Формы правления в государстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы правления в государстве.



По форме правления государства можно поделить на две группы: монархии и республики.

Монархия означает, что правит один человек, или персональное единовластие. Она соответствует следующим признакам:

· существование единоличного главы государства;

· обладание монархом всей полноты власти, которая является нераздельной, верховной и суверенной;

· наследственный порядок передачи власти;

· бессрочное правление монарха;

· юридическая безответственность монарха;.

Различают неограниченную / абсолютную / и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издаёт законы, назначает чиновников, объявляет или прекращает войну. Карательная функция также находится в его руках.

Разновидность абсолютной монархии является теократическая монархия - форма государственного правления, при которой власть сосредоточена у главы церкви / Иран /.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную /конституционную / в зависимости от степени ограничения полномочий главы государства.

В дуалистической монархии существуют несколько политических учреждений: монарший двор, формирующий правительство и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает. Монарх, император или царь имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на его законы, издать чрезвычайные указы, а при необходимости распустить парламент.

Парламентарной монархии свойственно ограничение власти монарха, как в законодательой, так и в исполнительной сферах. Монарх здесь фигура скорее чисто символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит / Швеция, Япония, Великобритания /.

Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире. Республика / лат. respublica от res - дело, publicus – общественный/ - форма государственного правления, при которой всё высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются представительными учреждениями / парламентами /, а граждане обладают личными и политическими правами. В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются Республиками. Ей присущи следующие признаки:

· коллективное правление системой государственных органов;

· принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

· в формировании власти участвует народ;

В данный момент известны два основных вида республики.

Президентская республика характеризуется значительной ролью Президента в системе государственных органов.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство в полном составе несёт всю ответственность за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально. Российская Федерация ещё очень далека от введения у себя данной формы правления.

 

2.Понятие правового государства. Государство и гражданское общество.
Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства.
Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Это совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также органов охраны общественного порядка, государственной безопасности, вооруженных сил и пр.

Правовое государство является термином, понятием и основополагающим принципом Конституции Российской Федерации. Статья 1 Конституции РФ гласит: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство.

для правового государства характерно:
- наличие развитого гражданского общества;
- действие антимонополистических механизмов,
- правовая защищённость человека от произвольных решений и действий кого бы то ни было;
- возвышение суда как главного средства обеспечения верховенства закона;
- ограничение государственной власти.
Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны.
1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;
2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;
3) легитимность и демократический характер власти;
4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;
5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;
6) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;
7) невмешательство государства в частную жизнь граждан,

Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность; оно есть социальное объединение, обусловленное особыми интересами людей. Единство гражданского общества заключается в соответствующем виде социальной активности, на основе которой оно вырастает и которая называется гражданской деятельностью. Гражданская деятельность — это такой вид социальной активности, посредством которого люди осуществляют свои узаконенные права и свободы. Гражданская деятельность — это исходная основа формирования гражданских учреждений. Следовательно, она и связывает между собой всё разнообразие видов гражданского общества, определяя тем самым его единство, а также единство его социального пространства.


3. Понятие права и его признаки, функции. Соотношение государства и права. Право в системе социальных норм.

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных.

Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.);

3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел.

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

 

 

4. Норма права: понятие, признаки, структура. Виды правовых норм.

Норма права – это установленное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, предоставляющее субъектам регулируемого правоотношения права и возлагающее на них юридические обязанности.

Признаки нормы:

1) общеобязательный характер

2) формальная определенность

3) устанавливается государственными органами либо общественными организациями и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением, наказанием, стимулированием;

4) предоставительно-обязывающее содержание – представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей;

5) микросистемность – правовая норма выступает в виде специфической микросистемы, которая состоит из взаимосвязанных и упорядоченных элементов.

Структура нормы права – это внутреннее строение нормы, которое раскрывает ее внутреннее содержание. Любая норма права состоит из трех частей – гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на определенную жизненную ситуацию, при которой норма права вступает в действие. Гипотезы подразделяются на простые, указывающие на одно условие реализации нормы, и сложные. Среди сложных гипотез выделяют:

1) кумулятивные – норма вступает в действие при одновременном наличии нескольких условий;

2) альтернативные – норма вступает в действие при наличии одного из указанных в ней условий.

