Действия члена экипажа, обнаружившего пожар 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действия члена экипажа, обнаружившего пожар



Действия члена экипажа, обнаружившего пожар

Член экипажа, обнаруживший пожар ил» его признаки, должен

немедленно подать сигнал тревоги. Задержка подачи сигнала тревоги влечет за собой молниеносное распространение пожара. Ни один член экипажа не должен начинать борьбу с пожаром, каким бы незначительным он ему ни показался, пока не будет подан сигнал тревоги. При обнаружении пожара двумя или несколькими членами экипажа, одному из них следует подать сигнал тревоги, а другие одновременно должны попытаться потушить пожар имеющи­мися под рукой средствами. Например, небольшой пожар в металли­ческой урне можно прекратить, закрыв ее негорючей крышкой, пока член экипажа, обнаруживший его, отлучится для извещения о пожаре.

Сообщать следует о всех пожарах, даже если они прекратились сами собой в связи с отсутствием горючего материала или кислорода. Исследование причин их возникновения поможет вскрыть дефекты или условия, устранения которых предотвратит подобные пожары в дальнейшем.

Основные опасные факторы пожаров на судах

Опасными факторами пожара (ОФП) считаются те, воздействие которых приводят к травме, отравлению или гибели людей, а также к материальному ущербу.

В соответствии с ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность" опасными факторами пожара, воздействующими на людей, являются:

- открытый огонь и искры;

- повышенная температура окружающей среды, предметов;

- токсичные продукты горения;

- дым;

- пониженная концентрация кислорода;

- падающие части строительных конструкций, агрегатов, установок.

Открытый огонь. Открытый огонь очень опасен, но случаи его непосредственного воздействия очень редки. Чаще опасность представляют лучистые потоки, испускаемые пламенем.

Температура среды. Наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха, приводящее к поражению и некрозу верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие температуры свыше 100 градусов приводит к потере сознания и гибели через несколько минут. Опасны также ожоги кожи.

Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях с применением полимерных и синтетических материалов на человека воздействуют токсичные продукты горения. Хотя, в продуктах горения нередко содержится 50-100 видов химических соединений, оказывающих токсическое воздействие, по мнению большинства ученых разных стран, основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. В 50-80 % случаев гибель людей на пожарах вызывалась отравлением оксидом углерода и недостатком кислорода.

Потеря видимости вследствие задымления. Во время эвакуации люди обязательно должны четко видеть эвакуационные выходы или указатель выходов. При потере видимости организованное движение людей нарушается и становится хаотичным, каждый человек двигается в произвольно выбранном направлении. В результате процесс эвакуации затрудняется или становится невозможным.

Пониженная концентрация кислорода. В условиях пожара при сгорании веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе помещения уменьшается. Понижение концентрации кислорода всего лишь на 3% вызывает ухудшение двигательных функций организма. Опасной считается концентрация кислорода 14 %, при ней теряется координация движений, ухудшается умственное сосредоточение, затрудняется эвакуация людей.

Таковы опасные факторы пожара, воздействующие непосредственно на человека. Следует также учитывать, что опасность возрастает при панике вызванных ею процессах, при стремлении людей принять меры по тушению пожара, при задержке в опасной зоне, при ошибках в действиях администрации и других лиц по организации эвакуации людей

 

 

ОГНЕТУШИТЕЛИ

 

Классификация огнетушителей

Огнетушители предназначаются для тушения очагов горения в начальной их стадии, а также для противопожарной защиты небольших сооружений, машин и механизмов.

Огнетушители бывают переносные и передвижные. К переносным огнетушителям относятся все их типы с массой до 20 кг. Огнетушители с большим объемом заряда (с массой не менее 20, но не более 400 кг; могут иметь одну или несколько емкостей с огнетушащим веществом) относятся к передвижным, их корпуса устанавливаются на специальные тележки.

По виду применяемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на:

- водные (0В);

- порошковые (ОП);

- пенные, которые, в свою очередь, делятся на:

а) воздушно-пенные (ОВП);

б) химические пенные (ОХП);

- газовые, которые подразделяются на:

а) углекислотные (ОУ);

б) хладоновые (ОХ); комбинированные.

Наибольшее распространение на газокомпрессорных станциях получили газовые и порошковые огнетушители. Пенные и водные огнетушители такого широкого применения на объектах предприятия не получили и поэтому в данной инструкции не рассматриваются.

