Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие типологических особенностей в онтогенезе↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 73 из 73 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уже в первые дни и месяцы жизни у детей проявляются различия в вегетативных и эмоциональных реакциях, общей двигательной активности, актов сосании. Однако типология организма еще не сформирована, сведения о ее развитии до 3-х летнего возраста противоречивы. Можно отметить, что все дети имеют слабые нервные процессы, особенно внутреннее торможение. У них очень высока чувстви-тел ьность к внешним раздражениям, и внешнее торможение легко подавляет все условные рефлексы. Стереотипы очень прочны и в результате низкой подвижности с трудом поддаются переделке. Особенно это относится к знакомым лицам, привычной обстановке. На протяжении периода с 5до 7лет значительно возрастают сила и подвижность нервных процессов. Угашение дифференцировок вырабатывается в 2 раза быстрее, чем у детей 3-5 лет, а внешнее торможение при ориентировочной реакции меньше влияет на условные рефлексы. Это период формирования всех основных свойств нервной системы. В возрасте 7-10 лет все свойства нервной системы уже достигают характерных особенностей взрослого организма. Хотя выявление типологических различий у детей все еще сложнее, чем у взрослых, однако сделаны попытки классификации типов ВНД у детей с учетом соотношения активности корковых и подкорковых структур, роли 1 и 2 сигнальных систем. Выделены следующие 4типа ВНД у детей. Сильный уравновешенный, оптимально возбудимый, быстрый тип. Дети этого типа быстро образуют и прочно сохраняют положительные и отрицательные условные рефлексы, имеют хорошо развитую речь. Кора больших полушарий у них четко контролирует безусловные реакции. Сильный уравновешенный, медленный тип. Условные рефлексы у детей этого типа медленнее образуются и дольше восстанавливаются после угашения. Безусловные рефлексы и эмоциональные реакции у них находятся под выраженным корковым контролем. Эти дети могут устойчиво выполнять сложные задания, хорошо обучаются речи, но их речь несколько замедленна. Сильный неуравновешенный, повышенно возбудимый, безудержный тип. У детей этого типа имеется недостаточность тормозного процесса. Подкорковые реакции у них сильно выражены и не всегда контролируются корой. Условные рефлексы неустойчивы. Вследствие этого их поведение отличается нестабильностью, эмоциональной возбудимостью и неустойчивостью, частыми проявлениями аффектов, вспыльчивостью. Речь у них быстрая, с отдельными выкрикиваниями.
Слабый тип с пониженной возбудимостью. Условные рефлексы удетей этого типа образуются медленно и быстро затормаживаются. Эти дети легко утомляются придлительной и сложной работе, плохо адаптируются к новым условиям. Исследованиями морфологов, физиологов, педагогов и психологов было установлено, что сенситивным периодом развития речи являются первые 2-3 года жизни ребенка. К 3-х летнему возрасту, в основном, заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок осваивает основные грамматические формы родного языка и большой словарный запас. Дети, выросшие по воле случая среди животных (волков, обезьян, медведей, тигров) и пропустившие этот сенситивный период, практически не способны впоследствии овладеть речью и более того — даже выжить в человеческом обществе. Как правило, они погибают до наступления детородного возраста. Например, две девочки примерно 7 и 11 лет(Амала и Камала) были воспитаны волками и найдены в индийских дебрях. Камала научилась стоять за 2 года, ходить — за 6 лет, говорить 6 слов — за 4 года, 45 слов —за 7 лет. К 17-летнему возрасту ее умственное развитие соответствовало 4 -летнему ребенку. Среди людей она прожила всего Шлет. Так что прекрасные сказки о Маугли, выросшем в волчьей стае, и Тарзане, выросшем среди обезьян, и благополучно затем вернувшихся в человеческое общество, оказываются лишь мифами. В процессе формирования речи (и соответствующих отделов мозга) особую роль играет двигательная активность ребенка. Мышечные ощущения примешиваются ко всем другим ощущениям (зрительным, слуховым и др.). Они сопровождают осязательные ощущения при ощупывании и хватании предметов, возникают при прослеживании глазом движущихся предметов в поисковых движениях глаз, при поворотах головы в сторону звуковых сигналов, при настройке мышц гортани на тональность слышимого звука и т. п. Информация от мышечных рецепторов усиливает все другие ощущения и помогает их синтезу. Таким образом, двигательная проекционная область коры является зоной, в которой на ранних этапах онтогенеза (когда еще недоразвиты третичные поля) объединяются нервные импульсы различных сенсорных систем и которая способствует развитию словесных обобщений. Кроме того, важно, что корковые моторные центрыречи находятся в непосредственной близости к центрам мышц, управляющих движенями кисти и пальцев. А эти мышцы относятся к числу наиболее легко управляемых: их двигательные единицы содержат наибольшее число произвольно управляемых — 70-74% против 55-62% ДЕ мышц плечевого и локтевого сустава и против 31-41% управляемых ДЕ мышц ноги. Этим объясняется высокая значимость как общей двигательной активности ребенка, так и главным образом — движений рук (мануальных движений), в становлении второй сигнальной системы и общем развитии организма.
Как показали исследования, у детей 3-4 лет реакции на непосредственные раздражители превалируют над словесными влияниями, у детей 5-5.5 лет, хотя и выработались реакции на слова, непервосигнальные раздражители все еще оказываются сильнее, аудетей 6 летв 60% проб уже начинают доминировать реакции на слова. Преобладающее значение 2-ой сигнальной системы (близкое к тому, что имеется у взрослых) проявляется примерно к 10годам. Однако, на протяжении переходного периода, связанного с половым созреванием (с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лету мальчиков), вновь наблюдается ослабление ее влияния. В этот период скорость выработки условных рефлексов на непосредственные раздражители снова возрастает, а на словесные — замедляется. Лишь через 1.5-2 года (к 15-17 годам) устанавливается прочное соотношение сигнальных систем, характерное для типологии взрослого индивида. В целом, формирование устойчивых типологических особенностей человека продолжается вплоть до 16-18лет.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.181 (0.012 с.) |