Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Календарь-справочник Пермской области 1964.- Пермь, 1963.- С. 85-86.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тулва. Река, значительный приток Камы, точнее теперь уже Воткинского водохранилища. Течет в Бардымском и Осинском районах. На ее берегах раскинулись деревни, населенные татарами и русскими. Но название реки связано не с современными обитателями ее бассейна, а с теми народами, которые в далеком прошлом ловили здесь рыбу, промышляли зверя, пользовались другими благами природы. Это были, с одной стороны, предки современных манси, живущих в настоящее время за Уралом, Ханты-Мансийском национальном округе и частично на севере Свердловской области,и, с другой,- предки современных коми-пермяков.В названии реки содержится некоторое основание утверждать так. Слово «Тулва» происходит от слов «туль» и «ва». «Туль» по-мансийски туман, «ва»- по коми-пермяцки вода, река. Выходит, Тулва – туманная вода, туманная река, то есть река с недостаточно прозрачной водой. Так оно и есть на самом деле. Воды Тулвы, особенно в весеннюю пору, несут много глинистых частиц, отличаются значительной мутностью.
Библиография: Календарь-справочник Пермской области.1963.- Пермь, 1962.- С.237. Чәпчелде инеше Карман халкы бу инешне зурайтып елга дип атыйлар.Чәпчелде елгасы буенда яшәүчеләр элек: “Без яшибез Чәпчелдедә Без бит чәпчелде әле! Безнең белән сөйләшергә Права иметь ит әле,”- дип кунакларга җырлыйлар иде үз чишмә, инешләре белән мактанып. Олылар икенче дөньяга китеп бардылар,бу такмак та онытылды. Инешнең суы тәмле, йомшак. Нигә бу инешкә “Чәпчелде” дип авыр әйтелешле исем уйлаганнар борынгы авыл кешеләре? Чәпчелденең башланган урыны Чернушка районы,Капкан авылыннан ерак түгел Шилово поле яныннан кечкенә яр астыннан агып чыга. Аның озынлыгы 14 км.,Толның беренче кушылдыгы. Аңа чишмәләр кушылалар: “Салкын чишмә”, “Тәмсез чишмә”, “Кара чишмә”, “Хәзрәт чишмәсе”, күп кенә исемсез чишмәләр кушыла. Риваятьләргә караганда, Чәпчелде башланган җирдә зур монастырь булган. Ләкин, революция елларында 5-6 гына монах калган,монахларны аталар,качып котылганнары чишмә янында чәнчелеп үләләр.Бәлки шуннан “чәнчелде” сүзеннән Чәпчелде килеп чыккандыр, борынгыларның шулай дип исләрендә. Ташлары, нигезләре генә калган монастыр- яныннан, телсез шаһит булып калган челтер-челтер чишмәсе генә ага,теле булса “чәпчи-чәпчи” сөйләп бирер иде. Тагын Чепчелде белән бәйләнгән бер риваять бар. Элеккеләрнең сөйләве буенча, Чәпчелденең дә исеме булмаган,аңа исемсез чишмә дә кушылган. Ул вакытта Чернушкага туры юл шул чишмә аша үткән. Авыллар буйлап хәзрәт-дәрвишләр йөргән,алар һәрвакыт Таныптан турыга Карман аша,башкорт якларына туры сукмаклар буйлап йөргәннар. Карманда мунча кереп,өй саен дога укып,кем нәрсә биргән шуңа риза булып дәрвиш-хәзрәт туры юлдан иртә белән юлга чыга. Авыл халкы, урманда качаклар бар, дип кисәтәләр. Ул: “ Мине алла саклый,минем иманымнан башка бернәрсәм дә юк,”- дип җавап бирә. Бу хәл май аенда булган. Көз җиткәч авыл халкы туры юлдан Чернушкага базарга барырга чыккач, ике чишмә кушылган җирдә чишмә аркылы аркасына пычак кадалган изге кеше –дәрвиш- хәзрәтне күргәннәр,барысы да гаҗапкә калганнар. Дурт айдан күп вакыт үткән,аның өстеннән чәп-чәп итеп чишмә агып ята,кем үтергән беркем белми,аны чишмә янына җирләгәннәр,чардуган корып куйганнар.Исемсез ике чишмәнең берсен “Чәпчелде”,яисә “Чәнчелде” дип, ә икенчесен “Хәзрәт чишмәсе ” дип атаганнар. Тарих укытучысы Валитова Фәнүзәдән китапхәнәче Нурбакова Гөлфия язып алды.
Речка Чапчельда Кармановцы называют этот ручей речкой. В давние времена живущие вдоль Чапчельды, хвалясь ручьями и родниками, пели своим гостям: «Мы живем в Чапчельде, мы ведь чапчельдинцы. Можно с нами гостевать, разговоры начинать…» Старики отошли в мир иной, забылась и эта частушка. Вода в этом ручье вкусная и мягкая. Почему же старожилы деревни дали этому ручью такое трудное в произношении название? Исток Чапчельды в Чернушинском районе, недалеко от деревни Капкан. Вытекает ручеек из небольшого обрыва возле Шилова поля. Его протяженность 14 километров, это первый приток реки Тулвы. Ручей питают родники «Холодный», «Невкусный», «Черный», «Ивановка», «Хазрат» и много других безымянных. По легенде, у истока Чапчельды стоял большой монастырь. Но в годы революции там оставалось лишь 5-6 монахов. Монахов расстреляли, а сбежавшие были найдены заколотыми у реки Чапчельды. Может быть поэтому, слово «чанчельде» (зарезанный, заколотый) трансформировалось и дошло от наших предков в виде названия речки «Чапчельде». Немым свидетелем прошлого среди развалин течет Чапчельде. Если бы могла, речка рассказала бы нам многое. Существует еще одна легенда, связанная с Чапчельдой. По рассказам старожилов, эта речка была безымянной и сливалась с еще одним безымянным ручьем. В давние времена прямая дорога до Чернушки пролегала через эту речку. В те времена по деревням странствовали муллы-дервиши, их путь пролегал от деревни Танып в Кармановку и дальше в башкирские земли. Один мулла, помывшись в Кармановке в бане, почитав в каждом доме молитву и получив в награду подаяние (кто что может), поутру по прямой дороге отправился в путь. Селяне предупредили, что в лесах бродят разбойники. На что мулла – дервиш ответил: «Меня аллах бережет, да и что с меня взять?». Это происходило в мае. С наступлением осени селяне собрались в Чернушку на базар. Отправились в путь, как водится, по прямой дороге, и на пересечении двух речек, вытекающих из родников, наткнулись на тело муллы – дервиша с ножом в спине. Несмотря на то, что прошло более четырех месяцев, тело не разложилось, только журчащая вода со звуком «чап-чап» переливалась через него, и мерно текла дальше. Никто так и не узнал, кто и когда убил муллу-дервиша. Похоронили его возле родника и соорудили на могилке оградку, а безымянные родники назвали: «Чапчельда» и «Хазрат».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.242 (0.005 с.) |