II. Способы и формы проведения произодственной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Способы и формы проведения произодственной практики



Производственная практика обучающихся (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) – вид производственной работы, направленный на развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Производственная практика обучающихся (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) является обязательной составной частью учебного процесса, предусмотренной действующим Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, учебными планами и программами. Она представляет собой систему учебно-организационных мероприятий, проводимых с целью углубленного изучения теоретического материала, совершенствования профессиональной подготовки студентов, приобретения ими практических навыков с учетом будущего профиля подготовки.

Цели и объемы производственной практики (трудоемкость практики в зачетных единицах), а также требования к формируемым компетенциям и результатам обучения (умениям, навыкам, опыту деятельности) определяются ОПОП в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее – образовательный стандарт).

Программа производственной практики разрабатывается кафедрой журналистики и связей с общественностью на основе ФГОС ВО с учетом действующих учебных планов, утверждаются проректором по методической работе и является составной частью ОПОП.

Продолжительность и объемы производственной практики определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки высшего профессионального образования и рабочими учебными планами МГЭИ, разрабатывающимися на их основе.

Производственная практика для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводится с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

Способы проведения производственной практики обучающихся (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности):

Производственная практика студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика деятельности корреспондента СМИ», проводится в пресс-центрах, издательских домах, редакциях СМИ, информационных агентстсвах.

Производственная практика осуществляется на основании договоров и подтверждений (Приложения 1,2) в соответствии с которыми организации независимо от их организационно-правовых форм обязаны предоставить места для прохождения практики студентами МГЭИ.

В договоре, заключенном между МГЭИ и организацией (редакцией), оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Договор должен предусматривать назначение руководителя практики от организации, а также руководителя практики от МГЭИ.

При наличии вакантных должностей в организации студенты могут зачисляться на них, если работа соответствует требованиям программы практики.

С момента зачисления студентов в период производственной практики в качестве практикантов на рабочем месте на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном порядке. График работы студента в период прохождения практики определяется режимом работы организации, где студент проходит практику.

Как исключение, студенты с разрешения деканата могут сами определять место прохождения производственной практики, заручившись письменным соглашением руководителя организации.

Студентам, имеющим стаж практической работы по профилю подготовки, по решению деканата и кафедры на основе промежуточной аттестации может быть зачтена производственная практика, включая преддипломную.

Все практики в МГЭИ являются стационарными. Стационарные практики проводятся на базе МГЭИ или на местах практик, предоставленных организациями в соответствии с договорами об организации практик, расположенных на территории города и области, где расположен Институт или его филиалы.

 

III. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ, СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

Бакалавр по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика деятельности корреспондента СМИ» за время производственной (включая преддипломную) практики должен научиться решать профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности: журналистская авторская деятельность.

Производственная практика студентов направлена на решение следующих задач в соответствиис видами профессиональной деятельности:

Журналистская авторская деятельность: создание материалов для различных типов, видов СМИ и других медиа с учетом их специфики.

Конкретнее эта задача выражается в решении следующих профессиональных проблем:

- выбор и формулирование актуальной темы публикации, предназначенной для размещения в газете, журнале, на информационной ленте, в теле-, радиоэфире, интернет-СМИ, формирование замысла (или сценарной разработки), определение дальнейшего хода работы;

- сбор информации (работа с источниками информации с помощью разных методов), ее проверка, селекция и анализ;

- создание материала с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) и в разных форматах и жанрах;

- сбор и анализ предварительной информации, необходимой для разработки медиапроекта.

Процесс прохождения учебной и производственной практик направлен на формирование у студентов направления подготовки «Журналистика» следующих профессиональных (ПК) компетенций:

способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа (ПК-1);

способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2).

Ориентация ОПОП на конкретный вид профессиональной деятельности и соответствующий профессиональный стандарт предполагает соотнесение содержания трудовых функций, указанных в профессиональном стандарте с профессиональными компетенциями во ФГОС и анализ их отражения в формировании содержания практик.

Формирование содержания практик:

