Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что представляла собой Италия в ХI—ХV вв.?



 

В Италии, как и в Германии, период развитого феодализма не завершился объединением страны. Она оставалась экономически и политически раздробленной. Различные регионы страны также не были однородны. Существенно различались между собой Северная Италия и Тоскана, Папская область и Южная Италия.

Главной особенностью Северной Италии и Тосканы было более раннее и гораздо более быстрое развитие городов, чем в других странах средневековой Европы. В этих городах активно развивались ремесленное производство, торговля, которая переросла рамки местного значения.

Эти города, укрепляя свои экономические возможности, вели активную борьбу с сеньорами, на землях которых находились. Борьба городов за свою самостоятельность привела к тому, что города расширяли свои владения, подчиняя себе близлежащие округа. Эти обширные территории именовались «дистретто» и нередко представляли собой целое государство. Так, в Северной и Средней Италии сложились города-государства – Флоренция, Сиена, Милан, Равенна, Падуя, Венеция, Генуя и др.

По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим – ее организационным и идеологическим ядром, на историю этого государства оказывала значительное влияние европейская политика папства, в основе которой лежало стремление к верховенству над светскими государями Европы.

Папам удавалось усилить свое политическое влияние в Европе, но это не приводило к экономическому укреплению региона. Папская область отставала от Северной Италии и Тосканы. Города здесь развивались медленнее, папы не поддерживали политику предоставления прав самоуправления Риму и другим городам области.

В Южной Италии и Сицилии, находившихся под влиянием чужеземного (нормандского) владычества, развитие городов не прекратилось. Более того, они достигли здесь значительного расцвета, однако он был связан преимущественно с транзитной торговлей, а собственное ремесленное производство и местная торговля здесь были развиты слабо. В отличие от городов Северной Италии южноитальянским городам не удалось добиться независимости и даже автономии, они оставались в подчинении сильной центральной власти.

Во второй половине ХП в. над Италией нависла угроза германского порабощения. Германские феодалы во главе с Фридрихом I Барбароссой считали основанием для своей агрессии формальную принадлежность части итальянских земель к так называемой Римской империи. Немецкое вторжение угрожало прежде всего процветающим североитальянским городам. Только объединение усилий итальянских земель при поддержке папства позволило предотвратить катастрофу.

После крушения завоевательских планов Фридриха I авторитет папства возрос, равно как и теократические планы самих пап. Римские папы вновь устремились к укреплению своих политических позиций не только в Италии, но и в других феодальных государствах Европы. Теократическая политика пап была обречена на провал. Крупные централизованные государства, складывающиеся в Европе, все более уходили из-под политического влияния пап. Поражение папства в борьбе с французской монархией привело к ослаблению его власти даже в Папской области. Перенесение в 1309 г. папской резиденции в Авиньон означало фактическое подчинение папской курии французской политике и потерю папством контроля над феодалами и городами церковной области.

Это способствовало активизации укрепления самостоятельности Рима. Борьбу горожан с феодальной знатью возглавил Кола ди Риенцо. Ему при поддержке римских граждан удалось захватить власть в Риме. Город был объявлен республикой. Кола ди Риенцо призвал все итальянские города объединиться вокруг Рима как столицы Италии. Однако итальянские города не поддержали его инициативу. Власть феодалов в Риме была восстановлена.

Италии не удалось преодолеть феодальную раздробленность. Открытие Америки и путей в Индию в конце ХV в. уничтожило торговое преобладание Италии, усилило ее аграризацию. Италия стояла на пороге своего упадка, к которому она пришла в конце ХVI столетия.

 

20. Как проходил образовательный и научные процессы в Средневековых университетах?

 

Средневековые города были не только экономическими, но и культурными центрами.

С ХII в. наряду с элементарной и профессиональной школой в городах получает распространение новое образование – среднее и высшее. К этой школе, непосредственно связанной с городом, переходит от монастырей научная и интеллектуальная инициатива.

Городские школы привнесли в мир средневековых представлений новое– схоластический – рационалистический (т. е. логический) метод мышления, противопоставлявший ментальное оснащение ссылке на авторитет принцип ее логического обоснования. Изменялось отношение к книгам – из сокровища в монастырской культуре они превращаются в городской школе в источник познания, добываемого посредством критического анализа.

Постепенно учителя, отделяясь от церковных и монастырских властей, стали создавать свои корпорации – университеты. Сам термин «университет» означал первоначально всякое объединение людей, связанных общими интересами и имеющими правовой статус. С конца ХIV в. его стали использовать применительно к академической корпорации.

Открытие университетов имело большое значение для культурного развития европейских стран. Римские папы первоначально с опаской отнеслись к новым учебным заведениям, но затем сочли за благо взять их под свое покровительство. Хартии, полученные от пап и королей, давали университетам юридическую и административную автономию, делали их независимыми от светских и духовных местных властей.

Наиболее древними университетами являются Парижский, делавший упор на богословие, и Болонский, прославившийся преподаванием права. Формировавшиеся одновременно, они вместе с тем существенно отличались по своему внутреннему устройству, олицетворяя два основных типа университетов Средневековья. Университет в Болонье (и в Падуе) представлял собой студенческую организацию, возникшую для защиты интересов приезжавших в город студентов-правоведов. Объединения студентов – гильдии – осуществляли руководство университетской жизнью.

Но эта система не представляла собой демократической организации, так как власть находилась в руках немногочисленных должностных лиц – ректоров и канцелярии.

Парижский университет, напротив, сложился как организация преподавателей. Студенты не могли ни голосовать, ни участвовать в университетских собраниях.

По парижскому типу строились северные университеты. Оксфорд перенял в общем парижскую систему организации. Основное отличие состояло в том, что Оксфорд, как и Кембридж, возник не в епископальном городе и, соответственно, его подчинение епископальным властям было более слабым, чем во французских университетах.

Далеко не все студенты, поступившие в университет, были в силах одолеть полный курс наук. Среди студентов были и такие, кто годами кочевал по университетам разных стран и городов, чтобы услышать лекции знаменитых профессоров. Таких студентов называли вагантами – «бродячими» студентами.

Во всех университетах существовали «младшие» и «старшие» факультеты, т. е. особые отделения, на каждом из которых обучали разным наукам. Студенты слушали лекции или участвовали в диспутах. Лекция (в переводе с латинского – «чтение») начиналась с зачитывания преподавателем важных мест из сочинений древних или средневековых ученых. Затем профессор комментировал и пояснял их. Диспутом называлось обсуждение спорных вопросов.

К ХIV в. в Европе появилось 60 университетов. Это дало мощный толчок развитию науки. Ученых в Средние века называли схоластами. Многие из них были преподавателями в университетах. Они учили рассуждать и строить доказательства.

История сохранила имена видных ученых того времени. Это философ и магистр Петр Абеляр, «отец» средневековой схоластики и мистики архиепископ Ансельм Кентеберийский, ученик Абеляра Арнольд Брешианский – пропагандист идеи равенства и бедной церкви раннего Средневековья, Джон Уиклиф, профессор Оксфордского университета, доктор богословия, предтеча реформационного европейского движения. Безусловно, это только небольшая часть тех, кто воплощал интеллектуальный облик средневековой эпохи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.232 (0.008 с.)