Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логико-смысловой граф и логика связностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Гипертекст всегда представляет собой некоторую сеть или граф, отображающие систему связей между смысловыми единицами текста. Свойства гипертекста, его функциональные возможности в значительной степени зависят от структурных характеристик гипертекстовой сети. Она может иметь разную степень сложности, быть иерархической или циклической, члениться на обособленные части, быть "стройной" или "хаотичной". Чем более сложной, запутанной, насыщенной циклами является структура гипертекста, тем труднее его освоение как в функции чтения, так и в функции подготовки текста. Почти все авторы отмечают, что в гипертексте можно "заблудиться", потерять ориентацию, не найти удобных путей чтения и письма. Можно трактовать семантические графы не как отображения текстов, а как представление знаний о предметных областях. Это явилось промежуточным этапом на пути к смысловым сетям, которые стали служить самостоятельным авторским средством изложения своих знаний и представлений о соответствующей предметной области[43]. При формировании смысловых графов автор должен пользоваться определенными критериями и процедурами, чтобы отличать прямую смысловую связь от косвенной. Смежными по смыслу считались лишь те понятия и утверждения, которые можно объединить при помощи логических связок (типа "есть", "является причиной", "поэтому", "в этих целях" и т. п.). После того как был принят этот своеобразный критерий связи, направление стало называться "логико-смысловым моделированием", а логико-смысловые графы вплотную приблизились к гипертекстам. Их можно было читать, вставляя при переходе к смежному узлу соответствующую логическую связку. Логико-смысловые графы, действительно, можно рассматривать как одну из версий гипертекста. Но введение критерия связи повело и к другим важным следствиям. Стал применяться принцип полноты связей, т. е. связь стала фиксироваться для всех пар высказываний, которые могли быть соединены связкой. Для каждого нового высказывания, вводимого в логико-смысловой граф, нужно было указать все его связи с высказываниями, уже имеющимися в этом графе. Это, конечно, создавало технологические трудности подбора "кандидатов на связь". Но именно принцип полноты связей открыл путь к исследованию структурных характеристик смысловой сети. Стали значимыми такие характеристики, как число связей высказывания (степень соответствующей вершины графа), показатель центральности (сумма расстояний от данной вершины до всех других), наличие и число путей между какими-либо вершинами. При этом структурные характеристики получают содержательное толкование. Например, число связей высказывания можно рассматривать как признак его относительной значимости в рамках данной системы суждений. Появилась возможность представления предметной области с разной степенью детализации путем построения укрупненных графов, включающих лишь те смысловые единицы, у которых число связей превышает определенный порог. Но и для самого гипертекста здесь таятся интересные возможности: ведь таким способом в его смысловой сети можно автоматически отыскивать предпочтительные пути. Логико-смысловой граф оказывается адекватным средством для анализа связности, для исследования систем, у которых ценится высокая связность. Так могут интерпретироваться социальные позиции, системы взглядов, научные концепции, новые идеи, которые должны обладать единством, целостностью. Все элементы такого смыслового образования – принципы, утверждения, аргументы – должны быть хорошо связаны между собой, а не являться набором разрозненных высказываний. Взаимосвязанность положений концепции обычно ощущается непосредственно, интуитивно. Однако довольно часто возникает необходимость представить эти связи эксплицитно, особенно если концепция претендует на практическое воплощение и затрагивает интересы многих людей. Описываемый метод позволяет установить, насколько тесно конечные выводы связаны с тем материалом, на который они опираются.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.006 с.) |