Тема 2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.



Содержание

стр.

1. Цели освоения дисциплины ……………………..……………………….3

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата….…………………...3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины…………………………………………………………………….6

4. Структура и содержание дисциплины………………………………………11

5. Образовательные технологии………………………………………………..16

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости,

промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. …………..23

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…......40

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины……………………....41

 

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» разработана с учетом рекомендуемого Министерством общего и профессионального образования РФ и МО нового стандарта обучения и является важной составной частью в получении базового образования.

Целью освоения дисциплины безопасность жизнедеятельности является – вооружение студентов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

- становление культуры безопасности, отвечающей особенностям современного общества;

- создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

- идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

- прогнозирования развития негативных воздействий на человека и окружающую среду, оценки и управления рисками.

- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий, а также от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения и принятия мер по ликвидации их последствий;

- формирование практических навыков безопасной жизнедеятельности в повседневной жизни, проведение исследовательской и аналитической работы по тематике БЖД.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - обязательная обще профессиональная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Изучением дисциплины достигается формирование у бакалавров представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

В учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» рассматриваются: современное состояние и негативные факторы среды обитания; принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания, основы физиологии и рациональные условия деятельности; прогнозирование чрезвычайных ситуаций и разработка моделей их последствий; разработка мероприятий по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, в том числе и в условиях ведения военных действий, и ликвидация последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; контроль и управление условиями жизнедеятельности.

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов с рекомендованной литературой, изучением материалов по первоисточникам, разработкой проблем, связанных с изучением конкретных методов и средств обеспечения безопасности.

Дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении социально-экономических, естественнонаучных и общеобразовательных дисциплин. Ее изучение можно проводить на любом этапе формирования бакалавра.

Данная дисциплина ориентирует и способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения подготовке спасателей в образовательных учреждениях в соответствии с образовательной программой;

- планирование и проведение учебных занятий по безопасности жизнедеятельности с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

- использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения основам первой помощи в ЧС, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- применение современных средств оценивания результатов обучения;

- формирование у учащихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию у обучаемых мотивации к обучению.

в области коррекционно-развивающей деятельности:

- работа в школах и классах разного профиля;

- разработка и применение развивающих и корректирующих программ с учетом особенностей личности ребенка.

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся

в области организационно-управленческой деятельности:

- организация контроля над результатами обучения и воспитания;

- организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся.

в области организационно-технической деятельности:

- рациональная организация учебного процесса с целью укрепление и сохранение здоровья школьников.

Изучение данной дисциплины является необходимой основой для последующего прохождения производственной практики.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РУЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате обучения в средней общеобразовательной школе: ОБЖ, биология, правоведение, физика, химия, география, изучающие проблемы безопасного поведения человека в быту, на производстве, состояния здоровья, здорового образа жизни, закономерности роста и развития человека, и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (ФГОС):

Общекультурные компетенции (ОК):

- владеть культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1);

- способностью понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

-готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

- способностью логически выстраивать устную и письменную речь (ОК-6);

- готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7 );

- готовностью использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовностью работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

-готовностью использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11);

- способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);

- готовностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13);

- готовностью к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);

-способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16).

Профессиональные компетенции (ПК) в области педагогической деятельности:

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- способностью использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

- способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

- способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучаемых (ПК-2);

- готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);

- способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

- готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6);

- способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7);

- готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8);

ПКв области культурно-просветительской деятельности:

- способностью разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы (ПК-9);

- способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10);

ПК в области научно-исследовательской деятельности:

- готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11);

- способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности (ПК-12);

- способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования (ПК-13).

В результате изучения данной дисциплины студент должен:

знать:

- теоретические основы безопасности жизнедеятельности человека;

- основные понятия и определения безопасности жизнедеятельности;

- средства и методы прогнозирования, основные нормативные документы по вопросу безопасности жизнедеятельности человека;

- причины возникновения травматизма;

- природные, техногенные, социальные аспекты БЖД;

- потенциальные опасности и вредные и поражающие факторы, возникающие в результате ЧС;

- характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду;

- методы и средства обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- методику изучения безопасности жизнедеятельности в школе;

- формы и методы организации занятий по всем разделам курса безопасности жизнедеятельности в образовательном учреждении.

