Коллоквиум, курсовая работа, эссе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллоквиум, курсовая работа, эссе



РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

Ростовцева Л.И.

 

Коллоквиум, курсовая работа, эссе

По экономической теории

Учебно-методическое пособие

Тула 2009


ББК 65.01

Р 78

 

 

Ростовцева Л.И. Коллоквиум, курсовая работа, эссе по экономической теории: Учебно-методическое пособие / Л. И. Ростовцева. – Тула: Тульский филиал РГТЭУ, 2009. – 23с.

 

Учебно-методическое пособие посвящено методам обучения, способствующим развитию творческой самостоятельности студентов и воспитанию духовно развитой личности. Апробировано в многолетней педагогической деятельности автора. Предназначено для студентов экономических специальностей и преподавателей экономической теории.

 

 

.

 

ББК 65. 01

 

 

Ó Ростовцева Л.И., 2009

Ó Тульский филиал Российского государственного

торгово-экономического университета, 2009

 


Содержание

 

Предисловие. 4

Раздел I. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. 6

1.1 Коллоквиум.. 6

1.2 Курсовая работа. 10

1.3 Эссе. 24

Раздел II. Готовимся к коллоквиуму и курсовой работе. 26

2.1 Теория потребительского поведения: генезис и развитие. 26

2.2 Национальные особенности поведения потребителей и потребительской культуры.. 68

Раздел III. Пробуем писать эссе. 114

3.1 Учимся у Монтеня. 114

3.2 Студенческие эссе первокурсников. 117

Послесловие. 132


Предисловие

Для преподавателя

Сегодня много говорится об экономике развития, основанной на знаниях, возросшей роли университета, продвижении к информационному обществу и необходимых для этого инновационных технологиях. Причем, под инновационными методами в образовании понимаются в основном информационно - компьютерные технологии, тестирование. Однако тест позволяет в лучшем случае определить сумму знаний, эрудицию, но вместе с тем убивает в студентах творческое начало. Компьютер, конечно, может заменить человека, но только такого, который не развивает свои творческие потенции многочисленными тестами с однозначными ответами. Возникает противоречие – будущее общество не представляется без творческой личности, способной к созиданию инноваций, а так называемые инновационные методы обучения препятствуют творческому развитию. Отношение к образованию становится все более утилитарным, узкопрагматичным. Где выход?

На Западе эту проблему осознали раньше нас: в США сегодня пытаются вернуться к практике устного счета, вытесненной калькулятором; во Франции уже в 1970-е гг. поняли, что преподавание не по традиционным учебникам, а рисованным картинкам разрушает способность воображения как основу умственных способностей; в Германии сетуют на то, что ныне не очень популярно изучение истории и древних языков, которые обладают сложной грамматикой, передают множество оттенков мысли и предполагают неоднозначное прочтение. Это препятствует формированию универсального взгляда на мир, не развивает воображение. В России сегодня в образовательном процессе сложная ситуация: с одной стороны, необходимо следовать государственным образовательным стандартам, предписаниям Министерства образования, оценивающего деятельность вузов по результатам Интернет-тестирования, с другой стороны, в обществе есть понимание необходимости сохранения лучших традиций отечественного образования: его фундаментальности, универсальности, гуманистической направленности. Но как измерить умение творчески мыслить? Компьютер это сделать не сможет, нужен преподаватель, пытающийся органически соединить современные мировые тенденции образования и национально-культурную укорененность.

Для студента

В чем особенности представленного учебно-методического пособия?

Во-первых, оно посвящено трем традиционно используемым в нашем образовании методам обучения (коллоквиуму, курсовой работе и эссе), объединенным по критерию их роли в развитии творческих способностей студентов.

Во-вторых, оно предполагает синтез учебного процесса и научно-исследовательской деятельности, что находит отражение уже в предлагаемой студентам тематике и коллоквиумов, и курсовых работ, и эссе. Преподаватель здесь – не просто транслятор знаний (из чужих учебников или Интернета), а сам исследователь проблем, которые предлагает для изучения студентам: поведения потребителей, потребительской культуры, истории экономической мысли России.

В-третьих, пособие необычно тем, что включает в качестве иллюстраций работы студентов-первокурсников, участвующих в ежегодном конкурсе эссе по Домострою. Их размышления, навеянные этим памятником русской нравоучительной литературы конца XV- начала XVI вв., дают представление о ценностях современной молодежи, их понимании связи времен, важности освоения культурного наследия, особенно сегодня, в условиях глобализации. Для многих из них это первая проба пера, потребовавшая под руководством научного руководителя кропотливой работы, уважительного отношения к слову как форме существования и выражения мысли.

