Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специальность: 060108 «Фармация»Стр 1 из 3Следующая ⇒
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Специальность: 060108 «Фармация»
Методическая разработка лекции По фармацевтической технологии
Раздел 3 «Жидкие лекарственные формы».
Тема 3.2.1. «Суспензии».
Составитель: Чекмарёва Н.А. Уч. год. Методическая разработка для преподавателя. Тема 3.2.1.: «Суспензии». Цели: 1. В ходе лекции студенты должны получить представления о ПАВ, применяемых для стабилизации суспензий. 2. Обеспечить в ходе занятия усвоение следующих знаний: q Требования ГФ к суспензиям. q Свойства суспензий, случаи образования суспензий, факторы устойчивости суспензий. q Научить отличать суспензии от других дисперсных систем. q Основные методы изготовления суспензий, учитывая биофармацевтические факторы повышения качества суспензий. Вид лекции: лекция-диалог.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Наглядность: Лек. средства: нашатырно-анисовые капли, раствор цитраля спиртовой, суспензии висмута нитрата, талька, серы, цинка оксида. Подставка, флакон, вода очищенная. Флакон с суспензией, оформленный к отпуску.
ВПС: «Государственное нормирование качества лек. средств». «Растворы». «Дозирование в фармацевтической технологии».
МПС: Лат.язык: «Согласование прилагательных 1 гр. с сущ. 3 скл.». «Хим. номенклатура. Название солей». «Существительные 3 скл, применяемые в аптечной практике». «Согласование прилагательных 2 гр. с сущ.». Аналит. химия: «Качественные реакции на катионы 1-4 ан. групп». «Качественные реакции на анионы 1-3 ан. групп» Фармаколог.: «ЛС, влияющие на афферентную НС. Раздражающие средства» (настойка мяты). «Средства, влияющие на эфферентную НС. М-холинолитики (настойка красавки)». «ЛС, влияющие на функции органов дыхания (грудной элексир, нашатырно-анисовые капли, терпингидрат)». «Средства, влияющие на ССС. Сердечные гликозиды (настойка ландыша, адонизид)». «Седативные средства (настойка валерианы, натрия бромид)». «Сульфаниламидные препараты (стрептоцид)». ОЭФ и основы менеджмента: Приказы МЗ РФ № 214, 110, 305, 309, ФЗ № 61. Фарм. химия: «ЛС 4 гр. ПСХЭ Д.И.Менделеева (натрия гидрокарбонат)».
«Углеводы (глюкоза)». «Ароматические аминокислоты и их производные (стрептоцид)». «Производные пурина (кофеин, кофеин-натрия бензорат)». «Производные изохинолина (кодеина фосфат)».
Структура занятия и режим времени. 1. Организационный момент (мобилизация аудитории) – 2 мин. 2. Вступительное слово преподавателя – 5 мин.
3. Изложение нового материала – 80 мин. 4. Закрепление материала лекции, подведение итогов, задание на дом с установкой на самоподготовку, учебная литература – 3 мин.
Пояснение к структуре занятия: 1. Организационный момент -рапорт дежурного, готовность аудитории кпроведению лекции, наличие наглядности, состояние учебной доски, внешний вид студентов.
Мотивация и цель занятия. Преподаватель сообщает тему лекции, цель, дает ее мотивацию. Мотивация: Многие лек. средства не растворяются в воде и других растворителях. Из необходимо вводить в лек. формы соблюдая определенные особенности. Кроме этого при добавлении некоторых жидких лек. средств в лек. формы появляется муть. На лекции мы познакомимся с этой группой лек. форм, которые называются суспензиями.
План лекции.
Изложение нового материала. При изложении материала преподаватель обращается к студентам с вопросами, выписывает рецепты на доске на латинском языке, демонстрирует штангласы с лек. средствами, растворы этих лек. средств.
