Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плоскостная разметка деталей

Поиск

Плоскостная разметка деталей

Методические указания к практической работе 1

Профессиональный модуль: ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Междисциплинарный курс: МДК.04.05 Технология слесарных работ

Специальность: 24.02.01 Производство летательных аппаратов

Разработал:

А.И.Гончарик

 

Цели

 

1.1 В ходе выполнения работы студенты осваивают:

1.1.1 Общие компетенции:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

1.1.2 Профессиональные компетенции:

ПК 4.1 Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего инструмента.

1.2 В результате выполнения работы студенты:

1.2.1 Приобретают практический опыт:

- производить линейные замеры деталей с помощью микрометра;

- давать заключение о годности деталей по замеру, снятому при помощи измерительного инструмента и сравнением данного размера с допускаемыми отклонениями, указанными в документе на данный размер.

1.2.2 Осваивают умения:

- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;

- выполнять слесарную разметку деталей с применением разметочного инструмента.

Данные умения направлены на подготовку освоения умения, предусмотренного ФГОС:

- выполнять слесарную обработку деталей с применением универсальной оснастки.

1.2.3 Усваивают знания:

-назначение и устройство слесарного и контрольно-измерительных и разметочных инструментов и приспособлений;

Материалы, инструменты, документация

 

2.1 Набор разметочного инструмента;

2.2 Мерительный инструмент (линейка металлическая, штангенрейсмас, центроис-катель, циркуль разметочный);

2.3 Пластинка из белой жести.

 

Форма организации – индивидуальная

 

Инструктаж

 

4.1 Задание включает в себя разметку заготовки по предложенному преподавателем чертежу;

4.2 При выполнении задания следует пользоваться разметочным и мерительным инструментами;

4.3 При отсутствии металлических заготовок возможно выполнение разметки детали в рабочей тетради для практических занятий карандашом и чертежным циркулем;

4.4 Отчет по практическому занятию оформляется в рабочей тетради для практических занятий

4.5 Время выполнения – 90 минут

 

Порядок выполнения

 

5.1 Ознакомиться с чертежом детали..

5.2 Выполнить разметку в соответствии с методическими рекомендациями.

5.3 Нанести на линии разметки кернение.

5.4 В отчете по практическому занятию записать последовательность выполненной работы.

5.5 Ответить на контрольные вопросы в рабочей тетради.

5.6 Сдать работу на проверку.

 

6 Методические рекомендации

ПАМЯТКА УЧАЩЕМУСЯ СЛЕСАРЮ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА И РАБОЧЕГО МЕСТА

I. До начала работы

1. Проверить исправность верстака, тисков, приспособлений, индивидуального освещения и механизмов, используемых в работе.

2. Ознакомиться с инструкционной или технологической картой, чертежом и техническими требованиями к предстоящей работе.

3. Проверить наличие и состояние инструментов, материалов и заготовок, используемых в работе, получить недостающее.

4. Расположить на верстаке инструменты, заготовки, материалы, приспособления, необходимые для начала работы.

При этом руководствоваться следующими правилами:

1. то, что берется правой рукой — располагать справа;,

2. то, что берется левой рукой — располагать слева;

3. то, что берется двумя руками — располагать перед собой;

4. то, чем пользуются чаще — располагать ближе;

5. то, чем пользуются реже — располагать дальше;

6. контрольно-измерительный инструмент располагать на полочках, щитках или в футлярах;

7. рабочий инструмент располагать на специальных планшетах.

 

II. Во время работы

1. На верстаке должен находиться только тот инструмент и приспособление, которыми пользуются в данное время. Все остальное должно быть убрано в верстачные ящики.

2. Использовав тот или иной инструмент, следует сразу же положить его на определенное ему место.

3. Запрещается:

1. бросать инструменты друг на друга или на другие предметы;

2. ударять по рычагу тисков молотком или другими предметами;

3. применять трубу для удлинения рычага тисков;

4. загромождать верстак заготовками и обработанными деталями.

5. Соблюдать принятый темп и ритм в работе, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.

6. Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

III. По окончании работы

1. Очистить инструмент от стружки, обтереть его ветошью, уложить в верстачные ящики и футляры или сдать в инструментальную мастерскую.

2. Очистить от стружки и обрезков тиски и столешницу верстака.

3. Убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные детали.

4. Выключить индивидуальное освещение.

5. Сдать рабочее место дежурному по учебной мастерской.