Диспозиция устанавливает права и обязанности субъектов при наступлении ситуации, описанной в гипотезе. Диспозиции также могут быть простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Санкция выражает вид и меры юридической ответственности за нарушение прав и обязанностей, отраженных в диспозиции. Санкции бывают простыми и сложными, кумулятивными и альтернативными.

Также санкции классифицируются:

1) по степени определенности:

а) абсолютно определенные (лишение свободы на 2 года);

б) относительно определенные (штраф от 1000 рублей до 5000 рублей);

в) альтернативные (лишение свободы на 2 года либо штраф 2000 рублей);

2) в зависимости от отраслевой принадлежности:

а) уголовно-правовые;

б) административно-правовые;

в) дисциплинарно-правовые;

г) гражданско-правовые.

Деление норм права:

1) регулятивные – устанавливают определенные правила поведения, предоставляют участникам правоотношений права и возлагают на них обязанности.

а) обязывающие – устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения;

б) запрещающие – устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий;

в) управомочивающие – предоставляют право на совершение определенных действий. Большинство правовых норм являются регулятивными, поскольку право как нормативная система рассчитано прежде всего на правомерное поведение субъектов правового общения;

2) правоохранительные нормы – устанавливают юридическую ответственность за нарушение норм права, они выполняют функцию охраны общественного порядка. Примером могут служить нормы УК

РФ;

3) специализированные нормы права – содержат предписания по выполнению регулятивных и правоохранительных норм права. В свою очередь они делятся на:

а) дефинитивные – законодательно закрепляют определенные юридические понятия;

б) нормы-принципы – в них закреплены основы общественно-политического строя, политической системы, права и свободы граждан;

в) коллизионные – предписывают действия субъектов в спорных ситуациях в случае наличия противоречия в нормах права;

г )поощрительные – стимулируют производственную, социальную, творческую активность личности.

По предмету правового регулирования выделяют нормы отдельных отраслей права:

1) материальные;

2) процессуальные.

По методу правового регулирования:

1) императивные;

2) диспозитивные.

По объему регулирования общественных отношений выделяют:

1) общие нормы права;

2) специальные нормы права.

По юридической силе различают:

1) нормы права, содержащиеся в законах и обладающие высшей юридической силой;

2) содержащиеся в подзаконных нормативных актах. По территории действия различают нормы права:

1) действующие на всей территории государства – издаются высшими или центральными органами государства;

2) действующие на определенной части территории государства – действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц.

По кругу лиц выделяют нормы права:

1) действующие в отношении всех лиц, находящихся в пределах территории данного государства;

2) распространяющие свое действие только на определенную категорию лиц, например на военнослужащих, пенсионеров, депутатов, молодежь, врачей и т. д. В этих нормах определяется специальный адресат, специальный субъект права.

По времени действия выделяют:

1) постоянно действующие нормы права;

2) временные нормы дискретного действия.

По отраслевой принадлежности можно выделить нормы права гражданские, земельные, трудовые и т. д.

 

5. Система российского права. Отрасли и институты.

Нормы права согласованы между собой и в результате этого составляют единую систему права.

Система права – совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов, отраслей права, которые характеризуются внутренним единством.

Элементы системы права:

1) правовые нормы – исходные части системы права;

2) правовые институты – совокупность правовых норм, их небольшая группа, регулирующая один вид общественных отношений. Виды

а) отраслевые (институты дарения, наследования, брака);

б) межотраслевые (институт собственности, договора);

в) материальные; г) процессуальные; д) простые; е) сложные;

ж) охранительные (институт обеспечения иска, мер пресечения);

з) регулятивные (институт гражданства, институт брака)

3) подотрасли – совокупность родственных правовых институтов, группа регулируемых отношений уже, чем у отрасли права (авторское);

4) отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, объединенных одной однородной сферой общественных отношений. Например, конституционная, уголовная, экологическая и др. Отрасль самостоятельна, устойчива, но взаимосвязана с другими отраслями.

