Зарождение и развитие социал-демократической прессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение и развитие социал-демократической прессы




Социал-демократическая печать нашла своё действительно развитие лишь в двух странах: Германии и России…


Германия
В Германии развитие социал-демократической печати связано с именем Маркса и Энгельса. Сейчас объясню всё по пунктам.

После «Прусской цензурной инструкции» Маркс стал очень живо реагировать на все законодательные события, так как требовал свободы прессы. Познакомившись с Энгельсом, который знал в отличие от него английский, они стали издавать «Рейнскую газету», которая выходила год и была неугодна Бисмарку, а потому закрыта. Потом Маркс и Энгельс вступили в «союз справедливых», который переименовали в скором времени в «союз коммунистов». Через некоторое время в годы революции 1848-49 гг. Маркс и Энгельс решили создать “Новую Рейнскую газету”. Эта газета сыграла выдающуюся роль в сплочении всех демократических сил как орган демократии пролетарского характера. Газета сыграла очень важную роль и за рубежом и быстро завоевала себе признание, так как её страницы стали трибуной не только для немецкого, но и европейского пролетариата. Новая рейнская газета была печатным органом «союза коммунистов»
Издание началось 1 июня 1848 г.

Газета выходила ежедневно.

Конституция редакции сводилась просто к диктатуре Маркса. У них была настоящая политическая программа - лозунги, которые освещала газета, как социально-демократический орган. “Единая, неделимая, демократическая немецкая республика и война с Россией”

Теперь настоящее социал-демократическое настроение газеты: Газета боролась с двумя лагерями мелкобуржуазной демократии: с северогерманским (желавшем демократического императора) и с южно германским (за федеративную республику).
“Уничтожение прусского государства, распад австрийского, действительное объединение Германии как республики, - только такой могла быть наша революционная программа… и осуществить её можно было посредством войны с Россией”.


По сути газету можно отнести и к коммунистической прессе, но настроения у неё были социально-демократические: “У нас были одни только презренные противники, и мы относились ко всем им, без исключения, с крайним презрением”.
Издевались над всеми: над монархией, дворянством, мартовскими министрами, Франкфуртским и Берлинским собраниями.
Разоблачали слабость, нерешительность, бесполезность собраний, с их пустыми речами и резолюциями.
“Мы открыто заявляли, что представляемое нами направление лишь тогда сможет начать борьбу за достижение подлинных целей нашей партии, когда у власти будет самая крайняя из существующих в Германии официальных партий: По отношению к ней мы тогда перейдём в оппозицию”.

“…в Германии и почти во всей Европе наша газета была единственной, которая высоко держала знамя разгромленного пролетариата…”
Маркс создал газету, в которой публиковался весь пролетариат со всей Европы, но в большинстве из Германии, конечно же. Газета провозглашала все три лозунга Маркса: свобода прессы, единая ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ Германия и война с Россией. Это самые что ни на есть социал-демократические настроения. Газета стала любимым изданием для пролетариата со всей Европы и была закрыта именно за призвание к мятежу.

Исключительный закон против социалистов в Германии (1878—1890) («Закон против вредных и опасных стремлений социал-демократии»), был направлен против социал-демократии и всего немецкого революционного движения. Вступил в силу 21 октября 1878. За годы действия закона (который продлевался рейхстагом через каждые три года) было распущено 350 рабочих организаций, арестовано 1500 и выслано 900 человек. Социал-демократическая печать подвергалась преследованиям, литература конфисковывалась, собрания запрещались. Немецкие социал-демократы боролись против власти, сочетая легальные и нелегальные формы борьбы. К. Маркс и Ф. Энгельс всячески поддерживали движение против исключительного закона, разоблачая как правых оппортунистов (К. Хёхберг, К. А. Шрамм и др.), которые призывали приспособиться к политике правительства, так и «ультралевых» авантюристов (И. Мост, В. Гассельман и др.), отрицавших необходимость использования парламента, толкавших рабочих на необдуманные, неподготовленные действия. Постепенно социал-демократическая партия под руководством А. Бебеля и В. Либкнехта восстановила свои организации. Несмотря на репрессии, в Германии нелегально распространялась печатавшаяся за границей (сначала в Цюрихе, потом в Лондоне) газета «Социал-демократ» («Sozialdemokrat»). Подъём стачечного движения и рост количества голосов, поданных за социал-демократических кандидатов на выборах в рейхстаг (с 493 тыс. в 1877 до 1 млн. 427 тыс. в 1890), показали невозможность помешать развитию рабочего движения посредством репрессий. В 1890 правительство было вынуждено отказаться от дальнейшего возобновления закона. Отмена И. з. п. с. явилась поражением юнкерско-буржуазного государства. Влияние социал-демократов сильно возросло.


