Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный литературный процесс
Новейшая литература – сложна и многообразна. В определенной степени именно современный литературный этап может быть рассмотрен как подведение итогов ХХ века, вобравшего в себя художественные озарения серебряного века, эксперименты модернизма и авангарда 1910-20-х годов, апофеоз социалистического реализма в 1930-е годы и его саморазрушение в последующие десятилетия; ХХI века, отмеченного началом формирования на основе этого великого и трагического опыта новых художественных тенденций, характеризующихся напряженными поисками новых ценностных ориентиров и творческих методов. За окном у нас очень «непоэтическое» время. И если рубеж XIX – ХХ вв., «cеребряный век», часто называли «веком поэзии», то конец ХХ - начало ХХI века – это «прозаическое» время. Современная проза – это не просто рассказ о современности, а разговор с современниками, новая постановка главных вопросов жизни. «Литература всегда живет своей эпохой. Она ею дышит, она, как эхо, ее воспроизводит. О нашем времени и о нас будут судить и по нашей литературе тоже» (М.А.Черняк).
Вопросы для обсуждения: 1) Современная антиутопия: Т.Толстая роман Кысь В.Войнович роман Москва 2042 Л.Петрушевская рассказ Новые Робинзоны
2) Современная женская проза: Е.Чижова роман Время женщин Д.Рубина повесть Высокая вода венецианцев Т.Толстая рассказ Чистый лист Е.Долгопят рассказ Два сюжета в жанре мелодрамы Л.Петрушевская рассказ Как ангел Л.Улицкая роман Медея и ее дети
3) Образ Петербурга в прозе конца ХХ века: Т.Толстая рассказ Река Оккервиль М.Палей повесть Кабирия с Обводного канала В.Шефнер повесть Сестра печали В.Пелевин рассказ Хрустальный мир
4) Юмор и сатира в современной литературе: С.Довлатов повесть Заповедник В.Войнович повесть Шапка С.Довлатов сборник новелл Чемодан Ф.Искандер повесть Кролики и удавы
5) Литература русского зарубежья конца ХХ века: О.Ильина автобиографический роман Канун Восьмого дня
6) Современная массовая литература: А.Маринина Стечение обстоятельств Д.Донцова Домик тетушки лжи П.Дашкова Золотой песок М.Юденич Сент-Женевьев-де-Буа Б.Акунин Турецкий гамбит Т.Устинова Хроника гнусных времен
Антон Чижъ Божественный яд
Задание: Проанализировать одно из указанных в списке художественных произведений современного литературного процесса в форме РЕФЕРАТА.
План анализа художественного произведения:
1) Слово об авторе. 2) Из истории создания художественного произведения. 3) Проблематика. Сюжет. Основные образы. 4) Художественное своеобразие произведения. Язык и стиль. 5) Впечатление от прочтения.
Литература:
1. Зайцев В.А. Герасименко В.П. История русской литературы второй половины ХХ века. - М., 2004. 2. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: 1950-1990-е годы. В двух томах. - М., 2010. 3. Современная русская литература (1990-е гг. – начало XXI века): Учебное пособие / С.И.Тимина, В.Е..Васильев и др. - СПб., 2005. 4. Черняк М.А. Современная русская литература. - СПб-М., 2004. 5. Золотуский И. Крушение абстракций. – М., 1989. 6. Иванова Н. Литература и перестройка. – М., 1989. 7. Казак В. Лексикон русской литература. – М., 1996. 8. Лейдерман Н. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Вопросы литературы. – 2002. - №4. 9. Немзер А. История пишется завтра // Знамя. – 1996. - №12. 10. Славникова О. К кому едет ревизор? Проза «поколения next» // Новый мир. – 2002. - №9.
