Распределение баллов по текущему контролю и промежуточной аттестации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение баллов по текущему контролю и промежуточной аттестации



 

Виды работ, подлежащих оценке Распределение баллов в семестре
Посещение лекционных занятий  
Активная работа на семинарах  
Выполнение письменных работ, тестов  
Подготовка рефератов, докладов и сообщений  
Зачет  
Итого  

 

Виды контрольных испытаний

Система набора баллов представляет собой совокупность результатов текущего контроля по дисциплине, которая включает в себя оценку:

1) посещения студентами лекций. По дисциплине «Право социального обеспечения» учебным графиком предусмотрено 19 лекций (38 часа), посещение которых оценивается в 1 балл.

За непосещение семинаров без уважительной причины студент может отчитаться по согласованию с преподавателем по любой из предусмотренных форм (устный ответ, выполнение теста, написание письменной работы и др.).

2) активной работы на семинарах. Учебным графиком по дисциплине «Право социального обеспечения» предусмотрено 17 семинаров (34 часа). Поэтому общее количество баллов, набранных студентом по данному виду работы, может составить 34 балла. При оценке активности работы студента на семинаре преподавателем учитывается его участие в решении задач, коллоквиумах, ролевых и деловых играх, проверке выполнения домашнего задания и т.п.

3) В целях контроля за усвоением студентами основных тем преподавателями на семинарах могут проводиться письменные контрольные работы либо тестирование, которые оцениваются от 1 до 4 баллов.

Студентам, отсутствующим на занятиях, где выполнялись письменные работы или тесты, представляется возможность их выполнения в течение семестра в дни, установленные кафедрой, но до начала сессии.

4) подготовки рефератов, докладов и сообщений. Каждый студент имеет право подготовить реферат, доклад или сообщение по наиболее актуальным вопросам Права социального обеспечения. Контроль за качеством их подготовки может осуществляться как в форме устного выступления студента на семинарах, так и путем проверки работы преподавателем. Выставляя баллы, преподаватель должен учитывать качество работы и оценивать ее в пределах от 1 до 5 баллов.

1. Критерии оценки знаний студентов

Знания студентов, допущенных к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине «Право социального обеспечения» оцениваются следующим образом:

40 баллов (оценка «отлично») выставляется студентам, показавшим глубокие знания нормативного материала, теории права социального обеспечения, знакомство со специальной литературой, проявили самостоятельность мышления и практические навыки;

30 баллов (оценка «хорошо») выставляется студентам, грамотно излагающим материал, ссылаясь на законодательство, умеющим найти соответствующую норму и дать ее толкование, проявившим знание учебной литературы;

20 баллов (оценка «удовлетворительно») выставляется студентам, знакомым с основными нормативными актами и знающим материал в объеме основного учебника.

Рейтинговая оценка по дисциплине с учетом баллов семестра и зачета выставляется по 100-бальной шкале:

«отлично» - от 86 до 100 баллов;

«хорошо» - от 76 до 85 баллов;

«удовлетворительно» - от 65 до 75 баллов;

«неудовлетворительно» - 64 балла и менее.

 

 


Учебно-методический блок

2.2.1.1. Методические рекомендации преподавателям по чтению лекций (в том числе установочных и обзорных)

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030501 «Юриспруденция» предусматривает чтение лекций по российскому праву социального обеспечения студентам, обучающимся по очной, заочной формам обучения.

Лекция -систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем учебного материала, как правило, теоретического характера. Лекция является не только формой изложения основного содержания той или иной темы, но и ведущим видом учебной работы. Лекция, в отличие от учебника, может и должна быть актуальной, содержать массу сведений, почерпнутых из различных источников. Лекции позволяют быстро, своевременно реагировать на изменения в жизни и научные открытия, имеют неограниченную возможность непрерывного обновления и обогащения.

