Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кафедра «Экономики природопользования и сервиса экосистем»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Экономики природопользования и сервиса экосистем»
Методические указания По выполнению выпусконой квалификационной работы
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры «Экономика природопользования и сервиса экосистем», протокол №8 от 14 октября 2012г.
Одобрены и рекомендованы к изданию Учебно-методическим советом СПбГУСЭ, протокол №______от ________.
Экономика природопользования. Методические указания к выпусконой квалификационной работе для студентов всех форм обучения. -/сост. А.М. Малинин, Ю.С. Викторова СПб: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.
Составители: Д.э.н., зав. каф. ЭПСЭ Малинин Александр Маркович ассистент Викторова Юлия Сергеевна
Рецензент: Д.э.н., профессор Межевич Николай Маратович ВВЕДЕНИЕ Выпускная квалификационная работа (дипломный проект, дипломная работа) - самая большая по объему самостоятельная и завершающая работа студента. В соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования специальности 100101.65 (2307.14) – Сервис № 238 от 17 марта 2000 г. (ГОС ВПО) выпускная квалификационная работа (ВКР) выполняется в форме дипломного проекта. «Дипломный проект направлен на получение результата в виде законченных организационно-экономических и инженерно-технических мероприятий, имеющих всестороннее обоснование». Следовательно, отличительным признаком дипломного проекта специалиста по сервису является наличие развернутой расчетно-проектной части, при выполнении которой студент-дипломник демонстрирует знания и практические навыки использования методик технических и экономических расчетов, стандартов, пакетов программного обеспечения. При выполнении ВКР (дипломного проекта) студент должен проявить способности к творческому поиску, научным разработкам, на основе полученных теоретических знаний показать умение анализировать сформулированную проблему в области экономики и управления предприятием транспорта, выявить научные подходы и разработать экономические, организационные и управленческие рекомендации по её решению. Итогом выполнения ВКР (дипломного проекта) является ее защита, после которой студенту-дипломнику решением Государственной аттестационной комиссии присваивается квалификация специалист по сервису по специальности 2307.14 - Сервис Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) разрабатывается на конкретном материале одного или нескольких предприятий транспортной отрасли, на которых студент собирает материалы в период прохождения преддипломной практики. Собранные на преддипломной практике материалы призваны обеспечить решение задач, поставленных в ВКР. З а достоверность и точность представленных материалов и принимаемых в выпускной квалификационной работе решений персональную ответственность несет студент-дипломник – автор работы. В предлагаемых методических указаниях выделены следующие основополагающие моменты подготовки выпускной квалификационной работы: · цель и задачи выпускной квалификационной работы; · выбор темы выпускной квалификационной работы; · разработка плана работы; · требования к структуре, содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы; · особенности подготовки пояснительной записки выпускной квалификационной работы; · состав и последовательность работ по оформлению и защите выпускной квалификационной работы. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Задание на выпускную квалификационную работу Задание на ВКР составляется по установленной форме (Приложение 3) руководителем и выдается студенту-дипломнику. В нем должны быть указаны: · тема ВКР; · срок сдачи студентом-дипломником законченной работы; · перечень исходных данных к ВКР; · перечень вопросов, подлежащих разработке и изложению в ВКР; · консультанты по смежным вопросам ВКР; · дата выдачи задания; · календарный график работ. В разделе «Тема ВКР» указываются полное название темы в соответствии с приказом ректора. Срок сдачи студентом-дипломником законченной ВКР определяется числом, месяцем и годом завершения работы и представления её на кафедру для получения у заведующего кафедрой Экономики природопользования и сервиса экосистем допуска к защите. В разделе «Исходные данные к разработке ВКР» необходимо указать полное наименование организации, являющейся базой преддипломной практики, перечень материалов, которые требуется собрать на практике, основную научную литературу. В разделе «Перечень вопросов, подлежащих разработке и изложению в ВКР» необходимо привести краткий перечень вопросов по каждому из разделов ВКР. В разделе «Консультанты по смежным вопросам ВКР» требуется указать фамилию, инициалы, должность и ученую степень консультанта по отдельным разделам работы. Дата выдачи задания на ВКР (дипломный проект) – это число, месяц и год получения студентом-дипломником данного задания. Задание «Утверждает» заведующий кафедрой Экономики природопользования и сервиса экосистем. Подготовка к защите выпускной Квалификационной работы Подготовка к защите начинается задолго до завершения работы над дипломным проектом. Одним из основных условий успешной подготовки к защите является соблюдение календарного