Определение методологических компонентов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение методологических компонентов исследования



Рекомендации

по оформлению самостоятельных работ

 

Новокузнецк, 2016


 

СОГЛАСОВАНО: Методист   Куропаткина Т.Ю. ________________________ подпись ФИО   «___» _____________2016 г.     УТВЕРЖДАЮ: Заместитель директора по УР   Лебедева И.П. _______________________ подпись ФИО «____» _________ 2016г.    

 

Составила:

Иванова Т.В., преподаватель специальных дисциплин

Рекомендации по оформлению самостоятельных работ: Методические указания - Новокузнецк, 2016г. – 54с.

 

Методические указания предназначены для оказания практической помощи студентам и преподавателям в оформлении различных видов самостоятельных работ.


Содержание

 

  Стр.
Введение………………………………………………………………………  
1 Требования к самостоятельной работе …………………………...  
1.1 Общие положения……………………………………………………......  
2 структура и содержание самостоятельной работы………………  
2.1 Реферат…………………………………………………………………….  
2.2 Курсовая работа…………………………………………………………..  
2.3 Дипломная работа…………………………………………………………  
3 Оформление самостоятельной работы……………………………  
3.1 Общие требования, предъявляемые к оформлению самостоятельной работы……………………………………………………………………….......  
3.2 Оформление иллюстраций и графического материала………………..  
3.3 Построение таблиц………………..……………………………………...  
3.4 Ссылки…………………….………………………………………………  
3.5 Оформление формул……………………………………………………..  
3.6 Требования к готовой работе……………………………………………  
3.7 Порядок составления списка используемых источников……………...  
4 Порядок защиты работы………………………………………….......  
4.1 Общие правила по организации защиты самостоятельной работы…...  
4.2 Решение комиссии и оценка работы…………………………………….  
4.3 Прочие условия…………………………………………………………...  
Список используемых источников……………………………………  
Приложения ………………………………………………………………..  

 


Введение

В настоящий момент, в условиях рыночной экономики, отмечается все более обостряющаяся конкуренция на рынке труда, в связи, с чем возрастают требования, предъявляемые к качеству образования. И это объективный процесс, так как умение правильно и грамотно формулировать свои мысли, работать с литературой и источниками, в соответствии с требованиями стандартов оформлять письменные самостоятельные работы, сегодня необходимо практически во всех сферах деятельности. Не стоит на месте и система среднего профессионального образования в России, которая движется по пути все большего увеличения количества выполняемых студенческим контингентом письменных работ самого различного характера. У студентов возникает масса вопросов, касающихся правильного написания, оформления и процедуры защиты самостоятельной работы.

Подготовка рефератов, отчетов по практике, курсовых и дипломных работ является одним из способов овладения учебным материалом, способствует формированию у студента навыков к самостоятельному научному творчеству, повышению его теоретической и профессиональной подготовки. Самостоятельные работы являются составной частью учебного процесса и выполняются студентами в соответствии с учебными планами. Написание реферата, отчета о прохождении практики, курсовой или дипломной работы должно способствовать углубленному изучению лекционного курса и приобретению навыков решения практических задач и ситуаций, умение связывать вопросы теории с практической деятельностью предприятий, делать выводы и предложения по совершенствованию работы предприятия. В процессе написания самостоятельной работы студент формирует навыки сбора и обобщения научных данных, анализа правовых актов, нормативно-методических документов, специальной литературы, накопление и обработка необходимых по теме источников и литературы.

Эти методические указания носят комплексный характер и предназначены для оказания практической помощи преподавателям и студентам как по сбору материала и его распределению по разделам (подразделам, пунктам, подпунктам), так и по оформлению самостоятельной работы.

 

1 Требования к самостоятельной работе

 

Общие положения

 

Самостоятельная работа должна показать умение студента:

- обосновывать актуальность выбранной темы;

- доказать степень изученности и разработанности проблемы в научной литературе;

- формулировать цель и задачи работы;

- обосновывать структуру работы;

- излагать содержание разделов и подразделов работы литературным языком с использованием специальной терминологии;

- анализировать собранный материал, сопоставлять различные концепции, находить альтернативные подходы для решения отдельных проблем;

- формулировать выводы;

- оформлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к самостоятельным работам.

