Конституционные основы (принципы) судебной власти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы (принципы) судебной власти



Тема 3

Осуществление судебной власти только судами

Согласно ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам. Что касается рассмотрения уголовных дел, то в ст. 26 Конституции Республики Беларусь закреплено: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Ст. 4 Кодекса о судоустройстве … закреплено единство судебной системы Республики Беларусь. Это обеспечивается установлением судебной системы Республики Беларусь Конституцией Республики Беларусь и названным Кодексом; соблюдением всеми судами установленного законодательством порядка судопроизводства; признанием обязательного исполнения на всей территории Республики Беларусь судебных постановлений, вступивших в законную силу; закреплением единства статуса судей; финансированием судов из республиканского бюджета.

В ст. 5 Кодекса о судоустройстве … определен исчерпывающий перечень судов, действующих в Республике Беларусь и образующих судебную систему Республики Беларусь. Установлен запрет на создание чрезвычайных судов. «Это исключает возможность создания или наделения иных государственных или общественных органов функциями судебной власти.

Закрепление на высшем законодательном уровне казалось бы очевидного положения о принадлежности судебной власти судебной власти только судам продиктовано негативным историческим опытом. Так, имевшие в СССР в 20-50 годах прошлого столетия многочисленные репрессии стали возможны в связи с созданием так называемых квазисудебных органов («двое», «троек», «особых совещаний»), которые вне предусмотренной процедуры рассмотрения уголовных дел признавали граждан виновными в совершении преступлений и назначали уголовные наказания, в том числе смертную казнь. Недопустимость повторения подобного и сделала необходимым закрепление указного принципа, обеспечивающего рассмотрение правовых споров, прежде всего, граждан с государством, судами как наиболее эффективными гарантами законности.

Деятельность суда как единственного органа, осуществляющего судебную деятельность, характеризуется рядом признаков.

Только суд выносит свои решения именем государства. Ни один другой государственный орган не обладает такими возможностями, как суд, для принятия решения на основе непосредственного, всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела в условиях гласного и устного разбирательства при обеспечении состязательности и равноправия сторон

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Понятие и система конституционных основ (принципов) судебной власти.

2. Осуществление судебной власти только судами как принцип судебной власти.

3. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону как принцип судебной власти.

4. Осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов как принцип судебной власти.

5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах как принцип судебной власти.

6. Состязательность и равенство сторон в процессе как принцип судебной власти.

7. Открытое разбирательство дел во всех судах как принцип судебной власти.

8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов) как принцип судебной власти.

9. Право граждан на судебную защиту как принцип судебной власти.

10. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь, как принцип судебной власти.

11. Принцип презумпции невиновности как принцип судебной власти.

12. Выборность и назначение судей как принцип судебной власти.

 

1 Судоустройство: учебник / А.А.Данилевич, Л.Л.Зайцева, И.И.Мартинович, А.В.Солтанович; под ред. А.А.Данилевича, И.И.Мартинович. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2010. – 464 с.

2. Ефремова, Н.А. Судоустройство: учеб.-метод. комплекс / Н.А.Ефремова, В.О.Климова. – Минск: Изд-во МИУ, 2009. – 168 с.

3. Борико, С.В. Судоустройство: учебник / С.В.Борико. – Минск: Амалфея, 2000. –304 с.

4. Судоустройство: учеб.-метод. пособие для студентов дневной и заочной формы обучения / составитель Л.Г.Закревский. – Минск: БИП-С Плюс, 2006. – 85 с.

5. Колядко, И.Н. Проблемы регулирования и реализации права на судебную защиту в Республике Беларусь / И.Н.Колядко // Юстыцыя Беларусi. – 1998. – № 2. – С.23.

6. Бибило, В.Н. Судоустройство в Республике Беларусь / В.Н.Бибило. – Минск, 2000.

 

Тема 3

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

 

1. Понятие, значение и система конституционных основ (принципов) судебной власти.

2. Осуществление судебной власти только судами.

3. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону.

4. Осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов.

5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах.

6. Состязательность и равенство сторон в процессе.

7. Открытое разбирательство дел во всех судах.

8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов).

9. Право граждан на судебную защиту.

10. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь.

11. Принцип презумпции невиновности.

12. Выборность и назначение судей.

 

 

1. Понятие, значение и система конституционных основ (принципов) судебной власти

Конституционные основы (принципы) судебной власти – «закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Такие положения образуют своего рода фундамент, служащий опорой для законодательных предписаний. Все законодательные акты должны соответствовать конституционным основам и не могут умалять или исключать их действие в какой бы то ни было сфере. С учетом того, что Конституция Республики Беларусь является актом прямого действия, не исключается непосредственное применение принципов в практике судопроизводства в случае выявления несоответствия им норм отраслевого законодательства. Кроме того, конституционные основы отражают определенные правовые, политические, нравственные взгляды и убеждения общества и государства о том, какими должны быть судебная власть и правосудие. Наконец, необходимо указать на то, что в конституционных основах нашло отражение большинство международных норм, определяющих требования к правосудию в правовом государстве» [1, с. 46].

Все конституционные принципы судебной власти образуют целостную и взаимосвязанную систему. Действие одного принципа, как правило, предопределяет другие принципы и обусловлено каждым из них.

К бесспорным принципам (конституционным основам) судебной власти относятся.

1. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

2. Независимость судей при осуществлении правосудия и подчинение их только закону.

3. Недопустимость совместительства для судей, кроме занятия преподавательской и научно-исследовательской работы;

4. Осуществление правосудия на основе Конституции Республики Беларусь, законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных актов.

5. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах.

6. Осуществление правосудия на основе состязательности и равенства сторон в процессе.

7. Открытое разбирательство дел во всех судах.

8. Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов).

9. Право граждан на судебную защиту.

10. Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую помощь.

11. Презумпция невиновности.

12 Выборность и назначение судей.

«Конституционные основы судебной власти нашли свое воплощение в содержании норм права, регулирующих построение и деятельность суда, – в судоустройстве, конституционном судопроизводстве и процессуальном законодательстве (ГПК, ПИКоАП, УПК, ХПК). Особое значение в отражении и развитии конституционных принципов организации и деятельности суда имеет принятый 29 июня 2006 г. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей [1, с. 48]. Как отмечает И.И.Мартинович, принятие впервые в стране кодифицированного акта о судоустройстве и статусе судей знаменует собой качественно новый уровень правового регулирования организации судебной власти в Республике Беларусь (Мартинович, И.И. Укрепление и развитие конституционных основ (начал) судебной власти – гарантия эффективности судебной системы / И.И.Мартинович // Юстиция Беларуси. – 2008. – № 7. – С. 12–16.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.015 с.)