урбанизации как в плане влияния города на личность, так и в плане влияния города на всё общество; специфика коммуникативного пространства города. Социология пространства Г. Зиммеля. Информационное пространство города. Нормативное пространство. Коммуникативное пространство как «тексты города». Ментальное пространство.

Тема 4. Город в меняющемся мире: переходы и процессы

Город как субъект диалога. Город как пространство возникновения новых смыслов, норм, ценностей, символов. Коммуникация как пространство диалога, как мотивированный и целенаправленный обмен действиями по порождению и интерпретации текстов. Диалог как смысловой контакт социальных групп. Культура города как процесс кодирования и раскодирования нормативно-ценностных образцов деятельности и поведения людей, накапливаемых в предметной форме. Субъекты городской коммуникации: 1) городские сообщества - объединения людей на основе общности проблем и образа жизни. 2) Городские субкультуры. 3) Архитектонические образования городской среды. Урбанизация, признаки урбанизации. Тема идеального города, города будущего как важная эстетическая и социальная идея для советской эпохи. Деньги, письменность, храмы в городе как основа отношений и основа функционирования города как территориально-производственного комплекса.

Тема 5. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен

Понятие «глобального города», системное качество «глобального города». Условия возникновения глобальных городов. Причины возникновения «глобальных городов»: 1) территориальное распыление экономической деятельности, 2) возрастающее значение инфраструктуры производства. Черты образа жизни «глобального города. Понятие городского образа жизни. Уклад жизни. Уровень жизни. Качество жизни. Стиль жизни. Сущностные характеристики городского образа жизни. Концепция Л. Вирта.

Тема 6. Город в эпоху постмодерна

Информализация городов: основания и сущность процесса. Типы «информационного города»: Технополис. Наукоград. Технопарк. Условия появления технополиса. Мегалополизация достигла своего предела и это совпадает с переходом их на новую стадию развития – постиндустриальную. Закономерности и тенденции постиндустриальной урбанизации.

Понимание информации и знания в условиях постмодерна не как субстанции, воплощенной в производственных процессах или средствах производства, а как непосредственной производительной силы. Отрасли, производящие знания и информационные продукты, относимые традиционно к «четвертичному» или «пятеричному» секторам экономики, становятся первичным сектором в новых городах-технополисах, наукоградах. Именно с последними, с их функциями, социумом - активными творческими личностями - ассоциируется постиндустриальная эпоха, и основной импульс прогресса происходит от таких городов. Даун-тауны, моллы как саморегулирующаяся «урбанистическая территория» и «урбанистическая среда».

Лекционный курс (дневное, заочное обучение)

  Содержание Количество часов  
 
  Содержательный модуль (СМ) 1. Генезис города  
1.Город как феномен социокультурного развития   4/2
2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития     4/1
С.М 2. Место города в переходных процессах    
1. Городской социум   4/2
2. Город в меняющемся мире: переходы и процессы   4/1
3. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен 4/1
4. Город в эпоху постмодерна 2/1
Всего 22/8

Организация самостоятельной работы при подготовке к практическим занятиям:

Практические занятия по модулю «город как социальная система»

проводятся для студентов всех форм обучения. Их цель - поточная проверка уровня усвоения студентами учебного материала, а также проведение комплексно-модульного контроля по каждому содержательному модулю.

На практические занятия виносятся важнейшие и наиболее сложные вопросы модуля«город как социальная система». При подготовке к практическим занятиям необходимо прежде всего изучить конспект лекций по соответствующей теме, изучить категориально-понятийный апарат и понять логику учебного материала. Далее целесообразно обратиться к изучению рекомендованой литературы по соответствующей теме.

 

Практические занятия (дневное, заочное обучение)

  Содержание Количество часов  
 
  Содержательный модуль (СМ) 1. Генезис города  
1.Город как феномен социокультурного развития     4/0,5  
2. Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития     4/0,5
С.М 2. Место города в переходных процессах    
1. Городской социум   4/1
2. Город в меняющемся мире: переходы и процессы   4/0,5
3. Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен 4/0,5
4. Город в эпоху постмодерна 2/1
Всего 22/4

 

Тематика практических занятий:

СМ.1. ГЕНЕЗИС ГОРОДА

Тема 1.

Город как феномен социокультурного развития.

Занятие 1.

Город как социокультурный организм цивилизации

Базовые понятия

Агломерация - компактная пространственная группировка поселений, главным образом городских, объединенных в сложную систему многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными). Моноцентрическая агломерация возникает вокруг одного крупного города-ядра. Городская агломерация - сложная, многокомпонентная система, объединяющая группу поселений вокруг крупного города.