К.Маркс и эволюция лозунга свободы печати


Радикальный характер приобрели выступления М. на страницах «Рейнской газеты» («Rheinische Zeitung»), издававшейся в Кельне оппозиционными кругами прусской буржуазии. В мае 1842 М. опубликовал здесь первую статью, а с 15 октября стал одним из редакторов газеты. Основной работой Маркса на тему свободы печати является статья “Дебаты шестого рейнского ландтага”, которая была опубликована. В этой статье Маркс приводит своего рода протокол заседания ландтага, на котором обсуждался вопрос о свободе печати в Рейнской провинции Пруссии. И, анализируя выступления ораторов, Маркс делает определенные выводы и в итоге приходит к провозглашению своей политической программы по данному вопросу.
Работа начинается с того, что Маркс опровергает точку зрения прусской газеты “Staats-Zeitung”, (“Штатс-Цайтунг”) которая уверяет, что современная прусская пресса совершенно свободна и государство вовсе не влияет на формирование общественного сознания. Маркс с этим совершенно не согласен и считает, что все, о чем пишет “Staats-Zeitung” не более чем ее невинное заблуждение, вызванное полным незнанием действительности. Далее Маркс начинает разбирать само заседание ландтага. Все выступающие в парламенте делятся на противников и сторонников свободы печати. Но с самого начала Маркс дает понять, что принципиальной разницы между этими группировками нет. В этом Маркс видит главную проблему, по которой свобода печати не существует в Пруссии на должном уровне. Корень зла заключается в том, что власть предержащие, коими являются депутаты сословного собрания, не нуждаются в этой свободе, не осознают того, что она необходима обществу: они никогда не знали свободу печати как насущную потребность. А происходит это по тому, что все они находятся еще в слишком сильной связи с прежними порядками, не могут оторваться от прошлого, когда узурпаторство и цензуру все воспринимали как должное.
Маркс считает, что сам факт существования цезуры опровергает свободу печати. Она противоестественна печати вообще. Цензура не может быть благодатной почвой для духовного развития общества и не может быть свойственна той или иной стране в силу особенностей ее национального развития.. Он соглашается с тем, что печать фиксирует все грехи народа и текущего времени, но это, по мнению Маркса, простительно, в отличие от преступлений цензуры, которые она совершает против нации, заглушая ее свободный голос. Затем он заявляет что свобода, над которой хоть в какой то мере осуществляется контроль, тоже не может считаться настоящей свободой. Если ландтаг будет решать, что публиковать можно, а что нельзя, то это будет таким же ограничением, как цензура. Во всем этом Маркс усматривает притеснение прав народа теми, кто стоит во главе государства, то есть господствующим классом.

Что касается различия между хорошей и дурной печатью, то Маркс полагает, что это разделение опять-таки выгодно противникам свободной печати. Они считают, что дурная печать - это печать, которая обращена к человеческим страстям, то есть способна пробуждать только темные силы в обществе; хорошая же печать - это печать, которая призвана сдерживать и укреплять это общество. Но по Марксу такое разделение - лишь предлог для существования ограничений свободы печати. В этом случае цензоры будут апеллировать к тезису о незрелости и несовершенстве человеческой природы, которую нужно держать в узде, чтобы не дать ей самовыражаться на страницах дурных газет. А так называемая хорошая печать в этом случае будет находиться под каблуком у власти. Эта подцензурная печать, которая со смирением подчиняется произволу властей, бесхарактерна и лицемерна. Она не отвечает своему прямому назначению. Такая печать просто помогает властям удерживать народ в узде.
Свобода печати, по Марксу, есть всегда. Но весь вопрос заключается в том, является ли она всеобщим достоянием? В странах, где господствует цензура, этой свободой могут пользоваться лишь избранные, а именно - правительство. Свобода же печати является одной из составляющих свободы вообще!!! Отсутствие свободы, по Марксу, - смертельная опасность для человека. Но с другой стороны, чем больше преград устанавливается на пути истинных мыслей, тем более основательными и отточенными они становятся, и рано или поздно выходят наружу, то есть на страницы печатных изданий (ср. с “Арепагитикой” Мильтона). Затем Маркс сравнивает закон о печати с законом о цензуре. Закон о печати карает злоупотребление свободой, он выражает право. Закон о цензуре - карает свободу как некоторое злоупотребление, он выражает бесправие. В конце Маркс, вновь вслед за Мильтоном, заключает, что закон о цензуре не возможен, так как он призван карать не проступки, а мнения, которые нельзя уничтожить.
Свобода печати не должна превращаться в свободу промысла. Печать становится промыслом тогда, когда авторы произведений делают ее простым материальным средством. Смысл их работы сводится исключительно к зарабатыванию денег, причем только на чем-то одном. При этом писатели не ставят перед собой каких-либо высоких целей, не ощущают своей ответственности перед страной и народом. Утилитарный подход к печати уничтожает какую-либо истинную идейную направленность. К тому же при промысловой свободе, наиболее компетентные в той или иной сфере авторы становятся официально признанными и получают своего рода монополию на печатное слово. Такая свобода, по мнению Маркса, заслуживает цензуры.

