Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Спор, дискуссия, полемика: происхождениеСтр 1 из 5Следующая ⇒
И психологические особенности
Л. В. Пьянова
Тверь 2015 Фондовая лекция «Спор, дискуссия, полемика: происхождениеи психологические особенности» обсуждена и рекомендована к изданию на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № от «26» октября 2015 года.
Рецензенты: Кандидат психологических наук Т. А. Попкова Кандидат психологических наук С. А. Травина
Пьянова Л. В. Спор, дискуссия, полемика: происхождениеи психологические особенности: Фондовая лекция. - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2015, 40 стр.
Фондовая лекция «Спор, дискуссия, полемика: происхождениеи психологические особенности» предназначена для студентов очной и заочной формы обучения направления «Менеджмент», «Экономика» к валификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении специфики делового общения как важной составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.
Л. В. Пьянова Московский гуманитарно-экономический институт Г. ОГЛАВЛЕНИЕ Введение.....................................................................................................................3 1. Понятия: спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты прения........................6 2. Виды спора............................................................................................................12 3. Полемические приемы..................................................................................18 4. Полемические уловки.......................................................................................... 24 5. Психологические уловки.....................................................................................26 6. Классификация вопросов....................................................................................29 7. Нечестные приемы воздействия на участников спора......................................31 8. Принципы и правила ведения спора...................................................................33 Заключение..............................................................................................................37 Рекомендуемая литература....................................................................................39
Прежде чем последовать совету И. С. Тургенева и вступить в спор, необходимо выяснить, что же такое спор.
Под спором понимают всякое столкновение мнений, при котором каждая из сторон отстаивает свою правоту. В русском языке существуют слова, которые служат наименованиями разновидности спора: Спор представляет собой одну из основных форм человеческой коммуникации, в рамках которой уточняются полиции противоборствующих сторон, вырабатывается оптимальное решение проблемы, "рождается истина". Спор - акт речевой коммуникации, но не всякий коммуникативный процесс является спором. Спор - это коммуникативный процесс, в рамках которого происходит сопоставление точек зрения, позиций участвующих в нем сторон, при этом каждая из них стремится аргументировано утвердить свое понимание обсуждаемых вопросов и опровергнуть доводы другой стороны. Редкий спор заканчивается безусловной победой одной из сторон, но это не умаляет ценности данного коммуникативного акта. Во-первых, поскольку в споре соревнуются идеи, то его участники обогащаются идейно: обмен идеями, в отличие от обмена вещами, более эффективен. Во-вторых, осуществив процесс спора, стороны приходят к более глубокому уяснению как своей собственной позиции, так и позиции своего оппонента. В-третьих, в споре можно узнать нечто новое и тем самым пополнить свой багаж знаний и расширить кругозор. Доказательность - это логическое воздействие на оппонента принудительностью рассуждения.
а) доказательно и убедительно; б) доказательно, но не убедительно; в) не доказательно, но убедительно; г) и недоказательно, и неубедительно. Идеальный вариант, к которому необходимо стремиться в любом споре, - доказательность и убедительность рассуждений одновременно. Более чем за двухтысячелетнюю историю своего существования эристика выработала общие рекомендации, выполнение которых способствует повышению плодотворности спора: воспользоваться; 5 - почву для спора образует наличие несовместимых позиций относительно одного и того же предмета; если же позиции совместимы, нужда в споре отпадает; - спор должен быть предметным, а предмет спора - достаточно ясным и неизменным на всем его протяжении; - спор возможен только при наличии определенной общности исходных позиций, которая способна стать источником начального взаимопонимания спорящих, а также известной суммы знаний о предмете спора; - спор предполагает следование определенным законам и правилам логики, этики и психологии; - спор не должен быть самоцелью, в споре недопустимы выпады личного характера; помните, что спор должен быть средством достижения истины, выработки оптимального решения; - в споре следует использовать только корректные приемы, которые могут содержать в себе элементы хитрости, внезапности, атаки, но не лжи, очернения и унижения достоинства противника, подмены предмета спора и т.д.; - стремитесь излагать свои мысли кратко, связно и красиво. Перечисленные виды спора выделены по внешним признакам. В жизни больше внимания уделяется содержательным аспектам спора, поэтому одним из важных моментов является выбор вида спора (дискуссии или полемики), который определяется конкретными обстоятельствами. 1. Понятия: спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты прения. Дискуссия (от лат. discussio – исследование, обсуждение) – публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего. Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.
Цель любой дискуссии - достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается. Итог дискуссии не должен сводиться к сумме высказанных точек зрения. Он должен представлять собой синтез объективных и необходимых черт, присущих дискутируемому предмету. Другими словами, результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается более четкая и ясная формулировка решения проблемы, снимается, устраняется до известного предела момент субъективности: убеждения одного человека или труппы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность. Успешное ведение дискуссии. Чтобы успешно вести дискуссию, необходимо соблюдать формально-логические законы I. Закон тождества формулируется так – каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим: Китайский софист Гунсунь Лун верхом на белой лошади подъехал к пограничной страже. Начальник стражи заявил, что переходить границу могут только люди, проводить лошадей не разрешается. Гунсунь Лун в ответ заметил: «Лошадь может быть рыжей, а белая лошадь не может быть рыжей. Следовательно, белая лошадь – это вовсе не лошадь». Начальник стражи, удивленный таким доводом, пропустил софиста с его лошадью. Из этого примера видно, что произошла подмена тезиса и ученый стал рассуждать не о лошади как о предмете спора, а об ее масти. II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными: Ходжа Насреддин жену принести миску простокваши. Жена ответила: «Миску? Да у нас в доме нет ложки простокваши». Насреддин сказал: «Ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна человеку». «Странный ты человек», – говорит жена, – то у тебя простокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений правильное?» Ходжа Насреддин ответил: «Если простокваша есть дома, правильно первое, если нет – второе».
Итак, он высказывает противоположные мнения, но при этом уточняет условие, при котором оба высказывания оказываются верными. III. Закон достаточного основания – всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана. IV. Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными. Противоречащими называют такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается. Например, выдвигается два суждения: 1. этот ученик присутствует в классе сейчас. 2. этот ученик отсутствует в классе сейчас. Третьего не дано, потому одно из суждений истинное, другое – ложное. – Да когда же этот лес сделался твоим? Разве ты недавно его купил? – Да, я купил его недавно. – Когда же ты успел его так скоро купить? – Как же, я еще третьего дня купил, и дорого, черт возьми дал. – Да ведь ты был в то время на ярмарке. – Эх ты, Сафрон! Разве нельзя быть в одно время и на ярмарке и купить землю? (Н. В. Гоголь. «Мертвые души»)
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.026 с.) |