Государственное управление и человек. Обеспечение прав и свобод личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственное управление и человек. Обеспечение прав и свобод личности.



Государственное управление в социально-культурной сфере

1. Государственное регулирование образования и науки в РФ

Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно-правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной. Государство обеспечивает гражданам право на образование: гарантируются общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

На основании Закона РФ от 10 июля 1992 г. 3266-1 «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучении в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В РФ установлены следующие образовательные уровни (образовательные цензы): основное общее образование, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, высшее профессиональное образование, послевузовское профессиональное образование. Под получением гражданином образования понимается достижение и поддержание им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для самореализации, развитие общества, укрепление, совершенствование правового государства. Своим содержанием образование должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, интеграцию личности в национальную и мировую культуру, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В понятие система образования входит совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих ее элементов, включающая преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности; сеть реализующих их образовательных учреждений независимо от организационно-правовых форм, типов и видов последних; органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное управление внешними функциями государства

Внешние функции государства

Представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене:

1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами. Предполагает установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это - борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.

2. Национальная оборона. Укрепление оборонной мощи государства. Это прежде всего повышение боеспособности и боеготовности вооруженных сил. Указанная функция включает также выработку военной доктрины (кто враг - кто друг), охрану государственных границ, внешнюю разведку и контрразведку, организацию гражданской обороны.

3. Защита граждан, находящихся за пределами государства. Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство. Это касается и граждан, совершивших за рубежом правонарушения. Государство обязано проследить, насколько обоснованно уголовное преследование, соблюдены ли процессуальные права и свободы, насколько обеспечены гражданину возможности юридической защиты.

Основными внешними функциями государства являются следующие:

• защита государственных интересов на международной арене;

• поддержание обороноспособности страны на необходимом уровне;

• участие в решении глобальных проблем человечества;

• развитие взаимовыгодного экономического и политического сотрудничества с другими государствами.

Функция обороны страны.

Обеспечение национальной обороны и безопасности - одна из важнейших функций государства. История подтверждает, что на всех этапах развития госдарственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время - это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Главной целью практической деятельности государства и общества в оборонной сфере является совершенствование военной организации для обеспечения возможного адекватного реагирования на угрозы, которые могут возникать, при рациональных затратах на оборону.

Подавляющее большинство современных государств восприняло оборонительную доктрину, суть которой состоит в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противоборства в значительной мере снижает возможность возникновения войн в жизни народов, предполагая в будущем перспективу их постепенного исчезновения. Понятие функции государства емко и многогранно. Оно включает в себя всю систему мероприятий по укреплению обороноспособности страны, поддержанию боевой мощи вооруженных сил как в мирное, так и в военное время.

Не случайно основы государственного управления обороны и безопасности закреплены в Конституции РФ.

Основным субъектом обеспечения национальной безопасности является государство. Причем по Конституции Российской Федерации вопросы обороны и безопасности, оборонного производства, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования отнесены к ведению Российской Федерации (п. "м" ст. 71 Конституции РФ).

В соответствии с этим положением обязанности Верховного главнокомандующего вооруженных сил Российской Федерации возложены на Президента РФ, который также утверждает военную доктрину Российской Федерации, и вправе в случае агрессии против России или от непосредственной угрозы вводить на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. (ст. ст. 83, 87 Конституции РФ)

Кроме того именно на Президента, являющегося главой государства и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, возложена обязанность в установленном основным законом порядке принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности возложены на Правительство Российской Федерации (п. "д" ст. 114 Конституции РФ).

Оборонная деятельность государства базируется не его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений.

Во-первых, укрепление оборонной мощи страны. Высокую обороноспособность государства обеспечивает развитая и эффективная экономика, опирающаяся на новейшие достижения научно-технического прогресса, что позволяет удовлетворять не только материальные потребности общества, но и производить все необходимое для укрепления оборонного потенциала страны. Современная экономика обеспечивает необходимый уровень развития военной промышленности, производства новейших образцов техники и оружия, создания запасов стратегического сырья и продовольствия и других компонентов оборонного потенциала государства.