Методологическое значение лекции состоит в том, что в ней раскрываются фундаментальные теоретические основы предмета и научные методы, с помощью которых анализируются жизненные явления. Хорошая лекция – это произведение ораторского искусства сочетающего научную мысль и эстетику, красоту слова. Лекция содержит последние данные науки и в ней наука выступает в виде живого человеческого слова, а поэтому и воспринимается слушателями на эмоциональном уровне.

В учебно-воспитательном процессе вуза лекция выполняет несколько функций. Важнейшими из них являются:

  • информационно-познавательная - изложение учебного материала по программе, восполнение разрыва между учебником и жизнью, ориентирование на новое в юридической литературе;
  • мировоззренческая - формирование научного мировоззрения, точнее - определение его общего идейно-теоретического направления;
  • логико-методологическая - формирование творческого мышления студентов, вооружение их методологией научного исследования;
  • воспитательная - выработка отношения к жизни человека и общества, объективная оценка событий и явлений в жизни страны и за ее пределами;
  • методическая - изложение конкретных рекомендаций по самостоятельному творческому накоплению, углублению и закреплению юридических знаний, ориентирование на научный поиск по актуальным проблемам.

Современная дидактика рассматривает лекцию как развивающую форму обучения: методика её чтения должна меняться исходя из целей, определяющих требуемый уровень усвоения программного материала. В связи с этим можно выделить несколько разновидностей лекций, каждой из которых присущи свои методы изложения материала.

Лекиця как форма обучения Лекционный метод изложения учебного материала
Вводная лекция Популярное, ориентирующее изложение
Установочная лекция Объяснение с иллюстрацией Репродуктивный метод Проблемное изложение материала
Лекиця - беседа Рассказ, объяснение с иллюстрацией Беседа Объяснительно – иллюстративный метод
Академическая («базисная») лекция Традиционная Проблемная Лекция - дискуссия Репродуктивный метод Проблемный метод Метод дискуссии
Лекция спецкурса Аналитический метод Проблемный метод
Обзорная лекция (Консультация) Репродуктивный метод Повествовательное изложение материала Проблемный метод
Итоговая, заключительная лекция Репродуктивный метод Аналитический метод Метод дискуссии

 

Вводная лекция даётся традиционно в начале изучения учебной дисциплины «Право социального обеспечения» и в ней раскрываются цели и задачи изучения предмета, его структура и место в системе высшего образования. Излагаются основные требования и исходные теоретические понятия, термины, с которыми предстоит ознакомиться, определяется место изучаемого предмета в общей системе юридических знаний.

Основным методом изложения является популярное чтение лекции, заинтересовывающее в изучении новой науки, ориентирующее на решение предстоящих проблем, познании нового, расширении своего кругозора. В этой лекции схематично, блоками отображается весь, предстоящий изучению материал с тем, чтобы студенты могли себе представить, что они будут изучать, какими знаниями и умениями они обогатятся. Заинтересовать в изучении нового предмета, с тем, чтобы на следующее занятие студенты шли с желанием и интересом – основная цель вводной лекции («Там будет интересно!»).

Установочная лекция даёт общие, а по отдельным темам – конкретные установки на самостоятельное изучение тех или иных вопросов, поставленных проблем. Ознакомиться с научной работой по российскому праву социального обеспечения, провести домашний опыт, подготовить доказательство отличное от данного в учебнике, изучить некоторые вопросы (темы) самостоятельно, найти публикации в Интернете о ком либо или о чём либо… Метод объяснения с иллюстрацией (наглядность), репродуктивный метод и метод проблемного изложения материала с тем, чтобы студенты поняли суть поставленных вопросов для последующего их решения методом самостоятельной работы – будут основными на установочной лекции.

Лекция – беседа подразумевает под собой наличие эмоциональной обратной связи, доверительного общения с целью вовлечения учащихся к совместным рассуждениям, поискам решения поставленных вопросов, что позволяет осознанно усвоить учебный материал. Пригласить к диалогу, дать возможность рассуждать и высказываться (пусть даже ошибочно!) – цель преподавателя на данной лекции. Широкое применение иллюстративного материала для того чтобы дать студентам опору для доказательного рассуждения, обоснования выводов – необходимость на таких лекциях. Процессу диалога предшествует рассказ преподавателя, постановка проблемы, дача ориентиров в путях её решения (что будет, если…, или…, а может…?). Такие лекции высокопродуктивны для небольшого количества участников, когда каждый имеет возможность высказаться, каждая, пусть даже брошенная с места, реплика будет услышана («Вот! Кто сказал? Молодец! Дальше?»). В частности это относится к чтению лекций по отдельным учебным дисциплинам, входящим в специализацию учебного подразделения.

