Связь психологии с другими науками 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь психологии с другими науками



Природное и приобретенное в характере

Характер не наследуется и не является чем-то прирожденным, а также постоянным и неизменным свойством личности. Характер формируется и развивается: под влиянием окружающей среды; жизненного опыта человека; его воспитания.

 

Влияния эти являются:

общественно-историческими – каждый человек живет в условиях определенного общественно-исторического строя, определенной социальной среды и складывается как личность под их влиянием. Каждая общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для этой эпохи; индивидуально – своеобразными – условия жизни и деятельности каждого отдельного человека, его жизненный путь своеобразен и неповторим. У каждого человека в ходе жизни и деятельности формируются и развиваются также индивидуальные черты характера.

 

Поэтому характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типического.

Хотя характер не врожден, тем не менее, на его формирование оказывают большое влияние особенности природной организации человека: тип высшей нервной деятельности (сильный или слабый) и особенности нервных процессов: уравновешенность, сила, подвижность, что окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность. Два человека могут иметь одинаковые убеждения, но один горячий, порывистый, а другой – спокойный, рассудительный. Кроме типа высшей нервной деятельности, на характер влияют и другие особенности организма человека. Точно установлено, что любые расстройства сердечно-сосудистой, пищеварительной, эндокринной систем резко сказываются на характере человека.

Свойства характера

Полнота характера – разновидность стремлений и увлечений человека, разнообразие деятельности. Такие люди отличаются внутренним богатством и активностью. Цельность характера – единство психического склада человека, отсутствие противоречий в стремлениях и интересах, единство слова и дела. Определенность характера – выражается в устойчивости поведения, которое соответствует сложившимся убеждениям, основной направленности. О таком человеке можно заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации. Сила характера – это энергия, с которой человек преследует поставленные перед собой цели; способность преодолевать трудности и препятствия. Твердость характера – она проявляется в последовательности действий и упорстве человека, в сознательном отстаивании взглядов и принятых решений. Уравновешенность характера – соотношение сдержанности и активности, ровность поведения.

 

24) Способности – это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека. Способностям предшествуют навыки, являющиеся их условием для приобретения в процессе обучения, частых упражнений и тренировок. Достижения в Деятельности зависят не только от способностей, но и от мотивации, психического состояния.

Общие способности – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах Деятельности.

Специальные способности – определяются по отношению к отдельным специальным областям Деятельности.

Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах Деятельности.

· Классификация способностей.

· 1. Природные (естественные) и специфические человеческие (социальные).

· Многие способности являются общими как для человека, так и для животных.

· К таким общим, биологически обусловленным способностям, следует отнести восприятие, память, элементарное мышление и общение, в основном на уровне экспрессии.

· В основном формирование этих способностей происходит на основе элементарных задатков через обучение.

· Специфические человеческие способности (социальные) формируются как следствие следующих ситуаций:

· 1) существование социально-культурной среды, в которой отражается весь опыт, накопленный поколениями людей;

· 2) невозможность овладения некоторыми предметами лишь на основе природных задатков;

· 3) необходимость выполнения сложных видов деятельности с участием других людей;

· 4) существование рядом с ребенком людей, обладающих сформированными способностями и умеющими их передать в результате обучения и воспитания;

· 5) минимальное количество жестких врожденных форм поведения, незрелость мозговых структур, что позволяет психике развиваться под влиянием обучения и воспитания.

· 2. Общие и специальные способности.

· Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.

· 3. Теоретические и практические способности.

· Теоретические свидетельствуют о склонности к абстрактным рассуждениям, логическим умозаключениям, а практические – к успешности выполнения конкретных, практических действий.

· 4. Учебные и творческие способности.

· Учебные способности проявляются при успешном овладении знаниями, умениями и навыками, формировании личностных качеств; творческие – при создании каких-то новых, до этого никем не созданных предметов материальной и духовной культуры.

· 5. Способности к общению, взаимодействию с людьми (коммуникативные) – предметно-деятельные или предметно-познавательные способности.

· Первая группа способностей позволяет успешно контактировать с окружающими людьми.

· Предметно-познавательные – это способности к различным видам теоретической и практической деятельности.

· Для человека очень благоприятно, если оба этих вида взаимно дополняют друг друга.