Трудовые функции Результаты (освоенные компетенции) Виды работ по практике
Отслеживание информационных поводов и планирование деятельности Вид профессиональной деятельности в ПС: корреспондент (репортер) в мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средствах массовой информации (СМИ) Вид профессиональной деятельности в ФГОС: журналистская авторская деятельность Объем учебно-ознакомительной практики в з.е. – 3
Получение информации для подготовки материала
Обработка и проверка полученной информации для материала способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа (ПК-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2); Знакомство с принципами выбора темы и проблем для публикаций, методами сбора информации; Ознакомление с принципами и методиками создания материалов для СМИ в различных жанрах, форматах; Знакомство и наглядное наблюдение за процессами анализа, редактирования медиатекстов; Ознакомление с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; Наблюдение и участие в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями.
Формирование материала
Отслеживание информационных поводов и планирование деятельности Вид профессиональной деятельности в ПС: корреспондент (репортер) в мультимедийных, печатных, теле- и радиовещательных средствах массовой информации (СМИ) Вид профессиональной деятельности в ФГОС: журналистская авторская деятельность   Объем производственной практики в з.е. – 21
Получение информации для подготовки материала
Обработка и проверка полученной информации для материала способность выбирать актуальные темы, проблемы для публикаций, владеть методами сбора информации, её проверки и анализа (ПК-1); способность в рамках отведенного бюджета времени создавать материалы для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах (ПК-2);   Овладение выбором темы для публикации, методами сбора информации, её проверки и анализа; Создание материалов для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах; Овладение анализом и редактированием медиатекстов, приведением их в соответствие с нормами, форматами, стилями, принятыми в редакции; Развитие профессиональных навыков в самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником.
Формирование материала

 

В результате прохождения производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) обучаемый должен

Знать:

– механизмы и закономерности формирования и развития средств массовой информации;

– основные проблемы и тенденции в развитии современных средств массовой информации;

– основные теории и концепции, относящиеся к сфере журналистики и массовой информации;

– положения международно-правовых документов ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций, регламентирующих деятельность в области международной информации;

– концепции информационной политики различных СМИ;

– положения Конституции и законов РФ, обеспечивающие свободу слова и информации, регулирующие взаимоотношения СМИ – общество;

– основные проблемы информационной политики в России и на Западе, проблемы взаимоотношений СМИ-аудитория и способы их решения;

– структуру современной медиаиндустрии, экономические особенности печатной и аудиовизуальной индустрии, экономические и юридические аспекты свободы СМИ.

Уметь и иметь навык:

– устанавливать и поддерживать связи со средствами массовой информации, информационными, рекламными агентствами, службами по связям с общественностью, издательствами, государственными и общественными структурами, партиями и движениями;

– применять научные методы и приемы в исследовании медиатекстов и современных СМИ,

– общаться с клиентами и коллегами с помощью технических средств;

– осуществлять информационно-коммуникационную, информационно-творческую, информационно-аналитическую, культурно-просветительскую деятельность;

– устанавливать связи с людьми и организациями, располагающими важными сведениями, находить источники информации;

– анализировать и оценивать деятельность средств массовой информации;

– рационально-критически воспринимать содержание различных медиаматериалов;

– систематизировать полученные знания для эффективного применения их на практике.

Результатом прохождения производственных и преддипломной практики студентов должно быть:

- овладение умениями по постановке целей и задач в профессиональной деятельности, выполняемой индивидуально и совместно с коллегами по работе;

- упрочение связи научно-теоретических знаний с практическими задачами, решаемыми журналистом в профессиональной деятельности;

- освоение навыков решения практических профессиональных задач;

- формирование профессиональной позиции литературного работника газеты, развитие творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение навыков анализа собственного труда, формирование установки на самосовершенствование и личностный рост;

- знакомство со спецификой деятельности литературного работника газеты в учреждениях различного профиля в том числе в области теории и практики деятельности корреспондента СМИ;

- обретение навыков конкретных видов профессиональной деятельности, закрепление и развитие профессиональных навыков в самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником;

- получение опыта взаимодействия с должностными лицами, коллегами и потребителями услуг в сфере СМИ.

 

IV. МЕСТО ПРАКТИКИ

В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Производственная практика (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности), включая преддипломную является обязательной составной частью учебного процесса, предусмотренной ОПОП, учебными планами и программами.

Производственная практика непосредственно ориентирована на профессионально-практическую подготовку обучающихся для приобретения ими специфических профессиональных навыков, практического опыта. Эффективное овладение профессией в сфере журналистики возможно только в результате углубленного изучения комплекса теоретических учебных дисциплин в сочетании с производственной практикой.

Перечень производственных практик определяется факультетами и выпускающими кафедрами института на основе требований ФГОС ВО к организации практик по направлениям подготовки.

В структуре ОПОП практики (как учебная – по получению первичных профессиональных умений и навыков, так и производственная, включая преддипломную – по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) находятся в Блоке 2 «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.

V.ОБЪЕМ ПРОИЗОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ

Для студентов очной формы обучения общая продолжительность I-й производственной практики (по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) составляет 216 часов или 6 зачетных единиц (4-й семестр). Продолжительность II-й производственной практики составляет 216 часов или 6 зачетных единиц (6-й семестр). Продолжительность преддипломной практики – 324 часа или 9 зачетных единиц (8-й семестр). Всего – 756 часов (21 зачетная единица). По результатам I и II производственной практики для направления подготовки «Журналистика» предусмотрен зачет с оценкой, а преддипломная практика не предполагает отчетности.