Академическая («базисная») лекция знакома всем своей традиционностью. Ей присущи достаточно высокий научный уровень, теоретические посылки и абстракции, строгая научная обоснованность и доказательность. Чёткое планирование по пунктам и по времени, логика и краткость изложения («под конспект»), иллюстрация излагаемого и приведение в этом качестве примеров характерны для такой лекции. Её цель – дать основные, фундаментальные знания теории и практики в области право социального обеспечения.

Лекция спецкурса – применяется в основном при изучении профилирующих предметов, изучаемых в данном институте (факультете). Данные лекции отличаются узкой конкретизацией изучаемого предмета, большой практической направленностью с применением аналитического и проблемного методов. Цель такой лекции – дать отличительные знания, применительные к конкретной специализации института (факультета).

Обзорная лекция (лекция – консультация) проводится, как правило перед экзаменами, зачётами. На ней освещаются наиболее важные темы, темы, вызывающие наибольшее затруднение при изучении либо воспроизведении студентами, анализируются типичные ошибки и недочёты, делаются выводы из полученных практических результатов при изучении данной темы (тем, раздела, курса, предмета) на практических занятиях.

Итоговая (заключительная) лекция имеет место в плане изучения предмета по окончанию его изучения, либо изучения большого раздела. Её целью является обобщить изученный материал, акцентировать внимание на основных, базисных, фундаментальных понятиях, темах, вопросах; дать «видение» изученного не «изнутри», а «сверху», в системе других изучаемых тем, в системе научных знаний по российскому предпринимательскому права.

При подготовке лекции преподаватель руководствуется учебной программой дисциплины «Право социального обеспечения», рекомендациями, выработанными предметно-методическими комиссиями. Подготовка к лекции - сложный процесс, включающий несколько этапов:

1)сбор необходимого материала в соответствии с программой;

2)разработку подробного плана (основные вопросы лекции утверждаются на предметно-методической комиссии);

3)отбор материала для непосредственного использования в лекции;

4)определение главных проблем и поиск того, чем можно пробудить интерес аудитории, на что быстрее откликнутся студенты (живая связь с жизнью, с тем, что их ждет в работе, и т. п.);

5)составление текста лекции, ее конспекта или других рабочих записей;

6)определение логической последовательности основных положений учебных вопросов лекции;

7) продумывание воспитательных возможностей и форм активизации внимания студентов;

8) выбор необходимых ТСО. времени их применения, определение других форм наглядности;

9) формулирование выводов и рекомендаций для самостоятельной работы.

Оформление текста лекции зависит от многих факторов, прежде всего от индивидуальности преподавателя, его научной подготовки, педагогического опыта. Для начинающих преподавателей подробный текст лекции, как правило, необходим. Педагог, имеющий опыт, может ограничиться отдельными записями. Но всегда желательно иметь подборку основных определений (дефиниций), карточки со ссылками на первоисточники, выписки из книг, журналов, газет с фактическим материалом, запись обобщающих формулировок и выводов, вопросы для активизации и т. д.

Важным и ответственным моментом в лекции является вступление, призванное заинтересовать и настроить аудиторию на ее восприятие. Опыт педагогической работы показывает, что вступление должно состоять из двух частей. Первая часть - это показ связи с предыдущими темами и раскрытие актуальности читаемой лекции. При этом нельзя увлекаться пространными рассуждениями, а желательно найти несколько четких принципиальных посылок, формулировок, показывающих необходимость и важность рассмотрения учебной темы. Неплохо привести яркие примеры-аргументы.