В-четвертых, представленные материалы представляют интерес не только с точки зрения обучения, но и воспитания в самом широком смысле духовно развитой личности. Идентификация с историей и культурой своей страны вызывает нравственные и патриотические чувства, возвышающие человека, вводит его в сферу духа. В условиях эпидемии потребительства, «разносчиками» которой являются реклама, мода, СМИ, щедро оплачиваемые транснациональными корпорациями ради завоевания все новых рынков, весьма важным является воспитание культурного потребителя и грамотного, социально-ответственного предпринимателя, уважающего права своего контрагента.

В-пятых, все предлагаемые разработки основываются на использовании межпредметных связей между экономической теорией и правом, философией, социологией, филологией, экологией, историей. Это способствует развитию не однобокого «человека экономического», а целостной личности, способной творчески мыслить и действовать.

И, наконец, последнее – заканчивается книга несколькими эссе о гламуре, Родились они после защиты курсовых работ и сдачи экзамена по экономической теории, в результате посещения научного семинара в Центре общественных наук при МГУ имени М.В. Ломоносова «Гламур как искушение и порча» 24 июня 2008 г. А это уже свидетельствует о том, что проросли семена творческого отношения к учебе, раз возникло желание, как сказали бы методисты, дополнить учебный процесс внеучебным.

Таким образом, в первом разделе Вы найдете советы, как лучше подготовиться к коллоквиуму, на какие вопросы необходимо дать ответы, каковы требования к содержанию, оформлению и защите курсовой работы, как написать эссе; во втором разделе предлагается необходимая для этого литература; в третьем разделе Вас ждет знакомство с эссе основоположника жанра и сверстников. Не списывайте с компъютера, попробуйте написать сами – получите удовольствие и огромную пользу! Ждем Ваших работ! Желаем успехов!


Раздел I. Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Коллоквиум

Коллоквиум – это форма контроля самостоятельной работы студентов над специальной литературой. На коллоквиум может быть вынесена как отдельная работа (статья, монография, документ и т.д.), так и проблема, освещенная в ряде работ, знание которых должен продемонстрировать студент. Коллоквиум проводится в форме собеседования преподавателя со студентами и содержит в себе элементы проверки знаний и консультации. Необходимо отличать его от экзамена и зачета.

Во-первых, от коллоквиума не освобождаются даже успешно занимающиеся студенты.

Во-вторых, собеседование ведется с каждым студентом индивидуально в присутствии малой группы (5-6 человек). В случае затруднения студента при ответе на поставленный вопрос, последний может быть переадресован другим. При этом студенты могут дополнять друг друга, дискутировать, задавать вопросы, всесторонне обсуждая проблему. Таким образом, коллоквиум представляет собой групповую форму беседы преподавателя со студентами с целью выяснения их знаний. При этом каждому выставляется дифференцированная оценка.

В-третьих, на коллоквиуме студенты могут пользоваться своими записями изученных материалов.

Не следует сводить коллоквиум к семинару. Если семинар сегодня не рекомендуется проводить лишь вопросно-ответным методом, то на коллоквиуме он является основным.

Задачи, стоящие перед преподавателем при проведении коллоквиума:

- определить тему коллоквиума;

- заблаговременно ознакомить студентов с требованиями и сроками проведения коллоквиума;

- разработать перечень вопросов, выносимых на коллоквиум;

- рекомендовать литературу для изучения;

- оценить знания студентов.

Задачи, стоящие перед студентами при сдаче коллоквиума:

- знать содержание и структуру работы, отдельных глав и параграфов (если на коллоквиум выносится отдельный труд);

- уяснить логику изложения;

- уметь выделить узловые идеи и положения;

- уметь обобщить материал с помощью схем, таблиц, вопросов и сделать записи прочитанного (сделать выписки, составить план, тезисы, аннотацию, резюме, конспект);

- видеть связь изучаемой теории с практикой;

- иметь собственное мнение о прочитанном.