 

25) 1. Ощущение — это психический процесс, в кото-ром происходит отражение свойств объективного мира в виде отдельных чувственных качеств (хо-лодно, громко, ярко и т.д.).
Способность к ощущению присуща животным и насекомым. У низших представителей животного мира чувствительность как бы равномерно разли-та по всему организму и не связана с определен-ными органами. Далее, в процессе эволюции чув-ствительность сосредотачивается в специальных органах чувств. Предметы и явления действитель-ности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями, а воздействие раз-дражителей на органы чувств называется раздра-жением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение.
Ощущение возникает как реакция нервной систе-мы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный харак-тер.
Физиологическая основа ощущения — деятель-ность специального нервного аппарата, называе-мого анализатором. Каждый анализатор воспри-нимает строго определенные специфические воз-действия внешнего или внутреннего мира (для сетчатки глаза таким адекватным раздражителем является световая энергия (например, звуковые колебания она не воспринимает)).
2. Классификация ощущений может быть осуществлена по различным основаниям:
1) по модальности (качеству): зрительные, слуховые, обо нятельные, статические, кинестети-ческие, органические (голод, жажда и др.), боле-вые и т. д.;
2) по физическим параметрам раздражителей, вызываю щих данное ощущение: механические, химические, теорети ческие, оптические, акусти-ческие;
3) по расположению рецептора: интерорецеп-тивные (рецеп торы расположены на поверхности внутренних органов); ре цепторы, расположенные внутри мускулов, сухожилий, сус тавов называют проприорецепторами; рецепторы, расположен ные на поверхности тела — экстерорецепторы.

* Виды Ощущений: ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические и кинестетические, температурные, болевые, жажды, голода

26) Общими свойствами ощущений является качество, интенсивность, продолжительность и локализация

* Психологическую характеристику зависимости между интенсивностью ощущений и силой раздражителя выражает понятие порога чувствительности. Есть такие пороги чувствительности: нижний абсолютный, верхний абсолютный и порог чувствительности различения.

27) Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это отражение комплексного раздражителя.

Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах

 

41) функции воображения:

  • Представление действительности в образах и возможность пользоваться ими. Воображение ориентирует человека в процессе деятельности - создает психическую модель конечного или промежуточного продуктов труда, что и способствует их предметному - воплощению. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
  • Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Произвольная регуляция познавательных процессов и состоянии человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоции. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.
  • Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
  • Планирование и программирование деятельности - составление таких программ поведения, когда проблемная ситуация не определена.
  • Управление психофизиологическим состоянием организма. С помощью воображения чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

 

Эмоциональные состояния

Эмоциональные состояния — психические состояния, которые возникают в процессе жизнедеятельности субъекта и определяют не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения. Эмоции управляют человеком намного сильнее, чем это кажется на первый взгляд. Даже отсутствие эмоций это эмоция, точнее целое эмоциональное состояние, которое характеризуется большим количеством особенностей в поведении человека.

По влиянию на жизнедеятельность человека, эмоции можно разделить на две группы:

· стенические — повышающие жизнедеятельность организма и

· астенические — понижающие их.

Эмоциональное состояние, в котором преобладают стенические или астенические эмоции, могут проявляться у человека в любом виде его деятельности и стать его характерологической чертой.

От эмоционального состояния человека зависит его жизнь, его здоровье, его семья, работа, все его окружение, а изменение эмоционального состояния человека приводит к коренным изменениям в его жизни.

В повседневной жизни люди расслаиваются по близким эмоциональным состояниям в группы. Разные группы плохо понимают друг друга, хуже происходит общение, внутри же группы дела обстоят несколько лучше. Как правило, цельная, сформировавшаяся группа принадлежит к одному эмоциональному состоянию.

Каждый человек уникален и придерживается своего личного мнения о жизни, но его точка зрения обусловлена не рассуждениями или образованием, а его эмоциональным состоянием.

Есть набор неизменных реакций, соответствующих каждому эмоциональному состоянию. У всех людей эмоции изменяются в строго определенном порядке. Эта закономерность применима для всех без исключения людей, одна и та же и неизменна по виду для всех.

Последовательность эмоциональных состояний человека выглядит следующим образом:
1. Зона активной жизни:

a) Энтузиазм.

b) Веселье.

c) Сильный интерес.

2. Зона консерватизма:

a) Консерватизм.

· Средний интерес, умеренный интерес.

· Удовлетворенность, довольный, слабый интерес.

· Отсутствие интереса.

b)Скука.

· Монотонность, однообразие.

3. Зона антогонизма:

a) Антагонизм, открытая враждебность.

