Влияние вознаграждений на мотивацию 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние вознаграждений на мотивацию



Давайте обсудим такой вопрос: что более побуждает людей к осу­ществлению определенной деятельности — вознаграждение или на­казание?

А теперь я предлагаю познакомиться с рядом реальных экспери­ментальных ситуаций. Давайте разобьемся на три группы. Каждой группе будет дано по одной карточке с описанием эксперимента. Однако там не будет указано самое главное — результат эксперимен­та. Вам необходимо будет за 30 минут спрогнозировать его результат, а также сформулировать аргументы в защиту своей мысли.

Эксперимент 1 (Lepper, Greene, Nisbеtt, 1973; см. Хекхаузен X., 2003. С. 727—728). Для участия в эксперименте были отобраны дошколь­ники, которые проявляли заметный интерес к рисованию цветными фломастерами. Одним детям из их числа за рисование заведомо обе­щалось вознаграждение (грамота с печатью, цветная лента), другие вознаграждались неожиданно после рисования, а третьим не дава­лось ни обещаний, ни вознаграждений.

На протяжении двух недель велось скрытое наблюдение за сво­бодной игровой деятельностью детей в детском саду.

Как вы думаете, какие дети продолжали рисовать фломастерами, а какие — почти перестали этим заниматься? Обоснуйте ответ.

(Правильный ответ: дети в первой группе снизили время, отве­денное для рисования.)

Эксперимент 2 (Weick, 1964; Хекхаузен X., 1986. С. 246). Ученикам, которые принимали участие в эксперименте на изучение процесса образования понятий ради получения необходимой для них справ­ки, недружелюбным тоном сообщалось, что они этой справки не по­лучат. Второй группе учеников ничего не говорили, и они, как и ожи­дали, получили свои справки.


После созданной таким образом ситуации проводили запланиро­ванный эксперимент, во время которого измеряли степень приложен­ных усилий, уровень достижений, интерес к задачам.

Как вы думаете, в какой группе учеников названные показатели оказались высшими? Обоснуйте ответ.

(Правильный ответ: в первой группе.)

Эксперимент 3 (Garbarino, 1975; Хекхаузен X., 2003. С. 734). В од­ной из школ существовала традиция: ученики четвертых и пятых клас­сов помогали в занятиях ученикам первых и вторых классов.

Одна группа «наставников» не получала за это никакого возна­граждения, другая же поощрялась билетами в кинотеатр. Между обе­ими группами наблюдались определенные отличия во взаимодей­ствии со своими «учениками».

Как вы думаете, в чем состояли эти отличия? Различалась ли меж­ду собой успеваемость «учеников» разных групп «наставников»? Обо­снуйте ответ.

(Правильный ответ: вторая группа наставников была более жест­кой, а их ученики имели более низкий уровень успеваемости.)

Каждая подгруппа представляет свою ситуацию, ее решение и объяснение.

Обсуждение. Кто из вас не согласен с тем решением, к которому пришли члены группы?

А теперь я представлю вам реальные результаты этих эксперимен­тов. Итак, мы выяснили, что вознаграждение и наказание не так уж и важны для мотивации. И при этом они имеют скорее тормозящее, чем усиливающее влияние.

Исследователь Р. де Чармс сделал следующие выводы:

1. Если человек вознаграждается за что-то, что он делает или сде­
лал по собственному желанию, то такое вознаграждение при­
ведет к уменьшению мотивации.

2. Если человек не вознаграждается за неинтересную деятель­
ность, которую он начал делать лишь ради вознаграждения, то
мотивация к ней может возрасти.

Базовые потребности (Э. Диси, Р. Раян)

Классификация

Выводы Р. де Чармса говорят нам о том, что происходит с внут­ренней мотивацией при действии на нее вознаграждений, однако они не показывают, откуда она берется, в чем ее источник. Исследования


по этому поводу проводились и проводятся сейчас другими учеными (Э. Диси, Р. Раян и многие другие).

Давайте возвратимся к тем ощущениям, которые сопровождали вашу внутренне мотивированную деятельность. Посмотрим на них еще раз, но с другой точки зрения. Можем ли мы сказать, об удовлет­ворении какой потребности говориткаждое из записанных чувств?

Дело в том, что каждую из названных вами потребностей можно отнести к одной из трех базовых потребностей,выделенных Эдвар­дом Диси:

потребность в самодетерминации (потребностьощущать самого
себя источником собственной активности);

потребность в компетентности (потребность ощущать себя ком­
петентным, знающим и умеющим что-либо делать);

потребность в значимых отношениях (потребность быть вклю­
ченным в значимые отношения с другими людьми в процессе
деятельности).

