Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Политическое прогнозирование
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
| | Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
| .
| | .
| Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".
| | Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
| .
| | .
| Функция политической рефлексиипризвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.
| | Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.
|
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы политологии
| На чем акцентируют внимание
| Как изучают политику
| Институциональный
| На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.
| Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
| Исторический
| На политических явлениях и процессах во времени и пространстве
| Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
| Социологический
| На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д.
| Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
| Бихевиористский
| На личностном измерении политики, поведении отдельного человека
| Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
| Психологический
| На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д.
| Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
| Системный
| На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой
| Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами
|
ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:
- организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;
- общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;
- научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;
- политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;
- профессиональное политическое руководство.
Подходы к анализу политики как общественного явления:
- политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;
- политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;
- политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.
| Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
| Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.
| Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.
| Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.
| Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.
|
ВЛАСТЬ
Власть:
- способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
- политическое господство над людьми;
- система государственных органов;
- лица, органы, облеченные соответствующими государствен- ными, административными полномочиями.
|
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
- суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
- авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
- волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
- принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
- всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ
Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
Экономические:
- материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления;
- деньги;
- плодородные земли;
- полезные ископаемые и т.п.
| Социально-политические:
- численность населения, его качество;
- социальное единство;
- социальная стабильность и порядок;
- демократизм общественных отношений;
- участие населения в политике;
- патриотизм гражданского общества и т.п.
| Морально-идеологические:
- идеалы, интересы, убеждения людей;
- идеология, вера, доверие, общественное настроение;
- чувства (патриотические, национальные, религиозные),
- эмоции людей и т.п.
| Информационно-культурные:
- знания и информация;
- институты науки и образования;
- язык;
- пропаганда во всех её формах;
- средства массовой информации и т.п.
| Силовые:
- оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы безопас- ности, суд, прокуратура)
|
МОТИВЫ МЕХАНИЗМА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ
- Господство, т.е. подчинение одних социальных групп другим, что закрепляется в государственных нормативно-правовых актах.
- Руководство, т.е. определение и законодательное закрепление стратегии развития общества, политической системы, выбор средств осуществления основных задач и целей.
- Управление и организация, т.е. принятие конкретных управленческих решений, согласование, упорядочивание деятельности различных социальных групп, личностей, действий политических и неполитических организаций и учреждений.
- Контроль как обратная связь, с помощью которой власть следит за тем, какие результаты имеют те или иные управленческие решения.
ТИПЫ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Легитимность власти - соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государств и общепринятым принципам и ценностям.
| - Легальный - власть узаконена нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства.
- Идеологическая легитимность - власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильности тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены.
- Традиционная легитимность - власть признается легитимной, поскольку она действует по правилам, закрепленным в традициях, и соответствует традиционным ценностям масс.
- Структурная легитимность - правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур норм, регулирующих политические отношения.
- Харизматическая легитимность - признание власти основывается на вере масс в особые способности политического лидера, вождя.
ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДДЕРЖАНИЯ ЛЕГИТИМНОСТИ ВЛАСТИ
Совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.
| Создание такой политической cсистемы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.
| Личные харизматические черты политического лидера.
| Успешное осуществление государствен- ной политики, поддержание законности и правопорядка.
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ
Политические партии - организации, выражающие политические интересы, цели и идеалы социальных групп, состоящие из их наиболее активных представителей и руководящие ими в процессе завоевания и использования государственной власти в обществе.
Признаки политических партий
|
| Функции политических партий
| - Организация, т.е. относительно продолжительное во времени объединение людей.
- Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.
- Цели партии - завоевание и осуществление власти.
- Стремление обеспечить себе поддержку народа с помощью выборов или других способов.
- Партия - носитель определенной идеологии, мировосприятия.
|
| - Представительство интересов социальных групп и слоев общества.
- Борьба за обладание государственной властью, за политическое руководство или упрочение своего руководящего положения.
- Идеологическая (деятельночть, направленная на производство идей и политическая социализация личности).
- Разработка и осуществление политического курса.
- Организаторская (деятельность по подбору, расстановке кадров в самой партии и в других государственных и общественных организациях).
- Обеспечение связи масс с государственными структурами, институализация политического участия граждан.