· Враждебность, вражда, сильная неприязнь.

4. Зона гнева:

a)Гнев (злость, ярость).

· Ненависть.

· Негодование.

5. Зона страха:

a) Отсутствие эмоций.

b) Скрытая враждебность.

c) Страх.

· Отчаяние.

· Ужас.

· Оцепенение.

d) Сочувствие.

d) Задабривание, потребность умилостивить (примирение).

6. Зона горя и апатии:

a) Горе (печаль).

b) Заглаживание вины, искупление вины.

c) Жертва.

d) Апатия.

Вкратце основные эмоциональные состояния, выделяемые в психологии:

1) Радость (удовлетворение, веселье)
2) Грусть (апатия, печаль, депрессия), 3) Гнев (агрессия, озлобление),
4) Страх (тревога, испуг),
5) Удивление (любопытство),
6) Отвращение (презрение, брезгливость).

Обычно человек хорошо знает свое эмоциональное состояние и производит перенос на других людей и на всю жизнь. Чем выше эмоциональное состояние человека, тем легче ему достичь своих целей в жизни. Такой человек рационален, разумен, поэтому он более счастлив, более жив, более уверен. Чем ниже его эмоциональное состояние, тем больше поведение человека находится под управлением его сиюминутных реакций, несмотря на его образование или интеллект.

Предмет педагогики

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, - передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как "детоводитель". Таким образом, "педагогика" в буквальном переводе с греческого - детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду "воспитание" в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь "воспитание" употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

48) История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые преподаватели могли бы достигать высоких и прочных результатов.

Современные принципы дидактики обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса - логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию и анализу достигнутых результатов.

Анализ многочисленных попыток исследователей разработать систему дидактических принципов позволяет выделить в качестве основополагающих следующие:

  • сознательности и активности;
  • наглядности;
  • систематичности и последовательности;
  • прочности;
  • научности;
  • доступности;
  • связи теории с практикой.

 

49) ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ - поиск путей, средств и методов усовершенствования педагогического процесса. Психолого-педагогическое исследование Включает 5 этапов.

1 этап. Определение проблемы и постановка цели исследования.

Изучение и теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы, обобщение передового педагогического опыта, формулировка гипотезы исследования, определение задач исследования. Научное исследование включает следующие характеристики: проблема, тема, актуальность, объект исследования, его предмет, цель, задачи, гипотеза и защищаемые положения, новизна, значение для науки, значение для практики.

П атап. Проведение поискового, констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Ш этап. Формирование теоретических выводов, обработка полученных фактов, сопоставление итогов с первоначальными данными.

IV этап. Оформление результатов научного исследования.

V этап. Внедрение результатов исследования в практику работы

Дошкольных учреждений, школ, вузов и т. д.(подготовка тезисов выступлений, статей, методических пособий и др.).

50) Средства и методы педагогического воздействия на личность

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так.

Прежде всего педагог убеждает воспитуемого (учащегося) в важности и

целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить

учащегося, т. е. добиться усвоения им определенной суммы знаний,

необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо

сформулировать у учащегося умения и навыки. На всех этих этапах полезно

постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать

этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса нужно, как

минимум, пять групп методов воздействия на личность:

1. убеждение;

2. упражнения и приучения;

3. обучение;

4. стимулирование;

5. контроль и оценка.

Следует также заметить, что в российской и мировой педагогике

существует проблема методов воздействия на личность, поскольку нет единства

взглядов на их отбор, количество, номенклатуру и основания, по которым их

следует классифицировать.

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического

воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность учреждений культуры, искусства и средств

массовой информации (в той мере, в какой она доступна воспитанникам)

 

Связь психологии с другими науками

Между психологией и другими науками существует двусторонняя связь: в одних случаях психология использует достижения других наук для решения своих проблем, а в других - науки используют психологические знания для объяснения или решения определенных вопросов. Межпредметные связи психологии и других наук способствуют их взаимному развитию и применению на практике.

Психология в разработке вопросов опирается на данные биологии, в частности анатомии и физиологии, на учение о высшей нервной деятельности. В свою очередь, данные психологии широко используются в медицине, в частности в психиатрии.