4. Подведение итогов, задание на дом. Кратко остановиться на основных моментах лекции, подчеркнуть особенности изготовления тонких взвесей, согласно приказу № 308 от 21.10.97 г.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ: ЛИТЕРАТУРА: Основная: - Пр. МЗ РФ № 308 от 21.10.97 - Погорелов, В.И. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ.ср.проф. уч. завед.спец. фармация /под ред. Погорелова В.И./ Феникс., Р./Дону 2002.- с. 206-210, 213-215
- Краснюк, И.И., Михайлова, Г.В. Фармацевтическая технология: уч. пособие для студ. ср.проф. завед.- М.: Академия, 2004.-с 240-242 Дополнительная: - Муравьев, И.А. Технология лекарственных форм: уч.пособ. для студ.фамучилищ /И.А. Муравьев- М.: Медицина 1988., с.147-155 - Уч. В.И. Грецкий, В.С. Хоменок «Руководство к практическим занятиям по технологии лекарств», М.М. 1984 г., с.156-169. - Конспект лекций. - Справочник фармацевта, под редакцией А.И. Тенцовой, М.М. 1981 г., с.78-79
Приложение № 1. Конспект лекции. Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов. Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания. Приложение № 2. Вопросы для актуализации знаний студентов. 1. Что значит массо-объемный метод изготовления ЖЛФ? Ответ: При массо-объемном методе изготовления лек. средства берут по массе, а растворитель до нужного объема. 2. Что значит изготовление лек. формы по массе? Ответ: Лек. средство и растворитель берут по массе. 3. Назовите жидкие лек. средства, обладающие вязкостью? Ответ: Глицерин, сахарный сироп. 4. Какой приказ регламентирует изготовление ЖЛФ в аптеке? Ответ: Приказ № 308 от 21.10.97 г. 5. Какой приказ регламентирует сроки годности лек. форм в аптеке? Ответ: Приказ № 214.
Приложение № 3. Вопросы для выявления уровня первичного запоминания.
1. Почему нельзя прописывать ядовитые лек. средства в суспензии? Ответ: Т.к. ядовитое лек. средство будет находиться в осадке и затруднена точность дозирования. 2. Назовите лек. средства, которые не растворяются в воде? Ответ: Тальк, крахмал, белая глина, оксид цинка, оксид магния. 3. Почему при изготовлении суспензий лек. формы не фильтруют? Ответ: Т.к. лек. средства не растворяются в воде, выпадают в осадок и задерживаются на фильтре при фильтрации, поэтому чтобы сохранить концентрацию лек. средств – стадия фильтрации отсутствует.
Приложение № 1. Лекция № 15. ТРЕБОВАНИЯ ГФ К СУСПЕНЗИЯМ. 1. В связи с неточностью дозировки в виде суспензий для внутреннего применения не применяют ядовитые лек. средства, а сильнодействующие, списка Б разрешают отпускать в виде грубой суспензии при условии, если общее их количество во всем объеме лек. формы не превышает ВРД. 2. Отклонение в содержании действующих лек. средств в 1,0 (мл) суспензии не должно превышать +/-10%. 3. Суспензии относят к нестойким при хранении лек. препаратам, поэтому в аптечных условиях их готовят ex tempore.
Классификация суспензий. По применению. § Для внутреннего применения. § Для наружного применения. § Для парентерального применения. Суспензии вводят только внутримышечно и они должны соответствовать статье «Инъекции», если нет других указаний в частных статьях.
2. По степени изготовления: § Готовые к применению. § В виде порошков или гранул для суспензий, к которым перед применением прибавляют воду или другую подходящую жидкость: количество воды или другой жидкости должно быть указано в частных статьях. Помимо воды в качестве дисперсионной среды могут быть использованы спирт этиловый различной концентрации, глицерин, минеральные и растительные масла и другие жидкости.
3. По внешнему виду: § Грубые (жидкости с осадком). § Тонкие (мутные жидкости).
СВОЙСТВА СУСПЕНЗИЙ. В определении суспензий отмечается, что они отличаются от коллоидных растворов большим размером частиц дисперсной фазы. Именно это и оказывает большое влияние на свойства суспензий и самое главное из них – устойчивость. Суспензии, имея крупные частицы – системы нестойкие, поэтому главной задачей, которая стоит перед фармацевтом – это повышение стойкости суспензий. Суспензии отличаются своими свойствами от других лек. препаратов. Основные отличительные свойства суспензий: 1. Оптическая неоднородность (мутность). 2. Седиментационная неустойчивость – оседание частиц, расслаивание. 3. Агрегатная неустойчивость – слипание частиц, укрупнение, агрегация.
Иногда укрупненные частицы, не оседают на дно, а наоборот всплывают, такое явление получило название флокулляция (от латинского слова – flocculi – хлопья). Т.к. суспензии обладают двумя видами неустойчивости, то необходимо говорить и о двух видах повышения стойкости, т.е. повышать надо как седиментационную устойчивость, так и агрегатную.
Случаи образования суспензий. 1. Лек. средство не растворимо в данном растворителе: цинка оксид, висмута субнитрат, тальк, белая глина, магния оксид. 2. Превышен предел растворимости лек. средства в данном растворителе. 3. Если лек. средства порознь растворимы, а при смешивании в результате химической реакции образуются другие лек. средства, которые не растворяются в данном растворителе (химические взвеси). СаCl2 + 2NaHCO3 = NaCl + CaCO3 + H2O + CO2 4. При смене одного растворителя другим (при добавлении настоек, экстрактов). СТОЙКОСТЬ СУСПЕНЗИЙ ЗАВИСИТ ОТ: § От природы лек. средств. § От вязкости среды. § От степени дисперсности. § От плотностей лек. средств и дисперсионной среды.