По принципу вытеснения огнетушащего вещества огнетушители подразделяют на:

- закачные;

- с баллоном сжатого или сжиженного газа;

- с газогенерирующим элементом;

- с термическим элементом;

- с эжектором.

По значению рабочего давления огнетушители подразделяют на огнетушители низкого давления (рабочее давление ниже или равно 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20 ±2) °С) и огнетушители высокого давления (рабочее давление выше 2,5 МПа при температуре окружающей среды (20 ±2) °С).

По возможности и способу восстановления технического ресурса огнетушители подразделяют на:

- перезаряжаемые и ремонтируемые;

- не перезаряжаемые.

По назначению, в зависимости от вида заряженного ОТВ (огнетушащего вещества) огнетушители подразделяют:

- для тушения загорания твердых горючих веществ (класс пожара А);

- для тушения загорания жидких горючих веществ (класс пожара В);

- для тушения загорания газообразных горючих веществ (класс пожара С);

- для тушения загорания металлов и металлосодержащих веществ (класс пожара Д);

- для тушения загорания электроустановок, находящихся под напряжением (класс пожара Е).

Огнетушители могут быть предназначены для тушения нескольких классов пожара.

Огнетушители ранжируют в зависимости от их способности тушить модельные очаги пожара различной мощности. Ранг огнетушителя указывают на его маркировке.

Огнетушащие порошки в зависимости от классов пожара, которые ими можно потушить, делятся на:

- порошки типа АВСЕ - основной активный компонент фосфорно-аммонийные соли;

- порошки типа ВСЕ - основным компонентом этих порошков могут быть бикарбонат натрия или калия; сульфат калия; хлорид калия; сплав мочевины с солями угольной кислоты и т. д.;

- порошки типа Д - основной компонент - хлорид калия; графит и т. д.

В зависимости от назначения порошковые составы делятся на порошки общего назначения (типа АВСЕ, ВСЕ) и порошки специального назначения (которые тушат, как правило, не только пожар класса Д, но и пожары других классов).

 

Газовые огнетушители

В газовых огнетушителях в качестве огнетушащего вещества применяются негорючие газы (двуокись углерода) или галоидоуглеводородные соединения (бромэтил, хладон).

В зависимости от применяемого огнетушащего вещества огнетушители называются углекислотными, хладоновыми, бромхладоновыми и т.п.

Углекислотные огнетушители (ОУ) получили наибольшее распространение из-за их универсального применения, компактности и эффективности тушения.

Огнетушители типа ОУ различаются объемом заряда (2; 5; 8; 25 и 80 л), а также конструкцией запорного устройства (вентильное или рычажное).

Углекислотные огнетушители предназначены для тушения загорании различных веществ и материалов, а также электроустановок, кабелей и проводов, находящихся под напряжением до 1 кВ (1000 В).

Заряд углекислотных огнетушителей находится под высоким давлением, поэтому корпуса (баллоны) снабжаются предохранительными мембранами, а заполнение диоксидом углерода допускается до 75%.

Запрещается эксплуатация углекислотных огнетушителей без предохранительных мембран, а также установка транспортных баллонов на передвижные тележки вместо штатных.

Для приведения в действие ручных углекислотных огнетушителей ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8 (см. рис. 1 и 2) необходимо:

- используя транспортную рукоятку, снять и поднести огнетушитель к месту горения;

- направить раструб на очаг горения и открыть запорно-пусковое устройство (вентиль или рычаг).

Запорно-пусковое устройство позволяет прерывать подачу углекислоты.

При работе углекислотных огнетушителей всех типов запрещается держать раструб незащищенной рукой, так как при выходе углекислоты образуется снегообразная масса с температурой минус 80°С.

У передвижных огнетушителей ОУ-25 и ОУ-80 на раструбе имеется специальная изолированная ручка, которой следует пользоваться при тушении пожара.

При использовании огнетушителей ОУ необходимо иметь в виду, что углекислота в больших концентрациях к объему помещения может вызвать отравления персонала, поэтому после применения углекислотных огнетушителей небольшие помещения следует проветрить.

