Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ памятников архитектуры↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Анализ памятников архитектуры
Программа курса
Москва 2012 Пояснительная записка. Предметом курса является совокупность подходов, методов и приемов аналитического осмысления архитектурного сооружения как произведения искусства. Целью курса является освоение студентами основных принципов анализа архитектурной формы, которыми пользуется современное искусствоведение. Архитектура - сложнейший вид художественной деятельности человечества. Её особая природа, сочетающая в себе утилитарное и художественное начала, лишённая предметной изобразительности и всегда тяготеющая к абстрактному формообразованию, требует от студента владения особым терминологическим языком этого искусства и специфическими методами анализа его произведений. Задачи данного курса - ознакомить студентов с разнообразными приемами описания и анализа памятников архитектуры, научить пониманию архитектурного языка, что позволит учащимся - будущим искусствоведам и музеологам - профессионально владеть архитектурными терминами, понятиями, зрительными и аналитическими представлениями о различных видах архитектурной деятельности. На лекциях демонстрируются различные принципы архитектурного формообразования, что дает возможность заставить студентов знать разнообразные приемы и аспекты анализа архитектурного сооружения, его пространственного и объемного построения, характера декоративного убранства, взаимоотношения с ландшафтом, другими сооружениями и т.д. Овладение навыками аналитического осмысления архитектурного сооружения позволит учащимся уметь пользоваться в дальнейшей творческой научной работе набором методов и приемов анализа архитектурной формы, находить общие черты в архитектурных сооружениях различных эпох и стран, видеть и понимать их принципиальное различие, реконструировать творческий метод зодчего и т.д. Особенностью данного курса является его прикладной характер, т. е. прямая связь излагаемого материала с феноменом архитектурного сооружения. В силу этого, большое внимание уделяется показу большого числа разнообразных по назначению сооружений, принадлежащих разным историческим периодам и географическим регионам. В ряде случаев освоение методов анализа происходит непосредственно на ряде архитектурных сооружений Москвы. Лекции по “Анализу памятников архитектуры” дополняют курс по описанию и анализу произведений изобразительного искусства. Выделение их в самостоятельный цикл продиктовано особой природой архитектурного творчества и архитектурного сооружения, понимание которых требует самостоятельных методов как описания, так и анализа. Курс базируется на знаниях, полученных студентами по истории архитектуры Западной Европы и России в базовых курсах по западноевропейскому и отечественному искусству. В результате освоения данного курса студент должен получит представление о совокупности аналитических подходов, методов и приемов, которыми пользуется современное искусствознание при изучении историко-архитектурного процесса. Он должен овладеть: * специальной терминологией; * принципами описания любого архитектурного сооружения; * методами анализа планировочной структуры сооружения, построения объемно-пространственной композиции, организации фасадных композиций и т.д. В лекционном курсе используются сравнительный и формально-стилистический методы изучения архитектуры. Используются такие формы обучения, как лекции и семинарские занятия. Учебным планом предусмотрен недифференцированный зачет (без оценки) как форма окончательной оценки знаний.