 

Прежде, чем приступить к выполнению работы, необходимо вспомнить о методах нанесения разметочных линий на заготовку:

 

Порядок выполнения упражнений Инструктивные указания и пояснения
Нанесение рисок при помощи металлической измерительной линейки и чертилки
Приложить линейку к заготовке Взять чертилку и провести риску Линейку прижимать к заготовке плотно тремя пальцами левой руки так, чтобы между ней и заготовкой не было просвета Чертилку взять в правую руку, как каран-даш и, не прерывая движения, провести риску необходимой длины. При проведении риски чертилку плотно прижимать к линей-ке, отклоняя от нее на небольшой угол. Не рекомендуется проводить риску нес-колько раз по одному и тому же месту, так как это приводит к раздваиванию риски.  
Кернение
1. Накернить риску простым кернером     2. Накернить риску пружинным кернером 1. Взять кернер в левую руку тремя пальцами: большим, указательным и безы-мянным. Острие кернера установить точно на риске, слегка наклоняя его «от себя». Расположить кернер перпендикулярно к размечаемой плоскости и нанести по голов-ке его несильный удар разметочным молотком. В такой же последовательности делать следующие керновые углубления. Соблюдать следующие правила кернения разметочных рисок: - при накернивании длинных рисок (150 мм и более) расстояние между углублениями должно быть 25—30 мм; - при накернивании коротких рисок (менее 150 мм) расстояние между углублениями должно быть 10—15 мм; - линии малых окружностей (0 до 15 мм) накернивать в четырех взаимно перпендикулярных точках; - линии больших окружностей (0 более 15 мм) накернивать равномерно в 6—8 местах; - дуги в сопряжениях накернивать с мень-шими промежутками между углублениями, чем на прямолинейных рисках; - точки сопряжения и пересечения рисок накернивать обязательно Не рекомендуется: - пользоваться тупым кернером; - отступать от разметочной риски; - сильно ударять по кернеру. 2. Взять кернер в правую руку. Слегка наклонив кернер «от себя», установить его острие точно на риске. Установив кернер вертикально, нажать на него вниз
Пользование разметочным циркулем
1. Установить ножки циркуля на размер 2.Провести дугу Установить одну ножку циркуля острием на десятое деление линейки, а вторую — на деление, превышающее заданное на 10 мм. Закрепить зажимный винт, держа циркуль.за ту ножку, в которую ввернут зажимный винт Проверить установленный размер по линейке Примечание. Пользоваться циркулем с ослабленным шарниром запрещается.   2. Нанести на заготовке две взаимно перпендикулярные риски (оси). Накернить точку пересечения осей. Установить ножки циркуля на размер радиуса дуги. Установить острие одной (неподвижной) ножки в сделанное керновое углубление и, слегка прижимая обе ножки к поверх-ности детали, другой (подвижной) ножкой прочертить на детали дугу заданной длины. При проведении дуги циркуль слегка наклонять в сторону движения.
Пользование центроискателем
1. Наметить центр кернером-центроискателем Примечание. Кернером-центроискателем намечают центры только на торцах цилиндри-ческих деталей. 2. Наметить центр с помощью угольника центрокскателя. Примечание. С помощью угольника центро-искателя находят центры только на торцах цилиндрических деталей 3. Найти центр отверстия с помощью раздвиж-ного центроискателя. Примечание. С помощью раздвижного центроискателя находят центры отверстий.       1. Установить кернер-центройскатель на торец цилиндрической детали. Придерживая центроискатель в верти-кальном положении левой рукой, нанести удар молотком по головке кернера     2. Установить угольник-центроискатель на торец детали таким образом, чтобы планки касались детали. Придерживая угольник-центроискатель левой рукой, провести чертилкой риску на торце дета-ли. Повернуть угольник примерно на 90° и провести вторую риску, пересечение которой с первой даст центр торца — О. В точке пересечения рисок сделать керно-вое углубление     3. Плотно вставить в отверстие деревян-ный брусок с пластинкой из белой жести так, чтобы плоскость пластинки была на 4—5 мм ниже торцовой плоскости детали. Раздвинуть ножки центроискателя на раз-мер, примерно равный радиусу отверстия. Прижимая отогнутую ножку центроиска-теля к внутренней поверхности отверстия, сделать засечки на пластинке из четырех взаимно перпендикулярных положений. Определить «на глаз» центр внутри четы-рех дуг-засечек и накернить его. Проверить точность разметки центра отверстия и при необходимости разметку повторить
     

 

РАЗМЕТКА ПЛОСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ

 

Требования безопасности труда. Приступая к разметке плоских поверхностей, необходимо внимательно осмотреть весь инструмент и приспособления. Запрещается работать неисправным и неправильно заточенным инструментом.

 

Инструменты, находящиеся в работе, должны соответствовать следующим требованиям.

 

Молотки должны быть прочно насажены на рукоятки и расклинены в отверстии стальны-ми клиньями. Рукоятка молотка должна иметь овальное сечение с равномерным утолще-нием к концу. Поверхность рукоятки должна быть чистой и гладкой, без сучков, трещин и отколов. Длина рукоятки для разметочных молотков массой 200 г должна быть 250—300 мм. Рабочие поверхности молотка должны иметь гладкую, ровную поверхность, без трещин и отколов.