Выбор темы самостоятельной работы осуществляется студентом после знакомства с теоретическими проблемами дисциплины, изложенными в лекционном курсе. Тема самостоятельной работы должна соответствовать тематике проблем, рассматриваемых в теоретическом курсе и включенных в программу курса. По согласованию с преподавателем, осуществляющим научное руководство подготовкой самостоятельных работ, студент может предложить тему, не включенную в тематику, с учетом своих производственных интересов, специфики деятельности конкретной организации, реализации своих творческих интересов.

После выбора темы самостоятельной работы студент совместно с руководителем уточняет круг вопросов, подлежащих изучению и исследованию, структуру работы, сроки ее выполнения, самостоятельно подбирает необходимую литературу.

Написанию работы предшествует внимательное изучение литературы: нормативных актов, энциклопедий, специальной научной литературы и других источников, необходимых по теме работы. Материал для написания отчета, курсовой или дипломной работы на примере конкретной организации дополнительно собирается студентом в ходе производственной практики.

Студент вправе обратиться к преподавателю за консультацией по любому вопросу, возникшему в ходе подготовки своей работы. В ходе консультаций студент получает дополнительную информацию, необходимую для подготовки работы. Преподаватель контролирует подготовку самостоятельной работы, знакомится с текстом и представляет студенту свои замечания.

План самостоятельной работы студенты составляют самостоятельно, после чего он согласовывается с преподавателем. Подготовка плана самостоятельной работы является первым этапом работы над ней и выполняется после ознакомления студента с теоретической базой темы и изучения специальной литературы. При согласовании плана с преподавателем студент должен иметь четкое представление об изучаемой теме, а также суметь обосновать структуру будущей работы, последовательность изложения материала. Содержание самостоятельной работы должно соответствовать ее теме и плану.

Самостоятельная работа имеет следующую структуру:

- титульный лист (Приложение 1, 2, 3);

- содержание (Приложение 4);

- введение;

- основная часть (делится на главы, допускается внутреннее деление глав);

- заключение;

- список использованных источников (Приложение 5);

- приложения.

Все главы работы должны быть изложены в строгой логической последовательности и взаимосвязаны.

Введение должно включать:

- обоснование актуальности и новизны выбранной темы;

- характеристику степени изученности темы, разработки теоретических и практических проблем;

- формулировку цели и задач работы;

- определение объекта и предмета исследования;

- выдвижение гипотезы;

- обзор источников и литературы с изложением существующих концепций и альтернативных подходов;

- обоснование структуры работы.

Во введении обосновывается выбор темы, определяе­мый ее актуальностью, формируются проблема и круг воп­росов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы; указы­ваются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, а также используемые методы анали­за и литературные источники.

При обосновании актуальности темы работы, написанной на материале конкретной организации необходимо указать, почему решение данной проблемы особенно важно именно в этой организации. Формулировка цели работы должна соответствовать теме, но не совпадать с ней. Задачи работы должны быть сформулированы таким образом, чтобы это способствовало оптимальному достижению цели.

Основная часть работы состоит из нескольких глав, количество которых определяется исходя из задач работы и собранного материала. При необходимости каждая глава может делиться на подглавы и пункты.

В заключении суммируются общие теоретические и практические выводы и предложения. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости и обоснованности работы, ее соответствии поставленным целям и задачам. Возможно изложение перспективы дальнейшей работы студента над темой (при подготовке дипломной работы или при участии в научно-практической конференции).

Рекомендуется следующая последовательность изучения рекомендованной литературы:

- ознакомление с содержанием основных терминов и научных категорий в различных словарях и энциклопедиях;

- изучение действующих законодательных актов Российской Федерации в части, относящейся к рассматриваемому вопросу;

- изучение действующих положений, правил, инструкций;

- изучение специальной экономической литературы (учебников, учебных пособий, монографий, брошюр и т.д.), статей в журналах и газетах.

