Книга III о самоубийстве как социальном явлении вообще 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Книга III о самоубийстве как социальном явлении вообще



 

Глава I Социальный элемент в самоубийстве

 

I. Итоги предыдущих изысканий. Отсутствие связи между процентом самоубийств и явлениями космического или биологического порядка. Определенная взаимозависи­мость между социальными фактами. Таким образом, со­циальный процент самоубийств соответствует коллектив­ной наклонности общества.

II. Постоянство и определенность этого процента не могут быть объяснены иным способом. Теория, посредством которой Кетле пытался объяснить эти особенности про­цента самоубийств: средний человек. Несостоятельность теории Кетле: правильность статистических данных на­блюдается даже в области таких фактов, которые выхо­дят за пределы средней. Необходимость допустить такую силу или группу таких социальных сил, интенсивность которых выражается социальным процентом само­убийств

III. Под такой коллективной силой можно подразумевать лишь одно: реальность внешнюю по отношению к ин­дивиду и высшую, чем индивид. Изложение и разбор возражений, сделанных против такого взгляда:

1. Возражение, состоящее в том, что социальный факт не может передаваться иначе как посредством межин­дивидуальных традиций. Ответ: процент самоубийств не может передаваться таким образом.

2. Возражение, состоящее в том, что индивид есть единственно реальное в обществе. Ответ: а) бывают слу-чаи, когда материальные, внешние для индивида вещи возводятся в степень социальных фактов и в этом качест­ве играют роль sui generis; б) те социальные факты, кото­рые не объективируются этим способом, выходят из ра­мок какого бы то ни было индивидуального сознания. Субстратом их является совокупность индивидуальных сознаний, объединенных в общество. При этом только что изложенная концепция не заключает в себе ничего онтологического

IV. Приложение этих идей к самоубийству

 

Глава II Соотношения между самоубийством и другими социальными явлениями

 

Метод для определения того, следует ли самоубийство от­нести к категории нравственных или же к категории безнрав­ственных поступков

I. Исторический очерк различных юридических и мораль­ных квалификаций самоубийства у различных обществ. Историческое развитие сопровождается все более и более энергичным осуждением самоубийства, за исключением эпох упадка. Смысл этого осуждения; в современных обществах, при нормальном их устройстве, оно обосно­вано более, чем когда бы то ни было

II. Соотношение между самоубийством и другими формами безнравственности. Самоубийство и преступления против собственности; отсутствие всякой связи между ними. Са­моубийство и убийство; теория, согласно которой оба они являются выражением одного и того же психоор­ганического состояния, но зависят от противоположных социальных условий

III. Разбор первой части этого положения. Пол, возраст, тем­пература оказывают совершенно неодинаковое воздейст­вие на эти два явления

IV. Разбор второй его части. Случаи, когда противополож­ность социальных условий не имеет места. Более много­численные случаи, когда она имеет место. Объяснение этого кажущегося противоречия: существование различ­ных типов самоубийства, из которых одни исключают убийство, тогда как другие зависят от тех же социальных условий, что и оно. Природа этих типов; почему первые фактически более многочисленны, чем вторые.

Вышеизложенное выясняет вопрос об историческом взаимоотношении эгоизма и альтруизма

 

Глава III Практические выводы

 

I. Решение практического вопроса меняется в зависимости от того, признается ли современный уровень само­убийств нормальным или ненормальным явлением. Как должен быть поставлен.вопрос, несмотря на иммораль­ную природу самоубийства. Основания, по которым в умеренном проценте самоубийств не следует видеть ничего болезненного. Но во всяком случае, в том процен­те самоубийств, который в настоящее время господствует среди европейских народов, приходится видеть признак патологического состояния

II. Средства, предложенные для врачевания этого зла: 1) Меры репрессивные; какие из этих мер применимы на практике; почему они могут иметь лишь ограниченное значение. 2) Воспитание. Оно не может реформировать морального состояния общества, ибо само является лишь отражением последнего. Необходимо воздействовать на самые причины, порождающие самоубийства; можно, од­нако, игнорировать альтруистическое самоубийство, ко­торое по природе своей не заключает в себе ничего ненормального.

Средство борьбы с эгоистическим самоубийством: на­до сделать более сплоченными группы, окружающие ин­дивидуума. Какие из них наиболее пригодны для этой роли? Для этого не годится ни политическое общество, которое слишком далеко отстоит от индивида, ни религи­озное общество, которое в состоянии социализировать индивидуумов, лишь отнимая у них свободу мысли, ни семья, которая мало-помалу сводится к брачной паре. Самоубийства супругов численно возрастают, совершенно так же, как и самоубийства лиц, не состоящих в браке.

III. Профессиональная группа. Почему только она одна в со­стоянии выполнить вышеуказанную функцию? Чем она должна стать в этих видах? Каким путем она может создать моральную среду? Каким образом она может послужить тормозом также и для аномичного самоубий­ства? Случай брачной аномии. Антиномия этой пробле­мы: антагонизм полов. Средства к его устранению

IV. Заключение. Современный уровень числа самоубийств есть признак морального бедствия. Что следует понимать под моральным сознанием общества? Предлагаемая ре­форма требуется всею совокупностью нашей историчес­кой эволюции. Исчезновение всех социальных групп, про­межуточных между индивидом и государством; необхо­димость их восстановления. Профессиональная децентра­лизация противоположна децентрализации террито­риальной,— она есть необходимый базис социальной ор­ганизации.

Важность вопроса о самоубийстве; его связь с самыми крупными практическими проблемами текущего времени

 

Монография Э. ДЮРКГЕЙМ. САМОУБИЙСТВО.

Художественный редактор Г. М. ЧЕХОВСКИЙ

Технический редактор Л. П. ГРИШИНА

Корректор О.П. КУЛЬКОВА

Сдано в набор 29.08.91. Подписано в печать 04.01.92. Формат 60x88/16. Бумага типогр. № 2. Офсетная печать. Гарнитура «Тайме». Усл.-печ. л. 24,50. Усл. кр.-огт. 24,87. Уч.-шд. л. 21,70. Тираж 5000 экз. Заказ 149.

Издательство «Мысль». 117071, В-71, Москва, Лешшсюш пр., 15. Набрано в Государственном ордена Октябрьской Революции, ордена Трудово­го Красного Знамени Московском предприятии «Первая Образцовая типогра­фия». 113054, Москва, Валовая, 28. Отпечатано с готовых диапозитивов в Московской типографии № 11 Комитета Российской Федерации по печати. 113105, Москва, Пагатшгасая ул., 1.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.41.214 (0.008 с.)