Ударная часть кернеров не должна быть сбита или скошена от ударов. Поверхность ударной части должна быть гладкой и слегка выпуклой. Длина кернера должна быть не менее 70 мм, чтобы ударная часть взятого в руку инструмента находилась на 20 мм выше пальцев.

Рабочая часть кернера должна представлять собой заточенное на конус острие с углом при вершине 60°, а для наметки центров отверстий, подлежащих сверлению, с углом при вершине 45°. Нельзя применять притупленный кернер, так как при ударе по нему молот-ком острие соскальзывает с разметочной плоскости и может послужить причиной травмы рук. Удары следует наносить по ударной части вдоль оси кернера при его перпендику-лярном расположении к плоскости заготовки.

Для предупреждения травм рук необходимо осторожно обращаться с заостренными кон-цами циркуля, чертилки и кернера, эти инструменты класть в карманы одежды запреща-ется.

 

Во время работы для увеличения продолжительности срока службы и сохранности инструментов необходимо:

 

1. Оберегать инструмент от механических повреждений (забоин и царапин рабочих кромок, масштабной шкалы, измерительных поверхностей).

2. При пользовании циркулем стопорные винты следует отвинчивать только на один оборот.

3. Поверхность разметочной плиты должна быть всегда чистой и гладкой; необходимо оберегать ее от забоин, царапин н других повреждений.

 

После окончания работы необходимо:

 

1. Инструмент, во избежание появления коррозии протереть чистой тряпкой насухо, а затем смазать тонким слоем масла.

2. Измерительный инструмент хранить в футлярах (для каждого инструмента должно быть предусмотрено свое место). Запрещается хранить инструмент «навалом».

3. Разметочную плиту промыть керосином и протереть сухой чистой тряпкой, смазать маслом и покрыть предохранительной деревянной крышкой.

 

Подготовка поверхностей к разметке.

Разметочные работы в слесарном деле являются вспомогательной технологической операцией, заключающейся в переносе контурных построений по размерам, указанным на чертеже, на заготовку.

Разметку на лабораторных и практических занятиях обычно выполняют на пластинках из листовой стали, причем две смежные кромки каждой пластинки должны быть прямолинейны и расположены под углом 90°.

К разметке поверхности готовят в следующей последовательности.

1. Подготовка красителей. Для окрашивания необработанных поверхностей (отливок, поковок, проката) применяют меловой раствор (молотый мел разводят в воде). Для предохранения слоя краски, от стирания и для его быстрого высыхания в состав красителя вводят столярный клей (600 г мела и 50 г столярного клея на 4 л воды).

Чисто обработанные поверхности изделий окрашивают раствором медного купороса (две—три чайные ложки кристаллов медного купороса на стакан воды) или специальным лаком для разметки.

 

2. Подготовка заготовки к окраске. При подготовке заготовок к окраске их очищают от пыли, грязи, окалины и ржавчины стальной щеткой. Пластины не должны иметь заусенцев и острых углов. Одну пластину с двух сторон зачищают шлифовальной шкуркой, а плоскости остальных пластин оставляют необработанными.

Рис. 1. Нанесение красителя на заготовку

3. Окрашивание поверхностей. При нанесении красителя (рис. 1) заготовку держат в левой руке в наклонном положении. Тонкий и равномерный слой красителя наносят на плоскость перекрестными вертикальными и горизонтальными движениями кисти. Раствор следует набирать только концом кисти в малом количестве, чтобы избежать образования подтеков. Зачищенные плоскости окрашивают раствором купороса,.а необработанные плоскости — меловым раствором. После окончания окрашивания пластины необходимо просушить.

4. Нанесение параллельных рисок. Нанесение рисок на произвольном расстоянии друг от друга производится чертилкой с помощью угольника с пяткой в следующей последова-тельности.

Пластину кладут на разметочную плиту таким образом, чтобы обработанная кромка, которую принимают за разметочную базу, была обращена к работающему. Для плотного прилегания угольника заготовку необходимо сдвинуть на край разметочной плиты (рис.2.а).

Рис. 2. Положения угольника с пяткой на пластинке (а) и острия чертилки у кромки угольника (б)

 

 

Угольник с широким основанием прикладывают к базовой кромке и проводят чертилкой первую риску. При нанесении рисок острие чертилки плотно прижимают к ребру уголь-ника (рис. 3, б), одновременно наклоняя чертилку в сторону направления движения.

Для получения четкой и прямолинейной линии следует проводить риску с небольшим нажимом, не изменяя наклона чертилки относительно узкого ребра угольника. Нельзя по одной и той же риске проходить два раза, так как линия получится раздвоенной.