Педагогика широко использует психологические закономерности обучения и воспитания. Отдельные отрасли психологии (педагогическая и возрастная психология частности) связаны с разделами теории и методики педагогики, дидактики, методиками преподавания отдельных учебных предметов. Одной из актуальных психолого-педагогических проблем современности является формирование мышления в процессе обучения, которое бы обеспечивало ученику возможность самостоятельно усваивать информацию, которая постоянно обновления устанавливается, гарантировало развитие способностей субъекта продуктивной интелектуальнои деятельности. Продуктивный характер взаимосвязи психологии и педагогики проявляется в том, что создаются условия для опережение реальной педагогической практики, открываются новые пути для поиска эффективных современных технологий обучения и воспитание. Одновременно психология базируется на данных педагогики при изучении психологии формирования личности. Тесным является взаимосвязь психологии с литературой, языкознания, историей, искусством, кибернетикой и другими науками.

 

4) метод психологии

методы, применяемые в психологии подразделяются таким образом:

1) методы основные — наблюдение и эксперимент;

методы вспомогательные — все остальные: метод оценок экспертных, методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов

 

 

5) Развитие психики в животном мире было связано с появлением сложных психических процессов, дающих более совершенные формы отражения окружающей действительности и приспособления к ее изменениям. За развитием ощущений у животных появились восприятия (отражения предметов с целым рядом их признаков). У высших позвоночных возникают представления (образы вещей, в данный момент не воспринимаемых; так, обезьяна ищет спрятанный банан, который только что видела). Совершенствуется память животных (ее начальные формы имеются и у простейших представителей животного мира). У позвоночных есть зачатки мышления, которое, однако, много примитивнее мыслительной деятельности человека.
Для развития психики большое значение имеет образ жизни животного, который зависит от окружающей среды. Так, птицы, летающие в воздухе, и рыбы, живущие в воде, имеют менее развитую психику (что объясняется однообразием среды их обитания), чем многие наземные животные. Но зато птицы отличаются сильно развитым зрением, помогающим им издали разглядеть то, что может служить пищей.
У обезьян, живущих на деревьях, развилась ловкость; питание сердцевиной плодов обусловило появление тонких и точных движений рук, способствовало развитию умения всматриваться в предмет, манипулировать им и т. д. Такой сложный образ жизни обеспечил развитие у обезьян начатков мыслительной деятельности.
Уровень психического развития определяет формы поведения животных: инстинкты, навыки, интеллектуальные действия.

 

 

6) Индивидуализм или эгоизм – наиболее примитивная, но при этом самая распространенная форма сознания в человеческом сообществе. Когда ученые говорят об инстинкте самосохранения, имеется ввиду именно подсознательный индивидуализм, которым буквально пропитана наша низшая животная природа. Эгоист в качестве безусловной ценности на первое место всегда выставляет самого себя, собственный достаток и безопасность – его жизненное кредо. Если животные никак не скрывают свое индивидуалистическое восприятие мира, то у людей под воздействием традиций и разных культурных предрассудков не принято выставлять напоказ свое низшее эгоистическое начало. Хотя в последнее время следуют это все более и более неумело.Наиболее ярко сознание индивидуалиста проявляется человеком в экстремальных ситуациях. Любая острая жизненная проблема, любой кризис помогают нам увидеть друг друга сквозь ширмы и маски этикета и всевозможных поведенческих норм. Друг познается в беде – эта пословица говорит о том, что настоящий друг, то есть человек с высоким уровнем сознания (сознанием коллективиста) даже в экстремальной ситуации готов проявить жертвенность. А если друг «оказался вдруг и не друг, и не враг, а так», стало быть, так называемого «друга» победила его низшая животная природа.

Сознание индивидуалиста построено на стремлении к удовлетворению самых простых физиологических потребностей, свойственных даже зверям и птицам:

1. питание,
2. сон,
3. совокупление,
4. оборона.

Уровень ответственности индивидуалиста весьма низок – это ответственность за самого себя. Любовь индивидуалиста также низка – это любовь к самому себе. В наши дни людей с такой формой сознания становится все больше и больше. Для того, чтобы возвысить человека со столь примитивного уровня восприятия мира, необходимо качественное воздействие на него со стороны культуры, религии и законности.

Следующий уровень сознания можно назвать «семейным», но прежде чем мы перейдем к его рассмотрению, необходимо спуститься на ступень еще более низкой ответственности. В социуме с низкими культурными ценностями, где отсутствует надлежащее религиозное воспитание, а система законопорядка весьма и весьма неадекватна, появляется целый класс, что более чем социальная прослойка – люди с депрессивным сознанием.