- методы защиты от ЧС применительно к сфере своей профессиональной деятельности, эргономические аспекты безопасности.

уметь:

- применять теоретические значения к конкретным условиям для создания безопасных и безвредных условий жизнедеятельности;

- проводить занятия по курсу безопасности жизнедеятельности с учащимися на современном уровне;

- применять активные методы обучения и инновационные педагогические технологии в процессе преподавания курса;

- системно анализировать и выделять главное в современных руководящих документах по вопросам информационной, продовольственной и национальной безопасности;

- идентифицировать основные опасности среды обитания человека;

- принимать решения в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности эксплуатации объектов экономики с учетом устойчивости их функционирования.

- адекватно реагировать на возникающие опасности и угрозы;

- оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

- вести профилактическую работу по предотвращению угроз человеку;

- представлять результаты своей деятельности в виде письменных и устных ответов.

- убедительно и аргументировано выражать свои мысли по проблемам данной дисциплины, участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

- проектировать образовательный процесс по проблемам данной дисциплины с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- использовать в образовательном процессе по данной дисциплине разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов.

Владеть:

- законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;

- навыками применения современных методов и технологий обучения;

- навыками оценки усвоения учащимися программы по безопасности жизнедеятельности

- навыками: теоретического определения природы вредных веществ и теоретических основ ликвидации последствий при чрезвычайных ситуациях;

- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;

- навыками обеспечения безопасности и защиты окружающей среды;

- навыками создания комфортного (нормативного) и безопасного состояния среды обитания в зонах трудовой, образовательной и рекреационной деятельности человека.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 11 (6) зачётных единиц –396 (216) час.


№ п/п Раздел дисциплины семестр   Се-ме-стр Неделя семестра   Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоёмкость (в часах)   Формы текущего контроля успеваемости по неделям семестра форма промежуточной аттестации (по семестрам)
    Всего Лекции Практ. занят. Само-стоят. раб.
1. Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».   По рас-писанию               - Конспект занятий, учебной спец. литературы.
2. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.     -         - Конспект занятий, учебной спец.литературы
  Итого за 3-й семестр   -       - Зачётное занятие
3. Чрезвычайные ситуации природного, биологического и экологического характера и защита от них.           -             - Конспект занятий, учебной спец. литературы. Презентация, семинар
4. Проблемы выживания в природной среде.     -         Семинар, реферат
5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них     -         Семинар, Тест-контроль
6. Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ.     -         Реферат, Тест-контроль
7. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.     -         Семинар, Тест-контроль
8. Влияние техногенных факторов среды обитания на здоровье населения.     -           Семинар
9. Пожары и взрывы.   -       - Тест-контроль
10. Бытовые опасности.   -         Семинар
  Зачёт   -   - - - Зачётное занятие
  Итого за 4-й семестр   -          
11. Понятие «здоровья ребенка». Критерии здоровья     -         -   Конспект занятий, учебной спец. литературы
12. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей, подростков в современном обществе     -         - Подготовить презентацию по данной теме
13. Специфика формирования представления о здоровом образе жизни у детей, подростков и юношей.         -           - Написание реферата
14. Основные принципы здорового образа жизни. Факторы, способствующие укреплению здоровья         -             - Демонстрация презентаций.
15. Вредные привычки, влияние на здоровье подростков и юношей (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и их профилактика.         -           - Проблемный семинар (просмотр видеоряда)
16. Социальные и демографические характеристики формирования здорового образа жизни     -           - Проблемный семинар (просмотр видеоряда)
17. Здоровый образ жизни–необходимое условие безопасности жизнедеятельности.     -         - Участие в семинаре. Тест-контроль
  Итого за 5-й семестр   -       - Зачётное занятие
18. Методика формирования психологической устойчивости и поведения в опасных ситуациях         -           - Конспект занятий, учебной спец. литературы. Защита реферата
19. Российская система предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).     -           - Конспект занятий, учебной спец.литературы. Семинар.
20. Современные средства поражения людей и их поражающие факторы.     -         Контрольная работа
21. Мероприятия по защите населения.     -         - Конспект занятий, учебной спец. литературы.
22. ЧС социального характера.       -         Ролевая игра «Давка в ночном клубе»
23. Терроризм как реальная угроза безопасности в современном обществе     -         Проблемный се-минар (просмотром видеоряда)
24. Управление безопасностью жизнедеятельности .     -         Конспект занятий, учебной спец. литературы
25. Личностные факторы, определяющие безопасность жизнедеятельности     -         Защита расчетных работ.
  Итого за 6-й семестр   -          
  Экзамен   -   - - - Тесты, билеты
  Итого за курс              