Рис. 3. Нанесение рисок с помощью чертилки:

 

а — прием работы; б — круглая чертилка: в — чертилка со вставной иглой

1 — игла; 2 — корпус; 3 — запасные иглы; 4 — пробка.

 

Для нанесения рисок применяют два типа чертилок; круглую (рис. 4, б) или со вставной иглой из твердого сплава (рис. 3, в).

3. Угольник перемещают по кромке пластины на произвольные расстояния и наносят ряд рисок.

Параллельные риски на заданном расстоянии друг от друга наносят, используя измери-тельную линейку и чертилку.

Согласно эскизу (рис, 4) все размеры откладывают от нижней линии, которую принимают за базовую, и выполняют разметку в следующей последовательности.

Рис. 4. Пример разметки параллельных рисок

 

1. С помощью измерительной линейки и чертилки на пластину наносят две отметки а на расстоянии 5 мм от базовой линии (способ показан на рис. 5, а).

2. На размечаемую плоскость накладывают линейку так, чтобы ее кромка совпала со штрихами отметок а. Широко расставленными пальцами левой руки прижимают линейку к пластине, а правой рукой наносят чертилкой риску (рис. 5, б). 10

 

Аналогичную разметку по нанесению отметок выполняют для остальных параллельных линий, расположенных на расстоянии 6, 13, 21, 29, 38, 47, 55 мм от базовой линии (рис. 6, а), и проводят риски.

 

Рис. 5. Прием откладывания размеров от кромки заготовки (а) и нанесения параллельных рисок (б).

 

3. Точность нанесения рисок по заданным размерам проверяют измерительной линей-кой.

Перпендикулярные риски (рис. 6) наносят разметочными инструментами — угольником, линейкой и чертилкой.

1. Параллельно нижней границе пластинки проводят риску АВ длиной 75 мм, которую принимают за базовую линию (рис. 6).

От точки А по измерительной линейке откладывают расстояние 48, мм и чертилкой делают отметку (точка О).

 

Рис. 6. Пример построения взаимно перпендикулярных рисок по заданным размерам.

 

На линию АВ накладывают линейку, к ребру которой плотно приставляют ребро плоского угольника (рис. 6), чтобы вершина угла совпадала с точкой О, и проводят риску О — О1 длиной 50 мм (см. рис. 6).

4. Таким же способом проводят линии В — В1 и А — А1 и получают три линии, перпендикулярные основанию АВ.

 

 

 

Рис. 7. Прием построения угла 90° с помощью плоского угольника, линейки и чертилки.

 

Критерии оценок

 

9.1 При контроле и оценке результатов выполнения задания учитывается:

- грамотность выполнения разметки;

- запись последовательности выполненной работы;

- точность ответов на все контрольные вопросы.

9.2 В основу оценки выполненного задания положен принцип:

- «Отлично» - выполнен полный объем задания в соответствии с п.9.1;

- «Хорошо» - выполнен полный объем задания в соответствии с п.9.1, но допущены неточности в ответах на контрольные вопросы;

- «Удовлетворительно» - выполнен полный объем задания в соответствии с п.9.1, но допущены неточности при разметке, в записи последовательности выполненной работы, в ответах на контрольные вопросы допущено не более 2-х ошибок;

- «Неудовлетворительно» - выполнено задание не в полном объеме, допущены грубые ошибки при разметке, в ответах на контрольные вопросы.

Содержание заданий

Произвести плоскую разметку детали на заготовке по указанному преподавателем чертежу (комплект чертежей прикладывается).

Плоскостная разметка деталей

Методические указания к практической работе 1

Профессиональный модуль: ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Междисциплинарный курс: МДК.04.05 Технология слесарных работ

Специальность: 24.02.01 Производство летательных аппаратов

Разработал:

А.И.Гончарик

 

Цели

 

1.1 В ходе выполнения работы студенты осваивают:

1.1.1 Общие компетенции:

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

1.1.2 Профессиональные компетенции:

ПК 4.1 Выполнять слесарную обработку деталей приспособлений, режущего инструмента.

1.2 В результате выполнения работы студенты:

1.2.1 Приобретают практический опыт:

- производить линейные замеры деталей с помощью микрометра;

- давать заключение о годности деталей по замеру, снятому при помощи измерительного инструмента и сравнением данного размера с допускаемыми отклонениями, указанными в документе на данный размер.

1.2.2 Осваивают умения:

- применять контрольно-измерительные приборы и инструменты;

- выполнять слесарную разметку деталей с применением разметочного инструмента.

Данные умения направлены на подготовку освоения умения, предусмотренного ФГОС:

- выполнять слесарную обработку деталей с применением универсальной оснастки.

1.2.3 Усваивают знания:

-назначение и устройство слесарного и контрольно-измерительных и разметочных инструментов и приспособлений;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-26; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.151 (0.012 с.)