Депрессивизм. Уникальная форма сознания характерная только для последних десятилетий. Главный признак депрессивизма – настойчивое нежелание с кем-либо общаться, стремление уйти в себя, которое порой перерастает в фобию самой жизни, а порой и навязчивые мысли о суициде. Депрессивные люди имеют очень заниженную самооценку, склонны к наркомании, алкоголизму, игромании (в первую очередь компьютерной), не желают воспроизводить потомство и заботиться о нем, а из всех форм общения предпочитают виртуальное. Депрессивная личность никого не любит, даже самого себя, что является крайней формой проявления невежества. В свою очередь кому бы то ни было очень трудно полюбить депрессивную личность. Именно депрессикам адресовано обращение популярной западной психологии «Полюби себя сам».

Депрессивизм является самой низкой формой проявления сознания человеческим существом, еще более низкой, чем индивидуализм. По большому счету, это даже не уровень, его нельзя рассматривать как нечто, из чего можно извлечь какую-либо пользу. Представьте себе заводской конвейер; большинство деталей проходят ОТК, но какая-то часть забраковывается. Внешне забракованные детали очень похожи на годные, но их употребление по предназначению может оказаться не только бесполезным, но даже опасным. Депрессивных людей становится все больше и больше. Именно тенденция к росту депрессивизма стала причиной появления на свет популярной массовой психологии.

Семейственность. Это уровень развития сознания следующий естественным образом за индивидуализмом. Семейственность не распространяется на всех, кто живет в браке. Предыдущие типы – эгоисты и депрессики – могут также иметь семьи, но такие брачные союзы носят лишь формальный характер. Природа примитивного индивидуализма подсказывает человеку, что для наиболее эффективного решения вопросов связанных с удовлетворением физиологических потребностей (питание, сон, совокупление и оборона) было бы полезным объединиться с кем-то из представителей противоположного пола. Лишь в том случае, если семейными людьми движут не только инстинкты, но и определенные культурные и духовные ценности, они способны подняться на более высокий уровень восприятия мира.

Истинная семейственность характеризуется готовностью к самоотдаче, когда личные интересы супругов уходят на второй план, а на первый ставятся интересы мини-коллектива – семьи. Нельзя сказать, что люди семейного сознания полностью лишены сознания индивидуалистов. Как правило, семейные имеют вполне здоровую самооценку, многое знают о своих достоинствах, но при этом они готовы отдать все ради благополучия своего клана.

С точки зрения ведических представлений о мире и вселенной семейственность нельзя считать чем-то возвышенным и абсолютно полезным. Тем не менее, сами же Веды провозглашают культивацию этого уровня сознания обязательным условием для благополучного существования человеческого социума. В пример тому мы можем наблюдать кажущиеся противоречия в разных культурах и религиях мира, когда одни авторитеты воспевают коллективизм и семейственность, а другие следом же отвергают и то, и другое. У незрелых адептов такая двойственность зачастую вызывает сумятицу в умах, кроме того, так называемые противоречия становятся пищей для религиозных критиков типа Емельяна Ярославского.

Скажем, Библия говорит о важности почитания родителей, что считается благоприятным для всех, кто только еще пытается оторваться от липкого индивидуализма. Однако для более продвинутых в духовном поиске Иисус дает совершенно иную рекомендацию, призывающую оставить в стороне семейные привязанности: «Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов». Подобные «двойственные» наставления имеют место и в Ведах.

Коллективизм – следующая стадия развития сознания. Утвердившиеся в семейном мини-коллективизме люди становятся успешными в жизни. Их уровень самооценки высок и со временем перерастает в естественное желание быть полезными внешнему обществу.

Тех, кто стремится управлять человеческим обществом, можно поделить на два вида. Первый наиболее распространенный – это все те же эгоисты-индивидуалисты, с непомерным стремлением к власти, мотивированным в первую очередь жаждой удовлетворения личных интересов. Внешне они выглядят довольно успешными, но при этом их семейная сфера – это полный провал. Такие лидеры не способны сделать счастливым ни одного подопечного. Чувство долга и качество самопожертвования не реализованы ими даже на домашнем семейном уровне. Бюрократия, коррупция, карьеризм – все это их визитные карточки. Ко второму виду активных личностей относятся как раз добропорядочные «женатики». Честь и хвала им! Имея устойчивую практику «прикладного самопожертвования» в семье, они легко становятся честными начальниками, которых подчиненные готовы носить на руках.