Для приведения в действие передвижных огнетушителей ОУ-25 и ОУ-80 (см. рис. 3 и 4) необходимо:

подкатить тележку к месту пожара и установить их в рабочее положение (вертикально для ОУ-25 и наклонно для ОУ-80);

размотать шланг и открыть запорно-пусковое устройство;

держа раструб за специальную изолированную ручку, направить снежную массу на очаг пожара.

Не допускается располагать огнетушители ОУ вблизи отопительных приборов, где температура может быть более 50°С, следует избегать прямого попадания солнечных лучей на баллоны.

Углекислотные огнетушители с запорно-пусковым устройством рычажного типа УН-52 (рис. 5) следует проверять не реже одного раза в год, а с вентильным запором один раз в квартал путем взвешивания.

Из полученной массы вычитается масса пустого баллона с запорным устройством, которая указывается в паспорте огнетушителя и выбита на его корпусе.

Утечка заряда из баллона не должна быть более 5 % исходного количества в год

Наблюдение

 

Наблюдение за судном с точки зрения пожарной безопасности, главным образом, осуществляется вахтенной службой.

При стоянке в порту кроме лиц, задействованных в несении вахт, создается расписание пожарной вахты, на которую возлагается:
• периодические обходы судна по определенным маршрутам (днем - не реже чем через 2 часа, ночью - не реже чем через 1 час) для своевременного обнаружения пожара или поступления в корпус воды;
• проверка соблюдения экипажем и другими лицами, находящимися на судне, пожарно-профилактического режима;
• проверка противопожарных закрытий согласно их маркировке или приказу по судну.

 

Члены пожарной вахты обязаны неотлучно находиться на судне. Они имеют право отдыхать, не раздеваясь, и только в установленном вахтенным помощником капитана помещении.

Первый, обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки, обязан через ближайший извещатель или любым другим способом сообщить об этом вахтенной службе и произвести ликвидацию или локализацию пожара подручными средствами до подхода аварийной партии.

 

Курение

 

Курение на судне разрешается только в специально установленных приказом по судну местах. Обычно курение разрешено в жилых помещениях, комнатах отдыха и на открытых палубах в кормовой части судна.

В местах для курения экипажа должны быть установлены металлические урны с водой или пепельницы из несгораемого материала и нанесена маркировка «Место для курения».

Курение в каютах без наличия пепельницы, а также лежа в койке или на диване запрещается.

На танкерах курение и использование открытого огня на открытых палубах запрещено, что должно быть обозначено нанесением соответствующих надписей и символов.

Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе и в иллюминаторы, запрещается.

 

Пути перемещения людей

 

Для обеспечения как борьбы с пожаром, так и эвакуации людей запрещается загромождать коридоры, выходы и трапы.

Все двери жилых помещений должны иметь исправные филенки аварийного выхода.

 

Проведение огневых работ

 

К огневым относятся работы, связанные с нагреванием деталей до температур, способных вызвать воспламенение материалов и конструкций.

К огневым работам, проводимым на судах, относятся:
• газовая сварка и резка;
• плазменная резка;
• электросварка;
• нагрев деталей открытым огнем (обычно паяльной лампой);
• пайка;
• механическая обработка металла с выделением искр.

При нахождении судна в море производство огневых работ допускается только с разрешения капитана, о чем делается запись в судовом журнале.

Ответственными за проведение работ с использованием открытого огня являются:
• старший помощник капитана - при работах в грузовых трюмах, производственных цехах, жилых и служебных помещениях, на открытых частях палуб и надстроек;
• главный (старший) механик при работах в машинно-котельном отделении, тоннеле гребного вала, рефрижераторном, насосном и других помещениях судомеханической службы.

К огневым работам допускаются специалисты, имеющие соответствующую квалификацию, подтвержденную соответствующими удостоверениями. Ответственный за производство работ перед их началом обязан:
• произвести инструктаж исполнителей и обеспечивающих лиц;
• осмотреть помещения, где должны проводиться работы, и соседние с ними;
• привести в готовность к немедленному использованию противопожарные сие темы и оборудование данных помещений;
• обеспечить место проведения работ первичными средствами пожаротушения;
• удалить все пожароопасные материалы в радиусе 5 м, а также закрыть все люки и горловины, кроме тех, через которые обеспечивается безопасность работ;
• обеспечить помещение и место работы надлежащей вентиляцией;
• проверить возможность немедленной герметизации помещения;
• проверить исправность аппаратуры для производства работ и одежду сварщиков;
• выставить в помещении, где ведутся работы, а при необходимости и в соседних помещениях, вахтенных, предварительно проинструктировав их;
• доложить о готовности помещений к производству работ вахтенному помощнику капитана, осмотреть их с ним и получить от него разрешение на производство работ.