Удовлетворение этих потребностей в определенной деятельности и может сделать ее мотивированной внутренне!

Как это происходит? Приблизительно вот так (рис. 8).



ЗНАЧИМЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 


Рис. 8. Формирование внутренней мотивации деятельности

Пути удовлетворения

Поскольку мы уже знакомы с факторами внутренней мотивации, давайте снова разделимся на группы.' Каждая из групп получит по одной базовой потребности. Задача — разработать системы способов удовлетворения каждой базовой потребности для работников вашей фирмы. На выполнение задачи — 30 минут.


А теперь следующая задача. Посмотрите внимательно на свою систему и попробуйте продемонстрировать ее действие, разыграв в ролях любую профессиональную ситуацию. После демонстра­ции каждой группой состоится теоретическая презентация. Если у кого-то в процессе работы возникнут какие-то замечания, пред­ложения — записывайте их в свои альбомы, мы обсудим их во вре­мя дискуссии.

Обсуждение. Для развития внутренней мотивации ни одну из этих потребностей нельзя удовлетворить в отдельности. Поэтому следую­щая задача для всей группы— на доске изобразить целостную систе­му развития внутренней мотивации сотрудников вашей фирмы.

Давайте обсудим ваш проект.

Роль обратной связи

Для того чтобы человекмог выяснить, насколько он самодетер­минирован и компетентен,ему нужно получить из окружающей сре­ды обратную с вязь. Связь эта может быть трех видов: контролирую­щая, информирующая или индифферентная.

Часто контролирующая обратная связь осуществляется с помощью денежного вознаграждения или взыскания, положительной или от­рицательной оценки, выговоров, наказаний.

Индифферентная связь — простая информация о результатах де­ятельности.

Информирующая обратная связь имеет положительный характер, поскольку при ее использовании человек получает информацию об успехе или неудаче с объяснением причин и путей улучшения резуль­татов.

Информирующая обратная связь создается, когда человек вклю­чен в систему значимых отношений с другими.

«Источники» и «пешки» (Р. де Чармс)

Ричард де Чармс ввел понятие источника и пешки. Источник — человек, который ощущает, что сам является причиной собственной активности. Пешка — человек, который чувствует, что его деятель­ность обусловлена активностью кого-то постороннего.

Каждый человек в разные моменты жизни бывает и пешкой, и ис­точником. Можно привести пример школьника: пешкой он ощущает себя, когда идет в школу, а источником — когда возвращается из нее.

Вспомните: были ли в вашей жизни моменты, когда вы ощущали себя пешками? А источниками?


Оказалось, что не всем одинаково присуще желание быть источ­никами. Есть люди, которые преимущественно ощущают себя пеш­ками, а есть люди, которые в большинстве случаев ощущают себя источниками.

Ценности

В чем же здесь проблема? Почему гак?

Возвратимся к нашей схеме развития внутренней мотивации. Если у каждого человека есть базовые потребности, то достаточно удов­летворить их, и возникнет внутренняя мотивацияк деятельности. Однако не такая уж простая вещь — человек. Кроме потребностей, он обладает еще и ценностями. Ценность —это представление о том, что для человека наиболее значимо. Мы уже сталкивались с ценнос­тями на прошлом занятии. Помните, мы посещали волшебный мага­зин — там мы покупали наши желания. Вот эти желания, за которые вы могли отдать что-то вам очень дорогое, и были ценностями. Цен­ностями может быть что угодно — вещь, работа, эмоции и даже по­требности.

Посмотрите еще раз на схему — вы видите, создается впечатле­ние, что человек находится под влиянием базовых потребностей, ко­торые давят на него своими стрелками?

Именно так оно и есть. Человек, который в деятельности руко­водствуется лишь потребностями, находится полностью в их власти и фактически является пешкой.

Рис. 9. Формирование внутренней мотивации как черты личности

 

А когда же человек становится источником? Тогда, когда начинает в процессе оценки ситуации пользоваться не ее возможностью удов-


летворить потребности, а собственными ценностями. То есть тогда, когда становится над ситуацией и уже не является объектом ее влия­ния, а сам сознательно видоизменяет ее таким образом, чтобы она пришла в соответствие с его собственной системой ценностей. Наша схема будет иметь следующий вид (рис. 9).

Обсуждение. Какие у вас вопросы, мнения? Давайте их обсудим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.014 с.)