История отечественной литературы 2 курс 031300.62 - Журналистика 031600.62 – Реклама и связи с общественностью Домашняя контрольная работа Срок сдачи: 1 декабря Домашняя контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студента в течение семестра. Назначение контрольной работы – помочь студенту в овладении методикой литературоведческого анализа художественного произведения, развить культуру письменной речи, сформировать навыки самостоятельной работы с научной литературой. Домашняя контрольная работа выполняется студентом самостоятельно по одной из предложенных тем и сдается на проверку преподавателю в указанные сроки. Подготовительный этап работы – тщательный подбор всех необходимых материалов, рекомендованных по теме, внимательное изучение художественных текстов, научных исследований и монографий, литературоведческих статей, учебников. Работа состоит 1) из подробных письменных ответов на вопросы по теме и 2) списка литературы, которой пользовался студент при выполнении работы. Можно обращаться к исследованиям из рекомендованного к каждой теме перечня. Кроме этого студент самостоятельно подбирает дополнительную к рекомендованному списку литературу.
Домашняя контрольная работа предполагает самостоятельно выполненный студентом анализ текста художественного произведения. При этом студенту целесообразно, наряду с собственными оценками и суждениями о произведении, привести различные научные трактовки, точки зрения на произведение, существующие в работах ученых, а затем выразить свое отношение к проблеме. Объем контрольной работы: 5-10 страниц компьютерного набора. ТЕМА: «Литература периода Великой Отечественной войны» Работа выполняется на один из предложенных вариантов (по выбору студента). Вариант №1: Драматургия Великой Отечественной войны 1. Основные особенности развития драматургии периода Великой Отечественной войны. Пьесы «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука. 2. Пьеса Л.Леонова «Нашествие»: а) история создания пьесы; б) тема нашествия и образы нелюдей в пьесе (гротеск в изображении врагов); в) тема борьбы с нашествием (Талановы, Аниска, партизанское движение); г) тема преодоления индивидуализма (образ Федора, приемы его раскрытия); д) язык и стиль пьесы (подтекст, ремарки).
Рекомендуемая литература:
Вариант №2: Лирика Великой Отечественной войны 1. Жанровое и стилевое многообразие поэзии периода Великой Отечественной войны. Сочетание агитационного и художественного начал в поэзии. 2. История и современность в поэзии Д.Кедрина («Родина», «Колокол», «Аленушка», «Дума о России»). 3. Блокадный быт и бытие в поэзии О.Берггольц («Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Письма на Каму», «Разговор с соседкой»). 4. Образ России в лирике М.Исаковского («Слово о России», «Русской женщине», «До свиданья, города и хаты», «В лесу прифронтовом», «Враги сожгли родную хату»). 5. Лирика К.Симонова. Образ «большой» и «малой» Родины и мотив защитника Отечества («Родина», «Ты помнишь, Алеша…», «Если дорог тебе твой дом», «Майор привез мальчишку на лафете»). Тема верности («Жди меня»). Рекомендуемая литература:
Вариант №3: Героическая повесть Великой Отечественной войны
а) из истории создания произведения; б) образы защитников, принципы построения характера; в) образы врагов; г) романтическое начало, уровни его проявления (стиль, пафос, характер); д) проблема психологизма в литературе войны.
Рекомендуемая литература:
История отечественной литературы 2 курс 031300.62 - Журналистика 031600.62 – Реклама и связи с общественностью
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ 1. Октябрьская революция 1917 года и литературный процесс. Русская советская литература; литература, не признанная официально; литература русского зарубежья. 2. И.А.Бунин (1870-1953). Жизненная и творческая судьба. Философская проблематика бунинской прозы. Новеллы о любви. 3. Общественно-литературная ситуация 1917-1921 гг. Развитие поэзии. А.Блок, В.Брюсов, С.Есенин, В.Маяковский и др. Массовый революционный театр. «Мистерия – Буфф» В.Маяковского. 4. Общая характеристика литературного процесса 1920-х годов. Жанрово-стилевое многообразие литературы. 5. Литературные группировки 1920-х годов: РАПП, ВОКП, ЛЕФ, Серапионовы братья, Перевал, ОБЭРИУ и др. 6. Проза 1920-х годов. А.Г.Малышкин «Падение Даира»; А.С.Неверов «Андрон Непутевый»; Ф.В.Гладков «Цемент»; И.Э.Бабель «Конармия»; В.Я.Зазубрин «Щепка» и др. Сатирическая литература 1920-х годов (И.Ильф и Е.Петров, М.Зощенко и др.)