Имея записи по основным вопросам работы, студенту необходимо их сгруппировать по главам, подглавам, пунктам реферата, курсовой, дипломной работы или другой самостоятельной работы.

Использованные источники из книг, журналов, газет с их подробным и правильным описанием позволят без больших проблем составить список использованных источников и литературы.

 

2 Структура и содержание самостоятельной работы

Реферат

Реферат – это небольшая по объему студенческая работа (10-25 стр.). Обычно реферат пишется на заданную определенную тему. В нем отражаются основные ключевые моменты исследуемого вопроса. Реферат является адекватным по смыслу изложением содержания первичного текста.

По структуре:

1. Введение, в котором раскрывается актуальность, новизна и значимость темы, формируется цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза.

2. Теоретическая часть, в которой дана история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

3. Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы на практике.

4. Список используемой литературы.

5. Приложения.

Курсовая работа

Курсовая работа является одним из важнейших видов учебного процесса и выполняется студентом в соответствии с учебным планом.

Графики написания, сдачи и защиты курсовых работ составляются преподавателем, который является руководителем курсовой работы.

Выполнение курсовой работы должно способствовать углубленному усвоению лекционного курса и приобретению навыков в области решения производственных задач и си­туаций.

Она базируется на изучении законов, постановлений правительства, нормативных и методических материалов, литературных источников, а также на практическом мате­риале предприятия (объединения, организации), экспери­ментальных и статистических данных.

Ее выполнение требует от студента не только знаний общей и специальной литературы по теме, но и умения проводить экономико-математические, экспертные и дру­гие исследования, увязывать вопросы теории с практикой хозяйствования, делать обобщения, выводы и предложе­ния по улучшению производства.

Тематика курсовых работ по учебной дисциплине еже­годно пересматривается и утверждается заместителем директора по учебной работе.

Студенту предоставляется право выбора темы курсо­вой работы.

На качество курсовой работы существенное влияние оказывает умелое использование практического материа­ла. Подбор данных предприятия, их критическое осмысле­ние и обработка составляют важнейший этап в подготовке и написании курсовой работы.

Написание курсовой работы осуществляется под руко­водством преподавателя-руководителя работы.

Курсовая работа – это семестровое задание по определенной дисциплине. Это достаточно серьезная и трудоемкая работа. Она имеет более сложную структуру, нежели реферат.

Структура стандартной курсовой работы имеет следующий вид:

1. Введение.

Обосновывается актуальность и новизна выбранной темы, формируются цели и задачи работы, определяется предмет и объект исследования, выдвигается гипотеза.

2. Основная часть.

Содержит две-три главы:

1 глава – Теоретическая. Описываются теоретические аспекты изучаемой проблемы. Глава делится на подглавы, которые нумеруются списком второго уровня. Каждая подглава имеет свой смысловой заголовок.

2 глава – Практическая, в которой содержится описание предприятия, на основе которого производятся необходимые исследования и расчеты, характеристика методов экспериментальной работы, обоснование выбранных методов, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов исследовательской работы.

3 глава – Проектная. В ней студент разрабатывает предложения по совершенствованию экономики, организации и управления производством, повышению результативности и качества работы данного предприятия. Все предложения и рекомендации должны носить конкретный характер.

3. Заключение.

В заключение работы приводятся выводы по содержанию основной части, описываются выявленные проблемы, предлагаются способы их решения и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы на практике.

4. Список используемой литературы.

5. Приложения.

Курсовой проект может быть конструктивного и технологического вида.

В конструктивном проекте выполняются расчеты по профилю специальности, приводится описание конструкции и принципа работы спроектированного изделия, характеристика выбранных для конструкции материалов, излагаются технологические особенности изготовления изделий.

Технологический проектсодержит описание узла или детали, на которую разрабатывается технологический процесс, спроектированной оснастки, приспособлений.

При оценке курсовой работы учитываются содержание работы, ее актуальность и новизна, степень самостоятельности, оригиналь­ность выводов и предложений, качество используемого материала, а также уровень грамотности (общий и специ­альный).