Во-вторых, повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности. Каждое государство постоянно заботится о том, чтобы его вооруженные силы были мощными, мобильными, располагали современными средствами защиты, профессионально использовали все виды военной техники и оружия, имели высокую боеспособность и боеготовность, действовали в режиме законности и положений международного права.

Вооруженные силы государства - это государственная военная организация, составляющая основу его обороны.

Например, в ст. 11 федерального закона "Об обороне" от 31 мая 1996 года дан исчерпывающий перечень лиц, образующих вооруженные силы Российской Федерации: центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части и организации. Помимо вооруженных сил в Российской Федерации создаются и другие воинские формирования, выполняющие задачи обеспечения военной безопасности и привлекаемые по мере необходимости к обороне страны: Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны.

Военные организации выполняют задачи государственного управления в сфере обороны и безопасности, и непосредственно участвуют в обороне страны с использованием средств вооруженной защиты.

Цели военной организации, как составной части вооруженных сил, в частности установлено, что вооруженные силы предназначены для отражения агрессии, направленной против страны, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории государства, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Таким образом, по характеру и целям своей деятельности военные организации являются государственными органами, созданными для реализации функций государства в сфере обеспечения национальной безопасности средствами вооруженной защиты. Более того, они являются частью единого механизма государственного управления в сфере обеспечения обороны и безопасности страны.

В-третьих, охрана государственных границ. Эта деятельность осуществляется пограничными войсками или другими специальными подразделениями и направлена на обеспечение пограничного режима, определяемого законодательством конкретного государства.

В-четвертых, организация гражданской обороны. Государства проводят ряд оборонных мероприятий в мирное время в целях противостояния возможному нападению извне и обеспечения устойчивого функционирования экономики страны в военное время. Эта деятельность предусматривает эвакуацию жителей из населенных пунктов, по которым наиболее вероятны удары оружием массового поражения. Она связана с созданием специальных защитных сооружений, проведением спасательных и восстановительных работ.

В-пятых, военное обучение запаса вооруженных сил (резервов). Во многих странах организуется периодическая военная переподготовка лиц, состоящих на воинском учете. Это позволяет в случае межгосударственных военных конфликтов быстро развертывать вооруженные силы и пополнять их квалифицированным личным составом. Государство организует также вневойсковую подготовку, которая проводится в средних и высших учебных заведениях.

Следует особо отметить взаимодействие оборонной политики государств мирового сообщества. В современных условиях это взаимодействие направлено на сокращение ядерных и обычных вооружений, на исключение из оборонных средств каждого государства бактериологического, химического, биологического и других видов оружия массового поражения. Речь идет о гуманизации военного противоборства, если таковое в силу определенных причин возникает между враждующими государствами. Снижение уровня военного противостояния различных стран благоприятно сказывается на экономических возможностях всех государств, культурном, духовном и экологическом благополучии их народов.


Федеральное собрание РФ в системе государственного управления

Федеральное Собрание РФ: порядок формирования, правовые основы деятельности, структура и полномочия

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета. В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов, представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению в соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Основными функциями парламента являются:

1) представительство;

2) законотворчество;

3) контроль.

Основными стадиями законодательного процесса являются:

1) внесение законопроекта в Государственную Думу;

2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;

3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;

4) подписание Президентом РФ и обнародование закона. Субъектами права законодательной инициативы являются (ч. 1 ст. 104 Конституции РФ):

1) Президент РФ;

2) Совет Федерации;

3) депутаты Государственной Думы;

4) Правительство РФ;

5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;

6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросам их ведения.

В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствует о единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.

Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательном процессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.

В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решают вопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.

Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределах их полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.

Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.

Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.

Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этой палате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу. В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.

Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.

Государственное управление и человек. Обеспечение прав и свобод личности.