7. Поэзия 1920-х годов. А.Ахматова, О.Мандельштам, Н.Тихонов, М.Светлов, Н.Асеев, Э.Багрицкий и др. 8. Драматургия 1920-х годов. К.Тренев «Любовь Яровая», Б.Лавренев «Разлом», М.Булгаков «Дни Турбиных», «Бег». Сатирические пьесы В.Маяковского, М.Булгакова, Н.Эрдмана. 9. Жизнь и поэзия Н.С.Гумилева (1886-1921). 10. Жизненный и творческий путь С.А.Есенина (1895-1925). Поэзия. Образ Руси в раннем творчестве и в стихах 1920-х годов. Поэма «Анна Снегина». 11. Жизненный и творческий путь А.Блока (1880-1921). Основные темы и мотивы лирики А.Блока. Поэма «Двенадцать». 12. Жизненный и творческий путь В.В.Маяковского (1893-1930). Романтико-футуристический характер, лиризм и трагизм поэзии В.В.Маяковского. 13. М.Горький (1868-1936). Жизнь, творчество, судьба. 14. Жанр литературного портрета в творчестве М.Горького («Лев Толстой», «А.П.Чехов», В.И.Ленин»). 15. Жизненный путь и творческая судьба М.А.Булгакова (1891-1940). 16. Творчество М.А.Булгакова 1920-х годов. Сатирические повести «Роковые яйца», «Собачье сердце». Роман «Белая гвардия». Судьба Булгакова-драматурга. Пьеса «Дни Турбиных». Сатирические комедии «Зойкина квартира», «Багровый остров». 17. Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». История замысла, проблематика, поэтика. Судьба романа. 18. Общественно-литературная ситуация 1930-х годов. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.) и его отражение в литературном процессе. 19. Проза 1930-х годов. Производственная тема (Л.Леонов «Соть», В.Катаев «Время, вперед!», Ю.Крымов «Танкер «Дербент»). Роман воспитания (Н.Островский, А.Макаренко). Проблема положительного героя. Историческая проза. 20. Поэзия 1930-х годов. Я.Смеляков, Б.Корнилов, П.Васильев, Д.Кедрин. Развитие жанра массовой песни. М.Исаковский, В.Лебедев-Кумач. 21. Жизнь, творчество, судьба О.Э.Мандельштама (1891-1938). 22. М.А.Шолохов (1905-1984). Жизненный и творческий путь. Роман «Тихий Дон». Проблематика и поэтика. 23. Жизненный и творческий путь А.Н.Толстого (1882-1945). Интеллигенция и революция в романе «Хождение по мукам». Исторический роман «Петр I». 24. А.А.Ахматова (1889-1966) – поэтический голос эпохи. 25. Художественный мир А.П.Платонова (1899-1951). Повесть «Котлован». 26. Общая характеристика литературного процесса периода Великой Отечественной войны. Проза: «Непокоренные» Б.Горбатова; «Радуга» В.Василевской; «Дни и ночи» К.Симонова и др. Поэзия: А.Ахматова, О.Берггольц, К.Симонов, А.Сурков, А.Фатьянов и др. Драматургия: К.Симонов «Русские люди», А.Корнейчук «Фронт», Л.Леонов «Нашествие». 27. Общая характеристика литературного процесса первого послевоенного десятилетия (1945-1955). Усиление идеологического надзора и его влияние на развитие литературы. 28. Жизненный и творческий путь А.Т.Твардовского (1910-1971). Журналистская и общественная деятельность. 29. Поэзия А.Т.Твардовского. «Василий Теркин». Основные мотивы послевоенного творчества.
