Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Марки масел судовых вспомогательных механизмов.
15.1. Рабочая жидкость для систем судовых гидроприводов.
Гидравлические масла используют в качестве рабочей жидкости для передачи энергии в гидросистемах применяемых в рулевых машинах, электрогидравлических кранах, в люковых закрытиях, механизмах привода аппарелей, разворота лопастей гребного винта и др. Масло должно обеспечивать надежную работу гидравлических систем в закрытых помещениях и на открытых палубах, в условиях тропиков и в полярных зонах и т. д. Учитывая условия работы и выполняемые маслом функции, оно должно отвечать следующим требованиям: - иметь высокий индекс вязкости, иногда до величины 150÷200; - обладать противоизносными и противозадирными свойствами; - иметь низкую температуру застывания (-40÷ - 70°С), хорошие водоотталкивающие свойства и высокую стойкость к окислению; - обладать стойкостью к коррозии и пенообразованию. Классификация и маркировка масел проводится по величине вязкости в сСт при 40°С. При выборе вязкости масла исходят из требований, обусловленных типом гидросистемы и насосов, длиной трубопроводов. Минимальная вязкость определяется допустимым ее значениям на всасывании у насоса. Для поршневых и лопастных насосов она должна быть не ниже 12сСт. Шестереночные и особенно, винтовые насосы нуждаются в маслах более высокой вязкости (не ниже 25сСт). Максимальная допустимая вязкость для лопастных и шестереночных насосов составляет 850сСт, для винтовых – 500 сСт, для поршневых – 200 сСт. Согласно ГОСТ 17479.3-85 обозначение гидравлических масел состоит из групп знаков, первая из которых обозначается МГ (минеральное гидравлическое), вторая группа знаков обозначается цифрами, и характеризует класс кинематической вязкости, третья – обозначается буквами и указывает на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам.
Таблица 15.1 – Области применения гидравлических масел.
В зависимости от величины кинематической вязкости при температуре 40°С гидравлические масла делят на классы.
Таблица 15.2 – Классы вязкости гидравлических масел.
Допускается добавление в гидравлические масла всех групп загущающих и антипенных присадок. Примеры обозначения гидравлических масел: МГ-15-В – минеральное гидравлическое масло (МГ), класс вязкости – 15, группа масла по эксплуатационным свойствам – В.
Таблица 15.3 – Соответствие групп гидравлических масел по ГОСТ 17479.3-85 классификация ISO 6743/4-1982
15.2 Турбинные масла 15.2.1 Масла для паротурбинных установок.
Режим работы судовых паровых турбин отличается высокой частотой вращения валов. Система смазывания в ПТУ должна обеспечивать надежную длительную работу всех узлов трения, входящих в турбозубчатый агрегат. Следует отметить, что в ПТУ всегда существует опасность попадания в масло пара и сконденсировавшейся воды. Вода в масле является агрессивным загрязнителем, способствующим интенсивному процессу окисления масла, образованию стойкой водомасляной эмульсии и осадка, проявлению повышенной коррозии металлических смазываемых деталей, влияет на уменьшение несущей способности подшипников. Для турбинных масел предъявляется требование обладать высокими противоэмульгирующими свойствами и способностью легко отделяться от воды при сепарировании. Условия работы масла в подшипниках турбин связаны с повышенными температурами, что способствует окислительным процессам. Поэтому масло должно обладать достаточно высокой термоокислительной стабильностью, т. е. способностью противостоять воздействию высоких температур.
Для смазывания подшипников паровых турбин рекомендуется применять специальные турбинные масла средней вязкости, содержащие антиокислительные, деэмульгирующие и антикоррозионные присадки для стабилизации свойств масла при длительной их работе в условиях эксплуатации турбин. Это масла турбинные марок ТП-22, ТП-30, ТП-46, где число в маркировке означает значение вязкости масла в сС – при температуре 500 С. Применяются масла ВР – Энергол ТНВ-68 и синтетическое масло ТС-S68, где число в маркировке указывает величину вязкости в сСт при температуре 400 С. Синтетические масла обладают более высокими качественными показателями по сравнению с минеральными маслами, их можно смешивать с минеральными турбинными маслами. Добавление синтетического масла в минеральные повышает эксплуатационные характеристики.