Понять современное общество и современного человека невозможно без изучения многообразных отношений людей с государством. В повседневном и научном языке часто встречаются термины "человек", "личность". Понятие "человек" употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает в мире такой особой исторически развивающейся общности как человеческий род, человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.

Личность - это индивидуально определенная совокупность социально значимых свойств человека, проявляющихся в отношениях между людьми.

Человек как личность оказывается включенным в различные социальные группы и в общество в целом. Он находится в неизбежной связи с государством. Взаимодействие отдельной личности и государства характеризуется их взаимными многочисленными связями и отношениями. Отношения личности и государства различны на разных этапах человечества.

Характер отношений личности и государства в историческом развитии зависит от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляла личность, ограничивая ее свободу, или представляло привилегии. И только через столетия государство стало, относится ко всем личностям как к равным.

Фактическое положение человека, масштаб его свободы выражается, прежде всего, в материальных и духовных возможностях и обязанностях, количество, качество и пределы которых составляют содержательную характеристику состояния конкретной личности.

В государственно-организованном обществе в системе факторов определяющих положение человека именно государству принадлежит исключительно важная роль. Такое значение государство обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает.

Вместе с тем личность так же оказывает влияние на государство, которое проявляется как в опосредованных формах, через институты гражданского общества (партии, движения), так и непосредственно. В последнем случае личность, обладая политическими правами, участвует в формировании органов государства путем выборов, контроля и критики деятельности государства, обжалованием действий и решений должностных лиц.

Здесь степень воздействия на государство зависит от политической, гражданской активности самой личности. Очевидно, что государство обладает большими возможностями влияния на личность чем отдельная личность на государство. Поэтому, роль государства здесь может проявляться в признании и юридическом закреплении прав и свобод личности.

Отношение между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости. Поэтому, демократическое правовое государство должно закреплять не только равные права, но и равные обязанности, обеспечивать не только правовую, но и социальную защищенность личности. Определяя законодательно меру свободы личности, государство в этих пределах ограничивает себя в собственных решениях и действиях. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушение или невыполнение обязанностей. Обязанность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями (отзыв депутата), ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Декларация прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ исходят из того, что государство признает приоритете прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека – главная обязанность государства.

В соответствии с указанными положениями государство на конституционном уровне закрепило права, свободы человека и гражданина, определило систему их гарантий, методы и способы защиты, предусмотрело взаимную ответственность государства и личности.

Принцип взаимной ответственности государства и личности выражает их связь, состоящую в том, что государство выступает как носитель власти, а гражданин как субъект, подчиненный политическому авторитету (власти) государства.

Государство как носитель политической власти обладает особыми полномочиями, направленными на упорядочение своих отношений с гражданами, на обеспечение прав и интересов личности. Прежде всего, государство на основе познания объективных потребностей общественного развития законодательно закрепляет объем прав и обязанностей, составляющих правовой статус личности. Основные параметры связей государства и личности обозначены в системе конституционных прав граждан. Однако набор прав и обязанностей личности не исчерпывается ее конституционным статусом, а развивается и конкретизируется в настоящем законодательстве.

Определение объема и характера прав и свобод граждан – важное направление законотворческой деятельности государства.

Правильное отражение в системе прав и свобод достигнутого уровня развития общества, законодательное обеспечение социальных возможностей личности – политическая, юридическая и социально-нравственная обязанность государства.

Провозглашая права и свободы личности, государство берет на себя и юридические обязательства гарантировать эти права не только правовыми, но и экономическими, политическими, идеологическими, социально-культурными средствами.

Совокупность прав, свобод человека может быть классифицирована на первостепенные и второстепенные. К первым относят право на жизнь, свободу, свободу передвижения, выражения мнения, совести, гражданство, справедливое правосудие. Ко вторым относят все остальные права. Основные права и свободы могут быть также разделены на права человека и права гражданина. Права человека представляют собой права естественного происхождения, то есть от рождения, которые не создаются государством. Они дарованы человеку природой. Естественное право человека на жизнь, свободу, равенство не нуждается в предоставлении государством. Права и свободы гражданина – это те, которые предоставляются ему государством и обусловлены фактом гражданства.