Коллоквиум №1
по теме «Теория потребительского выбора»

Проведение в I семестре коллоквиума на основе двух глав из монографии Л.И. Ростовцевой «Поведение потребителей и потребительская культура» имеет целью:

1) показать различные методологические подходы к исследованию проблемы потребления и поведения потребителей разных научных школ: не только классической и неоклассической политической экономии, но и ее предшественников – меркантилистов и физиократов, а также немецкой исторической школы, институционализма, русской экономической школы;

2) продемонстрировать преемственность экономической мысли, начиная с древности до сегодняшнего дня;

3) подвести студентов к пониманию актуальности проблемы потребительского выбора в современных условиях, в т.ч. применительно к собственному поведению;

4) стимулировать размышления об экономических интересах субъектов рынка, о потребительстве, гламуре, гедонизме и роли в их пропаганде рекламы, моды, транснациональных корпораций.

Рекомендуемая к изучению литература

1. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. Гл. 1/ Ростовцева Л.И.. – М.: Изд-во Моск. университета, 2002. С.11–67.

2. Ростовцева Л.И. Поведение потребителей и потребительская культура. Гл.4. / Ростовцева Л.И.. – М.: Изд-во Моск. университета, 2002.
С.180–240.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы характеристики благоразумного «человека потребляющего» Аристотеля?

2. Охарактеризуйте гедонистический образ «человека потребляющего».

3. Какие черты раскрывают аскетический образ «человека потребляющего»?

4. Каковы были взгляды меркантилистов о роскоши и «утонченном» потреблении?

5. Какие источники богатства называют меркантилисты А. Серра, Т. Мен, С. Фортрей?

6. Какие аспекты проблемы потребления анализировали физиократы Ф. Кенэ и А. Тюрго?

7. Как анализировала потребление классическая политическая экономия в лице А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Ж. Б. Сэя?

8. В чем состоят отличия в исследовании потребления и поведения потребителей старой и молодой исторической школы в политической экономии Германии?

9. Что Вам известно об историко-статистическом направлении в разработке вопросов потребления в Германии и России?

10. Охарактеризуйте «человека потребляющего» В. Зомбарта.

11. По каким направлениям С.Н. Булгаков критикует зомбартовский «эстетический эпикуреизм» и «чистый» аскетизм?

12. Каковы главные характеристики «человека потребляющего» М. Вебера?

13. Что представляет собой «человек потребляющий» С.Н. Булгакова?

14. Что Вы знаете о двух этапах «маржиналистской революции» и их вкладе в появление и развитие теории потребительского выбора?

15. В чем отличия кардиналистского и ординалистского подходов к поведению потребителя?

16. В чем заключается специфика методологии А. Маршалла к исследованию потребления?

17. Чем отличается неоклассический подход от институционального подхода к потребительскому поведению?

18. В чем состоит ограниченность научной абстракции «человека экономического»?

19. Охарактеризуйте вклад Т. Веблена, Х. Лейбенстайна, Дж. К. Гэлбрейта в развитие институционального подхода к потребительскому поведению.

20. Как характеризуют человека будущего теоретики постиндустриального общества?

21. Какие национальные особенности поведения потребителей и потребительской культуры в России Вы можете назвать? Чем они обусловлены?

22. Какое влияние на нашу культуру оказал Домострой?

23. Каковы особенности воззрений русских мыслителей XVII-XVIII в. о богатстве материальном и нематериальном?

24. Что писал Ю. Крижанич о богатстве государства и путях обогащения?

25. Что Вы знаете об И.Т. Посошкове и его книге «О скудости и богатстве», адресованной Петру I?

26. Охарактеризуйте экономические и этические рассуждения В.Н. Татищева.

27. О каких проблемах, актуальных для России XVIII в., писал М.В. Ломоносов в письме И.И. Шувалову «О сохранении и размножении российского народа»?

28. Почему невозможно понять своеобразие поведения и культуры потребителей, не затронув вопросы обучения и воспитания?

29. Чем различаются христианская идея целостности воспитания и гуманистическая педагогическая мысль?

30. Какие традиции, нравы и обычаи российского потребителя Вы можете объяснить?

31. Почему различается понимание принципа законности западным человеком и россиянином?

32. Как объясняется неоклассиками такая особенность поведения потребителей, как бережное отношение ко времени, но расточительное – к вещам? Как проявляется эта особенность в России?

33. Как объяснял В.О. Ключевский специфику демонстративного потребления в России? Имеет ли место это явление сегодня и почему?

34. Сохранились ли, по Вашему мнению, в постсоветской России такие особенности российской потребительской культуры, как гостеприимство, неприхотливость, доверчивость, предпочтение натурального искусственному?