Город как социокультурный феномен - представляет собой единство и взаимопереход территории, социокультурного пространства, образа жизни и типа личности. Город есть взаимопроникновение техногенных, социогенных и ментальных аспектов человеческой деятельности.

Потребность - это противоречие между фактическим и необходимым состоянием человека, это рассогласование фактического и необходимого состояния: противоречие между «есть» и «надо», между сущим и должным, между реальным и идеальным.

Способность - это деятельная сила человека, обусловленная как его биопсихическим субстратом, так и социокультурным субстратом общества.

Уровень урбанизированности страны - соотношение численности городского и сельского населения.

Урбанизм - образ жизни жителей крупных городов.

Урбанизация - процесс экстенсивного роста численности населения и размеров городов.

Тема 1.

Город как феномен социокультурного развития.

Занятие 2.

Город как пространство взаимодействия в условиях модернизации

Базовые понятия

Городское культурное пространство - сфера функционирования городской культуры как сложной самоорганизующейся подсистемы механизма городского устройства, основная функция которой состоит в воспроизводстве и обновлении городского образа жизни.

Индивидуалистический тип социальности -как тип социальности индивидуализм характерен для модерного об­щества, начало которому, как известно, было положено промышленной революцией в Англии (конец XVIII в.). Отличает его прежде всего массификация (массовость, омассовление всего и вся). Это не только масса людей, но и масса това­ров, услуг, сведений-сообщений.

Коллективистский тип социальности -это самая древняя форма человеческого общежития. В своей исторической первичности она неотличима от общественности как таковой. Перво­бытный коллектив и общество когда-то совпадали. Совпадали про­странственно - как совместное поселение или проживание на одной территории, деятельностно - как общий труд по удовлетворению насущных материальных и духовных потребностей, культурно - как идентификационное освоение единых ценностей, норм, идеалов.

Модерн - вся совокупность условий жизни, созданных в ходе экономической, политической, философской, научной, религиозной и культурной эволюции, начавшейся в Европе с эпохи Нового времени.

Постмодерн – эпоха постсовременности. Противопоставляется модерну – эпохе современности. Этот термин используется как самое широкое понятие для описания качественно нового этапа общественного развития, который следует за модерном, исчерпавшим, по мнению теоретиков постмодерна, свой исторический потенциал. Характеристики постмодерна обычно выстраиваются на основе противопоставления основным характеристикам модерна (как их отрицание).

Тема 2.

Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Занятие 1.

Проблема дефиниции «город», основания определения города

Базовые понятия

Агора (agorá) - в античной Греции название народного собрания, а также места, где оно происходило; как правило, это была торговая площадь, по сторонам которой находились храмы и важнейшие государственные учреждения; агора являлась средоточием общественной жизни древнегреческих полисов.

Город (греч. polis, лат. civitas, urbs) - изначально обозначал сообщество свободных, равноправных людей, владевших землей, с подвластной им областью, а также сам городской центр, объединяющий горожан.

Город - посад (торговый) - является четвертой формой города, помимо города - двора, города - села, города - заставы, в зародыше возникшей, возможно, несколько раньше других форм, но полностью развившейся позднее их и частично вместившей их в себя.

Городское поселение - населенное место, имеющее определенную (не ниже официально установленного уровня) людность, жители которого выполняют специфические, преимущественно несельскохозяйственные функции.

Детинец - основание города, в качестве которого служило центральное внутреннее укрепление, состоявшее обыкновенно из замкнутой каменной стены; это укрепление носило название дънешняго града или детинца. Такой детинец строился обыкновенно на углу, образуемом слиянием двух рек.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный) - 1) общефилософское значение - социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства); 2) историософское значение - единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса (человеческая цивилизация в истории Земли); 3) стадия всемирно исторического процесса, связанная с достижением определённого уровня социальности (стадия саморегуляции и самопроизводства при относительной независимости от природы дифференцированности общественного сознания); 4) локализованное во времени и пространстве общество. Локальные цивилизации являются целостными системами, представляющими собой комплекс экономической, политической, социальной и духовной подсистем и развивающиеся по законам витальных циклов.

Тема 2.

Город как фактор перехода к цивилизации и необходимый конструкт ее системного развития

Занятие 2.

Город как конструкт цивилизации

Базовые понятия

Дезурбанизация (контрурбанизация) -процесс размывания, сокращения численности городов (процесс противоположный урбанизации).