Для основных прав и свобод граждан характерны следующие особенности:

- всеобщий характер (распространяемость на всех);

- непрерывность (неоднократность использования);

- равенство в пользовании для всех;

- гарантированность и защита;

- юридическая база для всех других прав и свобод.

Различают следующие права и свободы, закрепленные в Конституции РФ: личные (гражданские), политические, социально-экономические, в области культуры.

В системе основных прав важное место отводится личным правам граждан, которые направлены на обеспечение важнейших, индивидуальных жизненных потребностей человека и реализуются им самостоятельно. Эту группу прав часто называют еще «субъективными» правами и свободами, подчеркивая тем самым, что реализованы они могут быть только самим человеком. К личным правам и свободам Конституция РФ относит следующие:

- право на жизнь – самое важное право (ст.20). Длительное время это право не получало правового закрепления в отечественном законодательстве. Реализация этого права тесно связана с правом на здоровье, здоровый образ жизни, нормальные условия жизни и т.п. Гарантия реализации этого права состоит в наложении на государство ряда обязанностей, которые можно подразделить на две группы: общие, касающиеся всех граждан РФ, и индивидуальные, касающиеся жизни отдельного человека.

К числу общих относятся: отказ от войны как средства разрешения международных конфликтов и участие в ней; провозглашение смертной казни исключительной мерой наказания; установление особого порядка применения оружия и др. Индивидуальные обязанности касаются признания ряда конкретных действий, посягающих на жизнь и здоровье человека, преступными и закрепления их в качестве таковых в Уголовном кодексе РФ.

- Право на достоинство личности (ст.21) предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство. Никто не может подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, никто не может быть, без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

- право на свободу и личную неприкосновенность. В данном случае речь идет о субъективной свободе, то есть возможности конкретного человека совершать действия по своему усмотрению, не подвергаясь при этом незаконному ограничению в своих правах со стороны государственных органов и физических лиц. Поэтому здесь речь идет о сочетании индивидуальной свободы и личной неприкосновенности как содержании этой свободы. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ч.2 ст.22)

- Право на неприкосновенность частной жизни (ст.23). Под частной жизнью закон понимает переписку, телефонные разговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и могущую в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Конституция также как в рассмотренном выше случае, содержит норму о том, что ограничение этого права допускается в соответствии с законом только на основании судебного решения.

- Право на неприкосновенность жилища (ст.25). К жилищу относится любое помещение, занимаемое гражданином на законном основании в качестве постоянного или временного места его пребывания. Это может быть и квартира, и дом, и дача, комната в общежитии, гостиничный номер, купе, каюта и т.п. Никто не имеет права проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц, иначе как в случаях, установленных федеральным законом.

- Право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность. Определение национальной принадлежности – это волевой, сознательный акт, совершаемый лицом, достигшим дееспособного возраста, то есть 14 лет, поскольку именно в этом возрасте граждане РФ получают паспорт и могут определять свою национальную принадлежность, хотя ее определение тоже право, а не обязанность. Об этом же говорит ч.1 ст.26 Конституции РФ, где содержится норма о том, что никто не может быть принужден к определению своей национальной принадлежности.

- Право на пользование родным языком (ч.2 ст.26) предполагает свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Декларация о языках народов России, принятая 25 октября 1991 года, закрепила понятие «языковой суверенитет народа личности», который не зависит от имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания.

Принципы пользования языком, закрепленные в Декларации, состоят в следующем: право каждого человека на свободный выбор языка обучения, воспитания и интеллектуального творчества; право каждого человека на свободный выбор языка общения; равные возможности для сохранения, изучения и развития всех языков народов России; равная социальная, экономическая и юридическая защита государством всех языков народов России.

- Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства. Это сложное по составу право, которое состоит из нескольких самостоятельных прав: права на свободу передвижения; право на выбор места жительства; права свободно выезжать за пределы страны и свободно в нее возвращаться.