35. Каковы современные тенденции в потребительском поведении молодежи?

 

Коллоквиум №2
по теме «Роль государства в рыночной экономике»

Проведение во II семестре коллоквиума по законодательству о защите прав потребителей осуществляется с целью:

1) иллюстрации «нового» институционализма в экономической теории, лучшего усвоения студентами знаний по таким вопросам, как функции государства, система институтов, трансакционные издержки, оппортунистическое поведение, благодаря конкретным примерам из практики;

2) реализации права потребителя на просвещение;

3) воспитания этичных взаимоотношений между субъектами рынка: потребителями и будущими предпринимателями, получающими ныне образование в Российском государственном торгово-экономическом университете;

4) развития навыка поиска информации;

5) приобщения студентов к научно-исследовательскому направлению кафедры.

Рекомендуемая к изучению литература

1. Закон РФ «О защите прав потребителей» от 2 февраля 1992 г. (в последней редакции).

2. Экономическая теория / Под ред.Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. Гл.6.–Тула: Изд-во ТулГУ, 2005. С.105-118.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы причины, вызывающие необходимость защиты прав потребителей?

2. Что представляет собой консъюмеризм, чем обусловлено его появление?

3. Когда и где возникло движение потребителей в защиту своих прав?

4. Какова специфика России в области защиты прав потребителей по сравнению с другими странами?

5. Какими документами представлено законодательство РФ о защите прав потребителей?

6. Какие права гарантирует российским потребителям Закон «О защите прав потребителей»?

7. На какую группу потребителей распространяется действие данного закона?

8. Что означает понятие «надлежащее качество» товара, работы, услуги?

9. Какую информацию потребитель вправе потребовать у продавца?

10. Какую ответственность несет продавец за нарушение прав потребителей?

11. Какими правами обладает потребитель, обнаруживший недостатки в проданном ему товаре, оказанной услуге, выполненной работе?

12. Какие органы государственного управления осуществляют контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) и каковы их функции?

13. Какие функции выполняют органы по защите прав потребителей при местной администрации?

14. Какие общественные организации потребителей в России Вы знаете и каковы их функции?

15. Какой орган является главным, контролирующим соблюдение законодательства о защите прав потребителей в России?

16. Приходилось ли Вам защищать свои потребительские права?

17. Какие источники информации существуют для потребителей в России?

18. На основе информации из СМИ подготовить в письменном виде конкретную ситуацию о нарушении прав потребителя с анализом в соответствии с законодательством о защите прав потребителей.

 

Курсовая работа

Курсовая работа по экономической теории предполагает самостоятельное углубленное изучение одной из актуальных проблем. Ее целью является закрепление, углубление и совершенствование знаний и профессиональных умений, формирование навыков самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы, сбора и анализа эмпирических и статистических данных, работы со специальной литературой и нормативно-правовыми актами. В курсовой работе студенту необходимо раскрыть проблему с теоретической и практической точек зрения, рассмотреть различные подходы к ее решению и изложить собственное мнение.

Курсовая работа – форма научного исследования, предшествующая написанию дипломных и диссертационных работ. Поэтому необходимо освоение студентами языка науки, в первую очередь таких понятий, как актуальность исследования, его цель, задачи, проблема, гипотеза, объект, предмет, методология, метод, методика, научная новизна, практическая значимость. Эти понятия необходимо знать при подготовке введения.

Актуальность темы исследования – степень ее важности в данное время и в данной ситуации для решения проблемы. Характеристика актуальности не должна быть многословной: достаточно полстраницы машинописного текста, чтобы обосновать недостаточную теоретическую изученность данной темы или показать возможность решения определенной практической проблемы с помощью предпринимаемого исследования, либо указать и то, и другое.

Цель – это то, что требуется получить в результате проведения исследования на данную тему, некий образ будущего.

Задачи исследования – те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для реализации поставленной цели, решения проблемы или проверки гипотезы.

Проблема – это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Она возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не сформировалось окончательно. Поэтому научная проблема – это противоречие между знаниями (например, о потребностях людей в каких-то практических действиях) и незнанием (путей и средств их реализации).

Гипотеза – предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое и не подтверждено, и не опровергнуто; это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска, организует весь процесс исследования. Проверить гипотезу – значит проверить следствия, логически из нее вытекающие. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Объект исследования – это реальность, процесс или явление, порождающие проблемную ситуацию и избранные для изучения.