Дипломная работа

Дипломная работа, дипломный проект или выпускная квалификационная работа является демонстрацией уровня теоретических знаний студента, полученных в процессе обучения и способности применить эти знания на практике. Дипломная работа завершает подготовку специалиста и показывает его готовность решать теоретические и практические задачи по своей специальности.

Цели дипломной работы:

1) систематизация и углубление теоретических и практических знаний по избранной специальности, их примене­ние при решении конкретных экономических задач;

2) приобретение навыков самостоятельной работы;

3) овладение методикой исследования, обобщения и логического изложения материала;

В дипломной работе студент должен показать:

1) прочные теоретические знания по избранной теме и проблемное изложение теоретического материала;

2) умение изучать и обобщать литературные источники, материалы предприятий и организаций, решать практические задачи, делать выводы и предложения;

3) навыки проведения анализа и расчетов, экспериментирования и владения современной вычислительной техникой;

4) умение грамотно применять методы оценки экономической и социальной эффективности предлагаемых мероприятий.

Общие требования к дипломной работе:

1) целевая направленность;

2) четкость построения;

3) логическая последовательность изложения матери­ала;

4) глубина исследования и полнота освещения вопро­сов;

5) убедительность аргументации;

6) краткость и точность формулировок;

7) конкретность изложения результатов работы;

8) показательность выводов и обоснованность рекомен­даций;

9) грамотное оформление.

Дипломная работа выполняется на основе глубокого изучения законов, постановлений правительства, норматив­ных и методических материалов специальной отечествен­ной и зарубежной литературы, плановых и отчетных дан­ных предприятий, статистических исследований на пред­приятии.

Обязательным является применение практических ма­териалов деятельности предприятий, объединений и дру­гих организаций.

Дипломная работа может быть практической, опытно-экспериментальной, теоретической.

Структурными элементами дипломной работы являют­ся:

1) титульный лист;

2) задание на выполнение дипломной работы;

3) аннотация (реферат);

4) содержание;

5) введение;

6) основная часть;

7) заключение;

8) список использованных источников;

9) приложения.

Объем дипломной работы должен быть в пределах 50-70 страниц печатного текста.

Требования к структурным элементам дипломной работы

Реферат

Реферат должен быть в кратком виде, в объеме 1 – 2 страниц, содержать цель дип­ломного исследования, полученные результаты и новизну, степень внедрения и область применения, данные об объе­ме работы, количестве глав, иллюстраций, таблиц, приложений, использованных источников.

Введение

 

Во введении обосновывается выбор темы, определяе­мый ее актуальностью и новизной, формируются проблема и круг воп­росов, необходимых для ее решения; определяется цель работы с ее расчленением на взаимосвязанный комплекс задач, подлежащих решению, для раскрытия темы; указы­ваются объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, определяются используемые методы анали­за и литературные источники.

Цель исследования

Цель исследования – это мысленное предвосхищение результата научного поиска. Цель исследования как бы отвечает на вопрос «для чего», «зачем» проводится данное исследование.

Цель любого исследования – решение определенной проблемы, которое возможно, чаще всего, путем создания или изменения определенных условий, обеспечивающих достижение цели. При этом исследователь формулирует условия, работает с ними следующим образом:

1) выявляет, обнаруживает, определяет, разрабатывает;

2) раскрывает, обосновывает, описывает;

3) экспериментально проверяет, апробирует, реализует, внедряет.

При формулировании цели исследования из каждой группы следует выбрать одно слово, обозначающее действие, которое наиболее всего подходит к теме вашего исследования (см. табл. 4).

Таблица 4. Основание для формулировки цели исследования

Первая группа действий (научных) с педагогическими условиями Вторая группа действий (теоретических) с педагогическими условиями Третья группа действий (практических) с педагогическими условиями
- выявление - определение - разработка - раскрытие - обоснование - описание - экспериментальная проверка - апробация - реализация - внедрение

 

Сформулировать цель – это значит описать тот ожидаемый теоретический или практический результат, который предполагается получить по окончании исследования. Например: раскрыть возможные резервы развития логистической деятельности в Кемеровской области в условиях экономического кризиса.