графика подготовки дипломного проекта, утвержденного в задании на дипломное проектирование. Студент-дипломник должен предъявлять своему руководителю результаты работы над дипломным проекто. Несмотря на завершение труда над расчетно-пояснительной запиской к дипломному проекту, практика показывает, что подготовку к защите следует завершить за 1-2 дня до защиты дипломного проекта. Оставшееся время до защиты с одной стороны является резервным, а с другой – позволяет студенту-дипломнику достичь максимально высокого результата на защите дипломного проекта. На данном этапе необходимо, во-первых, подготовить доклад и иллюстрации для защиты, а также представить дипломный проект с лучшей стороны работы; во-вторых, психологически подготовиться к воспроизведению не отдельных фрагментов расчетно-пояснительной записки, а именно к её защите в целом. При подготовке доклада необходимо обратить внимание на то, чтобы на защиту выносились наиболее значимые выводы, также следует проанализировать последовательность обоснования защищаемых выводов и предложений, логику построения выступления на защите в целом. Рекомендуемая продолжительность доклада 7-10 минут, что в объеме составляет 5-6 листов текста в формате Word, размер шрифта 16 пунктов, полуторный межстрочный интервал. Должна обеспечиваться и взаимосвязь основных результатов, достигнутых в работе над дипломным проектом, и текста доклада с подготовленным иллюстративным материалом. Для защиты дипломного проекта необходимо иметь не менее 8-12 листов иллюстративного материала. Большее их количество затрудняет восприятие членами Государственной аттестационной комиссии существа доклада, используемый иллюстративный материал должен быть пронумерован, а графики, схемы, рисунки, таблицы в материале должны иметь названия. Иллюстративный материал должен быть представлен в 2 видах: на бумажном носителе и в виде мультимедийной презентации. Материал на бумажном носителе должен быть растиражирован в количестве экземпляров равном числу членов ГАК. Рекомендуемая структура доклада имеет следующий вид: · представление студента и темы работы; · причины выбора и актуальность темы исследования; · цель и задачи исследования; · предмет, объект и хронологические рамки исследования; · логика построения работы в первой и второй главах; · обоснование каждого вывода и предложения, содержащегося в третьей главе; · заключительная часть – выводы по работе. Перед сдачей дипломного проекта руководителю студент-дипломник должен поставить на титульном листе расчетно-пояснительной записки (Приложение 5) свою подпись и получить подпись рецензента, а также иметь соответствующие подписи на иллюстративном материале. После проверки выпускной квалификационной работы (не сброшюрованной!) руководитель подписывает титульный лист расчетно-пояснительной записки, иллюстративные материалы и дает оценку ВКР в отзыве руководителя. Форма отзыва на выпускную квалификационную работу представлена в Приложении 7. В отзыве отражаются качества, знания, умения и навыки, характеризующие студента-дипломника, подготовившего дипломный проект, согласно квалификационным требованиям к выпускнику специальности «Сервис», в частности: · актуальность темы ВКР; · характеристика основных результатов работы, научная и практическая значимость; · степень самостоятельности автора при выполнении ВКР, умение работать с источниками; · способность структурировать и систематизировать информацию, проводить анализ, делать выводы из полученной информации; · наличие инновационных подходов (методов, подходов, способов) к планированию и осуществлению исследования (проектирования); · анализ выполнения графика работ по ВКР; · другие вопросы и аспекты (по усмотрению руководителя). В выводе обязательно определяется уровень подготовки дипломника и возможность присвоения ему квалификации специалист по сервису по специальности 100101.65 (230700) – «Сервис». Активное взаимодействие студента-дипломника с руководителем предполагает, что все недостатки дипломного проекта устранены, но это не является свидетельством, что работа отличная. Поэтому подчеркнем, что в отзыве выставляется оценка не выпускной квалификационной работе, а отношению студента-дипломника к её подготовке. Если же взаимодействие студента-дипломника с руководителем не было налажено, студент-дипломник не выполнял требований руководителя, то в этом случае в отзыве будет показано, как эти действия отразились на качестве ВКР или отдельных её частей, в том числе на качестве рукописи. После этого студент-дипломник представляет рукопись рецензенту. Рецензент приглашается студентом самостоятельно или по согласованию с руководителем ВКР из числа руководителей и ведущих специалистов транспортного предприятия, которое являлось базой для подготовки ВКР. Рецензентом также может выступить специалист другого транспортного предприятия аналогичного профиля или преподаватель с профильной кафедры другого высшего учебного заведения. В письменном отзыве рецензента на выпускную квалификационную работу обязательно должны быть отражены следующие моменты: · актуальность темы ВКР; · соответствие выполненной работы заданию на дипломный проект; · использование в работе научной и специальной литературы, глубина проработки