Морально-психологические стереотипы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Морально-психологические стереотипы



Каждой организационной культуре, таким образом, соответствуют базовые морально-психологические стереотипы:

1) органической — коллективизм,

2) предпринимательской — индивидуализм,

3) бюрократической — конформизм,

4) партиципативной — гуманизм.

Хотя они не исчерпывают всего многообразия факторов, влияющих на нравственную атмосферу, однако могут быть положены в основу типологии морально-психологических стереотипов организационных культур.

В зависимости от специфики социальной структуры, определяемой организационными формами — личностной, функциональной, авторитарной и проектной, — можно выделить следующие типы организационных культур, в которых доминируют различные нравственные отношения. Так, для социальной структуры, построенной на неформальных отношениях, главным моральным фактором выступают моральные качества личности. Они полагаются либо врожденными, либо приобретенными и соответственно большая степень ответственности ложится на человека или на воспитавшую его среду.

Для функциональной социальной структуры, где преобладают формальные отношения, характерна проблема соотношения внутреннего и внешнего в морали. Что является детерминантом в поведении человека и его отношении к своим обязанностям — его собственные представления о себе и своей роли, или ожидания окружающих.

В централизованных структурах, основанных на авторитарных формах организации, доминируют отношения господства и подчинения, и мораль всегда имеет двойственный характер: мораль «господ» и мораль «рабов», начальников и подчиненных.

Проектные формы организации сталкиваются, как правило, с проблемой соотношения целей и средств в деятельности. Какие средства моральны для достижения поставленных целей, и можно ли ради высоких целей пренебречь требованиями морали при выборе средств?

Как показано в табл. 4.1, морально-психологические стереотипы организационных культур зависят, с одной стороны, от базовых стереотипов, определяемых типами совместной деятельности, а с другой — от организационно-культурных типов, определяемых спецификой социальных структур.

Менеджер по персоналу может использовать эту таблицу для диагностики морального климата и его корректировки, чтобы способствовать творческому развитию каждого работника и эффективному взаимодействию в организации.

Таблица 4. 1

Организационно - культурные типы

(по видам социальных структур)

Культуры личности

Культура роли

Морально – психологические стереотипы организационных культур

Моральные

качества ¾ врожденные

Моральные

качества ¾ приобретенные

Детерминанта поведении:

«Я ¾ образ»

Детерминанта в поведении: ожидания окружающих

Коллективизм

Альтруизм

Аскетизм

Волюнтаризм

Фанатизм

Догматизм

Индивидуализм

Гедонизм

Стоицизм

Ригоризм

Пессимизм

Конформизм

Фетишизм

Пуританство

Благочестие

Фарисейство

Ханжество

Гуманизм

Эвдемонизм

Трудолюбие

Персонализм

(самореализация)

Оптимизм

Продолжение таблицы 4.1

Организационно - культурные типы

(по видам социальных структур)

Культура власти

Культура цели

Морально – психологические стереотипы организационных культур

Мораль «господ»

Мораль «рабов»

Моральность целей

Моральность средств

Коллективизм

Авторитаризм

Демагогия

Апатия.

Цинизм

Иезуитизм

Подвижничество

Индивидуализм

Эгоизм

Нигилизм

Утилитаризм

Скептицизм

Конформизм

Фатализм

Квиетизм

Пробабилизм

Карьеризм

Гуманизм

Элитизм

Эгалитаризм

Перфекционизм

(самосовер ¾ шенствование)

Благовение перед жизнью



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.102.182 (0.004 с.)