Гипотеза

 

Гипотеза (греч. «hypothesis» – основание, предположение) это предположение, требующее подтверждения. В научной литературе гипотезу определяют следующим образом:

- это лаконично, ясно сформулированное предположение о причинно-следственных связях явлений, процессов, достоверность которых требует подтверждения;

- достоверно не доказанное объяснение причин, каких – либо явлений, утверждаемое предположение, имеющее научное обоснование;

- прием познавательной деятельности человека;

- обоснованное, не противоречащее научным данным, предложение о причинах, вызывающих определенные факты, явления, о формах связи между явлениями, которое соответствует современному уровню развития науки и может после проверки оказаться истинным или ложным.

Курсовая работа может носить как экспериментальный (теоретико-практический), так и не экспериментальный (теоретический) характер. Работа, носящая экспериментальный характер предполагает непосредственную или опосредованную проверку гипотезы в практической деятельности (непосредственную проверку лучше всего осуществить в период прохождения практики, либо на месте работы студента).

Например, если тема курсовой работы: «Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса», то ее гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Развитие профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса наиболее эффективно при реализации следующих организационно-управленческих условий:

1) если совместная деятельность организуется на основе компетентностного подхода;

2) если отношения строятся на основе принципов профессиональной этики и этикета.

Подчеркиваем – возможны варианты.

Курсовая работа, носящая не экспериментальный характер (как правило, ее выполняют студенты 2 курса), также может содержать гипотезу. В такой курсовой работе должны быть представлены методы и методики измерения процесса или результатов, которые могли бы быть использованы в ходе эксперимента. Допускается связь между курсовыми работами экспериментального и не экспериментального характера по одной теме (на 2, 3, 4 курсах).

Наконец, третий тип курсовой работы – не имеет гипотезы. Это работы исключительно теоретического характера, предполагающего исследование не динамичных, а статичных показателей объекта (см. ниже).

Гипотезу выдвигают только в том случае, если:

· необходимо объяснить причинно-следственные зависимости какого-либо явления или процесса, а существующих знаний для этого недостаточно;

· возможна ее проверка экспериментальным путем.

Если исследование посвящено истории логистической деятельности или обобщению имеющегося опыта, то гипотеза не имеет никакого смысла, так как её невозможно ни доказать, ни опровергнуть. В этом случае проводят теоретическое и (или) эмпирическое (описательное, объяснительное) исследование, а объяснение причинно – следственных зависимостей основывается либо на констатирующем эксперименте, либо на логических и исторических методах доказательства.

Если же в подобных исследованиях гипотеза все же формулируется, то выглядит она самоочевидным утверждением, а по сути – описательной и расплывчатой.

Виды гипотезы.

В результате изучения и анализа состояния проблемы у студента возникают предположения-гипотезы о возможном способе ее решения. Справедливость этих предположений проверяется в дальнейшем ходе экспериментального исследования. Поэтому существуют два вида гипотезы – рабочая и научная.

Рабочая гипотеза – это временное предположение для систематизации имеющегося фактического материала.

Научная гипот еза создается тогда, когда накоплен значительный фактический материал и появляется возможность выдвинуть «проект» решения проблемы.

Однако не всякое предположение является гипотезой, а только такое, в основе которого лежат научные основания – факты.

Функции гипотезы

В научной литературе выделяют следующие функции научной гипотезы:

· прогностическая (гипотеза представляет собой научное предположение о возможностях разрешения проблемы);

· описательная или констатирующая (характеризует состояние науки к моменту исследования и состояние исследуемой проблемы);

· объяснительная;

· поисковая (гипотеза является элементом научного исследования).

В гипотезе исследователь объясняет: как будет протекать изучаемый процесс, явление, что будет происходить с объектом исследования, от чего зависит ход процесса и т.д. В гипотезе максимально подробно излагается предложенная модель, система мер, какая-то методика, технология и т.д., то есть механизм того нововведения, благодаря которому будет достигнута цель исследования и получены более высокие результаты.

Следовательно, основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываний, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания.

Формулировка гипотезы.