VI. СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Цель практики – приобретение практических навыков; освоение основных форм и методов работы журналиста в редакции. В ходе производственной практики студенты, специализирующиеся в области теории и практики деятельности корреспондента СМИ, знакомятся с методами работы литературного работника газеты.

Бакалавр по направлению подготовки 42.03.02 «Журналистика» и профилю подготовки «Теория и практика деятельности корреспондента средств массовой информации» за время практики должен научиться решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видом профессиональной деятельности и профессиональным стандартом «Корреспондент средств массовой информации»:

1. овладение умениями по постановке целей и задач в профессиональной деятельности, выполняемой индивидуально и совместно с коллегами по работе;

2. упрочение связи научно-теоретических знаний с практическими задачами, решаемыми журналистом в профессиональной деятельности;

3. освоение навыков решения практических профессиональных задач;

4. формирование профессиональной позиции литературного работника газеты, развитие творческого подхода к профессиональной деятельности, приобретение навыков анализа собственного труда, формирование установки на самосовершенствование и личностный рост;

5. знакомство со спецификой деятельности литературного работника газеты в учреждениях различного профиля в том числе в области теории и практики деятельности корреспондента СМИ;

6. обретение навыков конкретных видов профессиональной деятельности, закрепление и развитие профессиональных навыков в самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником;

7. получение опыта взаимодействия с должностными лицами, коллегами и потребителями услуг в сфере СМИ.

8. знакомство с организацией работы по журналистике, соответствующих отделов и служб, их структурой, функциональными обязанностями сотрудников;

9. изучение опыта деятельности творческого и аналитического сегментов редакции, информационного агентства;

10. осмотр и изучение технической базы сбора, хранения и обработки информации, выработка навыков поддержания деловых отношений с типографиями, студиями компьютерной графики, теле- и звукозаписи.

 

Виды работ по производственной практике:

1. Овладение выбором темы для публикации, методами сбора информации, её проверки и анализа;

2. Создание материалов для массмедиа в определенных жанрах, форматах с использованием различных знаковых систем (вербальной, фото-, аудио-, видео-, графической) в зависимости от типа СМИ для размещения на различных мультимедийных платформах;

3. Овладение анализом и редактированием медиатекстов, приведением их в соответствие с нормами, форматами, стилями, принятыми в редакции;

4. Развитие профессиональных навыков в самостоятельной практической деятельности, контролируемой наставником.

5. Знакомство с принципами выбора темы и проблем для публикаций, методами сбора информации;

6. Ознакомление с принципами и методиками создания материалов для СМИ в различных жанрах, форматах;

7. Знакомство и наглядное наблюдение за процессами анализа, редактирования медиатекстов;

8. Ознакомление с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов;

9. Наблюдение и участие в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями.

 

Материалы, опубликованные студентам в период прохождения практики или подготовленные к печати. Авторство должно быть подтверждено руководителем структурного подразделения, куда студент был направлен на практику, заверено его подписью и печатью.

Например, материал предоставляется в виде вырезки из газеты/журнала, поверх типографского оттиска делается надпись: «Авторство студента 1 курса Иванова А.А. подтверждаю. Редактор отдела новостей общественно-политического издания «Наш город» Петров Б.Б. 30 июля 2016 года (печать)».

Вырезанный из газеты текст может быть также наклеен на бумагу (формат А4).

Для подготовленных к печати, но не опубликованных материалов, действует следующее правило: материал распечатывается на листах формата А4 и заверяется по представленной выше форме.

Авторство материалов может быть также заверено списком в тексте характеристики, выданной студенту по окончании прохождения практики.

Например: «За период работы Иванова А.А. в редакции общественно-политического издания «Наш город» в качестве стажера отдела «Культура» им было подготовлено к печати и опубликовано 8 (восемь) материалов:

1. Монстры рока выходят на тропу войны, 12.06.2016;

2. … (название), … (дата);

3. и т.д.

Авторство студента 1 курса Иванова А.А. подтверждаю. Редактор отдела культуры Сидоров В.В. 30 июля 2016 года (печать)».

В результате прохождения производственной, в том числе преддипломной практики студент должен:

– закрепить и углубить полученные во время обучения на кафедре теоретические знания;

– приобрести практические навыки и умения по избранному направлению подготовки, видам профессиональной деятельности;

– ознакомиться со структурой организации (пресс-центра, службы по связям с общественностью, отдела рекламы и т. д.);

– освоить функциональные обязанности должностных лиц (сотрудников).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.062 с.)