Содержение лекционного курса Строительные материалы 2.1. Природные 2.1.1. Камень 2.1.2. Дерево 2.2. Искусственные 2.2.1. Кирпич 2.2.2. Металл 2.2.3. Стекло 2.2.4. Бетон Градостроительная ситуация. 3.1. Особенности местоположения архитектурного сооружения. 3.2. Природные условия местоположения архитектурного сооружения. 3.3. Климат и его влияние на выбор архитектурного решения. 3.4. Основные принципы градостроительного решения 3.5. Здание в городе 3.6. Здание в природе Внутреннее пространство. 4.1. Понятие внутреннего пространства. 4.2. Направленность пространства. 4.3. Целостное пространство 4.4. Дифференцированное и аналитическое пространство. 4.5. Абстрактное и конкретное пространство. 4.6. Живописное и иллюзорное пространство. Масса в архитектуре. 5.1. Понятие массы в архитектуре. 5.2. Выразители массы. 5.3. Функциональность и декоративность массы. 5.4. Пластика. 5.5. Тектоника. 5.6. Статика и динамика. Масштаб в архитектуре. 6.1. Понятие масштаба в архитектуре. 6.2. Различные масштабные построения. СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 2. Исторические природные строительные материалы. Дерево. Причины использования с древнейших времен. Особенности физических свойств дерева. Основные сферы применения в архитектурном сооружении. Специфика выразительных средств дерева. - Камень. Физические свойства камня. Сфера применения в архитектурном сооружении. Особенности художественных средств: естественный камень, шлифовка, рустовка. - Железо. Чугун. Ковкое железо. Сталь. Сфера применения металла в архитектурном сооружении. Историческая эволюция отношения к металлу в архитектурном творчестве: от конструкций к художественной форме. Исторические искусственные материалы. Кирпич. Историческое появление кирпича. Обожженный и необожженный кирпич. Физические свойства кирпича и сфера его применения. Художественные свойства кирпича. Создание объемов, орнаментация плоскостей. - Бетон. История изобретения и история использования. Сфера применения. Особенности художественной выразительности. - Стекло. История изобретения. Историческая эволюция использования стекла: от предмета быта к заполнению оконных проемов и выполнению функции стены. - Новые материалы. Железобетон. Время и причины изобретения. Диалектика конструктивных и художественных средств выражения. - Пластик. Время изобретения. Сфера применения. Средства художественной выразительности. Роль пластика в дизайне интерьеров XX века. - Армированное стекло. Время изобретения. Сфера применения. Эстетика стекла и металла в архитектуре XX века. - Диалектика природных и художественных свойств материалов. Историческая обусловленность отношения к материалу. Феномен репродуцирования материала. Исторические тенденции в использовании материалов. Градостроительная ситуация. 3.1. Особенности местоположения архитектурного сооружения. Возвышенность. Равнина. Дикая природа. - Взаимодействие с природной средой. Противопоставление природной среде. - Городская среда. Принципы организации городского пространства. Фронт застройки. Сплошная стена фасадов зданий. Здания, стоящие с разрывами-паузами, улицам города. Здания, стоящие отдельными объемами. - Площадь. Периметральный характер застройки площади. Площадь как композиция, образованная несколькими объемами зданий. Площадь как пространство подчиненное одному главному объему здания. Взаимоотношения улиц и площадей. Рациональный и иррациональный характер связи улицы и площади. - Улица. Функциональная обусловленность появления улицы. Рациональная и умозрительная жизнь улицы. - Историческая обусловленность понимания городского пространства. 3.2. Природные условия местоположения архитектурного сооружения. Почва и ее влияние на выбор материала и конструкций. - Влияние воды: берег реки, озера, моря. - Угроза наводнения. - Плоская или пересеченная местность. - Сейсмика. - Вечная мерзлота. 3.3. Климат и его влияние на выбор архитектурного решения. Роза ветров как фактор, определяющий ориентацию здания. Солнце как фактор влияющий на выбор типа покрытия. величины окон, цветового решения. 3.4. Основные принципы градостроительного решения. Стихийно обусловленные и интеллектуально осмысленные. Ассиметричные и живописные приемы. Симметричные и регулярные. Садово-парковое искусство как выразитель градостроительных идей эпохи 3.5. Здание в городе. Улица. Набережная. Площадь. Красная линия. Положение здание по отношению к красной линии и его выразительные возможности. 3.6. Здание в природе. Связь с рельефом и топографией.