рассматриваемых вопросов; · применение компьютерных технологий при выполнении ВКР; · возможность практического использования полученных результатов и их внедрение на предприятии, наличие самостоятельных разработок автора; · обоснованность вводов и предложений, оригинальность и новизна полученных результатов и решений; · качество оформления ВКР; · другие вопросы и аспекты (по усмотрению рецензента). Форма рецензии на выпускную квалификационную работу представлена в Приложении 8. Письменный отзыв рецензента завершается общими выводами, дифференцированной оценкой работы, мнением о возможности присвоения автору дипломного проекта квалификации по соответствующей специальности. Подпись рецензента заверяется печатью предприятия, в которой он работает. После получения отзыва и рецензии на выпускную квалификационную ВКР. Далее ВКР представляется заведующему кафедрой Экономики и менеджмента на транспорте для получения допуска к защите. Подписание ВКР у заведующего кафедрой Экономики природопользования и сервиса экосистем призвано показать, во-первых, возможность допуска выпускной квалификационной работы к защите; во-вторых, возможность студента-дипломника по представлению «лица» работы. Ознакомившись с ВКР и отзывом руководителя, заведующий кафедрой определяет его соответствие установленным требованиям и принимает решение о допуске ВКР к защите, ставит подпись и дату на титульном листе. Сброшюрованная расчетно-пояснительная записка с рецензией и отзывом руководителя и при наличии допуска к защите от зав. выпускающей кафедрой направляется в Государственную аттестационную комиссию не позднее чем за 7 дней до защиты. При подготовке к защите следует обратить внимание на построение ответов на вопросы членов Государственной аттестационной комиссии. Напомним, что вопрос нужно, прежде всего, четко понять, для этого можно и уточнить отдельные детали у задающего вопрос. Ответы на вопросы должны быть краткими и состоять, как правило, из двух-трёх предложений. На вопросы следует отвечать уверенно и четко. Нужно давать самый короткий ответ из всех возможных и не повторять фрагменты доклада. Таким образом, результатом на данном этапе работы над ВКР является подготовка студента-дипломника к защите и наличие следующих документов: · расчетно-пояснительной записки к выпускной квалификационной работе, на титульном листе которой должны стоять подписи: студента-дипломника, руководителя, рецензента, заведующего кафедрой; · отзыва руководителя ВКР; · рецензия с предприятия на базе, которого выполнена ВКР или с предприятия аналогичного профиля, или с профильной кафедры другого высшего учебного заведения; · доклад; · иллюстративный материал; · мультимедийная презентация. Следует помнить, что возможность практического использования полученных результатов и их внедрение на предприятии требует подтверждения. Студент предоставляет «Справку о внедрении результатов ВКР» от предприятия с подписью ответственного лица и печатью предприятия. ПОДГОТОВКА ТЕКСТОВОЙ ЧАСТИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ Квалификационной работы По окончании каждого этапа подготовки дипломного проекта полученные результаты необходимо предоставлять руководителю дипломного проекта для корректировки. Подготовка каждой из глав дипломного проекта имеет свои особенности на каждом этапе дипломного проектирования. Рассмотрим эти особенности подробнее. Написание введения во многом зависит от тех результатов, которые получены в основной части выпускной квалификационной работы. Поэтому при подготовке чернового варианта введения нецелесообразно уделять значительное внимание его редактированию, достаточно отразить в нем формальные положения (сформулировать актуальность темы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, теоретическую базу и практическую значимость исследования) и правильно раскрыть их. При формулировании актуальности темы исследования необходимо обратить внимание на то, что в её основе должна находиться научная проблема, т.е. противоречивая ситуация, требующая разрешения. При написании введения следует обратить внимание и на определение предмета и объекта исследования. Объект исследования – это экономическая или какая-либо другая система. Предмет исследования – это планируемые к исследованию конкретные свойства объекта или какой-либо процесс. Закончив работу над черновым вариантом введения, рекомендуется перейти к написанию основной части дипломного проекта. При этом необходимо придерживаться структурно-логической схемы, поскольку только в этом случае будет обеспечиваться уже согласованная на ранних этапах последовательность изложения. При написании основной части дипломного проекта следует обратить внимание на логику изложения материала, в частности на правильность: · построения доказательств; · формулирования выводов; · выведения определений понятий; · деления понятий. Поскольку в дипломном проекте формулируются новые положения, то автором осуществляется доказательство истинности этих положений. Следует проверить правильность этих рассуждений. К наиболее часто допускаемым в дипломных проектах ошибкам относятся: · подмена доказываемого положения; · ошибка взаимосвязи последовательности и явлений; · ошибка смешения целого и частного; · предвосхищение