В системе права необходимо выделить следующие группы:

1) публичное право – общественные отношения в сфере государственного управления (конституционное право, административное и другие отрасли права).

2) частное право – отношения между индивидуумами (сфера гражданского, семейного права).

Признаки системы права:

1) единство – принадлежность норм права к одной правовой системе порождает единство их целей;

2) различие – каждая из норм, имеет свое содержание, объект регулирования и т. д.;

3) взаимодействие – нормы права должны быть взаимосвязаны, так как входят в единую иерархию нормативных актов.

Правовая система – совокупность правовых явлений и традиций отдельно взятой страны.

Отрасль права – совокупность правовых норм и правовых институтов, регулирующих правоотношения в определенной сфере.

Можно выделить следующие основные отрасли права:

1) конституционное – регулирует социальнозначимые общественные отношения, основной источник – Конституция РФ;

2) административное – связано с осуществлением исполнительной власти;

3) гражданское – регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;

4) земельное – предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей;

5) семейное – посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями;

6) трудовое – рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности;

7) уголовное – предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение и иные;

8) сельскохозяйственное право – совокупность юридических норм и правовых институтов, которые регулируют порядок организации и деятельности крестьянских хозяйств.

Отрасли права можно классифицировать следующим образом:

1) материальные – в том случае, если они регулируют материальные или общественные отношения (гражданское право, уголовное);

2) процессуальные – предметом регулирования является применение и регламентация материальных отраслей (гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное).

 

 

6. Источники права: понятие, виды. Источники права в РФ. Законы и подзаконные акты. Конституция РФ - основной закон государства.

Источники права - это действующий в государстве официальный документ, устанавливающий или санкционирующий нормы права

Виды правовых источников:

1) материальные источники права – данная группа источников заложена в системе объективных потребностей общественного развития;

2) идеальные источники права – состоят в осознании законодателем всех общественных потребностей с учетом многих факторов, под влиянием многих юридически значимых обстоятельств;

3) юридические источники права – результат осознания общественных потребностей, получивший закрепление в юридических(правовых)актах.

Виды источников права:

1) правовой обычай – первая форма права, исторически сложившееся правило поведения и одобряемое государством. 2) судебный прецедент – судебные решения (принципы), которые суды применяют как образец при рассмотрении подобных ситуаций.

3) нормативный договор – соглашение сторон, содержащее нормы права. Он может быть:

а) внутригосударственным;

б) международным; в) учредительным;

г) типовым;

д) текущим;

4) нормативно-правовой акт – официальный документ, изданный соответствующим органом, содержащий нормы права (законы, кодексы, постановления Правительства, указы Президента и т. д.).

Закон – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый уполномоченным на то органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Верховенство закона закреплено в Конституции РФ, предусматривающей, что:

1) закон не может противоречить Конституции РФ,

2) закону подчинены в своей деятельности органы государственной власти

3) обязательное соблюдение законов распространяется на граждан и их объединения, на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех должностных лиц;

Основными видами законов в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

1) Федеральные законы:

а) федеральные конституционные законы;

б) федеральные законы.

2) законы субъектов Федерации – они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Подзаконные нормативные акты также являются разновидностью источников российского права, изданы на основе и во исполнение федеральных конституционных и федеральных законов.

К подзаконным нормативным актам относятся:

1) на федеральном уровне:

а) указ Президента РФ; б) постановление Правительства РФ; в) приказы, инструкции, положения министерств, государственных комитетов;

2) на уровне субъектов Федерации:

а) акты органов субъектов Федерации, б) акты органов самоуправления; в) уставы областей, республик, входящих в состав Российской Федерации.

Подзаконные акты, подчиняясь нормам закона, должны соответствовать друг другу.Столкновение закона и подзаконного акта(издание с нарушением компетенции принявшего подзаконный акт органа) влечет появление юридической коллизии.

Основа правового регулирования в Российской Федерации – Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Конституция – Основной Закон государства.

Предмет регулирования Конституции:

1) права и свободы человека;

2) организация управления государством с соблюдением принципов суверенитета и разделения властей;

3) устройство государственного механизма;

4) политико-территориальное устройство;

5) форма правления;

6) форма государственного устройства.