Внутреннее пространство. 5.1.Понятие внутреннего пространства. Историческое представление о пространстве: точка отсчета, фрагментированность пространства, развитие пространственной продолжительности, конечность и бесконечность восприятия пространства. – Человек и архитектурное пространство. – Пространство в различных видах искусства. – Изучение и переживание пространства в архитектуре. – Типы пространственной организации: античный город, средневековый город, ренессансный город, город классицизма. – Идея вертикального развития пространства в готической архитектуре. – Идея бесконечности в архитектуре барокко. – Зависимость функциональной схемы и концепции пространства: апостериорные и априорные пространства. 5.2.Направленность пространства. Вещь, человек, пространство. - Пластическое пространство греческой античности. - Человек, вещь, пространство. - Пространственное раскрытие Ренессанса. - Центрическое пространство: Рим, романика, средневековая Русь, Ренессанс, классицизм. - Единица пространственного измерения - вместимость. - Единица измерения пространственного развития: шаг, локоть, фут и т.д. - Антропоморфные аспекты восприятия расстояния. 5.3.Целостное пространство. Костное пространство древности. - Пещерность. - Статическое пространство античности, раннего западного средневековья, древней Руси, ренессанса, классицизма: пространственный покой, пространственная ячейка, парусный свод, крестовый свод, лотковый свод, купол. - Пространственная единица: комната, мегарон, периптер, палата, подкупольное пространство в крестовокупольной конструкции, японский дом (ширмы), свободное пространство архитектуры XX века. 5.4. Дифференцированное и аналитическое пространство. Пространственные единицы и их сумма: связанная система романского храма, ренессансная колоннада, больницы и учебные заведения. – Принципы соподчинения. – Функциональность дифференцированного пространства: направленность движения. – Переход от дифференцированного пространства романики к аналитическому пространству готики. – Иррациональность готической аналитики. 5.5.Абстрактное и конкретное пространство. Пространство, лишенное единиц измерения. – Обратная перспектива как визуальный эквивалент пространственной абстракции. – Абстрактное пространство Востока, Египта, средневековой Руси, готики. – Изживание абстрактного пространства в древнерусской архитектуре. – Отличие барочной и готической абстракции. – Конкретное пространство: рациональное и соизмеримое. – Пластичность конкретного пространства. – Конкретное пространство античности, ренессанса, классицизма, XX века. 5.6.Живописное и иллюзорное пространство. Живописное пространство и живопись: единичная точка зрения. - Живописность целого и живописность части. - Картинность внутреннего пространства. - Различные способы создания живописных эффектов. - Диалектика точки зрения и движения. - Сознательное и стихийное в процессе создания живописных пространств. - Иллюзия в архитектуре. - Попытки создания зрительных иллюзий в истории архитектуры. - Монументальная роспись как средство пространственной иллюзии: стенные росписи, плафоны. - Зеркала, окна, скульптура, сценические декорации. - Иллюзорность и театральность. - Свет и цвет как средства создания иллюзии. 5.7. План здания. Принципы организации. Масса в архитектуре. 6.1. Понятие массы в архитектуре. Оболочка, определяющая пространство. - Организация массы - непосредственное занятие архитектора. - Физическая природа массы: строительные материалы. - Масса как выражение физических сил. - Принципы взаимодействия массы и пространства. - Связь с техническим развитием эпохи. 6.2. Выразители массы. Организация строительного материала в художественную форму - массы стены. - «Кладка»: земляная, каменная. кирпичная, монолитная (бетонная, глиняная, штукатурная), деревянная, стеклянная. - Система выражения силы тяжести: архитравная конструкция, пилястровый ордер, аркада. - Каркас: архитектура Востока, готика, Древняя Русь, XX век. - Масса как «органическая» форма: античная колонна, сталактит, пагода, индийская ступа, новгородский храм XI-XII вв., модерн. - 6.3. Функциональность и декоративность массы. Рациональное и декоративное понимание массы в истории архитектуры: античность, готика, Ренессанс, барокко, Восток. - Конструктивизм и функционализм. 6.4. Пластика. Объемная и плоскостная характеристика стены. - Зависимость пластики от природы строительного материала. - Роль пластики в архитектурной композиции. - Связь пластики с конструкцией. - Иерархия пластических средств. - Пластика как средство выражения стиля. - Пластическая единицы стиля. - Пластика Византии и Древней Руси, западного Средневековья, Ренессанса, классицизма, барокко, архитектуры Востока, архитектуры XX века. - Технический прогресс и пластическая выразительность. 6.5. Тектоника. Преодоление конструктивной сущности. - Изобразительность архитектуры. - Диалектика тектоники и конструкции. - Тектонические стили: античность, Ренессанс, классицизм, древнерусская архитектура. - Атектоничность: барокко, индийская архитектура, Восток, рококо, модерн. 