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Безопасность жизнедеятельности – наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Её основная задача состоит в сохранении работоспособности и здоровья человека выбором параметров состояния среды обитания и применением мер защиты от негативных факторов естественного и антропогенного происхождения. Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»- вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками изучаемой дисциплины.

В дисциплине рассматриваются вопросы взаимодействия человека с окружающей средой обитания; основы физиологии и рациональные условия труда; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека негативных факторов, принципы их нормирования; идентификация негативных факторов; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических средств и технологических процессов; основы проектирования и применения экобиозащитной техники; методы обеспечения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства и технических систем в ЧС; прогнозирование ЧС и мероприятий по защите населения и персонала объектов народного хозяйства при ликвидации последствий аварий и стихийных явлений; правовые, нормативно – технические и организационные основы БЖД; контроль управления условиями жизнедеятельности; требования к операторам технических систем.

Контрольные вопросы:

1.Взаимодействие человека со средой обитания.

2.Роль современного специалиста в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

3. Перспективы развития безопасности жизнедеятельности.

Рекомендуемая литература:

1. Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – С-Пб.:

Питер, 2008. – 321 с.

2. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А.Хван,П.А.Хван. – Ростов-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.

3. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. С- Петербург, 2008.

Тема 9. Пожары и взрывы.

Выделение в самостоятельный вид аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах достаточно условно, так как практически аварии на всех потенциально опасных объектах сопровождаются (или инициируются) пожарами и взрывами.

Пожаро- и взрывоопасные объекты. Общие сведения о процессах горения, детонации и взрыва. Классификация пожаров. Принципы прекращения горения и их реализация при тушении пожаров. Огнетушащие вещества. Способы тушения пожаров. Взрывчатые вещества, их классификация и характеристики. Взрывоопасные среды – топливовоздушные и пылевоздушные смеси, их характеристики. Взрывы различной природы и их основные характеристики. Воздушная ударная волна, её параметры. Профилактика возникновения взрывов и пожаров.

Контрольные вопросы:

1. Краткая характеристика пожаро- и взрывоопасных объектов.

2. Виды пожаров. Способы пожаротушения.

3. Действия при пожаре.

Рекомендуемая литература:

1.Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2008. – 321 с.

2. Хван Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А.Хван, П.А.Хван. – Ростова-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.

3. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. С- Петербург, 2008.

Тема 10. Бытовые опасности.

Источники и уровни негативных факторов бытовой среды. Взаимосвязь состояния бытовой среды с комплексом негативных факторов производственной и городской среды. Город как источник опасности. Особенности города как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности, государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности, их задачи и возможности. Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище. Пожар в жилище, средства пожаротушения и правила пользования ими. Затопление жилища. Правила поведения при затоплении и меры, необходимые для устранения причин затопления. Разрушение жилища. Средства бытовой химии. Чрезвычайные ситуации на транспорте. Характеристика видов транспорта. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами.

Контрольные вопросы:

1.Какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть в жилище и их характеристики.

2. Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре.

3. Правила обеспечения безопасности дорожного движения и безопасного поведения на транспорте.