Агрегатная устойчивость зависит от наличия вокруг частиц взвешенного вещества сольватных оболочек из молекул дисперсионной среды. Если такая оболочка есть, значит суспензия будет агрегативно устойчивой, если нет – не устойчивой. По отношению к воде, которая чаще всего является дисперсионной средой, все лек. средства образующие суспензии, разделяют на 2 группы: гидрофильные и гидрофобные. 1. Гидрофильные лек. средства – агрегатно устойчивы в воде (карбонат магния, оксид цинка, белая глина, основной нитрат висмута), т.к. вокруг частиц этих лек. средств, образуются оболочки из молекул воды, препятствующие слипанию частиц.
2. Гидрофобные лек. средства – агрегатно устойчивы в маслах и совсем не устойчивы в воде (терпингидрат, камфора, фенилсалицилат, сера, ментол, тимол и др.), т.к. у них нет защитной оболочки из молекул воды, поэтому частицы легко, самопроизвольно (под действием молекулярных сил слипаются), которые быстро оседают или всплывают.
Метод смены растворителя. В этом случае образуются тонкие взвеси. Тонкие взвеси готовят массо-объемным методом. Тонкие взвеси образуются при добавлении к водным растворам настоек, жидких экстрактов, спиртовых растворов эфирных масел, т.к. настойки, спиртовые растворы эфирных масел готовят на спирте различной крепости, а при добавлении их к водным растворам, происходит разбавление спирта и лек. средства, которые не растворяются в воде, выпадают в осадок. Rp: Sol. Natrii bromidi 6,0-200 ml Tincturae Valerianae 10 ml M. D. S. По 1 ст. ложке 3 раза в день. Это сложная, жидкая, недозированная лек. форма для внутреннего применения – тонкая взвесь, которая образуется при добавлении настойки валерианы. Готовим согласно приказа № 308, входит натрия бромид – сухое лек. средство, определяем Смах. Делаем расчет: N 1 Смах = ----------- = ------- = 3,84%, а по рецепту 2,8%, воду берем точно. КУО 0,26 Концентрата натрия бромида 20%-30 мл Воды очищенной 170 мл Настойки валерианы 10 мл Готовим в отпускном флаконе. Отмериваем воду, концентрат натрия бромида и настойку валерианы. Оформляем к отпуску. А такие жидкости, как нашатырно-анисовые капли, спиртовой раствор цитраля, грудной эликсир и настойка мяты, изготовленные на крепком спирте, чтобы не было резкого разбавления спирта и не образовалась сильная муть, эти лек. средства добавляют в лек. форму путем предварительного смешивания с равной частью готовой микстуры.
Выводы по лекции 3.2.1.
Суспензии – ЖЛФ, содержащаяся в качестве дисперсной фазы одно или несколько измельченных лек. средств, распределенных в жидкой дисперсионной среде.
Классификация суспензий
I. По применению: 1. Для внутреннего применения 2. Для наружного применения 3. Для парентерального введения
II. По внешнему виду: 1. Грубые (жидкости с осадком) 2. Тонкие (мутные жидкости)
Случаи образования суспензий: 1) Лек. средство не растворимо в данном растворителе: белая глина, цинка оксид, магния оксид и др. 2) Превышен предел растворимости лек. средства в данном растворителе. 3) Лек. средства растворимы в растворителе, а при смешивании в результате химической реакции образуются другие лек. средства, которые не растворяются в данном растворителе. 4) При смене растворителя.
Стойкость суспензий зависит от: - природы лек. средств - вязкости среды - степени дисперсности
Суспензии готовят согласно приказу № 308, готовят ex tempore.
Существует два способа изготовления суспензий: 1) Конденсационный – основан на увеличении размера частиц дисперсной фазы.
2) Дисперсионный – основан на уменьшении размера частиц дисперсной фазы.
Конденсационными методами получения суспензий является: а) химический метод (лек. средства растворяют порознь, а полученные растворы сливают (в этом случае образуются грубые суспензии)). б) метод смены растворителя – к водным растворам добавляют н-ки, экстракты, спиртовые растворы эфирных масел. В этом случае образуются тонкие суспензии.
Суспензии отпускают во флаконах из светлого стекла. Грубые взвеси хранят 3 суток; тонкие – 10 суток. Дополнительная этикетка «Перед употреблением взбалтывать».
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
- Суспензии Тонкие грубые - Дисперсная фаза - Дисперсионная среда - Степень дисперсности - Стойкость - Методы изготовления ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Специальность: 060108 «Фармация»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.086 с.) |