Гипотезу можно формулировать следующими способами:

1) сначала располагать обусловливающую часть, а затем ре­зультирующую (например, гипотеза начинается со слова «если»: «если делать то-то и то-то, то получим то-то и то-то»);

2) сначала располагать результирующую часть, а затем обусловливающую (в этом случае гипоте­за начинается с описания результата, например: «что-то будет достигнуто, если делать то-то», или «что-то будет достигнуто при таких-то и таких-то условиях);

3) при необходимости добавляется аргументирующая часть: «… ибо существует такая-то связь или зависимость между действиями и их результатом».

Задачи исследования

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой ставятся задачи исследования, которые отвечают на вопрос «что нужно сделать для достижения цели исследования?». Таким образом, цель конкретизируется в задачах с учетом предмета исследования.

Задачи рекомендуется формулировать четко и лаконично. Это отражает уровень интеллектуальной культуры исследователя.

Как правило, каждая задача формулируется в виде поручения: «Изучить…», «Разработать…», «Выявить…», «Установить…», «Обосновать…», «Определить…» и т.п.

Например:

- провести анализ данного явления;

- раскрыть сущность и содержание категории, понятия …;

- определить степень изученности данной проблемы;

- показать неиспользованные средства в организации деятельности;

- определить соотношение потребностей и возможностей в данной проблеме;

- установить степень экономической и социальной эффективности, целесообразности явления;

- проч.

Обычно в курсовой работе выдвигают не более 3-4 задач исследования. Единого стандарта в формулировке задач нет, однако наиболее признана следующая последовательность постановки задач исследования в курсовой работе.

Первая задача связана с изучением степени разработанности проблемы в теории и практике, с изучением соответствующей литературы. Формулировка первой задачи может быть построена по следующим алгоритмам:

- изучить степень разработанности в теории и практике проблемы такой-то;

-изучить такую-то (социологическую, философскую, психолого-педагогическую, экономическую, специальную и др.) литературу по проблеме такой-то.

Например:

- изучить степень разработанности проблемы развития профессиональных отношений в коллективе предприятия гостиничного сервиса;

- изучить степень разработанности проблемы повышения трудового потенциала работников сервисного или туристского предприятия в отечественной теории и практике профессионального развития.

Вторая задача предполагает разработку (раскрытие) или характеристику ключевого понятия/группы понятий исследования (того, что составляет основу предмета исследования). Вторая задача может быть направлена на выявление сущности, природы, структуры, законов функционирования и развития изучаемого явления. Алгоритмы формулировки второй задачи могут быть следующими:

- раскрыть (уточнить, разработать) ключевое понятие исследования такое-то;

- дать характеристику (раскрыть структуру и содержание) того, что обозначено в предмете исследования;

- осуществить анализ ключевого понятия исследования такого-то и пр.

Например:

- раскрыть сущность и содержание понятия о современных рекреационно-оздоровительных технологиях, используемых в санаторно-курортной практике;

- дать характеристику понятия о курортах и курортном лечении.

Третья задача связана с целью исследования, поэтому в ней обозначаются действия, которые намеревается совершить исследователь для решения обозначенной проблемы. Формулировка третьей задачи может быть построена по следующим алгоритмам:

- предложить систему мер для эффективного функционирования и развития объекта;

- разработать и экспериментально проверить комплекс условий, способствующий тому-то (далее называется предмет исследования, то есть тот результат, который намеревается достигнуть исследователь благодаря созданию разработанных условий, например, более успешному, более эффективному решению проблемы такой-то);

- разработать условия … (и далее называется предмет исследования) и показать (или описать, или раскрыть) процесс их реализации на том-то (на каких-либо определенных примерах) – эта формулировка подходит для исследований теоретико-практического характера, когда студентом не проводится опытно- экспериментальная работа по доказательству гипотезы.

Например:

- разработать для клиента комплекс упражнений на воздухе, способствующий повышению эффективности лечебно-оздоровительного туризма;

- раскрыть механизм реализации технологии горного туризма на примере сплавов по горным рекам.