Вторая часть вступления не требует большой затраты времени, но несет существенную методическую нагрузку. Речь идет о краткой расшифровке основных учебных вопросов лекции, формулировании их структурных элементов, выражающих логику размышления и возможный объем знаний по учебному вопросу. Лектор может раскрывать тему не полностью, какие-то положения сознательно опустить, что-то не успеть изложить по времени, и тогда развернутый план вопроса станет своеобразной программой для самостоятельной работы студента.

Нецелесообразно во вступлении долго перечислять литературу по теме. Лучше сослаться на программу, где студент найдет рекомендованные к теме обязательные и дополнительные первоисточники. В ходе лекции нужно привлечь внимание только к совершенно новым из них.

Важнейшим рабочим документом, в котором развертывается логическая структура лекции, кристаллизируется ее замысел, является план. Создание плана - ответственный творческий акт, несмотря на обсуждение его основных параметров на предметно-методических комиссиях. Практика показывает, что нецелесообразно в лекции освещать все вопросы, положения, включенные в программу. Задача лекции - раскрыть важнейшие вопросы темы, которые недостаточно отражены в имеющейся учебной литературе и представляют наибольшую трудность при изучении.

В лекции необходимо учитывать профиль вуза. Проблема профессионализации чтения лекции по праву социального обеспечения заключается не в том, как лучше донести учебный материал до сознания будущих специалистов, а в том, как ввести его в операционную структуру профессионального юридического мышления. Подлинный учет профиля вуза при чтении лекции раскрывается в полной мере через анализ правовых проблем профессиональной деятельности. В противном случае лектор не выйдет за рамки обычной иллюстративности.

Помимо профессиональных интересов преподаватель должен учесть и уровень дидактической готовности обучаемых, которая, как правило, неоднородна. Иногда приходится слышать, что надо ориентироваться на среднего студента. С этим нельзя согласиться. Практика убедительно показывает, что следует стремиться учесть все уровни знаний обучаемых. Для этого требуется:

а) излагать абсолютно необходимую суть проблемы, которую должны постичь все;

б) развертывать и наращивать содержание, понятное большинству;

в) не обходить сложности, тонкости, нюансы, первоначально доступные лишь немногим.

Изложение материала должно быть ясным, последовательным и доказательным. В ходе лекции преподаватель решает задачу заинтересованного приобщения студентов к сообщаемой информации, увлечения их предпринимательским правом. Обучаемый должен почувствовать себя сопричастным к решаемым проблемам, вместе с преподавателем делать соответствующие выводы и заключения.

Лекция по праву социального обеспечения должна заставить студентов размышлять, сопоставлять различные точки зрения, иметь строгую логику. Лекция только в том случае будет способствовать развитию творческого мышления студентов, если сам преподаватель покажет образец логического рассуждения. В этом плане сегодня часто говорят о лекции-диалоге как необходимом условии обеспечения творческого процесса обучения и воспитания. Диалог - это поиск истины преподавателем вместе с аудиторией, это размышления, раздумья, которые способствуют активизации познавательной деятельности студентов в процессе лекции.

Диалоговая лекция возможна при проблемном изложении материала. Преподаватель в ходе лекции формулирует крупный познавательный вопрос, создает на его основе проблемную ситуацию и вместе с аудиторией ищет пути ее разрешения. При этом в одних случаях предлагается обучаемым высказать свое мнение сразу, непосредственно на лекции и сообща поискать ответ, в других - решить проблему самим во время самостоятельной работы и обсудить ее на очередном семинарском занятии.

Заинтересованность студентов лекцией, эффективность и прочность усвоения излагаемого материала зависят во многом от аргументированности и доказательности изложения. Нередко в лекциях допускаются декларативность и назидательность. Лекция же, провозглашающая даже важные и глубокие истины, но не доказывающая их, теряет свою убедительность, более того - воспитывает начетничество, формирует у студентов негативное отношение к предмету.