15.2.2 Масла для газотурбинных установок
Условия работы подшипников и передач в газотурбинных установках (ГТУ) в основном характеризуются умеренными нагрузками при высоких частотах вращения валов. Для их смазывания применяются минеральные масла с низким или средним значением вязкости (соответственно 32÷48сСт). Масло должно обладать достаточной деэмульгирующей способностью, чтобы исключить образование водомасляной эмульсии при возможном попадании в масляную систему влаги. Высокая деэмульгирующая способность масла значительно облегчает удаление влаги из него при сепарации в режиме пурификации. Эмульгированное водой масло служит катализатором проявления коррозионных процессов металлов и других отрицательных явлений, существенно ухудшающих качество масла. Воздействие высоких температур, присущих ГТУ и контакт с воздухом служит одной из причин окисления масла. Продукты окисления масла откладываются в масляной системе, значительно ухудшают эффективность смазки. Масло должно иметь высокую противоокислительную способность и хорошую химическую стабильность. Окисление масла характеризуется величиной кислотного числа. При окислении масла повышается содержание органических кислот в масле и увеличивается интенсивность коррозии. Признаками окисления масла являются появление осадка и лаковой пленки на поверхности фильтров. 15.3 Трансмиссионные масла Трансмиссионные масла предназначены для смазывания зубчатых передач и других деталей и узлов трения. В зубчатых передачах шестерни работают в режиме гидродинамической или граничной смазки, но чаще в обоих режимах одновременно с преобладанием граничного. Современные трансмиссионные масла представляют собой сложные многокомпонентные системы, состоящие из базовых масел и присадок. При этом базовые масла должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами, а присадки к трансмиссионным маслам - повышенной химической активностью и адсорбционной способностью. Присадки, содержащиеся в масле служат ингибиторами коррозии и создают противодействие термоокислительным процессам, улучшают противозадирные и противоизносные свойства, препятствуют пенообразованию масла. В настоящее время выпускаются различные сорта трансмиссионных масел, предназначенных для использования в конкретных конструкциях передач и их условий эксплуатации.
Согласно классификации SAE трансмиссионные масла поделены на шесть классов вязкости: 75W, 80W, 85W (всесезонные масла) 90, 140 и 250. Классификация API делит масла по их применяемости в конкретных передачах: GL-1; GL-2; GL-3 соответственно для мало-, средне- и тяжело нагруженных прямозубых, спирально-конических и червячных передач, GL-4 и GL-5 для гипоидных передач с увеличенным смещением ведущей шестерни. В зависимости от кинематической вязкости при температуре 100°С, трансмиссионные масла делят на классы: Таблица 15.1 – Классы вязкости трансмиссионных масел
В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионных масел делят на группы.
Таблица 15.2 – Классификация трансмиссионных масел по эксплуатационным свойствам.
Пример обозначения трансмиссионных масел: ТМ-5-93, ТМ – трансмиссионное масло; 5 – масло с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия; 9 – класс вязкости; 3 – масло содержит загущающую присадку.
Соответствие обозначений масел по настоящему стандарту принятым в НТД и зарубежным классификациям.
Таблица 15.3 – Соответствие классов вязкости и групп трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2-85 классификациям SAE J306B и API.
15.4 Компрессорные масла.
При выборе сорта масла для воздушных компрессоров следует учитывать особенности условий работы масла в среде высоких температур (170÷230°С) и давлений (3,0÷4,0МПа и выше) воздуха, что может привести к быстрому ухудшению его основных свойств. Контакт масла в компрессоре с горячим воздухом приводит к быстрому его окислению, появлению нагара и шлакообразования, повышению интенсивности износа трущихся деталей. При этом нарушается плотность закрытия клапанов компрессора, увеличивается протечка воздуха и дальнейшее повышение его температуры. Масло должно иметь высокую температуру вспышки, его вязкостно-температурная характеристика должна обеспечивать стабильную работу масла в диапазоне высоких температур. Масло должно хорошо противостоять процессам коррозии. Поэтому оно обязано иметь высокую деэмульгирующую способность, препятствующую перемешиванию влаги с маслом и появлению эмульсии-основного катализатора коррозии. Рекомендуемые отечественные масла: - компрессорное масло ЭК-20 – высоковязкое масло селективной очистки с присадками, рекомендуется для электрокомпрессоров ЭК30А и им подобных. Для этих компрессоров характерна высокая тепловая нагрузка; - масло моторное М10Г2ЦС с влагостойкими присадками, обладающее хорошими моющими и нейтрализующими свойствами, может быть использовано в поршневых компрессорах с давлением нагнетания не более 4МПа. Рекомендуемые зарубежные масла: - ВР-RC 68, 100 и 150 – минеральные масла для поршневых компрессоров при температурах нагнетания до 220°С. Особый класс компрессорных масел составляют синтетические масла, которые в отличие от минеральных масел обладают значительно меньшей испаряемостью более высоким индексом вязкости, что позволяет им сохранять свои свойства при значительно, более высоких температурах, практически не дающие отложений нагара и имеющие значительно более высокий срок службы. Их единственный недостаток – более высокая стоимость.