Конституция обладает следующими свойствами:

1) основополагающий характер – она регулирует важнейшие общественные отношения в стране

2) нормативность;

3) высшая юридическая сила

4) учредительность.

7. Основные правовые системы современности.

Правовая система – это совокупность взаимосвязанных правовых явлений, нормативную основу которых составляет право. В настоящее время выделяют три основные разновидности правовых систем:

1) национальную правовую систему, отражающую политическое своеобразие конкретной страны;

2) тип права (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический);

3) правовую семью.

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем. Обычно выделяют четыре правовые семьи современности.

1. Романо-германская семья – Италия, Франция, Германия, Австрия, Швейцария.

Признаки романо-германской правовой семьи:

1) единая иерархически построенная система источников права;

2) главную роль в формировании права играет законодатель;

3) наличие конституций, обладающих высшей юридической силой;

4) важное положение занимают подзаконные нормативные акты;

5) деление системы права на отрасли.

2. Англосаксонская семья – Великобритания, США, Канада, Австралия.

Признаки англосаксонской системы права:

1)основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решении по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

2) ведущая роль в формировании права (правотворчестве) отводится суду;

3) главенствующее значение имеет в первую очередь процессуальное право, которое во многом определяет право материальное;

4) отсутствие кодифицированных отраслей права;

5) отсутствие классического деления права на частное и публичное.

3. Религиозная семья – Иран, Ирак, Пакистан, Судан.

Признаки:

1) главный творец права – Бог, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда;

2) источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности,

3) тесная взаимосвязь юридических положений с религиозными,

4) отсутствует деление права на частное и публичное;

5) судебная практика основана на идее обязанностей, а не прав человека.

4. Традиционная семья – некоторые страны Африки, Китай, Япония.

Признаками данной правовой семьи являются следующие:

1) доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

2) обычаи и традиции представляют собой совокупность юридических, моральных и мифических предписаний, признанных государством;

3) юридический прецедент не выступает в качестве основного источника права.

8. Международное право как особая система права.

Система международного права – это совокупность международных норм, институтов, отраслей международного права, взятых в своем единстве, взаимосвязи и взаимозависимости.

Первичный элемент системы международного права – норма.

Норма международного права – это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом.

Особенности международно-правовых норм:

Предмет регулирования – межгосударственные отношения и связанные с ними отношения других субъектов;

Порядок создания – согласование позиций государств;

Форма закрепления –договор, обычай, акты международных конференций и организаций;

Обеспечение реализации самими государствами.

Отрасль международного права – совокупность юридических норм и принципов, регулирующих отношения между субъектами международного права в определенной области международного сотрудничества (например, право международных договоров, право международных организаций и др.).

Основные принципы:

Принцип суверенного равенства государств и уважения прав, присущих суверенитету.

Принцип неприменения силы или угрозы силой.

Принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств.

Принцип территориальной целостности государств.

Принцип нерушимости границ.

Принцип уважения прав человека.

Принцип сотрудничества между государствами.

Принцип добросовестного выполнения международных обязательств.

9. Законность и правопорядок, их значение в современном мире.

Правовая законность выражается в точном соблюдении и исполнении требований правового закона всеми субъектами права.

Законность - комплексное политико–правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно–политической жизни, органическую связь права и власти, права и государства.

Законность можно считать режимом общественно–политической жизни, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами.

Принципы:

1.верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам.

2.Равенство всех перед законом и судом

3.Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права

С законностью тесно связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок – это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и гражданами.

В формировании правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности государственных органов, должностных лиц и граждан.

Правопорядок - фактическое состояние урегулированных правом отношений.

Принципы:

1.определенность (правопорядок базируется на формально–определенных правовых предписаниях).

2.Правопорядок - система отношений, которая основана на единой сущности права.

3.Правопорядок возникает при организующей деятельности государства, его органов - принцип организованности.

4.принцип государственной гарантированности.

5.нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами- принцип устойчивости.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция.

10. Понятие и признаки правонарушения. Виды правонарушений: преступления и проступки.