Информационное общество - понятие модернизационной парадигмы философии истории и социальных дисциплин, согласно которой любое общество проходит следующие стадии в своем развитии: 1) аграрное (доиндустриальное, традиционное); 2) современное (индустриальное); 3) постсовременное (постиндустриальное, информационное). Информационное общество рассматривается как качественно новый период в развитии цивилизации.

Конурбанизация - полицентрическая агломерация, имеющая несколько равномощных городов-центров.

Конструкт - понятие, вводимое гипотетически (теоретическое) или создаваемое по поводу наблюдаемых событий или объектов (эмпирическое) по правилам логики с жестко установленными границами и правильно выраженное в определенном языке, не предполагающее обязательного установления его онтологического статуса, не требующее указания на конкретный денотат. Как правило, конструкты оформляются в зоне перехода от эмпирического знания к концептуальному и обратно и выполняют функции перевода между эмпирическими и теоретическими языками и логиками.

Традиционное общество - (доиндустриальное общество, примитивное общество) - понятие, фокусирующее в своем содержании совокупность представлений о доиндустриальной стадии развития человечества, характерных для традиционной философии.

Тема 1.

Городской социум

1. Многоаспектность анализа городского социума

2. Понятие и виды социального пространства города

3. Коммуникация как принцип существования социокультурного пространства города

Базовые понятия

Пространство - 1. Свойство реальности, выражающееся в ее протяженности, структурности, сосуществовании и взаимодействии ее элементов.2. Совокупность субъектных аспектов жизненной среды - место жизни, существования человека как личности, индивидуальности в её социальном, культурном (мировоззренческом, ценностном и т.п.), коммуникативном, ментальном (личностно-историческом), метафизическом (идеально-фантастическом) измерениях.

Пространство социальное 1. Поле социальной деятельности, включающее совокупность значимых социальных групп, индивидов, объектов в том или ином их взаимном расположении. 2. Представления индивида или группы о своем месте в обществе.

Дискурс - семиотическая конструкция коммуникативного пространства, она создаётся людьми сознательно и бессознательно, целенаправленно и произвольно.

Тема 2.

Город в меняющемся мире: переходы и процессы

1. Специфика города как пространства взаимодействия

2. Образ города в меняющемся мире:

а) образ города в социокультурном контексте

б) меняющиеся ценности в образе города

в) образ города как семантическая конструкция

Базовые понятия

Образ -1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий какой-либо объект. 2. Субъектная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Образ города - общий ментальный рисунок внешнего физического мира города.

Композиционность города - существование смысловых связей между наблюдателем и средой - семантическая ситуация, когда предметы среды сливаются в единый ансамбль, несущий гуманистические, возвышающие человека смыслы.

Вообразимость города - способность среды «пробуждать воображение», быть полем символической коммуникации, способствовать социокультурному диалогу субъектов разного типа и уровня.

Сообщество (community) -группа людей, объединенная географически, разделяющая общую культуру, ценности, обладающая общими расовыми, национальными, социальными признаками.

Тема 3.

Глобализация и мегалополизация: новые пути перемен

1. Всемирные тенденции урбанизации

2. Городской образ жизни в условиях глобализации

Базовые понятия

Глобальные города -крупнейшие мировые центры, места концентрации важнейших экономических, финансовых, политических функций, занимающие стратегические места в мировой экономике. Они концентрируют командные функции и сервисные фирмы высокого уровня, ориентированные на всемирные рынки.

Городской образ жизни - исторически сложившаяся социокультурная подсистема механизма городского устройства, основная функция которой состоит в организации процесса жизнедеятельности социальных субъектов в условиях специфической социопространственной реальности города.

Стиль жизни - социально-психологическая категория для характеристики повседневного поведения людей и социальных групп. Данное понятие фиксирует внимание на субъективной стороне повседневной жизни: специфике мотивации, способах и формах обоснования поступков, привычных для отдельных групп форм поведения, способах самореализации и самопрезентации.

Уровень жизни - социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и культурных потребностей населения страны (или отдельного региона), классов и социальных групп, семьи, индивида в смысле обеспеченности потребительскими благами, характеризующимися преимущественно количественными показателями, абстрагированными от их качественного значения.

Урбанизм как образ жизни - преобладающая черта современного общества (согласно взгляду Л. Вирта). Вирт считал эту черту более яркой, чем индустриализм или капитализм, поскольку развитие больших и малых городов изменило «естественное положение общества». Процесс урбанизации сделал родственные связи менее важными, заменил их отношениями инструментального, преходящего и поверхностного характера.