Вахтенный помощник после проверки готовности места к проведению огневых работ делает соответствующую запись в судовом журнале.

По окончании работ ответственный за их проведение обязан доложить вахтенному помощнику капитана, получить от него разрешение на передачу помещений лицам, в заведовании которых они находятся, передать им помещения, после чего снять с постов вахтенных.

По окончании огневых работ вахтенный помощник обязан организовать в последующие 12 ч наблюдение за местом, где производились работы.

Во время стоянки судна в порту все вопросы, связанные с производством огневых работ, должны согласовываться со службой по жарной охраны порта с проверкой места работы их представителем.

 

Индивидуальные действия

 

Каждый член экипажа при обнаружении очага пожара обязан:
1. сообщить вахтенному помощнику (или вахтенному механику);
2. обесточить электрооборудование;
3. если возгорание небольшое, приступить к тушению пожара подручными средствами. При выборе средств пожаротушения следует руководствоваться их эффективностью применительно к данному горящему веществу и собственной безопасностью;
4. если погасить огонь собственными силами не представляется возможным, то необходимо покинуть помещение, проведя его герметизацию закрыть двери, люки, горловины, иллюминаторы, вентиляцию;
5. принимать меры по недопущению распространения огня в смежные помещения, для чего там необходимо:
• убрать от переборки все предметы, могущие воспламениться;
• охлаждать переборку, протянув пожарный рукав от ближайшего крана водопожарной магистрали.

 

 

Для выхода из задымленного помещения следует использовать аварийные дыхательные устройства (EEBD – Emergency Escape Breathing Device), которые обеспечивают нормальное дыхание не менее 10 мин.

Услышав сигнал предупредительной сигнализации о запуске системы объемного пожаротушения, необходимо немедленно покинуть помещение.

 

Действия экипажа

 

После получения сигнала или доклада о пожаре вахтенный по мощник капитана обязан немедленно объявить общесудовую тревогу по борьбе с пожаром, по сигналу которой экипаж судна должен действовать в соответствии с расписанием по тревогам.

По сигналу общесудовой тревоги по борьбе с пожаром начальники аварийных партий (групп) обязаны:
• прибыть в район пожара, установить место и размеры пожара и немедленно приступить к его тушению, для чего выделить необходимое количество людей в дыхательных изолирующих аппаратах для работы в задымленных отсеках и средств для тушения пожара;
• обеспечить вынос из охваченных огнем или задымленных помещений пострадавших и оказать им первую медицинскую помощь;
• организовать осмотр отсеков и помещений, смежных с аварийным, и при необходимости обеспечить охлаждение переборок водой;
• доложить на ГКП о результатах разведки и действиях аварийной партии.

Лица судового экипажа, направляемые в задымленные и горящие помещения, должны быть снабжены снаряжением пожарного.

 

Использование фильтрующих дыхательных аппаратов в задымленных и горящих помещениях запрещается.

Для охлаждения помещений, в которые проникают испарения горючих материалов, и обеспечения безопасности прохода людей через них на пожарных стволах должны применяться распылительные насадки. Тушение пожара рекомендуется осуществлять в следующем порядке:
1. прекратить доступ горючих веществ в очаг пожара;
2. изолировать очаг пожара от доступа воздуха:
3. охладить горючие вещества до температуры ниже температуры воспламенения их газов.

Следует обратить внимание на то, что при тушении пожара водой отсутствие примеси пара в дыму говорит о том, что вода не достигает очага пожара.

При тушении пожара надлежит учитывать возникновение угрозы отравления людей образующимися газами, в том числе в смежных помещениях.

При пожаре в жилых и служебных помещениях для предотвращения усиления горения и распространения огня рекомендуется не открывать двери, а пожарные стволы подавать через иллюминаторы или специально пробиваемые для этой цели отверстия (через филенки).

В особо тяжелых случаях пожара в грузовом трюме, когда не представляется возможным ликвидировать пожар с помощью имеющихся на судне огнетушащих средств, следует затопить трюм. При этом необходимо учитывать:
• влияние принимаемой воды в трюм (отсек) на остойчивость и запас плавучести судна;
• возможность всплытия горящего груза под палубу;
• увеличение объема (разбухание) некоторых грузов.

