![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение в антропологию.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Тема 2. Основы приматологии
1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).
Черты сходства человека и человекообразных обезьян 1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев); 2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний); 3) хорошая память и развитая центральная нервная система; 4) высокая способность к обучению; 5) отсутствие хвоста; 6) на пальцах ногти, а не когти; 7) стопы ног и ладони лишены волос; 8) могут вертикально ходить, но опираются на руки; 9) имеют 12 – 13 пар ребер; 10) схожее строение органов чувств; 11) сходное строение кожи; 12) имеют четыре группы крови системы АВо; 13) существуют общие болезни и паразиты; 14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата. Отличия человека и человекообразных обезьян 1) Обезьяны не могут создавать орудия труда; 2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг; 3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3); 4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше; 5) относительно более длинные передние конечности у обезьян; 6) кости рук крюкообразные у обезьян; 7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.
Тема 3. Антропогенез
1)Основные положения теории Дарвина:
2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические. Тема 7. Экология человека 1)Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы.
Адаптивный тип - это норма реакции, независимо (конвергентно) возникающая в сходных условиях среды обитания, в популяциях, которые могут быть не связаны между собой генетически. Согласно этой гипотезе, достаточно четко выделяются несколько устойчивых комплексов биологических признаков.
1. Климатическая адаптация. Региональные адаптивные типы. Задание для самостоятельной работы: ЛИТЕРАТУРА
1. Антропология [Электронный ресурс]: рабочая программа учебной дисциплины по направлению подготовки Психология (степень) «бакалавр» / И. А. Архангельская, В. Н. Гоголев. – Киров, 2014. – Режим доступа: [ЭБ Кировского филиала МГЭИ]. Интернет ресурсы: 1.www.antropos.msu.ru НИИ Антропологии МГУ им М.В. Ломоносова; 2.www.iea.ras.ru Институт этнологии и антропологии РАН; 3.www.antrropogenez.ru – материалы по антропогенезу. Тема 1. Введение в антропологию.
1) Объект и предмет антропологии. Ведущие методы антропологии. ü Антрополо́гия - наука о человеке и о людях, об их происхождении и развитии, наследственности и изменчивости структуры и численности человеческих популяций во времени и пространстве. ü Объект антропологии: человек, взятый в контексте его культуры. ü Предмет: закономерности и механизмы взаимодействия человека с его социальным и природным окружением в условиях конкретной культурной системы. 2) Основные этапы становления антропологии в истории развития общенаучного знания. Как самостоятельная область науки антропология возникла поздно — в конце XVIII — в начале XIX столетия. ü Основные этапы формирования антропологических знаний совпадают с поворотными периодами истории человеческого общества. ü Зачатки научных знаний о человеке возникли в недрах античной философии. В творениях философа милетской школы Анаксимандра (610—546 гг. до н. э.), стремившегося познать происхождение и развитие всего сущего из первоосновы бытия — беспредельного, или “апейрон”, излагаются идеи о возникновении человека путем ряда превращений его предков — животных. Зачатки эволюционного взгляда на человека можно найти у Демокрита (около 470—380 гг. до н. э.) и у Эмпедокла (490—430 гг. до н. э.). ü Античные философы стремились определить главные источники отличий человека от животных. Анаксагор (500—428 гг. до н. э.), Сократ (469—399 гг. до н. э.) высказывали мысль, что человек обязан своим высоким положением в мире наличию у него руки. Мысли об огромной роли слова (речи) для человека развивал знаменитый афинский учитель красноречия Исократ (436— 338 гг. до н. э.). ü Алкмеон Кротонский (около 500 г. до н. э.), рассекая трупы животных, сделал ряд анатомических открытий. Один из величайших врачей древности — Гиппократ (460—356 гг. до н. э.) — изучал влияние климата на организм человека; ему же принадлежит учение о темпераментах, построенное на представлении о четырех “соках” человеческого тела: кровь, желтая желчь, черная желчь и слизь. Преобладание крови, по Гиппократу, характерно для сангвиника, желтой желчи — для холерика, черной желчи — для меланхолика, слизи — для флегматика. ü Большое значение для расширения географического кругозора в античном мире имели путешествия Геродота (484—406 гг. до н. э.). До наших дней его сочинения — один из важнейших источников для изучения быта и нравов древних народов, а в некоторой степени и их физического типа. ü Изучение человека достигает в античное время своей вершины у Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах “Истерия животных”, “О частях животных”, “О