Важную роль в доказательстве истинности содержания лекции играет умелое использование фактического материала. Однако здесь должна быть разумная мера. Нельзя юридические знания сводить к сумме примеров, перегружать ими лекцию. Но истину не докажешь и одними чистыми абстрактными рассуждениями, без привлечения фактов. Каждый преподаватель встречает определенную трудность при разрешении этого противоречия. Ведь если основной упор сделать на концептуальность природы юридического знания, то можно прийти к абстрактному мудрствованию. И наоборот, увлекшись фактами, можно дойти до примитивизма, свести правовое знание к обыденным представлениям.

Лекционная практика показывает, что отбор фактов следует проводить как по их количеству, так и по качеству. Они должны быть апробированными, запоминающимися и доступными. Фактический материал должен служить раскрытию практического значения тех или иных положений - принципов, категорий, для анализа событий истории и современности. В изложении такой информации лектор должен быть предельно точным, ибо даже небольшая погрешность и некорректность могут вызвать недоверие к содержанию лекции в целом.

Большие возможности для усиления воздействия на студента в ходе лекции по праву социального обеспечения дает умелое использование юридической литературы. Органическое включение литературных источников в лекционный материал усиливает эмоциональное воздействие на студентов. Удачно подобранный образ часто помогает глубже раскрывать сущность рассматриваемых явлений. Уместны в лекции афоризмы, мысли выдающихся исторических личностей, юмор, поговорки.

Нередко отмечаются трудности, испытываемые преподавателями в обеспечении наглядности при чтении лекций по праву. Сегодня никем не оспаривается достоинство лекций, в которых используются соответствующие технические средства обучения: персональные компьютеры, диапозитивы, диафильмы, фонозаписи, телевидение и др. Основная задача применения технических средств обучения -интенсификация учебного процесса, повышение качества изучения предмета. Применение ТОО позволяет включать в ходе лекции в познавательный процесс наряду со слуховой памятью и зрительную, тем самым способствовать лучшему запоминанию учебного материала.

Любая лекция должна иметь логическое завершение, роль которого выполняет заключение. Справедливо говорят, что Тема № не состоялась, если лектор не сделал обобщающих выводов, не оставил времени на вопросы студентов. Выводы по лекции подытоживают размышления преподавателя по учебным вопросам. Формулируются они кратко и лаконично. Целесообразно давать их под запись. Если в конце лекции у студентов не возникнет вопросов, то оставшееся время надо использовать для рекомендаций по самостоятельной работе и подготовке к очередному семинарскому или практическому занятию.

2.2.1.2. Методические рекомендации по проведению практических, семинарских занятий (рекомендуемая тематика и вопросы, формы проведения).

Семинар - один из наиболее сложных и в то же время плодо­творных видов (форм) вузовского обучения и воспитания. В условиях высшей школы это один из видов практических занятий, проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по тематике семинара и являющегося знатоком данной проблемы или отрасли научного знания. Семинар предназначается для углубленного изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки. Можно отметить, однако, что при изучении право социального обеспечения в вузе семинар является не просто видом практических занятий, а, наряду с лекцией, основной формой учебного процесса.

Семинар по праву социального обеспечения - это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС по специальности 030501 «Юриспруденция».

При условии соблюдения требований методики их проведения семинары выполняют многогранную роль: стимулируют регулярное изучение студентами первоисточников и другой литературы, а также внимательное отношение к лекционному курсу; закрепляют знания, полученные студентами при прослушивании лекции и самостоятельной работе над литературой; расширяют круг знаний благодаря выступлениям товарищей и преподавателя на занятии; позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний, вычленить в них наиболее важное, существенное; способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения, рассеивают сомнения, которые могли возникнуть на лекциях и при изучении литературы, что особенно хорошо достигается в результате столкновения мнений, дискуссии; прививают навыки самостоятельного мышления, устного выступления по теоретическим вопросам, оттачивают мысль, приучают студентов свободно оперировать терминологией, правовыми понятиями и категориями; создают широкие возможности для осознания и использования право социального обеспечения; предоставляют возможность преподавателю систематически контролировать уровень самостоятельной работы студентов над первоисточниками, другим учебным материалом, степень их внимательности на Тема №х; позволяют изучить мнения, интересы студентов, служат средством контроля преподавателя не только за работой студентов, но и за своей собственной как лектора и руководителя семинара, консультанта и т. д.