При пожаре в рефрижераторном отделении, когда в результате повышения температуры возрастает давление в сосудах и аппаратах, а предохранительные клапаны не срабатывают, во избежание взрыва надлежит произвести аварийный выпуск аммиака (хладагента) из всей системы рефрижераторной установки.

Для тушения наружного огня необходимо:
• по возможности развернуть судно так, чтобы огонь относило в сторону от других конструкций, грузов и материалов, находящихся вблизи района пожара;
• подавать на очаг пожара наибольшее количество струй воды, по возможности с наветренного борта;
• охлаждать водой находящиеся вблизи от огня горючие конструкции, грузы и материалы;
• вести наблюдение за смежными с районом пожара помещениями;
• сбивать за борт струями воды разлившиеся горящие нефтепродукты, если их не удается погасить.

 

При горении топлива у борта судна необходимо:
• вывести судно из опасного района, по возможности против ветра и течения;
• отгонять горящее топливо от борта сплошными водяными струями из пожарных стволов под углом 30 - 40° к поверхности воды по границам жидкостей, сжимая очаг пожара;
• применять пенотушение для покрытия поверхности забортной воды в угрожающих судну местах;
• охлаждать корпус в угрожающих местах водяными струями.

Вентиляция. При объемном способе тушения пожара производить вентиляцию помещения запрещается.

Для предотвращения повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения вентиляцию горевшего отсека следует производить не ранее чем через 8 ч после окончания тушения пожара. Вентиляция производится до полного удаления газов и запаха, но не менее 30 мин.

До окончания производства вентиляции входить в помещение, где осуществлялось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, разрешается только в дыхательных изолирующих аппаратах, соблюдая все правила предосторожности, пользуясь предохранительным тросом, переносным аккумуляторным фонарем взрывобезопасной конструкции и предварительно убедившись, что температура в помещении не выше 60 °С.

Сухогрузные трюмы, где тушение пожара производилось стационарными углекислотными установками, вскрываются для производства вентиляции только по прибытии судна в ближайший порт.

Водотушение.

Вода, как огнегасительное средства, на судах может применяться в виде компактных или распыленных струй в зависимости от характера пожара и особенностей обстановки в аварийном помещении. Для тушения водоотталкивающих веществ и материалов применяется вода с добавлением смачивателей.
Основным огнегасительным эффектом воды является ее охлаждающая способность, ввиду чего подача ее в очаг горения должна производиться так, чтобы был обеспечен непосредственный контакт воды с горючим веществом. При этом рекомендуется следующее.
1. Компактными струями воды необходимо тушить большиство твердых горючих веществ. Из числа опасных - взрывчатые и окисляющие вещества, газовые фонтаны. Кроме того, они успешно применяются для создания водяных завес и охлаждения судовых конструкций, расположенных вблизи очагов пожара и на путях эвакуации людей.
При затоплении судового помещения вместо компактных струй вода может подаваться через пожарные рукава без стволов, что позволит полнее использовать производительность пожарных насосов.
2. Распыленная вода рекомендуется для тушения твердых веществ в измельченном виде, волокнистых материалов и легковоспламеняющихся жидкостей.
Требуемая дисперсность распыла зависит от характера горючих веществ. Например, для тушения бензина и пылеобразных веществ диаметр капель должен быть не более 0,1 мм, для спиртов - 0.3 мм, для горючих жидкостей типа трансформаторного масла и волокнистых материалов - 0,5 мм. Подавать распыленную воду на горящие легковоспламеняющиеся жидкости необхдимо одновременно на всю площадь горения с высоты не менее 1 м. В этих случаях в зоне высоких температур вода превращается в пар, который, разбавляя окислитель в зоне горения, прекращает его.
3. Вода с добавлением поверхностно-активных веществ, именуемых смачивателями, должна применяться для тушения волокнистых, целюлозных, промасленных тканей, сыпучих, пористых и других водоотталкивающих веществ и материалов.
В качестве смачивателей применяются как специально приготовленные для этого, так и известные на судах вещества и смеси, используемые для других целей. В качестве смачивателя может быть использован любой из синтетических пенообразователей. Их добавление к воде должно составлять около 5%, то еть такая концентрация, на которую обычно рассчитываются судовые системы пенотушения. Подавать воду со смачивателем в очаг пожара следует с помощью обычных стволов системы водотушения.
Добавление поверхностно-активных веществ увеличивает способность воды распространяться по поверхности горючих веществ и проникать вглубь по мелким порам.