основания. Подмена доказываемого положения заключается в том, что автор обосновывает не то положение, которое требовалось доказать. Например, при доказательстве целесообразности создания холдинга автором фактически доказывается необходимость слияния двух предприятий. Подмена доказываемого положения происходит и в тех случаях, когда доказывается «слишком мало», «слишком много» или используется «аргумент к человеку». Когда доказывается «слишком мало», часть доказываемого положения остается недосказанной. Когда доказывается «слишком много», то из приведенных положений следует, кроме доказываемого, ещё и ложное положение. Так, нельзя доказывать необходимость выплаты заработной платы работников предприятия на пластиковые карточки на основании того, что эти операции экономят издержки обращения для всех участников (предприятия, банка, работника). Очевидно, что при низком уровне заработной платы работников предприятия и при отсутствии банкоматов в небольших торговых точках, последнее положение несправедливо. «Аргумент к человеку» употребляется в том случае, когда вместо того чтобы доказывать ложность какого-либо мнения, подвергают рассмотрению личность того, кто высказал это мнение. Данное доказательство, логически слабое, фактически очень часто используется. Ошибка взаимосвязи последовательности явлений имеет место в следующем случае. Если после определенного события возникает другое событие, то довольно часто исследователь полагает, что первое событие явилось причиной второго. В действительности, может оказаться, что существуют истинные причины наступления второго события, а первое событие не имеет с ним связи. Следует обратить внимание, чтобы при формулировке определений различных понятий, не смешивались экономические категории и понятия. При этом следует исходить из следующего. Понятия – это умственные построения, которые относятся к классу, к группе однородных вещей. От понятия менее общего можно переходить к более общим понятиям. Но эта операция обобщения может продолжаться не до бесконечности. Существуют экономические понятия, к которым операция обобщения применяться не может, поскольку не существует более широких понятий. Такие понятия называются категориями. Как правило, дипломном проекте уточняются и формулируются определения именно понятий, а не категорий. Это связано с тем, что изучение категорий представляет более высокий уровень абстрагирования, что характерно для диссертаций. Для выяснения сущности понятия достаточно часто производится деление этого понятия по одному или нескольким критериям. При делении должны быть выполнены следующие логические правила: соразмерности, единичности критерия, исключительности, непрерывности. Правило соразмерности деления означает необходимость перечисления всех видов делимого понятия. Например, несоизмеримо деление инвестиций на финансовые и реальные. В данное деление необходимо добавить ещё и интеллектуальные инвестиции. Единичность критерия означает, что деление должно проводиться в данный момент только по одному критерию. Так, ошибочно деление инвестиций на государственные и внешние. При таком делении используется два критерия: первый – по формам собственности (государственные), и второй – по региональному признаку – внешние. Исключительность деления означает, что элементы деления должны исключать друг друга. Это правило логически вытекает из предыдущего. Непрерывность означает, что в процессе деления необходимо переходить к ближайшим видовым понятиям, не пропуская их. Например, неверным будет деление инвестиций на финансовые, инвестиции в основной капитал, инвестиции в нематериальные активы. Следует разделить инвестиции на финансовые и реальные, а затем уже проводить деление реальных инвестиций. Особо подчеркнем целесообразность исследования изучаемой проблемы на основе анализа цифровых данных. Для этого напомним элементарные правила использования форм их представления. Цифровой материал может быть сгруппирован в таблицы, представлен в виде графиков или диаграмм. Оформление статистических данных в виде таблицы целесообразно при необходимости показа точных значений. График следует использовать, если необходимо показать общую динамику непрерывно изменяющегося показателя в зависимости от фактора при наличии функциональной связи, а также при прогнозировании изменения показателя. Использование диаграмм возможно для наглядности изображения показателей, изменяющихся скачкообразно (столбиковая диаграмма) или для наглядного изображения удельного веса различных факторов в анализируемом показателе. Следует обратить внимание и на формулировку предложений, выдвигаемых студентом. Во многих работах предложения сводятся к призывам: «надо усилить…», «необходимо совершенствовать…» и т.