6.6. Статика и динамика. Неподвижность массы. - Количественные характеристики массы как выразители концепции стиля: Восток, Индия, Древняя Русь, маньеризм. - Монументальность: барокко, классицизм, эклектика. - Стремление к дематериализации: иллюзионизм, атектоничность. - Восприятие стены в исторических стилях: массивность романики, мембранность готики, рациональность Ренессанса, картонность маньеризма, чувственность барокко. - Статика и архитравная система. - Динамика и готический каркас. - Статика античности и Ренессанса. - Динамика барокко. Масштаб в архитектуре. 7.1. Понятие масштаба в архитектуре. Масштаб – отношение изображенного к реальному. - Некоторая единица меры, на которой основано отношение величин. Масштаб внешний. Масштаб внутренний. - Человек – мера восприятия всех архитектурных сооружений: пропорции человеческой фигуры и размах движений человека. - Части архитектурного сооружения, которые прямо связаны с человеческими размерами: лестницы, двери, поручни, окна. - Единицы масштаба в архитектурном сооружении: бревна, каменные кадры, кирпичи. 7.2. Различные масштабные построения. Отсутствие масштаба: Египетские пирамиды, современные сооружения-оболочки. - Колоссальный масштаб: архитектура барокко, ампир, классика сер. XX века. - Мелкий масштаб: архитектура Византии, готики, раннего Возрождения. - Усиление эффекта монументальности и его ослабление: укрупнение или измельчение деталей. - Влияние освещения на восприятие масштаба. - Романтика масштаба. - Роль мебели и прикладного искусства в выражении масштаба. анализ памятников архитектуры
Программа курса
Москва 2012 Пояснительная записка. Предметом курса является совокупность подходов, методов и приемов аналитического осмысления архитектурного сооружения как произведения искусства. Целью курса является освоение студентами основных принципов анализа архитектурной формы, которыми пользуется современное искусствоведение. Архитектура - сложнейший вид художественной деятельности человечества. Её особая природа, сочетающая в себе утилитарное и художественное начала, лишённая предметной изобразительности и всегда тяготеющая к абстрактному формообразованию, требует от студента владения особым терминологическим языком этого искусства и специфическими методами анализа его произведений. Задачи данного курса - ознакомить студентов с разнообразными приемами описания и анализа памятников архитектуры, научить пониманию архитектурного языка, что позволит учащимся - будущим искусствоведам и музеологам - профессионально владеть архитектурными терминами, понятиями, зрительными и аналитическими представлениями о различных видах архитектурной деятельности. На лекциях демонстрируются различные принципы архитектурного формообразования, что дает возможность заставить студентов знать разнообразные приемы и аспекты анализа архитектурного сооружения, его пространственного и объемного построения, характера декоративного убранства, взаимоотношения с ландшафтом, другими сооружениями и т.д. Овладение навыками аналитического осмысления архитектурного сооружения позволит учащимся уметь пользоваться в дальнейшей творческой научной работе набором методов и приемов анализа архитектурной формы, находить общие черты в архитектурных сооружениях различных эпох и стран, видеть и понимать их принципиальное различие, реконструировать творческий метод зодчего и т.д. Особенностью данного курса является его прикладной характер, т. е. прямая связь излагаемого материала с феноменом архитектурного сооружения. В силу этого, большое внимание уделяется показу большого числа разнообразных по назначению сооружений, принадлежащих разным историческим периодам и географическим регионам. В ряде случаев освоение методов анализа происходит непосредственно на ряде архитектурных сооружений Москвы. Лекции по “Анализу памятников архитектуры” дополняют курс по описанию и анализу произведений изобразительного искусства. Выделение их в самостоятельный цикл продиктовано особой природой архитектурного творчества и архитектурного сооружения, понимание которых требует самостоятельных методов как описания, так и анализа. Курс базируется на знаниях, полученных студентами по истории архитектуры Западной Европы и России в базовых курсах по западноевропейскому и отечественному искусству. В результате освоения данного курса студент должен получит представление о совокупности аналитических подходов, методов и приемов, которыми пользуется современное искусствознание при изучении историко-архитектурного процесса. Он должен овладеть: * специальной терминологией; * принципами описания любого архитектурного сооружения; * методами анализа планировочной структуры сооружения, построения объемно-пространственной композиции, организации фасадных композиций и т.д. В лекционном курсе используются сравнительный и формально-стилистический методы изучения архитектуры. Используются такие формы обучения, как лекции и семинарские занятия. Учебным планом предусмотрен недифференцированный зачет (без оценки) как форма окончательной оценки знаний.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.95.236 (0.013 с.) |