Пенное пожаротушение — тушение пожара с использованием пены.

Пены широко используются для тушения пожаров на промышленных предприятиях, складах, в нефтехранилищах, на транспорте и т. д. Пены представляют собой дисперсные системы, состоящие из пузырьков газа, окруженных пленками жидкости, и характеризующиеся относительной агрегатной и термодинамической неустойчивостью. Если пузырьки газа имеют сферическую форму, а их суммарный объём сопоставим с объёмом жидкости, то такие системы называются газовыми эмульсиями. Для получения воздушно-механической пены требуются специальная аппаратура и водные растворы пенообразователей.[1]

Достоинства пены как средства тушения:

· существенное сокращение расхода воды;

· возможность тушения пожаров больших площадей;

· возможность объемного тушения;

· возможность подслойного тушения нефтепродуктов в резервуарах;

· повышенная (по сравнению с водой) смачивающая способность.

· при тушении пеной не требуется одновременное перекрытие всего зеркала горения, поскольку пена способна растекаться по поверхности горящего материала.

Наиболее важной структурной характеристикой пены является её кратность, под которой понимают отношение объёма пены к объёму её жидкой фазы. Воздушно-механическая пена подразделяется на:

· низкократную (кратность до 20),

· среднекратную (20 — 100),

· высокократную (выше 100).

 

Наиболее широко применяется пена среднекратная (в России), реже — низкократная. Пена высокократная находит ограниченное применение в пожаротушении, в основном при объемном тушении.

газотушение. основан на том, что в комнату, в которой происходит пожар, запускается специальный газ-хладон, который вытесняет воздух(а с ним и кислород, который способствует реакции горения). Реализуется газотушение либо в отдельных баллонах в каждой комнате, либо в виде централи по комнатам, а помещение с хладоном находится в подвале. Возможные способы - обычно применяется объемный способ пожаротушения. Применение установок эффективно для ликвидации пожаров классов А, В и С и возгораний электрооборудования под напряжением при защите вычислительных центров, телефонных узлов, библиотек, архивов, музеев, деньгохранилищ, ряда складов в закрытых помещениях, а также камер окраски, пропитки и сушки и др. Использование установок неэффективно: не применяют для тушения воспламенения материалов, склонных к горению без доступа воздуха, самовозгоранию и тлению внутри объема вещества (древесные опилки, хлопок, травяная мука, пенистая резина и др.), а также металлов (натрий, калий, магний, титан и др.), гидридов металлов и пирофорных веществ.

9, Виды повреждений корпуса судна, приводящие к потере его водонепроницаемо­сти

Основной причиной износа корпуса судна является коррозия.

Коррозия- это процесс разрушения металлической поверхности под влиянием агрессивной среды (морская вода, морская атмосфера, химически активные грузы). Интенсивность и характер коррозии зависят от длительности рейса, района плавания, скорости судна и от эффективности антикоррозийной защиты. При надежной защите скорость коррозии не превышает 0,1 мм в год. Наиболее интенсивна и опасна местная коррозия отдельных участков корпуса: наружной и донной арматуры, сварных швов, настила и набора двойного дна.

Виды коррозии:

 


  • химическая коррозия - результат химического взаимодействия с агрессивным веществом, проявляется в виде глубоких язвин и может привести к сквозному разрушению обшивки;

  • электрохимическая коррозия –происходит при контакте металла с электролитом, роль которого выполняет морская вода; поражает большие площади обшивки корпуса, трубопроводы и оборудование, работающие в условиях морской воды;

  • биологическая коррозия - возникает вследствие жизнедеятельности микроорганизмов, обитающих в морской воде.


При ударном воздействии струй воды, насыщенной воздухом, на металлическую поверхность наблюдается эрозия - разрушение металла вследствие гидродинамической кавитации. Кавитация –это процесс образования в быстро движущемся потоке жидкости пузырьков, заполненных пароводяной смесью, в результате нарушения сплоченности потока. Кавитация не только приводит к эрозии рабочих поверхностей, но и снижает КПД гребного винта и способствует увеличению вибрации.