30. Период хрущевской «оттепели» и его отражение в литературе. Оживление литературной жизни. Расцвет поэтических жанров. Поэзия как выражение общественного сознания «шестидесятников». 31. Русская поэзия 1960-80-х гг. Своеобразие поэтических индивидуальностей Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, Н.Рубцова, Б.Ахмадулиной, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и др. (на примере творчества одного из поэтов). 32. Мир прозы В.Шукшина. Проблема народного характера. «Чудики» Шукшина. 33. Драматургия А.Вампилова (1937-1972). 34. Деревенская проза. В.Белов «Привычное дело», Ф.Абрамов «Пелагея», В.Распутин «Последний срок». Проблема народного характера, судьба русской деревни. 35. Эволюция военной прозы второй половины 1940-80-х гг. Проблема гуманизма, соотношение судьбы личности и народа, «цена Победы». В.Некрасов, Э.Казакевич, К.Симонов, Г.Бакланов, В.Быков, В.Кондратьев, Ю.Бондарев, Б.Васильев и др. 36. Современный литературный процесс. Переходный характер современной русской литературы. Переосмысление функции литературы в обществе. Основные черты современной прозы и поэзии. Массовая литература.
Программа курса
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА
Программа курса «История отечественной литературы» предназначена для студентов 2 курса направлений «Журналистика» и «Реклама и связи с общественностью». Курс истории русской литературе XX столетия призван сформировать широту и глубину знаний в области истории русского литературного процесса, повысить уровень профессиональной подготовки будущего журналиста и специалиста по связям с общественностью. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, учитываетпроблемные образовательные подходы к освоению дисциплины. Изучение русской литературы XX века в вузе позволит сформировать профессиональные умения и навыки в анализе и интерпретации литературного материала, на более высоком уровне научного обобщения переосмыслить изученный в школе историко-литературный материал. Курс истории отечественной литературы XX века основан на концепции, учитывающей динамику эстетических систем в историко-литературном процессе. Основополагающие категории метода, жанра, стиля, художественной антропологии (тип, характер, персонаж, герой, образ), вопросы сюжетосложения и композиции, авторской позиции и ее выражения в произведении, аспекты поэтики как эстетически-гармонического единства структурных компонентов произведения представлены в историко-литературном освещении и рассматриваются в свете методологических принципов современного отечественного литературоведения. Изучение истории отечественной литературного процесса ХХ века нацеливает, прежде всего, на выявление внутренних, имманентных закономерностей и форм развития литературы как особой, собственно художественной области общеисторического процесса, по-своему связанной с другими областями общественной жизни и внутренними противоречиями в них. В основу положены уже утвердившиеся в науке собственно литературоведческие понятия о системных художественных образованиях в истории литературы: это реализм и его разновидности, романтизм и его разновидности, модернизм и его разновидности. Многие произведения, обратившие на себя внимание в свое время, но не вошедшие в уже определившиеся художественные системы, учитываются как переходные между системными образованиями или представляющие проблемно-тематическую остроту. Учитывается также и сложное взаимодействие разных художественных систем, и отражение этого в творчестве писателей. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Проблема периодизации русской литературы ХХ в. Критерии периодизации. Дискуссионность проблемы. Периодизация истории русской литературы ХХ века и краткая характеристика ее основных этапов: - литература конца XIX- начала XX вв. - литература 1920-х гг.; - литература 1930-х гг.; - литература 1940-х гг.; - литература 1950–1980-х гг.; - литература рубежа ХХ–ХХI вв.
Общая характеристика русской литературы первой трети ХХ в. Развитие традиций русской литературы и новая парадигма философского и художественного познания. Концепция личности в русской литературе первой трети ХХ в. Экзистенциальные мотивы. Тема Апокалипсиса. Революция как Апокалипсис. Творческая интеллигенция и революция. Революционные мотивы в прозе, поэзии, драматурги. Восток и Запад как проблема художественного исследования.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 597; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.36.147 (0.044 с.) |