Урбанистическая экология - подход к изучению городской жизни, основанный на аналогии с приспособлением растений и организмов к окружающей среде. В соответствии с данным подходом, различные районы и зоны городов формируются как в результате естественных процессов приспособления (адаптации) городского населения, так и результате конкуренции индивидов за обладание определенными ресурсами.

Тема 4.

Город в эпоху постмодерна

1. Типология современных городов

2. Постиндустриальная эпоха урбанизации

Базовые понятия

Мегалополис - крупнейшее городское поселение, появившееся в результате разрастания пригородных зон и срастания значительного числа соседних городских агломераций.

Транснациональная городская система -городская система, определяемая городами в различных государствах, связанными различными экономическими связями, главным образом в сфере услуг и финансов.

Технопарк - тип города с большой степенью концентрации производственных мощностей, индустриальный рост которых идет за счет повышения производительности труда и оборота производственных фондов.

Технополис - тип города с высокой концентрацией наукоемких производств и информационных технологий.

Формы контроля:

1.Текущий контроль:

опросы студентов на практических занятиях, тестирование;

2.Промежуточный контроль:

для дневной формы обучения – оценка качества написания эссэ и итоговое тестирование по каждому содержательному модулю;

для заочной формы обучения - оценка качества выполненных контрольных робот.

Итоговый контроль – зачет.

Тематика контрольных заданий:

Тема 1. Городской социум

Тема 2. Многоаспектность анализа городского социума

Тема 3. Понятие и виды социального пространства города

Тема 4. Городская коммуникация

Вопросы к зачету по модулю «Город как социальная система»

ГОРОД КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА

Методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ

(для студентов всех форм обучения всех специальностей освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр, 2-3 курсов)

 

 

Харьков –ХНАГХ -2012

 

 

УДК 101.122/129.332.132:116

Город как социальная система: методические рекомендации для самостоятельного изучения и выполнения контрольных работ (для студентов всех форм обучения, всех специальностей, освітньо-кваліфікаційного рівня бакалавр, 2-3 курсов)

 

Авт. Радионова Л.А. - Харьков: ХНАГХ, 2012.

 

 

Рецензент: д-р социол.наук, проф.ХНУ им. В.Н.Каразина Л.М.Хижняк

 

 

Введение

Цель модуля «город как социальная система» - формирование у студентов знаний о городе как целостном организме. Проблема анализа развития городов в традиционном понимании - это исследования, охватывающие две градообразующих подсистемы: техническую (все искусственные материальные образования, создающие инфраструктуру города) и экологическую подсистему (естественную среду, включенную в систему города). Наша академия готовит специалистов именно по этим двум подсистемам города, а изучение третей градообразующей подсистемы - демографической, т. е. людей с их потребностями, отношениями, способностями, деятельностью, т. е. всего того, что мы называем городским социумом, остается за рамками учебного процесса. Следовательно, изучение городского социума для нашего вуза не просто актуально, но и органично, ибо демографическая подсистема не может существовать без технической и экологической подсистем, наш курс «город как социальная система», в определенной степени восполняет этот пробел.

Содержание курса структурировано и представлено двумя логически завершенными содержательными модулями и программой «город как социальная система». Здесь же хотелось бы сделать два замеча­ния предварительного характера.

Во-первых, отнюдь не «канонический» подход к построению структу­ры курса позволил автору дать его содержательным компонентам интерпретацию не претендующую на истину в последней инстанции.

Во-вторых, город и как социальный феномен, и как объект исследования более многогранен и многоаспектен, чем его можно охватить и отразить в рамках небольшого пособия, поэтому дается обширный список литературы, где можно найти ответы на многие вопросы.

Изучение курса «город как социальная система» расширяет научно-исследовательскую деятельность студентов, обеспечивает подготовку специалистов на уровне мировых квалификационных требований, позволяет эффективно использовать образовательный, инновационный потенциал студентов академии для решения проблем города.

На заочной форме обучения кроме аудиторных занятий большое место в изучении города как социальной системы занимает самостоятельная работа студентов. Одна из форм ее - это выполнение письменной контрольной работы, что одновременно является важным этапом в подготовке к зачету.

Это учебно-методическое пособие включает тематику контрольных робот по каждому содержательному модулю. Целью этого пособия является помощь студентам при изучении теоретических аспектов тем, выполнении практических и тестовых заданий. Во время установочной сесии каждый студент получает вариант контрольной роботы, который он должен выполнить самостоятельно в течении семестра.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.138 с.)