Предмет – сторона объекта, подлежащая изучению. Именно предмет определяет тему исследования. Объект и предмет соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное.

Метод (греч. methodos – путь к чему-либо, исследование) – способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, путь к постижению предмета изучения. При подготовке курсовой работы могут быть использованы, например, общенаучные методы (абстракция, индукция и дедукция, анализ и синтез, сравнение, классификация и др.) и частно-научные (экономический эксперимент, экономико-математическое моделирование, наблюдение, исторический метод, статистический анализ и др.).

Методика – понятие, которым обозначают совокупность конкретных приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Понятие «методика» используют применительно к многообразию частно-научных методов на уровне единичного.

Методология может пониматься двояко: как система принципов и способов организации теоретической и практической деятельности и как учение об этой системе, учение о методах. Студент должен понимать, методологии какого научного подхода (к примеру, институционального, неокейнсианского, неоклассического, марксистского и т.д.) соответствует совокупность применяемых им методов.

Научная новизна в курсовой работе может иметь субъективный характер, определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю. В этом случае выполненная работа может содержать осуществленный анализ статистических данных, моделирование известных в науке результатов, собственную точку зрения или оценку известных решений и т.д. (в отличие от диссертации, где требование получения нового знания для общества является обязательным).

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности решения на их основе иной практической задачи, проведения дальнейших научных исследований, использования в какой-либо сфере деятельности.

Защита курсовой работы

1. Завершающим этапом курсовой работы является ее обязательная защита. К защите курсовой работы допускаются студенты, своевременно представившие руководителю выполненную в соответствии с установленными требованиями курсовую работу, которая имеет положительную рецензию руководителя.

Студенты, представившие курсовую работу по истечении установленных сроков, допускаются к защите с разрешения декана факультета (зам. директора филиала по учебной работе) и согласия заведующего кафедрой после письменного объяснения причин.

2. Курсовая работа, признанная не отвечающей предъявляемым требованиям, возвращается студенту для доработки. Студент должен устранить указанные замечания в курсовой работе и представить ее руководителю не позднее пяти дней до срока защиты.

3. Если студент не смог представить курсовую работу к защите в установленный срок по уважительной причине (болезнь и т.п.), то деканом факультета (зам. директора филиала по учебной работе) по согласованию с заведующим соответствующей кафедрой решается вопрос о продлении срока представления и защиты курсовой работы.

4. Работа, являющаяся плагиатом, к защите не допускается. В этом случае студент обязан доработать ее или выбрать по согласованию с руководителем новую тему и самостоятельно ее выполнить.

5. Студенты защищают курсовую работу перед комиссией согласно графику защиты, который разрабатывается соответствующей кафедрой (структурным подразделением филиала).

6. В комиссию входит не менее 2-х преподавателей соответствующей кафедры (структурного подразделения филиала), включая руководителя.

7. Студент на защите должен быть готов:

-к изложению основного содержания работы, результатов исследования;

-собеседованию по отдельным ключевым моментам работы;

-ответу на дополнительные и уточняющие содержание работы вопросы.

8. При получении неудовлетворительной оценки студент обязан подготовиться и повторно защитить курсовую работу.

9. Защита курсовой работы, в том числе повторная, должна завершиться до начала экзаменационной сессии.

10. Студент, не защитивший в установленный срок курсовую работу, к сдаче экзамена по соответствующей дисциплине не допускается.

11. Студент, не представивший в установленный срок работу, получивший неудовлетворительную оценку на защите или не явившийся на защиту по неуважительной причине, считается имеющим академическую задолженность.

12. Для ликвидации академической задолженности студент обязан в установленные сроки представить курсовую работу руководителю и защитить ее перед комиссией.

13. По результатам защиты курсовой работы в зачетную ведомость (для защиты курсовой работы) выставляется оценка, которая заносится в зачетную книжку за подписью руководителя и учебную карточку студента. В учебную карточку студента также вкладывается рецензия на курсовую работу.

Критерии оценки курсовой работы:

"отлично" выставляется студенту, показавшему глубокие знания, которые умело применяются при самостоятельном исследовании избранной темы, умение обобщать практический материал и делать на основе анализа выводы. Курсовая работа с оценкой "отлично" может быть рекомендована на конкурс студенческих работ, использована в качестве доклада на научной студенческой конференции.