Вспомните «Семнадцать мгновений весны» - «истинный ариец, порочащих связей не имел». Семейственность в своих лидерах ценили даже фашисты. Именно с семейственности начинается здоровый коллективизм. Невозможно построить более или менее успешное общество из неблагополучных семей. Неблагополучные люди обычно сбиваются в другие сообщества: банды и шайки. Если государство не имеет отчетливо прорисованных ценностей, его с легкостью можно назвать бандой или шайкой национального масштаба. Семейственность – первое, о чем должны позаботиться лидеры общества (в первую очередь о своей собственной). Ведь именно семья является тем самым кирпичиком.

Национализм или патриотизм – следующий уровень развития сознания. Наше стремление служить другим, которое естественным образом формируется из заботы о близких на стадии коллективизма, выталкивает нас на уровень отождествления с нашей нацией, той административной единицей или страной, где мы получили это рождение. Под словом «национализм» здесь не подразумевается нацизм или шовинизм, и то и другое является извращенными формами агрессивного эгоизма.

Современные государства, придерживающиеся прозападной идеологии, представляют собой гигантские объединения эгоистически настроенных индивидуумов. Это называется гедонизмом – стремлением реализовать свои эгоистические амбиции, объединившись по политическому или расовому принципу. Такая форма взаимодействия индивидуалистов до определенной степени эффективна, однако любые плоды эгоизма и гедонизма носят временный и весьма противоречивых характер. Человеческая деятельность в состоянии массового эгоизма отягчена естественными болезненными реакциями со стороны Матери-природы, которая по-прежнему придерживается простых и естественных представлений о том, как должны быть устроены мир и человеческий социум в нем.

Примерами истинного сознания националистов являются национальные герои, люди, отдавшие себя без остатка служению в интересах родины. Однако пытливого человека может обескуражить такой вопрос: «Кто из достигших уровня национального сознания лучше: герои молодогвардейцы или, скажем, летчики-камикадзе?»

Что ж, будем двигаться дальше в наших изысканиях? Действительно, с абсолютной точки зрения все вышеперечисленные типы сознания считаются временными и относительными. С точки зрения вечности ни семейственность, ни коллективизм или даже патриотизм так и не станут чем-то более или менее значительным, при условии, если индивидуум не ставит перед собой высшей объединяющей и корректирующей цели – духовного саморазвития. Поднявшись на уровень чистого одухотворенного сознания, мы увидим, что все эти стадии – лишь инструменты на пути нашего общего духовного становления.

Наше совершенствование в принятии ответственности и выполнении обязанностей постепенно развивает индивидуальную способность любить и быть любимыми. Сначала мы любим только себя и нас при этом никто не любит. Затем мы пытаемся полюбить свою семью, на что она непременно отвечает нам тем же. Далее наша любовь переливается на коллектив, в котором нам приходится решать разные экономические вопросы, еще дальше на страну… Эти процессы требуют не только больших усердий, но и много времени, они растянуты даже не на одну жизнь в человеческом теле. Одухотворение всего этого процесса непременно приводит к заключительной стадии, доступной обитателям этого мира.

Космополитизм – высшая степень совершенствования материального сознания. Любовь ко всему человечеству. Для человека этого уровня не существует белых или черных, коммунистов или капиталистов. Космополиты – редкие люди, отчетливо понимающие, что все граждане этого мира – дети одного отца, Бога.

Не стоит путать богатых и щедрых космополитов с простыми уличными «борцами» против расизма или глобализма в экономике. Зачастую в ряды последних попадают молодые люди с уровнем личной безответственности планетарного масштаба.

Трансцендентализм еще более велик, чем космополитизм, ибо эта стадия восприятия сущего полностью духовна. На этом уровне человек проявляет любовь ко всем живым существам и не только к людям. Он отчетливо понимает, что высшее существо – Бог является источником самих живых существ и мира, в котором они обитают. Личность, достигшая трансцендентального или нематериального уровня развития сознания, одними глазами смотрит на муравья и на слона, на депрессивного бедняка и на нувориша (тоже не менее депрессивного). Трансценденталист отчетливо воспринимает связь с высшими существами, управляющими этой вселенной, а также находится в определенных взаимоотношениях с миром духовным, который считает своей изначальной «исторической» родиной, и с самим Господом Богом.

Высокодуховная трансцендентальная личность болезненно переживает разрыв отношений остальных живых существ с изначальным духовным бытием. Такой святой человек приклад



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.154.103 (0.006 с.)