Как и в учебном процессе в целом, основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная. Если занятие хорошо подготовлено, в процессе обсуждения на семинаре конкретных правовых проблем вырисовываются их новые аспекты, углубляется их обоснование, выдвигаются положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от - сущности первого порядка к сущности второго порядка сообщают знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание, поднимают их на более высокую ступень.

Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции, что свойственно всему учебному процессу. Глубокое постижение величайшего теоретического богатства, формирование правового мировоззрения необходимо связаны с утверждением гуманистической морали, современных эстетических критериев. Воспитательные возможности науки, разумеется, не реализуются автоматически. Ими нужно умело воспользоваться при организации самостоятельной работы студентов, в содержательной и гибкой методике семинарских занятий.

Наконец, семинару присуща и функция контроля за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы студентов, являющаяся вспомогательной по отношению к вышеназванным функциям. Именно на семинаре раскрываются сильные и слабые стороны в постижении студентами науки право социального обеспечения еще задолго до экзаменов, что дает преподавателю возможность систематически анализировать и оценивать как уровень работы группы в целом, так и каждого студента в отдельности и соответствующим образом реагировать на негативные стороны в освоении право социального обеспечения. Сказанное не исключает возможности других форм контроля, например, индивидуальных собеседований.

Выделяют три типа семинаров, принятых в вузах: 1) семинар с целью углубленного изучения определенного тематического курса, 2) семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы, 3) спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам науки для углубления их разработки.

На семинарских занятиях различного типа функция учета и контроля проявляет себя в различной степени: при менее сложных формах, рассчитанных на менее подготовленную группу, функция контроля проявляется в большей мере (например, при развернутой беседе), при использовании же более сложных форм (выступления с рефератами) — в меньшей. Тем не менее, на любом семинаре познавательная, воспитательная функции и функция контроля и учета выступают в единстве и взаимосвязи; в зависимости от типов и форм семинаров изменяется лишь их соотношение при определяющей познавательной функции. Пожалуй, только при такой форме, как семинар-коллоквиум, имеющей непосредственной задачей проверку знаний у пассивной части участников семинарских занятий, контрольная функция превалирует.

При разработке методики семинарских занятии важное место занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и лекцией, семинаром и самостоятельной работой студентов, о характере и способах такой взаимосвязи. Семинар не должен повторять лекцию, и, вместе с тем, его руководителю необходимо сохранить связь принципиальных положений лекции с содержанием семинарского занятия.

Как правило, семинару предшествует лекция по той же теме. Можно предложить и иную последовательность: изучение темы начинать с 15-20-минутной лекции, раскрывающей проблематику темы и методику работы над ней; затем, после самостоятельной работы студентов, проводить семинар; завершать работу над темой лекцией, в которой бы освещались вопросы, слабо усвоенные студентами, и новые проблемы науки. Но надо отметить, что такая форма обедняет содержание лекции, ее значение в учебном процессе, хотя одно из занятий такого рода провести можно, особенно со студентами-заочниками.

Для эффективности семинара большое значение имеет еще одна сторона ее взаимосвязи с лекцией. Лектор дает план лекции, рекомендует литературу. Методически возможно подчеркнуть связь между лекцией и семинаром: назвать несколько вопросов, представляющих большой теоретический интерес и практическое значение, которые за недостатком времени не представляется возможным осветить и о которых есть возможность подробно поговорить на предстоящем семинаре. При этом важно привлечь внимание студентов к таким вопросам, пробудить их любознательность, обострить желание разобраться в них.

 

Формы проведения семинара

 

Выбор формы семинарского занятия по российскому праву социального обеспечения зависит от ряда факторов:

- от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема;

- от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной семинарской группы, ее специализации и профессиональной направленности;

- от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию всех его функций.

