Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По российскому предпринимательскому праву

Поиск

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО РОССИЙСКОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ПРАВУ


Лекция 1. Отношения предпринимательства и их правовое регулирование.

Изучение предпринимательского права - насущная необходимость как для современного студента-юриста, готовящегося работать в сфе­ре хозяйственных отношений, так и для предпринимателя, имеющего свое дело, менеджера, руководителя коммерческой организации, да и для любого гражданина России, который хочет достичь материально­го благополучия в условиях рыночной экономики.

Предмет, метод и принципы предпринимательского права

Предметом отрасли предпринимательского права являются обще­ственные отношения, которые регулируются нормами предпринима­тельского права. Можно выделить три группы таких отношений:

1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринима­тельской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредито­вания, ценообразования и т. п.);

2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими. Например, подобные отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении дея­тельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегу­лируемых организаций);

3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.

Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Ряд принципов пред­принимательского права закреплен в Конституции РФ:

1. Принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст.34).

2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской
Федерации (ч.1 ст. 8; ст.27;ст.74).

3. Принцип признания разнообразия форм собственности, их юри­дического равенства и равной защиты (ч.2 ст. 8; ст.35).

4. Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономичес­кой деятельности, направленной на монополизацию и недобросовест­ную конкуренцию (ч.2 ст.34).

Кроме того, к числу базовых принципов предпринимательского права следует отнести:

5. Принцип законности. Этот принцип подразумевает как соблюдение действующего законодательства субъектами предпринимательства, так и обязанность государства обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов, их должностных лиц при регулировании
отношений в сфере предпринимательской деятельности.

6. Принцип государственного регулирования предпринимательс­кой деятельности. Данный принцип означает, что государство, исходя
из его предназначения, обязано в процессе регулирования соблюдать баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.

 

Лекция 2. Источники предпринимательского права.

Развитие правового регулирования предпринимательской деятельности.

Исторически правовая система России принадлежит к романо-германской правовой семье, где судебные прецеденты источниками права не являются, но в настоящее время среди ученых-правоведов ведется дискуссия о признании в качестве источников права судебной практики. На наш взгляд, следует согласится с мнением, что акты ор­ганов судебной власти не могут быть самостоятельными источниками права (исходя из конституционного принципа разделения государственной власти) и должны рассматриваться как средство достижения еди­нообразного понимания и применения источников предпринимательс­кого права.

 

Лекции 3. Правовой статус предпринимателя.

Лицензирование

Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или анну­лированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюде­нием их условий. (Некоторые виды деятельности, подлежащие лицензированию, перечислены в ст. 17 Закона о лицензировании. Дру­гие виды деятельности (биржевая, банковская, нотариальная, страхо­вая, телекоммуникационная, внешнеэкономическая, профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг и др.) регулируются другими фе­деральными законами.)

Основными принципами осуществления лицензирования в соот­ветствии с Законом о лицензировании являются:

- обеспечение единства экономического пространства на территории РФ;

- установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

- установление единого порядка лицензирования на территории РФ;

- установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

5. Права и обязанности предпринимателя.

В силу объективной необходимости вмешательства в экономику государство устанавливает права и обязанности каждого субъекта предпринимательской деятельности. Совокупность прав и обязаннос­тей образует правовой статус предпринимателя.

Содержание субъективного права состоит из совокупности следующих правомочий:

(1) право совер­шать собственные действия;

(2) право требовать исполнения обязан­ностей и обязательств другими лицами в интересах предпринимателя;

(3) возможность защиты предпринимателем своих интересов.

Как видно, установление в норме закона какого-либо права пред­принимателя одновременно ограничивает экономическую свободу дру­гих лиц. Этим самым норма закона прямо содержит или предполагает наличие требования к другим лицам воздерживаться от совершения действий, препятствующих реализации права предпринимателя, или, наоборот, возлагает на других лиц обязанность совершения действий, необходимых для реализации такого права. Например, установление в законе права участников хозяйственного товарищества или общества принимать участие в распределении прибыли (ст. 67 ПС РФ) предпо­лагает обязательное рассмотрение вопроса о распределении прибыли и убытков на годовом общем собрании акционеров акционерного об­щества. Отсутствие этого вопроса в повестке дня собрания является нарушением права на распределение прибыли.

Обязанность предпринимателя, в отличие от его субъективного права, представляет собой меру ограничения его экономической сво­боды. В рамках предпринимательской деятельности обязанность пред­принимателя представляет собой условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или право­вых запретов.

 

Виды прав предпринимателей.

Содержание прав предприни­мателя в основном определяется такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка кон­куренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции РФ).

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым прин­ципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое право­вое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зави­симости от места регистрации или нахождения.

Государство долж­но обеспечить для предпринимателей единую систему правового регулирования, форм и методов защиты предпринимательской деятель­ности в области гражданского, налогового, административного и дру­гих областей права, регулирующих или затрагивающих предпринимательскую деятельность (имеется в виду, в частности, един­ство стандартов безопасности и качества товаров и услуг, статистики, сертификации товаров и услуг, лицензирования).

Предприниматели вправе реализовывать свои товары и услуги на всей территории России, в любом субъекте Российской Федерации. Ни органы государства и местного самоуправления, ни другие хозяй­ствующие субъекты не вправе ограничить или запретить доступ пред­принимателей к своим территориальным рынкам.

Индивидуальные предприниматели вправе избирать любое место жительства, а учредители коммерческой организации — выбирать лю­бое место нахождения создаваемого ими юридического лица.

Лекция 4.

Создание юридического лица.

Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании устава, утвержденного этим учредителем.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Наименование и место на­хождения юридического лица указываются в его учредительных доку­ментах.

Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегист­рировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

КУРС ЛЕКЦИЙ

ПО РОССИЙСКОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ПРАВУ




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.212.153 (0.006 с.)