"хорошо" выставляется студенту, показавшему в работе и при ее защите полное знание материала, всесторонне осветившему вопросы темы, но не в полной мере проявившему творчество в исследовании.

"удовлетворительно" выставляется студенту, раскрывшему в работе основные вопросы избранной темы, но не проявившему в полной мере самостоятельности в анализе или допустившему отдельные неточности в содержании работы;

"неудовлетворительно" выставляется студенту, не раскрывшему основные положения избранной темы и допустившему грубые ошибки в содержании работы.

 

 

Примерная тематика курсовых работ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

(Тульский филиал РГТЭУ)

 

Кафедра гуманитарных дисциплин

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине экономическая теория
   
на тему Теория потребительского поведения и ее развитие в современных условиях

 

Выполнил: студент 1 курса очной формы обучения специальности 080105 «Финансы и кредит»   Руководитель:
д.э.н., профессор
Петров П.В.
 
Иванов И.И.    

 

 

Отметка о допуске (не допуске) к защите  
  «_____» __________ 2012 г.

 

Тула 2012


Образец

Содержание

Введение……………………………………………………………………………  
1. Сущность теории потребительского поведения……………………………...  
1.1 Модели потребительского поведения …………………………………..  
1.2 Анализ потребительских предпочтений ………………………………..  
1.3 Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия ……………...  
1.4 Влияние доходов на поведение потребителя ………………………….  
2. Особенности поведения современного потребителя…………………..  
2.1 Основные характерные черты современного потребительского рынка …………………………………………………………………….  
2.2 Потребительское поведение в современных условиях ………………  
2.3 Особенности потребительского поведения и потребительская культура в России ………………………………………………………  
Заключение…………………………………………………………………………  
Список литературы………………………………………………………………..  

 


Образец

Список литературы

1. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории / Автоно-мов В.С. – М.: Знание, 1998 – 176с.

2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория: уч. пособие / В.З. Баликоев. – М.: Приор, 1999. – 528 с.

3. Березин И. Поведение потребителей: вечная загадка [Электронный ресурс] / И. Березин // Электр. дан. (1 файл). – http://www/advertology.ru/artikle41301.htm

4. Блэкуэлл Д. Поведение потребителей / Д. Блэкуэлл, П. Миниард,
Дж. Энджел. – Спб.: Питер Ком, 1999. – 769с.

5. Зотова Т.А. Поведение потребителей: Теория и практика: учеб. пособие / Т.А. Зотова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 222с.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: учебник / В.Я. Иохин. – М.: Экономист, 2007. – 861 с.

7. Костина Г.Д. Поведение потребителей на рынке товаров и услуг: учеб. пособие / Г.Д. Костина, Н.К. Моисеева. – М.: Омега-Л., 2008. – 175с.

8. Маевский В., Чернавский Д. О рациональном певедении реального потребителя // Вопросы экономики. – 2007. – № 3. – С. 71 – 86.

9. Меликян О.М. Поведение потребителей: учеб. пособие / О.М. Меликян. – М.: Дашков и К, 2006. – 260 с.

10. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА – ИНФРА-М, 1999. – 572 с.

11. Ростовцева Л.И., Поведение потребителей и потребительская культура / Л.И. Ростовцева. – М.: Московский Ун-т, 2002. – 376с.

12. Ростовцева Л.И. Потребительская культура: между гедонизмом и аскетизмом / Л.И. Ростовцева // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. – 2002. – № 4.

13. Сараев В.В. Влияние информации на рациональность потребительского выбора: Современные тенденции / В.В. Сараев // Вестник СПбГУ. Серия 5. – 2007. – Вып. 1.

14. Теория потребительского поведения и спроса / под ред. ВМ Гальперина. – СПб.: Экономическая школа, 1993. – 380с.

15. Федько Н.Г. Поведение потребителей: учеб. пособие / Н.Г. Федько,
В.П. Федько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. – 352с.

16. Ходжсон Дж. Привычки, правила и экономическое поведение // Вопросы экономики. – 2000.– № 1. – С. 39 – 55.

17. Экономическая теория: уч. Пособие / под ред. Р.А. Косовой, Ю.В. Латова. – Тула: ТулГУ. – 2004. – 304 с.