15.5 Масла для компрессоров холодильных установок
Масла в холодильных компрессорах контактируют хладагентом при постоянно изменяющихся температуре и давлении среды. При выборе масла нужно исходить не только из конструктивных особенностей компрессора, его быстроходности. Но и принимать во внимание отрицательные температуры хладагента в системе, вид применяемого хладагента. Масло активно растворяется в хладагенте и в результате химической реакции возрастает коррозионная агрессивность таких растворов по отношению к металлам и другим материалам компрессоров. В аммиачных компрессорах применяют минеральное масло хорошей очистки с низкой температурой застывания и пологой вязкостно-температурной характеристикой.
В отличие от фреонов аммиак и углекислота не растворяют масло совершенно. Но масло может увлекаться с потоком хладагента из цилиндров компрессора в испаритель, где откладываясь на поверхностях вызывает ухудшение теплопередачи. В этих условиях хладагент не оказывает влияние на температуру застывания масла и поэтому ее значение при выборе масла играет существенную роль. При выборе вязкости масла для фреоновых установок нужно учитывать неизбежность попадания фреона в картер и его растворение в масле, приводящее к снижению вязкости масла. Рекомендуемые сорта масел. Отечественные масла – Ха-30, ХФ22-24, ХФ22с-16 и турбинное 30. Масло Ха-30 – рекомендуется для холодильных машин с поршневыми компрессорами, работающих на аммиаке и углекислоте, для аммиачных холодильных машин с винтовыми и ротационными компрессорами. Масло ХФ22-24 – маловязкое масло, загущенное полимерной присадкой Винипол, рекомендуется для холодильных машин с одноступенчатым поршневыми компрессорами, работающих на фреоне 22 при температуре кипения не ниже -50°С а также на фреонах 12 и 142 при температуре конденсации выше 50°С. Масло ХФ22с-16 – синтетическое масло, значительно превосходящее масла нефтяного происхождения; рекомендуется для одно- и двухступенчатых компрессоров, работающих на фреоне 22 при температуре кипения до -70°С. Масла ХФ22-24 и ХФ22с-16 не взаимозаменяемы и не имеют заменителей. Масло ХФ 12-16 – дистиллятное масло из малосернистых нефтей, содержит антиокислительную присадку, рекомендуется для холодильных машин, работающих на фронтах 12 и 142 при температуре конденсации не выше 50°С. Зарубежные масла: BP ENERGOL LPT и LPT-F относятся к классу минеральных масел и предназначены для смазки компрессоров холодильных установок. Масла LPT46, LPT68 рекомендуются для поршневых и роторных компрессоров, работающих на фреоне 12.Когда эти масла используются в системах с фреоном 22, они не смешиваются с ним даже при очень низких температурах испарения. Масло LPT-F32, LPT-F46 характеризуются низкой температурой хлопьеобразования и рекомендуются исключительно для использования в системах с фреоном 22, поскольку они смешиваются с этим хладагентом при очень низких темперах испарения.
15.6 Индустриальные масла
Индустриальные масла – наиболее обширный класс масел, предназначенных для промышленного оборудования и машин. Межгосударственный стандарт ГОСТ17479.4-87 устанавливает классификацию и обозначение индустриальных масел применяемых в промышленном оборудовании. 1. Обозначение индустриальных масел состоит из четырех групп знаков, первая из которых обозначается буквой И – индустриальное, вторая – приписными буквами, обозначающими принадлежность к группе по назначению, третья – прописными буквами, обозначающими принадлежность к подгруппе масел по эксплуатационным свойствам, четвертая – цифрами, характеризующими класс кинематической вязкости. 2. В зависимости от назначения, эксплуатационных свойств и состава (наличие соответствующих функциональных присадок) индустриальные масла подразделяют на группы (таблица 15.4) и классы вязкости (таблица 15.5).
Таблица 15.4 – Группы индустриальных масел.
Таблица 15.5 – Классы вязкости масла
Таблица 15.6 – Зависимость кинематической вязкости от класса вязкости
Примеры обозначения индустриальных масел: ИГВ-46, где И – индустриальное масло, Г – масло предназначено для гидравлической системы, В – масло с антиокислительными и антикоррозионными присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 46 – класс вязкости. И-ГН-Е-68, где И – индустриально масло, ГН – масло предназначено для гидравлической системы и направляющих скольжения, Е – масло с антиокислительными, адгезионными, противоизносными, противозадирными и противоскачковыми присадками для машин и механизмов промышленного оборудования с повышенными требованиями к условиям работы, 68 – класс вязкости.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-07; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.037 с.) |