4. Производственная техника безопасности и правила её соблюдения.

Рекомендуемая литература:

1.Михайлов, Л.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Л.А. Михайлов, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов, А.В. Старостенко и др. – СПб.: Питер, 2008. – 321 с.

2. Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности / Т.А.ХванП.А.Хван. – Ростова-на-Дону.: Издательство «Феникс», 2010. – 352 с.

3. Занько Н.Г., Малаян К.Р., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности. С- Петербург, 2008.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары), так и интерактивных (проекты, деловые и ролевые игры, кейс-метод) образовательных технологий обучения, в сочетании с внеаудиторной работой, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Лекции должны познакомить студентов с основными теоретическими аспектами чрезвычайных ситуаций, способами и средствам защиты от чрезвычайных ситуаций различного происхождения, принципами и взглядами, лежащими в основе государственной политики по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Лекция является одним из наиболее важных видов учебных занятий. В обучении «безопасности жизнедеятельности» это одна из основных форм. Основа теоретической подготовки по дисциплине «Безопасности жизнедеятельности» закладывается в систематизированном лекционном курсе, который призван раскрыть наиболее сложные, узловые теоретические вопросы учебной программы, состояние и перспективы развития соответствующей области науки, стимулировать активную познавательную деятельность студентов и способствовать формированию их творческого мышления. Цикл лекций в течение семестра или учебного года представляет собой целостное, логическое оформленное содержание определенного раздела знаний социальных опасностей и защите от них. Необходимо систематическое посещение студентами курса лекций. Пропуски лекций нарушают целостность восприятия структуры курса и существенно осложняют подготовку к экзамену. Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, но это изложение может сопровождаться демонстрацией видео - и кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей и использованием других методических средств.

Основными требованиями к лекции являются: научность, доступность, единство формы и содержания, эмоциональность изложения, органическая связь с другими видами учебных занятий и с практикой повседневной жизни, убедительность.

С учетом этих требований каждая лекция должна:

- иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно излагаемых вопросов (понятийная линия лекции);

- иметь необходимую идейно-теоретическую направленность, твердый теоретический и методический стержень, важную проблему;

- иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

- быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, иметь четко выраженную связь с практикой;

- быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения, ставить перед студентами вопросы дня размышления;

- обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации и вызывать у студентов необходимый интерес познания, давать направление для их самостоятельной работы;

- быть на современном уровне науки и техники и содержать прогноз развития на ближайшие годы;

- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);

- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;

- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий; быть доступной для восприятия данной аудиторией.

Словом, лекционный курс должны отличать высокий научно-методологический уровень и активное воспитательное воздействие на студентов.

Научно-методологический уровень лекционного курса характеризуется и достигается:

- использованием методологических основ, теоретических основ безопасности жизнедеятельности, философии педагогики и психологии,

- положений фундаментальных естественных, социогуманитарных и других наук,

- глубиной анализа и научного обобщения,

- полнотой рассмотрения и использования теории и результатов достижений в современной науке при изучении и анализе современных социальных и политических процессов,

- постановкой и раскрытием профессиональных проблем,

- раскрытием современных научных взглядов, понятий, идей на перспективы исследования законов и закономерностей развития человеческого общества.

Воспитательное воздействие лекционного курса характеризуется и осуществляется:

- решением задач нравственного, правового, эстетического и других аспектов воспитания,

- формированием высоких моральных качеств и гордости за свою профессию,

- расширением общего кругозора и формированием профессиональных качеств (быстроты и гибкости ума, глубины, широты и логичности мышления, активности, критичности, самостоятельности и смелости в принятии решений, творческого подхода к делу).

Учебная лекция должна иметь четкую и строгую структуру.

Вступление (введение) определяет тему, план и цель лекции. Оно призвано заинтересовать и настроить аудиторию, в нём излагается предмет лекции и её актуальность, основная идея (проблема, центральный вопрос), связь данной лекции с предыдущими и последующими занятиями, ее основные вопросы. Введение должно быть кратким и целенаправленным.