В практике семинарских занятий по праву социального обеспечения в вузах можно выделить ряд форм: развернутая беседа, обсуждение докладов и рефератов, семинар-диспут, комментированное чтение, упражнения на самостоятельность мышления, письменная (контрольная) работа, семинар-коллоквиум и другие.

Развернутая беседа - наиболее распространенная форма семинарских занятий. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана занятия с единым для всех перечнем рекомендуемой обязательной и дополнительной литературы; выступления студентов (по их желанию или по вызову преподавателя) и их обсуждение; вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение проблематики по праву социального обеспечения наибольшее число студентов, разумеется, при использовании всех средств их активизации: постановки хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему и всей группе, умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах выступлений студентов, своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых моментах, вскрывающихся в процессе работы и т. д.

Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам. Но подобные сообщения выступают здесь в качестве не основы для обсуждения, а лишь дополнения к уже состоявшимся выступлениям.

Система семинарских докладов, которые готовятся студентами по заранее предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров.

Целесообразно выносить на обсуждение не более 2-3 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание.

Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такие занятия вызывают определенный интерес у студентов. Очень важно приучить студентов к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента.

Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы семинарских занятий, следует отмстить и большое сходство между ними. Развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретический материал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. И этого нужно постоянно и систематически добиваться ради неуклонного повышения уровня семинарских занятий.

Тематика докладов возможна самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере участников семинара. Предполагается индивидуальная работа с докладчиками, в то время как при семинарах типа развернутой беседы консультируется группа в целом.

Рефераты и их обсуждение на семинарских занятиях могут практиковаться в преподавании право социального обеспечения. Под рефератом понимается письменная работа, посвященная какой-либо правовой проблеме, анализу произведения или нескольких из них, проведенных студентом под руководством преподавателя. Его содержание, как правило, предполагает большую глубину исследования, чем при подготовке доклада обычного типа, наличие творческих поисков, самостоятельности мышления и выводов. Реферат зачитывается на семинаре автором, а может быть и предварительно прочитан студентами. Использовать можно оба варианта, поскольку каждый из них имеет свои достоинства.

Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: две—четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее.

Подготовка реферата - одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. Тематика рефератов обычно утверждается кафедрой в начале учебного года и рекомендуется студентам. Участники семинаров могут предложить и свои темы, если они связаны по содержанию с курсом право социального обеспечения. Преподаватель знакомится с планами, подготовленными студентами, рекомендует новую литературу, кроме той, что была уже дана в общей тематике, консультирует авторов рефератов и, наконец, просматривает готовые тексты или же прослушивает их в исполнении авторов. Последнее имеет целью помочь в совершенствовании дикции, выразительности, в выборе нужного темпа изложения реферата и т. д. Если рефераты пишутся всеми или большинством студентов, то обсуждать каждый из них на семинаре нецелесообразно. Иначе работа каждого студента может свестись в основном к подготовке одного реферата, а сами семинарские занятия — только к обсуждению рефератов. На обсуждение группы выносятся лишь наиболее содержательные рефераты.

Семинар-диспут в группе или на потоке имеет ряд достоинств. Кроме других задач, обычно реализуемых на семинаре, эта форма наиболее удобна для выработки у студентов навыков полемиста. Диспут может быть и самостоятельной формой семинара и элементом других форм практических занятий по российскому праву социального обеспечения. В первом случае наиболее интересно проходят такие занятия при объединении двух или нескольких семинарских групп, когда с докладами выступают студенты одной группы, а оппонентами — другой, о чем договариваются заранее. Вопросы, выносимые на подобные семинары, должны всегда иметь теоретическую и практическую значимость.

Диспут как элемент обычного семинара может быть вызван преподавателем в ходе занятия или же заранее планируется им. Полемика возникает подчас и стихийно. В ходе полемики студенты формируют у себя находчивость, быстроту мыслительной реакции и, главное, отстаиваемое в споре мировоззрение складывается у них как глубоко личное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-25; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.062 с.)