Правонарушение – противоправное, общественно опасное, виновное деяние (действие или бездействие) личности, которое причиняет вред обществу, гражданину, государству.

О сновными признаками правонарушения являются:

1) его противоправность – так как происходит нарушение требований закона;

2) совершение правонарушения дееспособными лицами – действия осуществлены человеком, способным отвечать за свои поступки;

3) наличие вины в виде умысла или неосторожности;

4) влечет применение мер юридической ответственности.

Состав правонарушения – совокупность элементов, достаточных для привлечения личности к правовой ответственности.

Состав правонарушения образовывается из субъективных и объективных признаков:

1) субъект правонарушения – лицо, совершившее правонарушение. Физическое – при условии обладания праводееспособностью, юридическое – при совершении гражданских правонарушений;

2) объект правонарушения – общественные отношения, на которые посягает правонарушитель.

3) субъективная сторона правонарушения –степень виновности лица, его совершившего, его отношение к своему деянию(вина в форме умысла или неосторожности, цели, мотивы)

4) объективная сторона правонарушения – состоит из самого деяния в виде действия или бездействия, его противоправности, последствий.

Отсутствие одного или нескольких из перечисленных признаков влечет факт отсутствия правонарушения.

Правонарушения подразделены на:

1) преступления – общественно опасные правонарушения, предусмотренные уголовным законодательством. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Перечень преступлений указан в Уголовном законодательстве и является исчерпывающим;

2) проступки – влекут меньшую степень общественной опасности, за их совершение предусмотрена юридическая ответственность гражданским, административным, трудовым правом.

Виды проступков:

а) гражданские – совершаются в сфере имущественных и личных неимущественных правовых отношений;

б) административные – посягательства на установленный порядок государственного управления, институт собственности, права и законные интересы граждан; это нарушение общеобязательных правил поведения;

в) дисциплинарные – противоправные деяния, которые нарушают внутренний порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций;

г) процессуальные – примером такого вида правонарушения может стать неявка свидетеля в суд.

11. Понятие юридической ответственности, ее основания. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая.

Юридическая ответственность – наступление неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера (санкций), которые возлагаются уполномоченными государственными органами с соблюдением процессуального законодательства на правонарушителя.

Единственным основанием юр. ответственности является совершение правонарушения, т.е. наличие в деянии правонарушителя состава правонарушения.

Принципами юридической ответственности являются:

1) неотвратимость – неизбежность применения мер ответственности за совершенное правонарушение;

2) законность – соблюдение правовых норм при назначении мер юридической ответственности;

3) справедливость – соответствие тяжести наказания совершенному правонарушению

4) гуманизм – запрет на применение пыток, бесчеловечного обращения с человеком;

5) объективность – привлечение к юридической ответственности только при условии наличия общественно вредного деяния.

Обстоятельства, которые исключают привлечение лица к юридической ответственности. К ним относятся:

1) необходимая оборона

2) крайняя необходимость

3) невменяемость

4) малозначительность

5) выполнение приказа;

6) казус (случай)

Виды юридической ответственности:

1) уголовная ответственность – наступает за совершенное преступление на основании решения суда;

2) административная ответственность – предусмотрена за совершение административного правонарушения, проступка (нарушение правил дорожного движения).

К административным взысканиям относятся:

а) предупреждение;

б) штраф;

в) лишение специального права;

3) дисциплинарная ответственность – наступает за нарушение служебных обязанностей, совершение дисциплинарных проступков. Она предусмотрена должностными инструкциями, правилами внутреннего трудового распорядка.

Меры дисциплинарной ответственности:

а) замечание;

б) выговор;

в) увольнение;

4) гражданско-правовая ответственность – за совершение гражданского правонарушения, имеет имущественный, компенсационный характер, наступает в виде возмещения причиненных убытков, штрафных санкций и т. д.

12. Система органов государственной власти в РФ. Принципы разделения властей, его содержание и значение.

Конституцией РФ закреплен принцип разделения государственной власти на:

1) законодательную;

2) исполнительную;

3) судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

1) Президент Российской Федерации;

2) Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

3)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.37 (0.208 с.)