д. Без разработки соответствующего механизма реализации таких предложений они выглядят голословными. Необходимо направить работу на то, чтобы выдвигаемые предложения были доведены до уровня конкретных методик, рекомендаций, разработки форм документов, программ для ЭВМ. Необходимо, чтобы студент, внося предложение, предлагал несколько вариантов решения обозначенной проблемы, анализировал каждый из вариантов, выбирал оптимальный и не только прогнозировал положительные результаты использования выбранного варианта, но и предлагал мероприятия по минимизации рисков негативных последствий. Особое внимание необходимо обратить на формулировку сделанных в конце каждого параграфа (главы) выводов. Выводы должны быть краткими, конкретными и вытекать из изложенного материала. Практика показывает, что многие студенты-дипломники, получая важные результаты, часто «забывают» изложить эти результаты в выводах, а затем – и на защите дипломного проекта. Либо наоборот, формулируют выводы без достаточного их обоснования в тексте. При формулировании выводов следует проверить выполнение некоторых правил, а именно: · выводы должны быть нетривиальными; · в качестве выводов следует формулировать полученные в данном параграфе (главе) конечные результаты, а не промежуточные; · при формулировании выводов нецелесообразно приводить те положения, которые неважны для изложения последующего материала и не вытекают из цели работы; · вывод нельзя подменять декларацией о результатах проделанной работы («рассмотрено», «проанализировано», «изучено» и т.д.); · выводы должны быть краткими и в сжатом виде содержать проделанные в ходе написания параграфа (главы) рассуждения. При написании чернового варианта заключения необходимо руководствоваться вышеизложенными рекомендациями по формулировке выводов. Кроме того, необходимо обратить внимание на то, чтобы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недопустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на достижение цели исследования, во введении её не ставить. Отражение в заключении итоговых результатов по выполнению поставленных задач должно свидетельствовать о выполнении автором целевой установки, сформулированной во введении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении. Особо подчеркнем, что в процессе работы над дипломным проектом необходимо предоставлять её составные части на проверку руководителю. При представлении первоначального варианта текст подвергается тщательному смысловому чтению. При проверке последующих вариантов текст дипломного проекта «шлифуется» на предмет соответствия её составных частей друг другу, правильности употребления языковых конструкций, отсутствие орфографических и грамматических ошибок, точности содержащихся формулировок, соблюдение требований к оформлению. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ Оформление текста расчетно-пояснительной записки Расчетно-пояснительная записка к выпускной квалификационной работе должна быть оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001. Страницы текста должны соответствовать формату А4 (210 × 297 мм). Текст выпускной квалификационной работы должен быть выполнен на одной стороне листа машинописным способом или с применением печатающих и графических компьютерных устройств. Структура ВКР Структурными элементами ВКР являются: · титульный лист; · задание на выполнение ВКР; · реферат; · содержание; · введение; · основная часть; · заключение; · библиографический список; · приложения (при наличии). Все элементы ВКР располагаются в такой же последовательности, как представлены выше. Оформление титульного листа Титульный лист является первой страницей ВКР (номер на странице не ставится) и должен быть оформлен в соответствии с требованиями стандарта (Стандарт организации. Итоговая государственная аттестация. СМК-СТО-2010 от 28 сентября 2010 г.) (Приложение 5). Оформление текста основной части ВКР Оформление текста ВКР выполняется в соответствии со следующими требованиями: · в текстовом редакторе WORD; · автоматический перенос слов; · формат страницы А4, параметры страницы 210-297 мм; · поля: левое– 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм; · шрифт – кегль 14, Times New Roman; · качество напечатанного текста и оформления иллюстраций, таблиц и другого графического материала должно удовлетворять требованиям их четкого воспроизведения (допускается: интервал – 1,0, шрифт – кегль 12, Times New Roman в текстовом редакторе WORD); · повреждения листов ВКР, помарки, следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются; · межстрочный интервал – 1,5; · интервал между словами – 1 знак; · абзац – 1,25, одинаковый по всему тексту работы; · выравнивание – по ширине; · страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту работы, номер страницы проставляют в центре нижней части листа без точки; · номер страницы на титульном листе не проставляют, включая его в общую нумерацию страниц ВКР; · иллюстрации, таблицы и другой графический материал, расположенные на отдельных страницах, включают в общую нумерацию страниц; · нумерация страниц и приложений, входящих в состав ВКР должна быть сквозная; · сокращения слов – общепринятые; · разделы, подразделы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа; · разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах текста, за исключением приложений; · номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела разделенные точкой. · после номера раздела, подраздела в тексте точку не ставят; · внутри подразделов могут быть приведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или точку. По всему тексту ВКР обязательна установка функции «расстановка переносов». В тексте дипломного проекта не допускается: · применять для одного и того же понятия различные научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке; · применять сокращенные обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр; · использовать в тексте математический знак минус (-) перед отрицательными значениями величин, в этом случае следует писать слово «минус»; · употреблять математический язык и знак № (номер), % (процент) без цифр. Оформление заголовков Разделы и подразделы отчета должны иметь заголовки, которые четко и кратко отражают содержание разделов и подразделов. Заголовки следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, без переноса слов. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Необходимо предусмотреть один отступ от основного текста «до» и «после» воспроизведения заголовков разделов или подразделов. Введение и заключение не нумеруются. Каждый раздел (введение, главы, заключение, библиографический список, приложение) размещаются на новой странице. Заголовки разделов не должны быть оторваны от текста, а также не должны находиться внизу страницы. Слова в заголовках не переносятся. Глава подразделяется на подразделы, новый подраздел должен начинаться на той же странице, на которой был окончен предыдущий. Оформление рисунков, таблиц, формул и приложений Оформление иллюстраций Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и др.) следует располагать в отчете по преддипломной практике непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в ВКР. Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, он обозначается «Рисунок 1» и его наименование располагают посередине строки. Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрами обозначения приложения. Оформление таблиц Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера. Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица», ее номер и название указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями справа пишут слово «Продолжение таблицы» и указывают номер таблицы. Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения. Заголовки граф строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставят. Если цифровые данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк. Цифры в графах таблиц располагают так, чтобы классы и разряды чисел находились строго один под другим. Числовые величины в одной графе должны иметь одинаковое количество десятичных знаков. Дробные числа приводятся в виде десятичных дробей. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте (интервал – 1,0, шрифт – кегль 12, Times New Roman в текстовом редакторе WORD).Заголовки граф таблицы, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Оформление примечаний Слово «Примечание» следует печатать с прописной буквы с абзаца и не подчеркивать. Примечания приводят, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию отчета, таблиц или графического материала. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания. Если примечание одно, то после слова «Примечание» ставится тире и примечание печатается с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами без проставления точки. Примечание к таблице помещают в конце таблицы под линией, обозначающей окончание таблицы. Оформление формул Уравнения и формулы создаются в редакторе формул и должны быть выделены из текста в отдельную строку. Ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+) или минус (-), умножения (х), деления (:) или других математически знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (х). Пояснения значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Первая строка расшифровки должна начинаться со слова «где» без двоеточия после него. Слово «где» пишут без абзацного отступа. В конце расшифровки значение каждого символа дают через запятую, а его размерность сокращенно. Формулы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке. Формулы набираются посредством специального редактора Word. Перед их набором необходимо произвести настройку редактора формул или проверить существующие установки. Для этого необходимо войти в редактор формул. Открыть опцию «Размер», выбрать строку «Определитель». В открывшемся списке установить: обычный - 16; крупный индекс – 11; мелкий индекс – 9; крупный символ – 18; мелкий символ – 14. Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения. Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках. Оформление ссылок В работе допускаются ссылки на документы, стандарты, учебники, учебно-методические пособия и другие источники информации. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются, за исключением подразделов, таблиц и иллюстраций данного отчета. Ссылка на источник оформляется в виде номера библиографической записи, который ставится в квадратных скобках после упоминания автора или коллектива авторов, либо цитаты из работы. Ссылки на определенный фрагмент источника приводится с указанием страниц цитируемого документа. В случае если необходимо сослаться на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированное в ряде работ одного и того же автора, то следует указать все порядковые номера источников информации, которые разделяются точкой и запятой. Оформление библиографического списка Б
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.136 (0.012 с.) |