Эссе

Эссе (франц. essai – опыт, набросок) – жанр прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, оригинальным изложением. Основателем жанра считается французский философ-гуманист Мишель Монтень (1533-1592), оставивший потомкам знаменитую книгу эссе «Опыты»(1580), в которой вольнодумец на основе исторических фактов реалистично описывает быт и нравы людей, рассматривает человека как самую большую ценность. Монтень считал свое знание ограниченным, поэтому словесное обсуждение того или иного предмета должно было что-то в нем открыть. Правда, в результате предметом своего исследования он сделал самого себя. Желая знать, что за человек он сам, он хотел познать через себя природу человечества. Таким образом, эссе явилось формой личностного выражения автора, обнаружив множество граней его скептичной, проницательной, мудрой личности. Эссе Монтеня характеризуют свобода построения и легкая, неспешная манера изложения с различными отклонениями от темы и всевозможными ассоциациями. В нем используются все приемы искусства слова: метафоры, каламбуры, ритм и прочие средства риторики. Главная отличительная черта эссе – краткость. У Монтеня есть эссе от одной страницы до пятидесяти.

В эссеистике выделяют два класса произведений: личностное, субъективное эссе, нацеленное на раскрытие личности автора, его чувств, и объективное, «серьезное» эссе, в котором личностное начало подчинено предмету описания или определенной идее. Основоположником последнего считается английский политический деятель и поэт Джон Мильтон (1608-1674), излагающий в своих эссе не столько свои чувства и впечатления, сколько идеи, призывы к социальным реформам. А первым эссеистом в Англии был Ф. Бэкон, написавший свои «Опыты» в 1597 г. Он пишет о тех же темах, что и Монтень, но в другой форме. В США XVIII в. основными темами эссе выступали политика и религия; так, Б. Франклин успешно сочетал субъективное эссе с политической сатирой.

В эссе главным является не воспроизведение реального факта или явления, а его анализ и истолкование путем отображения впечатлений, размышлений, ассоциаций автора. Эссеистский стиль отличается образностью, афористичностью, близостью к разговорной речи. В литературно-критическом эссе представляется не анализ произведения или творческого пути писателя, а рассуждения о них, подчеркивается субъективность своего отношения. Экономическое эссе при сохранении общей специфики жанра (рассуждение) имеет свои особенности. Прежде всего, это – объект анализа: факты и явления экономической жизни, экономические отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства, распределения, обмена, потребления благ.

Экономическое эссе имеет свою логику представления материала: часто оно начинается с предварительной зарисовки, соображения, ассоциации о каком-либо предмете или по какому-то поводу, нередко случайному, единичному. Возможен эпиграф, причем не обязательно из научной литературы, а может и стихотворный или из фольклора. Выводы и итоги рассуждения могут быть сформулированы также в непривычной для научных работ форме, например, в виде риторического вопроса, провокационного опровержения и др.

Язык эссе отличается от строго научного языка непринужденностью, близостью к разговорной речи. Изложение позиции автора – лаконичное и четкое. Работа в жанре эссе не претендует на всеобщность. Весьма важную роль играет название.

Поскольку в эссе обязательным является представление позиции автора, постольку повествование ведется, как правило, от первого лица.

Положение

Цель и задачи

Конкурс эссе о домостроительстве, или основах хозяйствования на Руси, проводится с целью:

- активизации познавательного интереса студентов к изучению русской экономической мысли и истории Отечества,

- развития творческого потенциала,

- стимулирования мотивации к научно-исследовательской студенческой работе,

- воспитания патриотизма и нравственности.

Подготовка к участию в конкурсе предполагает решение ряда задач:

- изучение социально-экономических и исторических условий появления «Домостроя», выдающегося литературного памятника Руси,

- знание структуры и содержания произведения,

- умение применить методы исторического и логического, сравнения и аналогии при анализе хозяйственных процессов конца XV- начала XVI вв. и современности, чтобы увидеть сходство и отличия в ценностях, мотивации и экономическом поведении людей, выявить особенности русской экономической мысли,

- развитие навыка изложения своих мыслей в жанре эссе.

Условия проведения

Конкурс проводится в рамках изучения курса экономической теории в соответствии с Государственным образовательным стандартом (раздел «История экономических учений») и планом работы Молодежного интеллектуального клуба при Философско-экономическом ученом собрании среди студентов 1 курса экономических специальностей Тульского филиала РГТЭУ и других вузов. Конкурс является открытым для желающей принять в нем участие школьной молодежи.

Жюри утверждается директором филиала.

Работы должны быть объемом не более трех страниц машинописного текста,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.152 с.)