Четвертая задача связана с разработкой критериев оценки уровней организации, развития или формирования того, что планируется в исследовании, с разработкой или подбором диагностических методик, тестов, анкет для выявления эффективности полученного результата, либо для проведения констатирующего эксперимента, позволяющего понять направление поиска решений, либо подтверждающих какую-то проблему и необходимость ее решения в дальнейших исследованиях (например, в дипломной работе). Четвертая задача в курсовой работе также может быть направлена на разработку рекомендаций, дидактических и методических материалов, а также сценариев праздников, маршрутов экскурсий или туристических путешествий, других мероприятий.

Алгоритмы формулировки четвертой задачи:

- подобрать диагностические методики, обеспечивающие выявление и объективную оценку того-то;

- сформулировать рекомендации руководству сервисного или туристского предприятия по совершенствованию работы персонала;

- разработать туристский маршрут или комплекс здоровье сберегающего обслуживания.

Задачи исследования должны излагаться в логической последовательности, позволяющей наиболее экономичным и надежным путем достичь цели исследования. Содержание и последовательность задач определяет методику исследования, его организацию, весь его последующий ход. В совокупности задачи образуют общую тактику реализации поставленной цели, а по отдельности представляют собой последова­тельные шаги продвижения к ней.

Фактически основ­ная часть текста курсовой работы — это постепенное решение поставлен­ных и помещенных во введение задач. Поэтому часто их формулировки совпадают или почти совпадают с названиями глав и параграфов основной части.

Методы исследования.

Обязательным требованием к тексту введения являет­ся указание методов, которыми в ходе проведения исследования пользовался автор. Такие методы могут быть различными: как общенаучными так и конкретно-научными, как аналитическими, так и де­скриптивными (описательными). В любой работе най­дет место сравнительно-исторический метод, методы анализа, сравнения, обобщения, дедукции, индукции. Студенту необходимо выбрать те методы, которые обеспечивают максимальный эффект достижения цели исследования.

Обычно методы подбираются для каждого этапа и части исследования.

Применение научно обоснованных методов исследования является существенным условием получения новых знаний, поэтому их выбор имеет решающее значение для конечных результатов исследования. Если студент планирует делать выводы из полученных фактов только на основе собственных, «доморощенных» методов, это, скорее всего, сделает его исследование ненаучной работой.

Каждая научная работа нуждается в общих принципах, которые в совокупности называются исследовательским подходом. В качестве исследовательских подходов можно использовать, например, системный подход, деятельностный, культурно-исторический, личностно-ориентированный. В исследовании сферы логистической деятельности используется комплексный подход, позволяющий достичь целостного восприятия объекта.

Критериями выбора исследовательского подхода могут служить принципы диалектической логики:

- объективность(при исследовании объекта следует исходить из него самого, а не из нашего мышления о нем);

- конкретность ( при изучении объекта необходимо учитывать его особенности, специфические условия существования, а принципы и методы исследования объекта использовать лишь в качестве ориентиров);

- всесторонность(объект требуется рассматривать во всех его связях и отношениях);

- историзм (познавая объект, нельзя игнорировать его развитие, самовыдвижение, изменение).

Избранный исследовательский подход и используемые методы в совокупности составляют методику исследования, своего рода сюжетную линию, в соответствии с которой структурируется весь собранный фактический материал, будут решены задачи исследования, проверена научная гипотеза, получены достоверные научные факты.

Под методами исследования понимаются сами способы изучения явлений, получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, построения научных теорий.

В исследовательской работе студенты, как правило, используют известные методы психолого-педагогических и социологических исследований. Повышению теоретического уровня исследования способствует применение методов математической статистики.

Выбор методов исследования зависит от определения темы, проблемы, гипотезы, цели и задач исследования. Этот вопрос достаточно полно освещен в специальной литературе. Вместе с тем, имеет смысл коротко описать этот процесс.

Все методы исследования разделяются на теоретические и эмпирические (практические). Также в социологических исследованиях используются и методы математической статистики.

Эмпирические методы

Эмпирические методы — это исследовательские методы, основанные на описании фактов, практической деятельности, реально складывающегося опыта организации чего-либо (без последующих заключений и теоретических обобщений, т.к. это уже теоретиче



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.135 с.)