Маркс провозгласил принципиально новую составляющую лозунга свободы печати, а именно необходимость принятия закона о печати!!! Он считает, что в процессе развития каждого общества наступает такой момент, когда оно созревает для радикальных изменений в той или иной сфере своей жизни. И тогда тот пробел, который существовал до этого, необходимо заполнить соответствующим нововведением. Маркс полагает, что общество Германии на данный момент как раз готово для таких изменений, а именно для принятия закона о печати. Свобода, по Марксу, - высшая ценность - и за нее нужно сражаться не только копьями, но и топорами.
Вообще о теории Маркса: в основе теории Маркса лежит революционно-классовая борьба. Маркс ратует за то, чтобы на смену капитализму пришел социализм, причем это должно произойти революционным путем. Пролетариат, по его мнению – самый прогрессивный класс общества. Поэтому, что касается свободы печати: свободным может быть лишь журналист, который стоит на этих позициях.


К. Маркс "Заметки о новейшей прусской цензурной
инструкции"

Образцом ранней публицистика К. Маркса может служить «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции» (1843) первая публицистическая работа Маркса, написанная в 1842 г. Поводом к ее написанию служила новая цензурная инструкция прусского правительства от 24 декабря 1841 г., которая при своей внешней якобы озабоченности ограничением свободы слова, по существу, усиливала цензурный гнет на прусскую периодическую печать. В этой статье Маркс демонстрирует глубину и тонкость анализа, умение видеть явление в широком историко-культурном контексте, показывать его в развитии и присущих ему противоречиях.
«Но если цензоры вполне годились для дела, а негодным был закон, зачем в таком случае вновь призывать его на помощь для борьбы против того зла, которое он сам же и породил?»
«По этому закону, а именно по статье 2-й, цензура не должна препятствовать серьёзному и скромному исследованию истины, не должна подвергать писателей неподобающим стеснениям, не должна мешать свободному обращению книг на книжном рынке».
Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи. Скромность — это средство, сковывающее каждый мой шаг вперёд. Она есть предписанный свыше исследованию страх перед выводами, она — предохранительное средство против истины.
Закон ставит ударение не на истине, а на скромности и серьёзности. Итак, всё здесь наводит на размышления — всё то, что говорится о серьёзности, скромности и прежде всего об истине, за неопределённой широтой которой скрывается очень определённая, очень сомнительного свойства истина…


К.Маркс "Дебаты шестого рейнского ландтага"

В связи со сложившейся политической ситуацией в Германии в 40х годах, появилась необходимость в издании, которое могло бы отражать интересы народа. Таким изд. стала «Рейнская газета». Первый номер вышел 1 янв. 1842г, был издан группой либеральной буржуазии. Издатели старались привлечь внимание читателя за счет публикаций известных литераторов и журналистов. В мае того же года была опубликована первая статья Карла Маркса – «Дебаты шестого рейнского ландтага о свободе печати и об опубликовании протоколов словесного собрания». Именно в этой статье Маркс рассматривает непосредственно проблему свободы печати в Германии с точки зрения отношения к ней социальных групп.

В этой статье Маркс приводит своего рода протокол заседания ландтага, на котором обсуждался вопрос о свободе печати в Рейнской провинции Пруссии. И, анализируя выступления ораторов, Маркс делает определенные выводы и в итоге приходит к провозглашению своей политической программы по данному вопросу.
Свою статью Карл Маркс начинает со вступления, в которой он говорит о судьбе прусской газеты «Staats-Zeitung». Маркс опровергает точку зрения прусской газеты “Staats-Zeitung”, (“Штатс-Цайтунг”) которая уверяет, что современная прусская пресса совершенно свободна и государство вовсе не влияет на формирование общественного сознания. Маркс с этим совершенно не согласен и считает, что все, о чем пишет “Staats-Zeitung” не более чем ее невинное заблуждение, вызванное полным незнанием действительности. Автор впервые поднимает вопрос о том, какую пользу приносит обществу большая свобода по отношению к цензуре. Он говорит, что «первым необходимым условием свободы является самопознание, самопознание же невозможно без признаний».