возникновении животных”, “О душе” Аристотель закладывает основы изучения животных. Он разрабатывает классификацию, рассматривает функциональную роль частей тела, а также механизмов их возникновения, анализирует корреляции (связи) частей. Он широко использует сравнительный метод изучения и вводит в биологию принцип аналогии. Аристотелю принадлежит огромная заслуга в разработке проблемы места человека в органическом мире ü Из ученых древнего Рима наибольшее значение в истории антропологических знаний имеет Лукреций Кар (99—55 или 95—51 гг. до н. э.), автор поэмы “О природе вещей”, в которой он развивал идеи о естественном происхождении органического мира и человека и дал замечательную по яркости картину развития культуры от первобытной дикости до цивилизации. Другой крупнейший римский ученый — Клавдий Гален (131—200 гг.) н. э) — завоевал себе славу и непререкаемый авторитет в течение почти' четырнадцати столетий как медик и анатом. Гален произвел многочисленные вскрытия трупов животных, главным образом собак и низших обезьян. ü Эпоха средних веков в Европе — период застоя во всех областях знаний. — В это время традиции античных авторов находят свое продолжение в Передней и Средней Азии, где жили и творили такие гиганты научной мысли, как Ибн-Сина и Бируни. ü Эпоха Возрождения противопоставила аскетизму и железному гнету церковной догматики Средневековья пламенное восхищение человеком, его физической и духовной мощью. Эпоха Возрождения ознаменовалась крупными успехами в области анатомии человека. Замечательно, что Леонардо да Винчи предлагал изучать как можно больше вариантов строения и выбирать в качестве нормы средний. Он же поместил рисунок руки человека рядом с рисунком руки обезьяны. ü На первом месте среди анатомов следует назвать реформатора анатомии Везалия (1514—1564), важнейший труд которого “Фабрика человеческого тела” был основан на тщательном изучении тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций. ü Важнейшим периодом в развитии антропологии и в ее формировании как особой науки были 60-е и 70-е годы XIX в. характеризуются ростом интереса к вопросам систематики человеческих рас, их происхождения и расселения.В числе основных задач этих обществ значится изучение человеческих рас. ü Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Чарлза Дарвина Работы Дарвина нанесли сокрушительный удар телеологическим воззрениям на человека, и в этом — важнейшая сторона прогрессивного значения его трудов для антропологии. ü Вопросы происхождения и эволюции человека разрабатывались во времена Дарвина главным образом зоологами. ü Антропология 60—70-х годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас.
3) Значение эволюционного учения для развития антропологии.
Тема 2. Основы приматологии
1) Признаки принадлежности человека к отряду приматов ü О принадлежности человека к отряду Приматы свидетельствуют следующие признаки: большие размеры головного мозга, имеющего многочисленные извилины; направленность глазниц вперед; противопоставление первого пальца остальным на конечностях (хватательный тип конечности); наличие ногтей на пальцах, хорошо развитые ключицы ит.д.
2) Место человека в системе живого мира. Сравнение с приматами Согласно зоологической систематике человека относят к царству животных, типу ходовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, подотряду высших приматов, семейству гоминид (человекообразные), роду (homo), виду человек разумный (homo sapiens).
Черты сходства человека и человекообразных обезьян 1) Одинаковое выражение эмоций (радость, страх, гнев); 2) сходная забота о потомстве (система ласк и наказаний); 3) хорошая память и развитая центральная нервная система; 4) высокая способность к обучению; 5) отсутствие хвоста; 6) на пальцах ногти, а не когти; 7) стопы ног и ладони лишены волос; 8) могут вертикально ходить, но опираются на руки; 9) имеют 12 – 13 пар ребер; 10) схожее строение органов чувств; 11) сходное строение кожи; 12) имеют четыре группы крови системы АВо; 13) существуют общие болезни и паразиты; 14) имеют сходство в строении хромосомного аппарата. Отличия человека и человекообразных обезьян 1) Обезьяны не могут создавать орудия труда; 2) в скелете у человека изгибы позвоночника, плоская форма грудной клетки; широкий таз, мощные кости нижних конечностей, лицевой череп меньше черепной коробки, нет надбровных дуг; 3) объем мозга у человека больше в 2,5 раз (у обезьян 600 см3, а у человека около 1600 см3); 4) поверхность мозга у человека в 3,5 раза больше; 5) относительно более длинные передние конечности у обезьян; 6) кости рук крюкообразные у обезьян; 7) человек живет по социальным и биологическим законам, имеет членораздельную речь, мыслит отвлеченно при помощи понятий.
Тема 3. Антропогенез
1)Основные положения теории Дарвина:
2) Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические.
|
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.53 (0.015 с.) |