- Интеграционная (сглаживание конфликтов, согласование интересов борющихся сил, политическая стабилизация общества).
|
ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА
ПРЕДПОСЫЛКИ И ХАРАКТЕР ВКЛЮЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Материальные предпосылки
| - чем богаче общество, тем более оно открыто демократическим формам вовлечения личности в политику;
- уровень благосостояния оказывает влияние на политические убеждения и ориентации человека (более обеспеченные слои общества являются более либеральными, а более бедные - нетерпимыми).
|
Социально-культурные предпосылки
| - Социальная среда формирует основы мировоззрения личности, определенные ценностные ориентации, систему идеалов и норм поведения.
- Образование. Чем выше уровень образования личности, тем более она политически ориентирована, предрасположена к использованию демократических, легитимных форм политического участия. Участие политически неграмотного человека обычно протекает в экстремальных формах или же он становится объектом манипулирования.
|
Политико-правовые предпосылки
| - определенный политический режим;
- доминирующая в обществе политическая культура;
- правовая обеспеченность демократических процедур формирования власти;
- гарантированность политических прав личности.
| ФАКТОРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
- Уровень научности политического сознания и зрелость политической культуры, благодаря чему человек имеет определенное представление о власти и путях влияния на нее, осознает свое место как субъекта политического процесса.
- Сформированность интереса и потребности как важнейших стимулов политической деятельности, реализации гражданских прав, свобод и обязанностей.
- Приобретение навыков политической деятельности, что позволяет анализировать политическую ситуацию, избирать наиболее целесообразные формы и методы политического участия.
- Эмоционально-волевые качества, создающие определенный настрой, придающие поведению устремленность к достижению цели, способствующие проявлению гражданского долга и мужества.
ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:
- лица, профессионально занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни;
- лица, не занимающие ответственных постов в политических учреждениях или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.
- Личность, принимающая эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).
- Личность, проявляющая интерес к политике, но лично практически не участвующая в ней.
- Личность пассивная к политике.
- Аполитичная и отчужденная личность, негативно относящаяся к своему участию в политике.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
Политическое лидерство
личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентации в группе, организации, обществе.
| Современные концепции лидерства:
- “Теория черт”. Лидерство - феномен, порождаемый особыми чертами лидера (ум, волевые качества, энергия и т.д.).
- “Ситуативная теория”. Лидерство - функция ситуации, сложившейся обстановки. Не отрицая значения черт, отдается предпочтение условиям, принижается активность личности.
- Психологические концепции (напр. по З.Фрейду) в основе лидерства лежит преимущественно бессознательное влечение сексуального характера.
- Теория конституентов. Лидерство - функция от ожидания ведомых, принимающих или отвергающих лидера последователей.
- Интегративный анализ - попытка осуществить комплексное исследование лидерства, используя все его компоненты.
ВЕДУЩИЕ ПРИЗНАКИ И СУЩЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
- Наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и политики.
- Способность выражать и отстаивать интересы той или иной социальной группы.
- Определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединении своих сторонников (настойчивость, воля, мужество, гибкость, коммуникабельность и др.).
- Необходимый уровень политической культуры.
- Имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе.
- Популярность, ораторские способности.
- Наличие “команды” помощников и исполнителей.
- Наличие поддержки со стороны народных масс, властных структур
- Умение быть подобным своим сторонникам или избирателям.
ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
По типу авторитета:
- традиционное;
- тралиционно-легальное;
- харизматическое.
| По характеру влияния:
- конструктивное;
- деструктивное.
| По стилю руководства:
- авторитарное;
- демократическое.
| По форме влияния:
- формальное;
- неформальное.
|
В зависимости от имиджа лидера:
- лидер-знаменосец;
- лидер-служитель;
- лидер-торговец;
- лидер-пожарный.
|
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА
- Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.
- Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
- Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.
- Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.
- Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.
- Гаранта справедливости, законности и порядка.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
КОМПОНЕНТЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Психологические:
совокупность чувств, переживаний, умонастроений и ориентаций, связанных с политической деятельностью и отношениями.
| Менталитет:
устойчивые эмоции, настроения, установки и связанные с ними модели политического поведения, имеющие религиозные и национальные особенности.
|
Идеолого-теоретические:
система знаний, представлений, оценок, понятий, теорий, принципов, идеалов.
| УРОВНИ ПОЛИТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
С точки зрения субъекта
|
| По глубине отражения действительности
| Массовое
Реально действующее политическое сознание массовой общности.