Маркс говорит, что дебаты о свободе печати выделяются из всех дебатов рейнского ландтага тем, что в данном случае разница между изложением мнений противников и защитников свободы печати достаточно велика. Главная проблема защитников печати в том, что они не чувствуют, не ощущают этой свободы.
Маркс начинает разбирать само заседание ландтага. Все выступающие в парламенте делятся на противников и сторонников свободы печати. Но с самого начала Маркс дает понять, что принципиальной разницы между этими группировками нет. В этом Маркс видит главную проблему, по которой свобода печати не существует в Пруссии на должном уровне. Корень зла заключается в том, что власть предержащие, коими являются депутаты сословного собрания, не нуждаются в этой свободе, не осознают того, что она необходима обществу: они никогда не знали свободу печати как насущную потребность. А происходит это по тому, что все они находятся еще в слишком сильной связи с прежними порядками, не могут оторваться от прошлого, когда узурпаторство и цензуру все воспринимали как должное.

Маркс считает, что сам факт существования цезуры опровергает свободу печати. Она противоестественна печати вообще. Цензура не может быть благодатной почвой для духовного развития общества и не может быть свойственна той или иной стране в силу особенностей ее национального развития.. Он соглашается с тем что печать фиксирует все грехи народа и текущего времени, но это, по мнению Маркса, простительно, в отличие от преступлений цензуры, которые она совершает против нации, заглушая ее свободный голос. Затем он заявляет что свобода, над которой хоть в какой то мере осуществляется контроль, тоже не может считаться настоящей свободой. Если ландтаг будет решать, что публиковать можно, а что нельзя, то это будет таким же ограничением, как цезура. Во всем этом Маркс усматривает притеснение прав народа теми, кто стоит во главе государства, то есть господствующим классом.

Что касается различия между хорошей и дурной печатью, то Маркс полагает, что это разделение опять-таки выгодно противникам свободной печати. Они считают, что дурная печать - это печать, которая обращена к человеческим страстям, то есть способна пробуждать только темные силы в обществе; хорошая же печать - это печать, которая призвана сдерживать и укреплять это общество. Но по Марксу такое разделение - лишь предлог для существования ограничений свободы печати. В этом случае цензоры будут апеллировать к тезису о незрелости и несовершенстве человеческой природы, которую нужно держать в узде, чтобы не дать ей самовыражаться на страницах дурных газет. А так называемая хорошая печать в этом случае будет находиться под каблуком у власти. Эта подцензурная печать, которая со смирением подчиняется произволу властей, бесхарактерна и лицемерна. Она не отвечает своему прямому назначению. Такая печать просто помогает властям удерживать народ в узде.

Свобода печати, по Марксу, есть всегда. Но весь вопрос заключается в том, является ли она всеобщим достоянием? В странах, где господствует цензура, этой свободой могут пользоваться лишь избранные, а именно - правительство. Свобода же печати является одной из составляющих свободы вообще!!! Отсутствие свободы, по Марксу, - смертельная опасность для человека. Но с другой стороны, чем больше преград устанавливается на пути истинных мыслей, тем более основательными и отточенными они становятся, и рано или поздно выходят наружу, то есть на страницы печатных изданий (ср. с “Арепагитикой” Мильтона). Затем Маркс сравнивает закон о печати с законом о цензуре. Закон о печати карает злоупотребление свободой, он выражает право. Закон о цензуре - карает свободу как некоторое злоупотребление, он выражает бесправие. В конце Маркс, вновь вслед за Мильтоном, заключает, что закон о цензуре не возможен, так как он призван карать не проступки, а мнения, которые нельзя уничтожить.

Свобода печати не должна превращаться в свободу промысла. Печать становится промыслом тогда, когда авторы произведений делают ее простым материальным средством. Смысл их работы сводится исключительно к зарабатыванию денег, причем только на чем-то одном. При этом писатели не ставят перед собой каких-либо высоких целей, не ощущают своей ответственности перед страной и народом. Утилитарный подход к печати уничтожает какую-либо истинную идейную направленность. К тому же при промысловой свободе, наиболее компетентные в той или иной сфере авторы становятся официально признанными и получают своего рода монополию на печатное слово. Такая свобода, по мнению Маркса, заслуживает цензуры.

Маркс провозгласил принципиально новую составляющую лозунга свободы печати, а именно необходимость принятия закона о печати!!! Он считает, что в процессе развития каждого общества наступает такой момент, когда оно созревает для радикальных изменений в той или иной сфере своей жизни. И тогда тот пробел, который существовал до этого, необходимо заполнить соответствующим нововведением. Маркс полагает, что общество Германии на данный момент как раз готово для таких изменений, а именно для принятия закона о печати. Свобода, по Марксу, - высшая ценность - и за нее нужно сражаться не только копьями, но и топорами.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.035 с.)