Виды эксплуатационных и аварийных повреждений корпуса судна:

- водотечность сварных и заклепочных соединений возникает вследствие значительных местных деформаций наружной обшивки при плавании в штормовых условиях, во льдах, при столкновении и посадке на мель;

- трещины имеют усталостный характер вследствие прогиба и перегиба корпуса, создающих в металле напряжения, превышающие его предел прочности;

- гофрировка наружной обшивки и настила палуб происходит под действием переменных деформаций растяжения и сжатия – стальные листы теряют устойчивость и изгибаются между опорами набора;

-вмятины- деформации листов обшивки вместе с элементами набора;

-пробоины – в большинстве случаев являются результатом аварии (навал, столкновение, посадка на мель) и могут иметь разнообразную форму, иметь рваные и загнутые края как внутрь, так и наружу корпуса.


По своим размерам повреждения корпуса подразделяются на:

-малые пробоины, включая нарушение водонепроницаемости иллюминаторов, шпигатов, горловин, - площадью до 0,05 кв.м;

- средние пробоины, включая нарушение водонепроницаемости кингстонов и других закрытий забортных отверстий, - до 0,2 кв.м;

- большие пробоины, включая нарушение водонепроницаемости шахт лагов, малых люков, дверей, горловин и других закрытий, -до 2 кв.м;

- очень большие пробоины, включая нарушение водонепроницаемости люков, грузовых портов и других закрытий, -свыше 2 кв.м.


Наибольшую опасность для судна представляют подводные пробоины, через которые поступает большое количество воды. Надводные пробоины также опасны, особенно если они расположены вблизи ватерлинии судна. Менее опасны пробоины, расположенные значительно выше ватерлинии, поступление воды через которые возможно только при больших наклонениях судна.


Дефектация повреждений.

Пробоины, трещины, гофрировка определяются визуально.

Остаточная толщина металла с помощью контрольного сверления и измерения толщины.

^ Качество сварных швов - рентгеноскопией, магнитной или ультразвуковой дефектоскопией.

Непроницаемость соединений- водой, мыльным раствором, раствором мела, направленным светом.


К наиболее вероятным причинам водотечности корпуса относят:

-повреждения наружной обшивки при столкновении, посадке на мель, навале на причал, плавании во льдах;

-нарушение плотности сварных соединений при сильной стремительной качке, повышенной вибрации корпуса, коррозийном износе;

-нарушение плотности соединений донной и забортной арматуры;

-утечки в элементах судовых систем, связанных с забортной арматурой

(трещины и свищи трубопроводов, повреждение прокладок, неплотность сальников насосов и арматуры);

-нарушение плотности водонепроницаемых закрытий (дверей, горловин, люковых закрытий, капов, иллюминаторов);

-разрушение конструктивных элементов корпуса при заливании палубы водой в штормовых условиях.

Нарушение водонепроницаемости корпуса может привести к затоплению отсека, если своевременно не будут приняты меры по устранению водотечности. Возможность устранения водотечности зависит как от размеров повреждений и их расположения относительно поверхности воды, так и от действий экипажа. Чем выше напор поступающей в отсек воды, тем больше физических усилий потребуется экипажу для устранения водотечности. Один человек может преодолеть напор воды 70-80 кг

Действия члена экипажа, обнаружившего пожар

Член экипажа, обнаруживший пожар ил» его признаки, должен

немедленно подать сигнал тревоги. Задержка подачи сигнала тревоги влечет за собой молниеносное распространение пожара. Ни один член экипажа не должен начинать борьбу с пожаром, каким бы незначительным он ему ни показался, пока не будет подан сигнал тревоги. При обнаружении пожара двумя или несколькими членами экипажа, одному из них следует подать сигнал тревоги, а другие одновременно должны попытаться потушить пожар имеющи­мися под рукой средствами. Например, небольшой пожар в металли­ческой урне можно прекратить, закрыв ее негорючей крышкой, пока член экипажа, обнаруживший его, отлучится для извещения о пожаре.

Сообщать следует о всех пожарах, даже если они прекратились сами собой в связи с отсутствием горючего материала или кислорода. Исследование причин их возникновения поможет вскрыть дефекты или условия, устранения которых предотвратит подобные пожары в дальнейшем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.092 с.)