На протяжении всего тоталитарного периода и даже в начале 90-х годов в РФ действовала норма Уголовного кодекса, согласно которой «бегство за границу» или отказ возвратиться из-за границы квалифицировались как измена Родине, то есть деяние, умышленно совершенное гражданином в ущерб суверенитету, территориальной неприкосновенности или государственной безопасности и обороноспособности.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20 декабря 1995 года по делу В. А. Смирнова признал эту норму неконституционной.

Суд отметил, что ограничения права свободно выезжать за пределы Российской Федерации, как и любого конституционного права, допустимы в строго определенных ч.3 ст.55 Конституции РФ целях. Эти ограничения не могут толковаться расширительно, не должны приводить к умалению гражданских, политических, и иных прав, гарантированных гражданам Конституцией и законами Российской Федерации, и влечь уголовную ответственность за бегство за границу и отказ возвратиться из-за границы, квалифицируемые в соответствии с УК РСФСР как измена Родине. Предусмотренное данной нормой деяние в силу Конституции РФ, а также международных договоров с участием Российской Федерации не может рассматриваться как преступление, посягающее на оборону, суверенитет, территориальную неприкосновенность, государственную безопасность или обороноспособность, служить самостоятельным основанием для уголовной ответственности за измену Родине.

В новом Уголовном Кодексе РФ, принятом в июне 1996 г., данный состав преступления исключен.

- Право на свободу совести и вероисповедания (ст.28). Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Политические права и свободы граждан в отличие от личных могут быть реализованы в обществе, в объединении граждан друг с другом. Содержанием политических прав является закрепление в них механизма реализации народовластия. Политические права тесно связаны с личными, поскольку последние наполняют их конкретным содержанием, например свобода манифестации невозможна без права каждого отдельного гражданина на свободу и личную неприкосновенность, свободу передвижения и т.п. В то же время сами политические права выступают гарантией и условием реализации отдельных личных прав и свобод граждан.

К политическим правам граждан РФ относятся следующие права и свободы:

Свобода слова (ст.29). Слово - частный способ выражения мыслей человека, оно может быть выражено в устной, письменной и стилистической форме.

До тех пор, пока слово не наносит ущерба другому человеку, свобода его выражения не требует правовых ограничений. Однако если слово оказывает влияние на любого человека – это уже воздействие, следовательно, речь в норме идет о выражении мнений и убеждений как способе воздействия одного человека на другого.

Право на объединение (ст.30) предполагает либо образование гражданином совместно с другими гражданами РФ любого объединения (политической партии, общественной организации, профессионального союза, религиозного общества, коммерческой или иной произвольной структуры и т.п.), либо вступление гражданина в уже существующую организацию, представляющую его интересы. При этом никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем.

Право на манифестацию (ст.31). Под манифестациями законодатель понимает массовые, публичные мероприятия: собрания, митинги, демонстрации, уличные шествия и т.п. Содержанием данного права выступает его цель – воздействие на государственные или общественные органы путем согласования и формирования мнения граждан и его публичного выражения.

Право на участие в управлении делами государства (ч.1 ст.32). Это право может быть реализовано в двух формах: прямой (непосредственной) демократии и представительной. Прямая демократия предполагает личное воздействие граждан на государственный аппарат. В этом случае право включает в себя все политические права. Высшей формой непосредственной демократии является референдум (ч.3 ст.33) – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, результаты которого приобретают силу закона.

Представительная демократия предполагает выражение воли народа через выбираемых представителей, то есть через формирование представительных органов власти. Выражением представительной демократии является право избирать и быть избранным.

Право избирать – это активное избирательное право, которым пользуются все граждане, достигшие 18 лет, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Право быть избранным – это пассивное избирательное право, то есть право самому быть избранным в органы представительной власти или местного самоуправления либо на пост Президента РФ. Здесь дееспособность наступает в различном возрасте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-23; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.32 (0.061 с.)