Изложение - основная часть лекции, в которой реализуется научное содержание темы, все главные узловые вопросы, приводится вся система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Вбирая в себя весь фактический материал, его анализ и оценки, основная часть лекции воплощает ее идеи и раскрывает теоретические положения. В ходе изложения используются все формы и способы суждения, аргументации и доказательств. Каждое теоретическое положение должно быть обосновано и доказано, приводимые формулировки и определения должны быть четкими, насыщены глубоким содержанием. Все доказательства и разъяснения направляются на достижение поставленной цели, на раскрытие основной идеи, содержания и научных выводов. Именно в ходе изложения основной части лекции, в рассмотрении вопросов плана лекции сказывается стиль лектора, т. е. умение говорить содержательно и убедительно, интересно и целеустремленно. Каждый учебный вопрос заканчивается краткими выводами, логически подводящими студентов к следующему вопросу лекции. Число вопросов в лекции, как правило, колеблется от двух до четырёх.

Иногда отдельные вопросы делятся на подвопросы, облегчающие изложение и усвоение материала. Слишком дробное членение двухчасовой лекции или, наоборот, чрезмерно малое деление на части нежелательны в логическом и психолого-дидактическом отношениях. Важно избегать абстрактного схематизма в разбивке лекции. Длительность ее частей должна быть соразмерна с научным значением излагаемых проблем.

Заключение имеет целью обобщить в кратких формулировках основные идеи лекции, логически завершая ее как целостное творение. В заключение могут даваться рекомендации о порядке дальнейшего изучения основных вопросов лекции самостоятельно по указанной литературе. Все это и составляет предмет обдумывания при разработке лекции. Эта кропотливая и скрупулезная работа совершается на основе накопленных знаний и опыта, на основе изучения новейшей литературы, посредством сбора, анализа и обобщения всего фактического материала.

Содержание разрабатываемых лекций должно соответствовать учебной программе, тематическому плану и опираться на материал лучших «фондовых» лекций.

При этом за преподавателем сохраняется право выбора наиболее рациональных, эффективных методов и методических приемов, способов изложения и познания обучающимися учебного материала, которые кратчайшим путем должны привести к достижению поставленных учебных и воспитательных целей. Решение на оптимальное сочетание методов, методических приемов, современных и перспективных технологий обучения требует со стороны лектора творческого подхода.

В зависимости от выбранного метода обучения, лекции могут читаться традиционным методом, с элементами проблемного обучения, проблемным методом, с применением опорных конспектов, методом модульного дозированного обучения и контроля и другими методами эффективных технологий обучения.

При выборе метода обучения необходимо учитывать степень сложности учебного материала лекции, уровень подготовленности обучаемых по вопросам, выносимым на лекцию, необходимую глубину проработки данных вопросов, обеспеченность выбираемого метода необходимыми учебно-методическими разработками.

Распределение времени по основным вопросам лекции производится в зависимости от объема и сложности излагаемого материала, уровня подготовки аудитории, используемых средств наглядности и технических средств обучения.

Проведение уже первого, пробного чтения лекции позволяет уточнить как ее содержание, так и расчет времени на отдельные вопросы.

Так как на лекцию рекомендуется выносить не более 3-х вопросов, то продолжительность изложения каждого из них составит в среднем 20-30 минут. Впрочем, это (в «среднем») не исключает и большего времени, отводимого на вопрос лекции. Не рекомендуется постановка вопросов продолжительностью менее 15 минут. Вопросы продолжительностью более 40 минут рекомендуется разбивать на подвопросы.

Перечень учебной литературы должен быть по возможности максимальным и о наибольшей мере соответствовать целевой установке лекции. Следует, однако, отличать общий перечень литературы по теме лекции от литературы, выдаваемой студентам как задание на самостоятельные занятия в соответствии с тематическим планом. Количество дидактического материала, его виды (слайд, демонстрационная схема и т. д.) должны выбираться из условия оптимальности усвоения учебного материала.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.097 с.)