Групповое
Сознание больших и малых групп: классов, политической элиты, связанных с политикой
Индивидуальное
Система мотивации и ценностных компонентов, обеспечивающих познание личностью политики.
|
| Обыденное
Формируется на базе жизненного опыта человека.
Научное
Формируется социальными группами на основе исследования политических процессов.
|
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ
Политическая идеология
форма политического сознания, определенная доктрина, содержащая теоретическое осмысление политического бытия с точки зрения интересов, целей и идеалов определенных социальных групп и слоев, национальных образований.
| Функции политической идеологии:
- Легитимация власти определенных политических сил и режимов.
- Мобилизующая и интеграционная.
- Критическая.
- Когнитивная.
- Нормативная.
- Компенсаторная.
ЛИБЕРАЛИЗМ
идейно-политическое движение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, выступающих против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти.
| Ведущие идеологи классического либерализма:
- Д.Локк (1632-1704 гг.);
- А.Смитт (1723-1790 гг.);
- Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.);
- И.Кант (1724-1804 гг.);
- А. де Токвиль (1805-1859 гг.);
- Г.Джефферсон (1743-1826 гг.).
НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
Целью общества провозглашается прогресс человечества на основе конституционного закона и порядка.
| Признание допустимости и необходимости вмешательства государства в экономическую сферу.
| Расширение деятельности государства в социальной сфере.
| Особое внимание уделяется правам и свободам человека, а в государственном устройстве - принципу разделения властей.
| Поддерживается многообразие интересов и плюрализм мнений, реализуемых через многопартийность. В то же время равенство и участие рассматриваются не как императив, а только как возможность, реализуемая при наличии благоприятных условий, в целом же приоритет отдается компетентности.
|
КОНСЕРВАТИЗМ
политическая идеология, выступающая за сохранение традиций и устоев государственного и общественного устройства.
| Основоположники консерватизма:
- Э. Берк (1729-1797 гг.);
- Ж. де Местр (1754-1821 гг.);
- Л. де Бональд (1754-1840 гг.).
НЕОКОНСЕРВАТИЗМ
политическое течение, в основе которого лежат идеи консерватизма, приспособление к новым условиям общественного развития.
| Видные идеологи неоконсерватизма:
- Дж. Белл (США);
- Р. Гелен, Э. Юнгер (ФРГ);
- Р. Арон, А. де Бенуа (Франция) и др.
В мировом плане:
|
| В политической сфере:
| - приоритетность принципа свободы над принципом равенства. Равенство возможно только как равенство возможностей, но не как равенство условий и результатов;
- защищая идею свободы и прав человека, акцентирует внимание и на обязанностях человека перед самим собой и перед обществом.
|
| - функционирование политических институтов представительной демократии;
- демократия должна быть вертикальной, элитарной;
- политическая деятельность - профессия, доступная каждому, но лишь при наличии у него соответствующих способностей, признания и специального образования.
|
В экономической области:
|
| Суть социальной политики
| - ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;
- содействие частной инициативе с помощью представления налоговых льгот, стимулирования частных инвестиций и предложения на рынке.
|
| создание условий, позволяющих рабочим делать сбережения, приобретать собственность, обретать финансовую самостоятельность и независимость от государственного "социального попечительства".
|
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Основные положения
Политическая демократия.
- наличие свободных выборов;
- представление гражданам действительного выбора между различными политическими альтернативами;
- возможность смены правительства мирными средствами;
- гарантия прав личности и меньшинства;
- существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона.
| Экономическая демократия.
- "плюралистическая экономика, основанная на началах самоуправления, предполагающая элементы планирования и сохранение рынка, как регулятора производства";
- государство регулирует рынок в интересах людей;
- развитие "соучастия" представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также развитие "самоуправления".
| Социальная демократия.
Борьба за социальную демократию - это борьба за более высокое качество жизни, которое характеризует степень социальной свободы человека, условия и содержание его труда, доступность системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды.
| Международная демократия.
Мир и сотрудничество государств.
|
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Политическая культура
исторически сложившиеся устойчивые политические представления, убеждения, ориентации, а также обусловленные ими модели и нормы политического поведения людей, стили деятельности политических институтов.
| Сущность политической культуры:
- степень знания и использования гражданами гражданских прав;
- степень понимания и осуществления массами политики государства;
- степень включенности граждан в политическую жизнь общества;
- степень развитости политических институтов и участие масс в них;
- наличие демократических основ реализации политики государства;
- формы и методы функционирования политических институтов;
- накопленный социально - политический опыт, существующие политические традиции и обычаи;
- стиль и методы общения субъектов политики в политическом процессе;
- обоснованность подготовки и деловитость осуществления политических решений.
СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Культура политического сознания:
- политические установки;
- политические представления и убеждения;
- политические традиции, обычаи, нормы.
| Культура политического поведения:
- культура политического участия;
- культура политической деятельности.
|
Культура функционирования политических институтов:
- культура принятия реализации политических решений;
- культура электорального прогресса;
- культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.
| ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Познавательная,
которая состоит в вооружении субъектов знаниями, необходимыми для политической деятельности, обеспечение исторической преемственности, накоплении и передаче опыта от поколения к поколению.
| Регулирующая,
обеспечивает посредством идеалов, правовых и политических норм определенные взаимоотношения между социальными общностями, гражданами и государством.
| Прогностическая,
заключается в том, что знание ценностных ориентаций позволяет предвидеть возможные варианты развития событий.
| Информационная,
направлена на удовлетворение потребностей личности в политических сведениях, освещающих происходящие в мире события, явления, процессы.
|
Воспитательная,
способствует интеллектуальному развитию личности, усвоению ею политических норм, ценностей, формированию интереса к политической жизни, выработке определенных установок на общественно-политическую деятельность.
| СУБЪЕКТЫ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Политология - это наука о политической власти и управлении, о закономерностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических систем и институтов, политического поведения и деятельности людей.
ФУНКЦИИ ПОЛИТОЛОГИИ
Познавательная функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.
| | Инструменталистская функция призвана использовать научные выводы в политической правтике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.
| .
| | .
| Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще "политического человека".
| | Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.
| .
| | .
| Функция политической рефлексиипризвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.
| | Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.
|
МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ
Методы политологии
| На чем акцентируют внимание
| Как изучают политику
| Институциональный
| На функционировании и взаимодействии политических институтов: права, государства, политических партий и движений и т.д.
| Анализ официальных структур и формальных правил принятия решений
| Исторический
| На политических явлениях и процессах во времени и пространстве
| Анализ изменений политических норм, отношений, институтов в контексте связи прошлого, настоящего и будущего
| Социологический
| На зависимости политики от социальных факторов: экономики, социальной структуры, культуры и т.д.
| Анализ политики как сферы целенаправленных взаимодействий социальных групп, преследующих свои интересы
| Бихевиористский
| На личностном измерении политики, поведении отдельного человека
| Анализ систематически наблюдаемого поведения индивида, возможность измерения его мотивации
| Психологический
| На субъективных механизмах политического поведения: побуждения, желания, страсти и т.д.
| Анализ индивидуальных качеств, черт характера, бессознательных психических процессов, влияющих на политическое поведение
| Системный
| На целостности политики и характере ее взаимоотношений с внешней средой
| Анализ характера внутренних связей между составляющими политику элементами
|
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Принципы
| Методы
| - Достоверность
- Проверяемость
- Непрерывность
- Системность
- Многоплановость
- Точность
- Наличие обратной связи
| - Статистические
- Фактографические
- Математические аналогии
- Исторические аналогии
- Экстраполяция
- Опрос
- Анкетирование
| Этапы политического прогнозирования:
1. Определение объекта, цели, методов прогноза.
2. Сбор данных, влияющих на объект.
3. Разработка поисковой модели.
4. Составление нескольких возможных вариантов развития событий.
5. Выработка рекомендаций для принятия политических решений.
ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.
Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:
- организованные действия социаль-ных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;
- общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;
- научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;
- политическую идеологию, совокуп-ность идеологических ценностей и норм;
- профессиональное политическое руководство.
Подходы к анализу политики как общественного явления:
- политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;
- политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;
- политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.
ФУНКЦИИ ПОЛИТИКИ
Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.
| Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.
| Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.
| Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.
| Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.
| Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.
|
ВЛАСТЬ
Власть:
- способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения;
- политическое господство над людьми;
- система государственных органов;
- лица, органы, облеченные соответствующими государствен- ными, административными полномочиями.
|
СУЩНОСТНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ
- суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.
- авторитетность власти, т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;
- волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;
- принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);
- всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.
РЕСУРСЫ ВЛАСТИ
Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта
|